Пособие от 16.02.2015
Автор: Овсейко С.

Правовой статус федераций по видам спорта


СОДЕРЖАНИЕ

 

Регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта

Компетенция спортивных федераций

Юридический статус спортивных федераций

Структура управления

 

Материал помещен в архив

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЦИЙ ПО ВИДАМ СПОРТА

Регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта

В мире существуют две основных модели развития спорта в стране:

1) интервенционистская - предполагающая широкое участие государства в развитии спортивного движения;

2) неинтервенционистская - ведущая роль в развитии спорта принадлежит не государству, а различным общественным организациям.

В силу исторической и культурной традиции Беларусь принадлежит к первой группе стран, где государство традиционно активно вмешивается (прежде всего, в позитивном значении, например через бюджетное финансирование) в развитие спорта.

Между тем международное спортивное движение устанавливает определенные рамки для такого вмешательства. Например, Олимпийская хартия провозглашает Международный олимпийский комитет (далее - МОК) неправительственной организацией (ст.15), а от национальных олимпийских комитетов требуется сохранять автономию и противодействовать какому-либо политическому, юридическому, экономическому и другому давлению (п.6 ст.28).

За рубежом отношения между спортивным движением и государством выражаются через принципы субсидиарности и комплиментарности, т.е. государство вмешивается в спортивное движение только в целях его дополнения и поддержки. С рядом оговорок Беларусь также стремится перейти к данной модели, однако прямое бюджетное финансирование спорта (а не только система господдержки) играет куда более важную роль. Впрочем, это не исключает участие государства в руководстве спортивными федерациями через назначение государственных служащих высокого ранга на соответствующие общественные должности в спортивных федерациях.

В целом, в Беларуси наблюдается дуализм в управлении спортивной сферой. Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте» (далее - Закон № 125-З) называет это «сочетанием государственного и общественного регулирования и управления» (ст.11). Государственное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство спорта и туризма Республики Беларусь (далее - Минспорта), иные республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с законодательством; общественное регулирование и управление - Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь (далее - НОК), Паралимпийский комитет Республики Беларусь, организации, возглавляющие дефлимпийское движение Беларуси, специальное олимпийское движение Беларуси, федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта, республиканские государственно-общественные объединения, осуществляющие развитие технических, авиационных, военно-прикладных, служебно-прикладных и иных видов спорта, профессиональные союзы в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.

Закон № 125-З определяет полномочия основных «регуляторов» в данной сфере, в т.ч. Минспорта (ст.14), НОК (ст.18) и федераций по видам спорта (ст.21). Следует отметить, что общественная ветвь спортивного движения Беларуси является консолидированной, т.е. субъекты спортивной деятельности собраны под эгидой НОК и отдельных федераций.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 июля 2018 г. следует руководствоваться ст.11, 14, 18, 21 и 44 Закона № 125-З в редакции Закона Республики Беларусь от 09.01.2018 № 92-З.

 

Справочно

Национальный олимпийский комитет - это общественная организация, признанная МОК, которая возглавляет олимпийское движение Беларуси и руководствуется в своей деятельности законодательством, Олимпийской хартией МОК, иными его решениями и своим уставом.

Сам МОК является международной неправительственной организацией, созданной в форме со статусом юридического лица по законодательству Швейцарии не для извлечения прибыли.

 

Но все же основным звеном в структуре управления спортом являются федерации по видам спорта.

 

Справочно

Федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта - это некоммерческая организация, созданная в форме общественного объединения либо союза (ассоциации) в целях развития вида (видов) спорта, организации и проведения спортивных соревнований по данному виду (видам) спорта (п.1 ст.21 Закона № 125-З).

 

Именно на федерации ложится основная нагрузка по развитию данного вида спорта. Министерство спорта и НОК могут заключать с ними соответствующие договоры о развитии данного вида спорта по типовой форме договора о развитии вида (видов) спорта, утвержденной постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 11.07.2014 № 25 (пп.4 и 5 ст.11 Закона № 125-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 июля 2018 г. следует применять форму типового договора о развитии вида (видов) спорта, установленную постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 18.04.2018 № 26.

