


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СЛУЖЕБНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Более половины охраняемых авторским правом произведений создаются авторами в порядке выполнения трудовых обязанностей и имеют особый статус, определяемый понятием «служебное произведение». Нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием таких произведений, заслуживают особого внимания, поскольку они затрагивают интересы как авторов, так и их нанимателей. Кроме того, поводом обратиться к проблеме служебных произведений стал вступивший в силу с 1 декабря 2011 г. Закон РБ от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон), который существенным образом изменил правовой режим таких произведений.
История вопроса
Понятие «служебное произведение» в отечественном законодательстве существует достаточно давно, однако в разное время в отношении служебных произведений действовал различный правовой режим.
Статья 481 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) 1964 г. предусматривала, что автору произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания в научной или иной организации, принадлежит авторское право на это произведение. Однако это право было в определенной степени ограничено, поскольку данный кодекс содержал отсылочную норму, предусматривающую, что порядок использования организацией такого произведения и случаи выплаты авторского вознаграждения автору устанавливаются законодательством. На практике организация, в которой работал автор, имела возможность использовать служебное произведение без заключения авторского договора, и вознаграждение за такое использование выплачивалось лишь в случаях, специально оговоренных в законодательстве. Однако за этими пределами сохранялся общий порядок использования произведения, несмотря на его служебный характер, а организация, в которой работал автор, не становилась обладателем авторских прав на созданное им служебное произведение.
Закон РБ от 16.05.1996 № 370-XIII «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон № 370-XIII) предусматривал в целом похожий подход к определению правового режима служебных произведений. Статья 13 Закона № 370-XIII устанавливала, что авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания, принадлежит автору. Наниматель получал право на использование служебного произведения способом, обусловленным целью задания, и в вытекающих из него пределах. При этом п.2 ст.13 этого Закона предусматривал, что лицо, давшее задание на создание произведения, заключает с автором договор, который может предусматривать выплату авторского вознаграждения и ограничения права на использование произведения лицом, давшим задание. Тем самым даже в отношении служебного произведения требовалось заключать договор между автором и нанимателем, и при этом не ограничивалось право автора получать вознаграждение за каждый вид его использования, в т.ч. и самим нанимателем.
Правовой статус служебных произведений радикальным образом изменился с принятием Закона РБ от 11.08.1998 № 194-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», которым Закон № 370-XIII был изложен в новой редакции (далее - Закон редакции 1998 г.). В соответствии со ст.14 Закона редакции 1998 г., которая вступила в силу с 19 августа 1998 г. и действовала до 1 декабря 2011 г., личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей (служебное произведение), признавались за автором; имущественные права на служебное произведение признавались за нанимателем, если договором между ним и автором не было предусмотрено иное. Иными словами, в Законе редакции 1998 г. законодатель значительно расширил основания для признания произведения служебным, а также установил презумпцию принадлежности всех имущественных прав на служебное произведение нанимателю.
Нормы Закона редакции 1998 г., относящиеся к служебным произведениям, вызывали серьезные нарекания в связи с их неполнотой и односторонним подходом, не учитывающим интересы авторов произведений. Наиболее серьезными были следующие проблемы.
Во-первых, законодательство четко не определяло понятие «служебное произведение», и соответственно сферы применения правил о служебных произведениях. Согласно ст.14 Закона редакции 1998 г. служебным признавалось произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей. Существенный недостаток данной нормы был в том, что законодатель, используя понятия «служебное задание» и «служебные обязанности», не давал им определения. И только с некоторой долей вероятности можно было сделать вывод о том, что эти понятия связаны с трудовыми отношениями и обозначают обязанности наемного работника.
Во-вторых, избранная отечественным законодателем модель, предполагающая «раздел» авторского права на составляющие его личные неимущественные и имущественные права с признанием первых за автором, а вторых, при отсутствии договоренности об ином, - за нанимателем, оказалась крайне неудачной. В частности, с признанием права на использование произведения изначально за нанимателем была связана серьезная юридическая проблема: в Законе редакции 1998 г. отсутствовал прямой ответ на вопрос о судьбе служебного произведения после ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, являвшихся обладателями всех имущественных прав на это произведение. Системный анализ норм Закона редакции 1998 г. и нормы ст.57 ГК позволял сделать вывод о том, что в рассматриваемой ситуации права на служебное произведение не возвращались автору, а прекращались. Это означало, что в таком случае служебное произведение переходило в общественное достояние еще при жизни его автора.
