Пособие от 25.08.2017
Автор: Овсейко С.

Правовое регулирование в сфере энергосбережения и энергоэффективности


СОДЕРЖАНИЕ

 

Энергетическое обследование (энергоаудит)

Нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов

Государственная экспертиза энергетической эффективности

Согласование предпроектной (предынвестиционной) документации

Стимулирование энергосбережения

 

Материал помещен в архив

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Государственной программой «Энергосбережение» на 2016-2020 годы определено, что приоритетными направлениями развития страны на 2016-2020 годы являются:

• повышение конкурентоспособности экономики;

• обеспечение энергетической безопасности и энергетической независимости за счет повышения энергоэффективности и увеличения использования собственных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии.

В настоящее время правовую основу в данной сфере представляет Закон Республики Беларусь от 08.01.2015 № 239-З «Об энергосбережении» (далее - Закон).

 

справочно

Справочно

Энергосбережение - это организационная, практическая, научная, информационная и другая деятельность субъектов отношений в сфере энергосбережения, направленная на более эффективное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов.

Энергоэффективность - характеристика, отражающая отношение полученного эффекта от использования топливно-энергетических ресурсов к затратам топливно-энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта.

Энергетическое обследование (энергоаудит)

Одной из основных мер энергетической безопасности и энергетической независимости, предусмотренных Законом, является энергетическое обследование (энергоаудит), которому в обязательном порядке один раз в 5 лет подлежат юридические лица с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) 1,5 тыс. т у. т. и более (ст.11 Закона).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 ноября 2021 г. ч.1 ст.11 Закона после слова «годовым» дополнена словом «суммарным» Законом от 24.05.2021 № 111-З.

 

Данное обследование юридических лиц и ИП включает в том числе сбор и обработку информации об использовании топливно-энергетических ресурсов, о показателях в сфере энергосбережения, проводимые в целях оценки эффективности использования ТЭР и выявления возможных направлений для более эффективного и рационального их использования.

 

справочно

Справочно

Оценка эффективности использования ТЭР определена Инструкцией по определению эффективности использования средств, направляемых на выполнение энергосберегающих мероприятий, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь, Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 24.12.2003 № 252/45/7.

 

Если с момента окончания модернизации основного технологического оборудования, обновления технологий, создания высокотехнологичных производств прошло не более 3 лет, то проводится экспресс-энергоаудит - энергетическое обследование (энергоаудит) по отдельным направлениям потребления топливно-энергетических ресурсов, или одного из их видов, или вторичных энергетических ресурсов либо по отдельной группе энергопотребляющего оборудования, имеющее ограниченный характер как по объему, так и по времени проведения.

Для юридических лиц и ИП, не отвечающих критерию 1,5 тыс. т у. т., может проводиться добровольный энергоаудит.

В случае как обязательного, так и добровольного энергоаудита необходимо иметь техническое задание на его проведение, разработанное обследуемым лицом. Но в первом случае его нужно согласовывать с областными (Минским городским) управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь, во втором - не нужно.

Исполнителем энергоаудита может быть только юридическое лицо, отвечающее критериям, установленным Положением о порядке организации и проведения энергетических обследований (энергоаудитов), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2016 № 216 (далее - Положение № 216, постановление № 216). Один из критериев - наличие сертификата соответствия на выполняемые работы (оказываемые услуги) в данной сфере. Также организация-энергоаудитор должна быть аккредитована в данной системе или иметь заключенный договор со сторонней аккредитованной организацией.

Договор на оказание услуги по энергетическому обследованию (энергоаудиту) должен отвечать требованиям ст.13 Закона, в частности, содержать условие об ответственности. По результатам энергоаудита разрабатываются различные энергосберегающие мероприятия, обоснованные предложения, а также энергетический паспорт объекта обследования.

 

справочно

Справочно

Форма энергетического паспорта приведена в приложении 2 к Положению № 216.

 

Энергосберегающие мероприятия, разработанные по результатам энергетического обследования (энергоаудита), включаются в отраслевые, региональные программы энергосбережения, а также в программы энергосбережения обследуемых юридических лиц.

Нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов

Еще одной мерой является нормирование расхода ТЭР, которому подлежат расходуемые на основные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды юридическими лицами топливо, тепловая и электрическая энергия независимо от источников энергообеспечения. Такого рода нормы должны разрабатываться на всех уровнях планирования по соответствующей номенклатуре продукции (работ, услуг) на единой методической основе с учетом условий производства, внедрения достижений научно-технического прогресса и энергосберегающих мероприятий.