Компетенция спортивных федераций

Федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта:

1) осуществляют развитие и популяризацию вида (видов) спорта;

2) участвуют в подготовке спортивного резерва, спортсменов высокого класса;

3) организуют и проводят спортивные соревнования в порядке, установленном законодательством, осуществляют организацию судейства таких спортивных соревнований;

4) разрабатывают и утверждают программы развития вида (видов) спорта;

5) способствуют укреплению международного сотрудничества в сфере физической культуры и спорта по развитию вида (видов) спорта, а также осуществляют иную деятельность в соответствии с законодательством и своими уставами (п.2 ст.21 Закона № 125-З).

Федерации (союзы, ассоциации) имеют право:

а) разрабатывать и принимать свои акты (регламенты, правила, инструкции и др.) в пределах своей компетенции и с учетом актов МОК, международных спортивных организаций.

 

Справочно

Акты, направленные на регулирование вопросов перехода (трансфера) профессиональных спортсменов и тренеров из одной организации физической культуры и спорта в другую, согласовываются с Минспорта;

 

б) вступать в международные спортивные организации, поддерживать с ними контакты и связи в соответствии с законодательством;

в) создавать условия для осуществления тренерами профессиональной деятельности и повышения уровня профессионального мастерства с учетом актов международных спортивных организаций, в состав которых они входят, и др. (п.3 ст.21 Закона № 125-З).

Федерации по видам спорта обязаны:

а) принимать меры, направленные на развитие вида спорта;

б) обеспечивать защиту прав и интересов субъектов профессионального спорта;

в) содействовать предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним;

г) противодействовать проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте;

д) участвовать в материально-техническом, медицинском, научно-методическом и (или) ином обеспечении спортсменов, тренеров;

е) участвовать в развитии инфраструктуры и материально-технической базы соответствующего вида (видов) спорта;

ж) осуществлять иные обязанности в соответствии с законодательством и своими уставами (п.4 ст.21 Закона № 125-З).

За рубежом спортивные федерации относятся к числу публичных неправительственных организаций, неприбыльных (некоммерческих) по своей сути, чаще всего создаваемых в форме ассоциаций. Для характеристики их деятельности используют различные словосочетания - «юридическое лицо публичного права», «квази-публичные организации», «общественно полезные учреждения» и др.

Для белорусского юриста скорее необычным выглядит наличие нормотворческих и юрисдикционных полномочий у негосударственной (общественной) организации. Между тем это не единственный пример. Последнее время концепция самоуправляемых профессиональных организаций (в сфере нотариата, адвокатуры и т.п.) находит все большее распространение в нашем законодательстве.

Одним из объяснений этого явления в области спорта является попытка соблюсти «международную иерархию» между международными и национальными федерациями, что было бы проблематично при наличии на месте последних органов госуправления. Особенно четко такая «международная иерархия» прослеживается при разработке и утверждении правил спортивных соревнований по видам спорта, что согласно ст.41 Закона № 125-З относится к компетенции национальных федераций, но «с учетом правил спортивных соревнований по виду спорта, принятых соответствующими международными спортивными организациями». У первых есть право «принять решение о применении правил спортивных соревнований по виду спорта, принятых соответствующими международными спортивными организациями, на территории Республики Беларусь или о применении таких правил с установлением особенностей для Республики Беларусь, а также принять решение по изменению (дополнению) правил спортивных соревнований по виду спорта».

Еще одним проявлением «международной иерархии» является проведение национальными федерациями чемпионатов, первенств, розыгрышей кубков Республики Беларусь по видам спорта (ст.44 Закона № 125-З). Впрочем, аналогичным правом обладает и Минспорта и уполномоченные им организации. Часто национальные соревнования являются этапом отбора для участия в международных соревнованиях (например, национальный футбольный чемпионат для участия в еврокубках).

В случаях отсутствия федерации, что характерно, прежде всего, для технических, авиационных, военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, проведение соревнований, утверждение правил их проведения и тому подобное возлагается на созданные в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19.07.2006 № 150-З «О государственно-общественных объединениях» такие республиканские государственно-общественные объединения, как «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь», «Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо», «Белорусское республиканское общество спасания на водах», «Белорусское пожарное общество» и др.

Республиканские федерации (союзы, ассоциации) по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр, включены в перечень спортивных организаций, которым оказывается поддержка, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 15.04.2013 № 191, пользуются мерами государственной поддержки при условии использования полученных средств согласно перечню видов расходов на обеспечение работы республиканских федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, торгово-производственного частного унитарного предприятия «Белорусский клуб биатлона» (приложение 3 к названному Указу).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 декабря 2016 г. Указом от 31.12.2016 № 519 изменено название перечня в приложении 3 к Указу № 191: перечень видов расходов на обеспечение работы республиканских федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, торгово-производственного унитарного предприятия «Белорусский клуб биатлона».

 

Если Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» называет среди целей ее предоставления «поддержку олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведение организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в том числе подготовки спортсменов (их команд), строительство и содержание физкультурно-спортивных сооружений» (абзац 4 п.2), то Декрет Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» специальных льгот на этот счет не содержит. Поэтому иностранная безвозмездная помощь должна регистрироваться в общеустановленном порядке.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 августа 2020 г. действует Декрет Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи».

Юридический статус спортивных федераций

В Беларуси юридический статус спортивных федераций также отличается дуализмом, поскольку в нем выделяют:

1) природу деятельности и компетенцию, которые определяются, прежде всего, наличием либо отсутствием монопольного (национального) статуса. В отличие от хозяйственной деятельности наличие такого статуса у спортивных федераций государством приветствуется: только одна федерация по одному виду спорта, входящая в состав международной спортивной организации, признанная НОК, может быть включена в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта (постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 17.07.2014 № 36 «О некоторых вопросах ведения реестра федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта») и ей может быть присвоен статус национальной, и затем совместно с государственными органами участвует в проведении единой государственной политики развития вида спорта. Условиями включения в реестр, в числе прочих, является признание НОК и членство в соответствующей международной организации. Включение в реестр дает соответствующей федерации дополнительные права:

а) участвовать в проведении единой государственной политики развития вида (видов) спорта;

б) осуществлять координацию развития вида (видов) спорта и проведения спортивных соревнований по данному виду (видам) спорта на территории Республики Беларусь;

в) представлять в Минспорта предложения по внесению изменений в Единую спортивную классификацию Республики Беларусь;

г) представлять интересы Республики Беларусь в международных спортивных федерациях, иных международных спортивных организациях, а также представлять Республику Беларусь на спортивных мероприятиях, проводимых международными спортивными организациями;

д) вносить представления в Минспорта по формированию национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта;

е) вносить предложения по включению спортивных мероприятий по видам спорта, признанным в Республике Беларусь, в республиканский календарный план проведения спортивных мероприятий;

ж) организовывать и проводить чемпионаты, первенства, розыгрыши кубков Республики Беларусь по видам спорта;

з) обеспечивать совместно с заинтересованными подготовку и участие национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта в официальных международных спортивных мероприятиях (п.7 ст.21 Закона № 125-З).

Именно включение в реестр федераций наделяет спортивные федерации в Республике Беларусь официальным (национальным) статусом;

2) организационно-правовую форму, которой может быть либо общественное объединение, либо союз (ассоциация). Основное различие в том, что союз (ассоциация), чей статус регламентирован ст.121-123 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), может иметь своими членами только организации (в т.ч. общественные и иные некоммерческие), тогда как общественное объединение основано на индивидуальном членстве граждан (ст.11 Закона Республики Беларусь от 04.10.1994 № 3254-XII «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 3254-XII)). Например, в Беларуси федерации футбола, хоккея с шайбой, горнолыжного спорта и сноуборда имеют статус ассоциаций, тогда как федерации баскетбола, волейбола, хоккея на траве и гандбола - общественного объединения. Кроме того, минимальное число учредителей общественного объединения - 10 (ст.8 Закона № 3254-XII), у ассоциаций оно не установлено. Требования к деятельности общественного объединения ввиду наличия специального закона (т.е. Закона № 3254-XII) детальнее и жестче, тогда как ассоциация, находясь в значительной мере в «правовом вакууме», более свободна в регламентации и осуществлении своей деятельности.

Но при этом нужно учитывать, что Закон № 3254-XII упоминает союз (ассоциацию) общественных объединений как добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов. Таким образом, ассоциация (союз) может выступать в качестве объединения второго уровня, например, когда территориальные (областные, городские) федерации созданы в форме местных общественных объединений.

Такая модель использования юридической формы ассоциации применяется на практике. При этом нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее - Декрет № 1) не применяются к регистрации и ликвидации союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений). Государственная регистрация союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации союзов (ассоциаций) общественных объединений.

Указом Президента Республики Беларусь от 31.05.2005 № 247 «О дополнительных мерах по упорядочению использования слов «национальный» и «белорусский» федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта, созданные в форме республиканских союзов (ассоциаций) общественных и иных некоммерческих и (или) коммерческих организаций, наделены правом на использование в наименованиях (реквизитах документов или рекламных материалах) слова «белорусский» (абзац 9 подп.1.1.2 п.1).

Согласно п.1 ст.121 ГК коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели, а также коммерческие и (или) некоммерческие организации в целях координации их деятельности, представления и защиты общих интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Таким образом, в состав ассоциации (союза) могут входить как некоммерческие, так и коммерческие организации. Это объясняется тем, что данная форма юридического лица наряду со спортивной сферой используется также для создания так называемых «бизнес-ассоциаций» (например, в банковской сфере, страховании и т.п.). Однако нет запретов и на членство коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в спортивных ассоциациях.

При выборе организационно-правовой формы спортивной федерации следует учитывать следующие различия между ними.

Различия организационно-правовых форм ассоциации (союза) и общественного объединения

Параметры сравнения Ассоциация (союз)* Общественное объединение**
Члены Коммерческие и (или) некоммерческие организации Граждане
Количество учредителей Любое число учредителей (но, как правило, не менее двух) Минимум 10 учредителей
Статус Осуществляет деятельность по всей территории Республики Беларусь Может иметь статус международного, республиканского, местного
Порядок государственной регистрации Регистрация в соответствии с Декретом № 1, а с участием общественных объединений - в соответствии с Законом № 3254-XII Регистрация в соответствии с Законом № 3254-XII, а также Инструкцией о порядке оформления и рассмотрения документов, связанных с государственной регистрацией, ликвидацией политических партий, иных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.08.2005 № 48.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 марта 2023 г. Инструкция № 48 изложена в новой редакции постановлением Минюста от 28.02.2023 № 14
Регистрирующий орган, процедура регистрации Процедура государственной регистрации в исполнительном комитете (далее - исполком) в соответствии с Декретом № 1 - упрощенная и ускоренная (как правило, на следующий день) Государственная регистрация в Министерстве юстиции Республики Беларусь (далее - Минюст) по Закону № 3254-XII более длительная (до 1 месяца) и включает представление большего числа документов, а также правовую экспертизу устава на предмет соответствия законодательству
Государственная пошлина Размер госпошлины за регистрацию некоммерческих организаций - 0,5 базовой величины (далее - БВ) (подп.1.2 п.1 приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее - НК)).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться приложением 22 к НК в ред. Закона от 30.12.2022 № 230-З
Государственная пошлина за регистрацию республиканских и международных общественных объединений, их союзов (ассоциаций) - 10 БВ, местных - 5 БВ (подп.3.2, 3.3 п.3 приложения 22 к НК)
Ответственность членов (участников) Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в размере и порядке, предусмотренных уставом Участники (члены) не отвечают по обязательствам общественного объединения, и наоборот
Содержание устава Устав должен содержать:
1) наименование юридического лица;
2) место его нахождения,
3) цели деятельности;
4) порядок управления деятельностью юридического лица;
5) предмет деятельности юридического лица;
6) порядок формирования имущества ассоциации (союза), внесения изменений и (или) дополнений в устав ассоциации (союза);
7) условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в т.ч. по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза)
Устав должен содержать:
1) полное и сокращенное название общественного объединения, союза;
2) цели, задачи, предмет и методы деятельности общественного объединения, союза;
3) указание на территорию распространения деятельности общественного объединения, союза;
4) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, союзе, а также порядок учета членов общественного объединения, союза;
5) права и обязанности членов общественного объединения, союза;
6) порядок управления деятельностью общественного объединения, союза; название, состав, порядок избрания, порядок и периодичность созыва, сроки полномочий органов общественного объединения, союза, органов организационных структур общественного объединения и их компетенцию; порядок принятия и обжалования решений органов общественного объединения, союза, органов организационных структур общественного объединения;
7) источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, союза; орган, правомочный принимать решения о приобретении имущества и распоряжении им; пределы распоряжения имуществом общественного объединения его организационными структурами;
8) порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав общественного объединения, союза;
9) порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения, союза и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации общественного объединения, союза;
10) юридический адрес общественного объединения, союза (место нахождения руководящего органа);
11) структуру общественного объединения, условия и порядок создания и прекращения деятельности его организационных структур (только для устава общественного объединения)
Порядок приема новых членов Прием новых членов - с согласия остальных Определяется уставом
Структура и компетенция органов управления Определяется уставом Высшим органом общественного объединения, союза является съезд, конференция, общее собрание или иное собрание членов общественного объединения или их представителей (делегатов), представителей членов союза
Создание структур «Снизу вверх», т.е. сначала создаются низовые подразделения, которые учреждают ассоциацию (союз) «Сверху вниз», когда республиканская федерация создает территориальные органы на местах
Выход участников По окончании финансового года, причем вышедший участник в течение 2 лет продолжает нести субсидиарную ответственность по долгам ассоциации (союза) В соответствии с уставом
Отчетность Отчетность в регистрирующий орган не представляется Ежегодное представление отчетности в Минюст (до 1 марта)

 

* Коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели, а также коммерческие и (или) некоммерческие организации в целях координации их деятельности, представления и защиты общих интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Ассоциация (союз) является юридическим лицом (ст.121 ГК).

** Общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения нематериальных потребностей и достижения уставных целей.

Союзом (ассоциацией) общественных объединений (далее в данной графе - союз) является добровольное объединение общественных объединений, создаваемое для координации их деятельности по достижению общих уставных целей, представления и защиты общих законных интересов.

Общественные объединения, союзы являются некоммерческими организациями (ст.1 Закона Республики Беларусь от 04.10.1994 № 3254-XII «Об общественных объединениях»).

 

Как видим, число общих для общественных объединений и ассоциаций признаков превосходит число отличий. Так, все они являются некоммерческими организациями. При этом учредители (участники, члены) не имеют имущественных прав в отношении имущества федерации (п.3 ст.44 ГК). Наличие последнего не исключается. Им может быть как имущество, переданное учредителями (например, офисное оборудование), так и денежные средства, в т.ч. полученные от международных спортивных организаций, доходы от использования продажи прав телетрансляции (смежных прав) и прочих маркетинговых прав и т.д. Но все имущество федерации независимо от выбора организационно-правовой формы принадлежит на праве собственности самой федерации и в случае ликвидации между учредителями не распределяется.

Как у ассоциаций, так и общественных объединений отсутствует уставный фонд (капитал), а также требования к минимальному размеру имущества, необходимого для ее (его) деятельности (как у фондов). Иными словами, это не объединения капиталов, а объединения лиц с целью координации деятельности. Поэтому у них отсутствует цель извлечения прибыли, нет права распределять прибыль между членами. Текущая деятельность финансируется, как правило, за счет членских взносов участников, прочих безвозмездных поступлений от них. Могут использоваться такие специфические источники, как продажа вещательных прав на телетрансляции соревнований, проводимых под эгидой федерации, и т.п.

Предпринимательская деятельность как ассоциаций, так и общественных объединений в принципе не исключается, но лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций, либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций (часть четвертая п.3 ст.46 ГК).

Впрочем, для ведения полноценной предпринимательской деятельности как ассоциация, так и общественное объединение может создать коммерческую организацию или вступить в нее. При этом для ассоциаций альтернативу предусматривает п.2 ст.121 ГК: если по решению участников на ассоциацию возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 февраля 2017 г. следует руководствоваться п.2 ст.121 ГК с изменениями, внесенными Кодексом Республики Беларусь о культуре от 20.07.2016 № 413-З.

Структура управления

Возможную структуру управления рассмотрим на примере уставов двух спортивных федераций, созданных в разных организационно-правовых формах - ассоциация «Белорусская федерация горнолыжного спорта и сноуборда» и общественное объединение «Белорусская федерация хоккея на траве».

Основное различие между ними только в корпоративном и индивидуальном членстве соответственно, тем более что членами ассоциации являются общественные объединения, учебно-спортивные учреждения и иные юридические лица.

Структура управления спортивной федерацией в форме ассоциации
(на примере Белорусской федерации горнолыжного спорта и сноуборда)

Конференция   Высший орган управления, собирается один раз в 4 года, кворум и принятие решений - простое большинство и лишь наиболее важные требуют квалифицированного большинства (2/3 голосов)
 
       
Президиум   Избирается конференцией на тот же срок. Собирается не реже одного раза в год. Председатель федерации по должности является Председателем Президиума. Компетенция детализирована в уставе
 
       
Исполком   Административный орган. Собирается не реже одного раза в 3 месяца. Возглавляет исполнительный директор. Осуществляет в т.ч. прием новых членов
 
       
Ревизионная комиссия    

 

Спортивная федерация в форме республиканского общественного объединения имеет свои особенности. Прежде всего, устав регулирует деятельность и низовых структур, создаваемых по территориальному принципу, - районных, городских, областных. Последние могут быть наделены республиканским объединением статусом юридического лица. В областных (Минской городской) создается своя организационная структура.

Организационная структура областных (Минской городской) спортивных федераций в форме республиканского общественного объединения
(на примере Белорусской федерации хоккея на траве)

Собрание   Правомочно при наличии простого кворума своих членов, собирается не реже одного раза в 2 года
 
       
Правление   Избирается Собранием и проводит свои заседания не реже одного раза в 3 месяца
 
       
Ревизионная комиссия    

 

Что касается структуры управления высших органов республиканского общественного объединения, то они по сути те же, что и у ассоциации. Нюансы носят частный характер (например, кворум конференции и заседаний Президиума - 2/3 делегатов (членов), заседания исполкома - один раз в 2 месяца, члены Президиума по должности кооптированы в исполком и некоторые другие).

Независимо от выбора организационно-правовой формы устав является единственным учредительным документом спортивных федераций. В настоящее время два учредительных документа - устав и учредительный договор - в качестве обязательных предусмотрены законодательством только для союзов потребительских обществ (ст.28 Закона Республики Беларусь от 25.02.2002 № 93-З «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь»). Что, впрочем, не исключает возможность заключения учредительного договора в качестве необязательной «опции» и в других случаях с целью решить вопрос с государственной регистрацией, провести все формальные процедуры, распределить расходы по созданию юридического лица, наделить организацию определенным имуществом для начала деятельности и т.п.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 сентября 2016 г. согласно части первой ст.28 Закона № 93-З союз потребительских обществ является некоммерческой организацией и действует на основании устава (в редакции Закона Республики Беларусь от 13.06.2016 № 374-З).

 

16.02.2015

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, член Апелляционного комитета Федерации хоккея Республики Беларусь