В-третьих, самая серьезная проблема была связана с тем, что авторы произведений были лишены возможности получения авторского вознаграждения. Отдельные юристы, ссылаясь на норму п.3 ст.16 Закона редакции 1998 г., в которой декларировалось право автора на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения, делали вывод о том, что это правило распространяется и на служебные произведения. Однако проблема состояла в том, что декларируемое право автора на получение вознаграждения может быть реализовано только в рамках договорных отношений с лицом, использующим произведение, при этом само авторское вознаграждение имеет характер встречного предоставления за предоставленное право использования произведения. Специальная норма, посвященная служебным произведениям, устанавливала презумпцию изначальной принадлежности имущественных прав на такое произведение нанимателю. Имущественные права на произведение в Законе редакции 1998 г. определялись в первую очередь как исключительное право использования произведения. А если право использования произведения принадлежало нанимателю в силу установленной законом презумпции, то у него просто не было правового основания для заключения договора с автором и, соответственно, не было правового основания для выплаты вознаграждения.
Резюмируя обозначенные проблемы, можно сказать, что существовавшее регулирование отношений по поводу служебных объектов авторского права не только ущемляло законные интересы авторов, но и во многих случаях не устраивало нанимателей, желавших поощрять своих работников выплатой авторского вознаграждения. Оговорка законодателя о том, что иное в отношении принадлежности прав может быть предусмотрено договором между автором и нанимателем, не устраняла проблемы, поскольку это «иное» на практике, чаще всего, не оговаривалось. Кроме того, существовавшая конструкция раздела авторского права в отношении служебного произведения на личные неимущественные и имущественные права, принадлежащие разным лицам, допускала возможность определения иного варианта принадлежности имущественных прав на служебное произведение только до момента его создания.
Закон содержит конкретные шаги по установлению более взвешенного баланса интересов авторов служебных произведений и их нанимателей.
Основания для признания произведения служебным
Закон содержит легальное определение служебного произведения. Согласно норме ст.4 Закона служебным признается произведение науки, литературы, искусства (его часть, имеющая самостоятельное значение), созданное автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором. Тем самым законодатель однозначно определяет служебное произведение как создаваемое в рамках трудовых отношений.
Из определения также следует, что основанием для признания произведения служебным может быть его создание как в результате выполнения задания нанимателя, так и при выполнении автором обязанностей, обусловленных трудовым договором.
Первым возможным основанием для признания произведения служебным будет то, что произведение создано автором по заданию нанимателя. Само задание нанимателя может быть как письменным, так и устным, поскольку согласно ст.53 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) работник обязан выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным актам.
Самостоятельным основанием для признания за произведением статуса служебного является то, что оно создано в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором. Обязанности работника - это его трудовая функция, которая согласно норме ст.19 ТК определяется трудовым договором (функциональными обязанностями, должностной инструкцией).
В связи с тем что законодатель называет два самостоятельных основания для признания произведения служебным, возникает вопрос о том, как возможное задание нанимателя может соотноситься с обязанностями автора произведения, обусловленными трудовым договором. Согласно ст.20 ТК наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Закон таких случаев прямо не предусматривает, при этом его нормы в соответствии со ст.1 ГК могут применяться лишь в той части, в которой это не противоречит нормам трудового законодательства. Поэтому можно говорить о том, что выполнение задания нанимателя, выходящего за рамки служебных обязанностей работника, не должно повлечь признания созданного работником произведения служебным.
Как определить, имеет ли конкретное произведение служебный характер? Для признания произведения служебным и реализации нормы о переходе исключительного права на это произведение нанимателю необходим сложный юридический состав, включающий:
1) факт создания произведения как основание для возникновения авторского права;
2) наличие оснований для признания за созданным произведением статуса служебного в виде вытекающей из трудового договора (контракта) обязанности автора создать данное произведение;
3) возможный договор автора и нанимателя, ограничивающий объем переходящего нанимателю исключительного права на служебное произведение.