Нормы расхода ТЭР определяются для юридических лиц с годовым их потреблением 100 т условного топлива и более и (или) юридических лиц, имеющих источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более.

Для государственных организаций нормы расхода ТЭР устанавливаются республиканскими органами государственного управления по согласованию с Департаментом энергоэффективности Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь (далее - Департамент), для остальных - только Департаментом (его территориальными подразделениями).

 

справочно

Справочно

Нормы расхода ТЭР устанавливаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, областным (Минским городским) исполнительными комитетами по согласованию с:

• Департаментом - для государственных организаций с годовым потреблением ТЭР 1,5 тыс. т у. т. и более и (или) имеющих источники тепловой энергии производительностью 10 Гкал/ч и более;

• областными (Минским городским) управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь - для государственных организаций с годовым потреблением ТЭР от 100 до 1 500 т у. т. и (или) имеющих источники тепловой энергии производительностью от 0,5 до 10 Гкал/ч.

 

Нормы разрабатывают сами юридические лица, которыми предполагается их применение.

Нормы расхода ТЭР могут быть:

• текущие (до 1 года);

• прогрессивные (1-5 лет для юридических лиц с годовым потреблением ТЭР 1,5 тыс. т у. т. и более) (ст.18 Закона).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 ноября 2021 г. ст.18 Закона изложена в новой редакции Законом № 111-З. На суть материала изменения не повлияли.

 

Формулы расхода ТЭР на производство продукции (работ, услуг) содержатся в Положении о порядке разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов, утвержденном постановлением  № 216.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 января 2023 г. вышеназванное Положение № 216 изложено в новой редакции постановлением Совмина от 23.12.2022 № 900.

 

Установленные нормы имеют значение с точки зрения налогообложения: затраты на оплату стоимости ТЭР, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством, не учитываются при исчислении налога на прибыль (подп.1.7 п.1 ст.131 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2022 г. к нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) (подп.1.2 п.1 ст.171 НК в ред. Закона от 31.12.2021 № 141-З).

Государственная экспертиза энергетической эффективности

Государственная экспертиза энергетической эффективности проводится с целью обеспечения соответствия проектной документации требованиям законодательства об энергосбережении, в том числе обязательным для соблюдения требованиям ТНПА (ст.22 Закона).

Указанной экспертизе подлежит проектная документация на возведение и реконструкцию жилых, административных зданий, объектов социально-культурного и производственного назначения, в том числе источников тепловой и электрической энергии.

Государственная экспертиза энергетической эффективности осуществляется:

1) Департаментом по проектной документации на возведение и реконструкцию:

а) источников электрической энергии мощностью более 3 МВт;

б) источников с комбинированной выработкой энергии электрической мощностью более 3 МВт;

в) источников тепловой энергии производительностью более 10 Гкал/ч;

2) областными (Минским городским) управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь по проектной документации на возведение и реконструкцию:

а) источников электрической энергии мощностью 3 МВт и менее;

б) источников с комбинированной выработкой энергии электрической мощностью 3 МВт и менее;

в) источников тепловой энергии производительностью от 5 до 10 Гкал/ч включительно;

3) РУП «Главгосстройэкспертиза» и его дочерними предприятиями по проектной документации на возведение и реконструкцию объектов, не указанных выше, в процессе проведения государственной экспертизы архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) (п.3 Положения о порядке и условиях проведения государственной экспертизы энергетической эффективности, утвержденного постановлением № 216).

По результатам проведения государственной экспертизы энергетической эффективности составляется заключение, содержащее:

1) сведения о застройщиках, заказчиках строительства;

2) сведения об объекте;

3) оценку эффективности планируемого использования ТЭР;

4) выводы об энергетической эффективности (неэффективности) проекта.

Согласование предпроектной (предынвестиционной) документации

В целях обеспечения выполнения требований по эффективному использованию ТЭР, повышения качества проведения государственной экспертизы энергетической эффективности застройщики, заказчики строительства источников тепловой и электрической энергии должны согласовывать предпроектную (предынвестиционную) документацию:

1) со структурным подразделением Департамента - для источников электрической энергии, источников с комбинированной выработкой энергии электрической мощностью более 3 МВт, источников тепловой энергии производительностью более 5 Гкал/ч.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 мая 2020 г. в п.2 ниженазванного Положения № 216 внесено изменение постановлением Совмина от 01.02.2020 № 65: «с Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации - для строительства источников электрической энергии мощностью более 3 МВт, источников с комбинированной выработкой энергии электрической мощностью более 3 МВт, источников тепловой энергии производительностью более 10 Гкал/ч»;

 

2) с его территориальными органами - в иных случаях (п.2 Положения о порядке согласования предпроектной (предынвестиционной) документации для строительства источников тепловой и электрической энергии, утвержденного постановлением № 216).