В соответствии со ст.8 Закона авторское право на произведение возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Поэтому возникновение у нанимателя исключительного права в отношении служебного произведения не требует специального удостоверения, а также не зависит от того, уведомил ли его работник о создании произведения или нет.
Доказательством служебного характера произведения будут в совокупности документы, подтверждающие наличие между автором и нанимателем трудовых отношений (трудовой договор, контракт), а также документы, определяющие трудовую функцию автора (трудовой договор, должностная инструкция и т.п.).
Новый подход в определении принадлежности прав на служебное произведение
Что изменилось в вопросе принадлежности авторского права на служебное произведение с вступлением в силу Закона.
Статья 17 Закона содержит определенные изменения, на первый взгляд, принципиально не меняющие существующий правовой режим служебных произведений, а именно: авторское право на служебное произведение признается за автором, но с момента создания произведения исключительное право переходит нанимателю, если соглашением между ним и автором не предусмотрено иное. Законодатель уточняет, что к нанимателю переходят не все имущественные права, а только исключительное право на произведение. Такое уточнение связано с тем, что согласно норме п.1 ст.16 Закона автору в отношении его произведения принадлежат исключительное право на произведение, а также иные имущественные права в случаях, предусмотренных Законом. При этом согласно п.2 ст.16 Закона исключительное право на произведение означает право его обладателя использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом.
Принципиальное отличие предложенной в ст.17 Закона схемы презюмируемого автоматического перехода исключительного права на служебное произведение нанимателю от ранее применявшейся схемы раздела авторского права и презюмируемого признания имущественных прав за нанимателем состоит в том, что новая норма первоначально признает исключительное право за автором, а затем это право в силу закона переходит к нанимателю. Различие кажется несущественным, однако предлагаемая конструкция признания исключительного права за автором с последующим автоматическим переходом этого права от автора к нанимателю решает несколько ранее существовавших проблем.
В основе всех правоотношений, связанных со служебным произведением, находится факт его создания. Именно поэтому признание автора первоначальным обладателем всех прав на произведение позволяет построить непротиворечивую схему определения последующих правообладателей. Более логичным становится применяемое правило исчисления срока действия исключительного права на произведение исходя из продолжительности жизни автора. Кроме того, решается существовавшая ранее проблема принадлежности исключительного права на произведение в случае ликвидации юридического лица - нанимателя, и вместо перехода произведения в общественное достояние, как это вытекало из норм ранее действовавшего законодательства, эти права будут возвращаться автору или переходить к его наследникам.
Личные неимущественные права на служебное произведение традиционно признаются за автором. Согласно норме п.2 ст.15 Закона личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае перехода исключительного права на произведение к другому лицу.
Содержание личных неимущественных прав автора определено в п.1 ст.15 Закона. Принципиально не меняя систему личных неимущественных прав автора по сравнению с ранее действовавшим законодательством, Закон содержит нормы, усиливающие охрану целостности произведения, трансформируя ранее признававшееся за автором право на защиту произведения от искажений в право на неприкосновенность произведения. Признание за автором права на неприкосновенность произведения означает, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение любых изменений, сокращений и дополнений. Однако с учетом того, что абсолютизация права автора на защиту целостности произведения может затронуть интересы нанимателя, который в силу закона наделяется исключительным правом на это произведение, законодателем сделана специальная оговорка, определяющая особенности осуществления этого права в отношении служебных произведений. Так, согласно норме п.6 ст.17 Закона наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произведения к конкретным условиям его использования, без получения на это согласия автора служебного произведения, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором. При этом наниматель обязан указать в произведении (исполнении) об осуществленной им адаптации.
Закон, как и ранее действовавшее законодательство, ограничивает еще одно личное неимущественное право автора - право на обнародование, устанавливая, что автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем, а также дополнительно устанавливает, что автор служебного произведения не вправе реализовать принадлежащее ему право на отзыв (п.4 ст.17 Закона).
Еще одним шагом в направлении более сбалансированного регулирования отношений, связанных со служебными произведениями, стало закрепление в Законе временных рамок для начала использования такого произведения нанимателем, получившим на него исключительное право: согласно норме части третьей п.2 ст.17 Закона если наниматель в течение 5 лет со дня, когда служебное произведение было представлено в его распоряжение, не начнет его использование или не передаст исключительное право другому лицу, это право переходит к автору, если договором между нанимателем и автором не установлено иное. Данная норма имеет диспозитивный характер и позволяет на уровне соглашения работника и нанимателя устанавливать как более продолжительный, так и более короткий срок, а также исключить возможность возврата исключительного права к автору в связи с неиспользованием произведения.
Право автора служебного произведения на авторское вознаграждение
В числе основных недостатков ранее действовавшего законодательства отмечено, что автор служебного произведения был практически лишен возможности получения авторского вознаграждения.
В вопросе выплаты вознаграждения автору служебного произведения Закон исходит из того, что автор может рассчитывать на получение вознаграждения в том случае, если это предусмотрено договором с нанимателем. Норма части второй п.2 ст.17 Закона сформулирована следующим образом: «В случаях, предусмотренных договором между нанимателем и автором, если исключительное право на служебное произведение принадлежит нанимателю, автор (наследники автора) имеет право на получение авторского вознаграждения за использование этого произведения». Иными словами, процитированная норма не гарантирует автору служебного произведения получение вознаграждения, а оставляет этот вопрос на усмотрение нанимателя, поскольку основанием для выплаты вознаграждения служит договор между нанимателем и автором и у автора нет права требовать его заключения. В то же время такая новация разрешает существовавшую ранее тупиковую ситуацию, когда наниматель, став в силу закона обладателем всех имущественных прав на служебное произведение, при всем желании не мог выплатить работнику авторское вознаграждение, потому что у него не было для этого правового основания. Небольшое изменение, выразившееся в признании первоначальным обладателем авторского права на служебное произведение его автора (с последующим автоматическим переходом исключительного права нанимателю), предполагает, что состоявшийся в силу закона переход права и есть основание для выплаты автору такого произведения авторского вознаграждения.
Согласно п.3 ст.16 Закона автор имеет право на получение авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения. Однако специальная норма части второй п.2 ст.17 Закона говорит о том, что автор имеет право на получение вознаграждения в случаях, предусмотренных договором между нанимателем и автором, тем самым позволяя соглашением ограничивать выплату вознаграждения только определенными способами использования, за пределами которого сохраняется право нанимателя использовать служебное произведение без выплаты вознаграждения.
С возможным признанием за автором служебного произведения права на получение вознаграждения связан и вопрос об определении его размера. Полагаю, что в данной ситуации должна применяться норма п.3 ст.16 Закона, согласно которой размер вознаграждения, выплачиваемого автору за использование произведения, не может быть ниже размера, установленного Советом Министров РБ.
Наряду с принятием Закона в законодательстве произошли и другие изменения, связанные с правом автора служебного произведения на вознаграждение. Указом Президента РБ от 26.05.2011 № 216 «О мерах по повышению эффективности использования объектов интеллектуальной собственности» внесено дополнение в подп.1.7 п.1 Указа от 07.09.2009 № 441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности», предусматривающее, что государственные юридические лица и хозяйственные общества, в отношении которых государство может определять принимаемые решения, организации, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность и являющиеся обладателями исключительных прав на произведения науки, 40 % средств, полученных по договорам, предусматривающим передачу имущественных прав на эти произведения, оставшихся в распоряжении названных организаций после уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей, направляют на выплату вознаграждений авторам служебных произведений науки. Порядок и условия выплаты указанного вознаграждения должны быть определены Советом Министров РБ.
Приведенная выше норма определена как императивная, а это значит, что она отменяет правила ст.17 Закона и исключает возможность нанимателя и автора определить иной размер авторского вознаграждения. Однако сфера применения данной нормы представляется довольно узкой как в силу ограниченного субъектного состава регулируемых правоотношений, так и объектного - произведения науки, а также в связи с определенным в качестве основания для выплаты указанного вознаграждения дохода, полученного нанимателем только от передачи прав на такие произведения третьим лицам.
Договор нанимателя и автора служебного произведения
Норма п.2 ст.17 Закона гласит, что исключительное право на служебное произведение с момента его создания переходит к нанимателю, если иное не предусмотрено договором между ним и автором.
Законодатель не оговаривает, какой договор должен быть для этого заключен. А поскольку он использует родовое понятие «договор», это может быть как трудовой договор (контракт), в который будут включены положения об иной принадлежности исключительного права на произведение, так и специально заключенный гражданско-правовой договор, определяющий принадлежность исключительного права на служебное произведение.
Закон редакции 1998 г. в вопросе о принадлежности имущественных прав на служебное произведение допускал возможность для автора и нанимателя оговорить иное в заключенном между ними договоре. Однако варианты этого иного были ограничены в связи с тем, что иное допускалось только в вопросе о том, кто станет первоначальным обладателем имущественных прав на служебное произведение, и сводились к следующему:
1) наниматель и автор в своем договоре могли установить, что имущественные права на служебное произведение в полном объеме возникают у автора;
2) имущественные права в соответствии с соглашением сторон могли быть разделены между работником и нанимателем (критериями раздела могли выступать способы и территория использования произведения). А вот вариант, при котором автор и наниматель оговаривали бы право нанимателя использовать служебное произведение в определенных пределах в течение определенного срока (например, на время работы у данного нанимателя), с точки зрения применения Закона редакции 1998 г. был невозможен, поскольку законодательство позволяло автору и нанимателю установить иное только в вопросе принадлежности имущественных прав на служебное произведение, т.е. оговорить, у кого эти права возникнут.
Закон, который определяет автора в качестве первоначального обладателя авторского права и устанавливает презумпцию перехода исключительного права нанимателю, также допускает возможность заключения договора, предусматривающего иное. Какие варианты иного допускает новая норма?
Во-первых, автор и наниматель могут своим договором отменить презюмируемый переход исключительного права нанимателю, сохранив авторское право на служебное произведение в полном объеме за автором. В этом случае его правовой режим не будет отличаться от правового режима произведения, созданного вне рамок трудовых отношений, и нанимателю, заинтересованному в использовании произведения, необходимо будет заключить с работником авторский договор.
Во-вторых, автор и наниматель могут договориться о том, что исключительное право перейдет к нанимателю в ограниченном объеме, при этом критериями для ограничения могут быть способы и территория использования произведения, а также ограничение переходящего нанимателю исключительного права определенным сроком. Несмотря на то что такой вариант ограниченного перехода исключительного права нанимателю напоминает авторский договор, в его основе лежит принципиально иная схема.
Следует отметить, что договор, отменяющий презюмируемый переход исключительного права нанимателю или ограничивающий объем переходящих прав, может быть заключен до момента создания произведения; последующее изменение обладателя исключительного права возможно на основании заключаемых правообладателем договоров, в т.ч. и с самим автором служебного произведения.
Безусловно, помимо условия, относящегося к исключительному праву на служебное произведение, договор автора с нанимателем может предусматривать условия, ограничивающие нанимателя в праве осуществлять адаптацию произведения, а также условие об авторском вознаграждении.
Переходные положения
Закон вступил в силу с 1 декабря 2011 г. Согласно ст.60 Закона его нормы применяются к отношениям в области авторского права и смежных прав, возникшим после вступления Закона в силу.
Несмотря на кажущуюся простоту данной нормы вопрос о том, какие именно отношения претерпят изменения с этой даты, требует особого внимания. Применительно к служебным произведениям вопрос представляется крайне актуальным в связи с тем, что за прошедшие годы их правовой режим, определяемый законодательством, несколько раз существенно изменился. Поэтому особое значение имеет норма п.5 ст.60 Закона, устанавливающая, что первоначальный обладатель исключительного права определяется в соответствии с актами законодательства, действовавшими в момент создания произведения. При этом на вопрос: может ли автор служебного произведения, созданного в период с 19 августа 1998 г. по 30 ноября 2011 г., в последующем получать авторское вознаграждение - можно ответить утвердительно, поскольку это прямо предусмотрено нормой Закона, а отношением, к которому она применяется, будет договоренность автора и нанимателя о выплате вознаграждения.
10.02.2012 г.
Сергей Лосев, кандидат юридических наук, доцент