Обязательным условием для утверждения проектной документации на возведение и реконструкцию жилых, административных зданий, объектов социально-культурного и производственного назначения, в том числе источников тепловой и электрической энергии, является положительное заключение государственной экспертизы энергетической эффективности.

Строительство и ввод в эксплуатацию объектов, в том числе после реконструкции, модернизации и (или) капитального ремонта, не соответствующих требованиям законодательства об энергосбережении, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, не допускается (ст.22 Закона).

Помимо этого в части энергоэффективности установлены технические требования к продукции и бытовой технике. Перечень объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.10.2016 № 849.

В качестве примера таких технических требований можно привести ТКП 17.09-01-2011 «Охрана окружающей среды и природопользование. Климат. Выбросы и поглощение парниковых газов. Правила расчета выбросов за счет внедрения мероприятий по энергосбережению, возобновляемых источников энергии», утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 05.09.2011 № 13-Т, и др.

Стимулирование энергосбережения

Стимулирование энергосбережения может осуществляться в виде (ст.23 Закона):

• господдержки производителей и потребителей ТЭР, в том числе посредством предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи, возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 ноября 2021 г. следует руководствоваться ст.23 Закона с изменениями, внесенными Законом № 111-З.

 

В настоящее время на основании указов Президента Республики Беларусь от 23.03.2016 № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки» и от 25.07.2016 № 289 «О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ» меры господдержки должны применяться только в рамках госпрограмм;

• финансирования программ в сфере энергосбережения за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Порядок разработки и утверждения республиканской, отраслевых, региональных программ энергосбережения и программ энергосбережения юридических лиц утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2015 № 855;

• гарантированного подключения к государственным энергетическим сетям источников электрической энергии (в том числе объектов малой энергетики), использующих невозобновляемые ТЭР с более низким их расходованием за счет работы на тепловом потреблении, а также работающих на местных ТЭР или использующих вторичные энергетические ресурсы;

• приобретения электрической энергии, производимой источниками (в том числе объектами малой энергетики), работающими на местных ТЭР или использующими вторичные энергетические ресурсы, государственными энергоснабжающими организациями на условиях, стимулирующих создание и эксплуатацию таких объектов;

• проведения гибкой тарифной политики платежей за ТЭР, стимулирующей реализацию мероприятий по их экономии;

• установления тарифов на электрическую энергию, дифференцированных по временным периодам или иным критериям, отражающим эффективность использования ТЭР;

• предоставления налоговых, таможенных (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и иных льгот в отношении ввозимых на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему при осуществлении инвестиционных проектов в сфере энергосбережения, а также при реализации иных энергосберегающих мероприятий.

В настоящее время освобождаются от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь только установки, комплектующие и запасные части к ним по использованию возобновляемых источников энергии (подп.1.16 п.1 ст.96 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. подп.1.6 п.1 ст.119 НК на основании Закона от 30.12.2022 № 230-З исключен. Комментарии см. здесь;

 

• предоставления права на аккумулирование средств, образующихся в результате отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) в течение года после реализации энергосберегающих мероприятий стоимости сэкономленных топливно-энергетических ресурсов относительно фактического уровня их расходования на единицу продукции (работ, услуг) за год, предшествующий внедрению энергосберегающих мероприятий, и направление их на финансирование энергосберегающих мероприятий в дальнейшем.

Аккумулирование и использование бюджетными организациями средств, предназначенных на оплату топливно-энергетических ресурсов и сэкономленных от внедрения энергосберегающего оборудования и материалов, происходят на основании Положения об аккумулировании и использовании бюджетными организациями средств, предназначенных на оплату топливно-энергетических ресурсов и сэкономленных от внедрения энергосберегающего оборудования и материалов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2003 № 189;

• создания необходимых условий для функционирования системы мотивации руководителей и работников организаций к ведению работы по энергосбережению и др.

Одним из обязательных условий трудового контракта с руководителем является целевой показатель по энергосбережению (подп.8.5 п.8 Положения о порядке и условиях заключения контрактов с руководителями государственных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 № 604) .

Работники коммерческих организаций могут премироваться за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов по итогам работы за квартал (подп.1.1 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2007 № 1124 «О стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов»).

 

25.08.2017

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук