Пособие от 15.02.2010
Автор: Островерхова Л.

Правовые основы уплаты таможенных сборов


 

Материал помещен в архив

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ

Таможенными органами Республики Беларусь взимаются таможенные сборы за:

- таможенное оформление;

- таможенное сопровождение товаров;

- выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;

- принятие таможенными органами предварительного решения;

- выдачу марок, идентификационных знаков или иных знаков для обозначения товаров в целях подтверждения операций таможенного оформления либо принятого таможенным органом решения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;

- включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей;

- осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

Виды таможенных сборов, а также порядок их взимания и ставки закреплены Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» (далее - Указ № 443).

Согласно ст.8 Таможенного кодекса РБ (далее - ТК) таможенное оформление - это совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру, завершением таможенной процедуры, а также с выдачей разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории.

 

 

От редакции: С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу ТК.

 

В соответствии со ст.245 ТК налоговое обязательство по уплате таможенных сборов за таможенное оформление возникает при принятии таможенным органом таможенной декларации и подлежит исполнению до выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под определенный таможенный режим.

Ставки сборов за таможенное оформление установлены Указом № 443 в отношении определенных групп товаров Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (далее - ТН ВЭД РБ). Исчисление сборов за таможенное оформление установлено ст.249 ТК, согласно которой при исчислении таможенных сборов за таможенное оформление применяется наибольшая ставка таможенных сборов за таможенное оформление из установленных в отношении нескольких товаров, указанных в таможенной декларации.

Порядок расчета определен постановлением ГТК РБ от 24.01.2007 № 11 «О некоторых вопросах, связанных со взиманием таможенных платежей, процентов».

1. Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров.

Как следует из ст.114 ТК, таможенное сопровождение представляет собой сопровождение автомобильных транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, осуществляемое должностными лицами таможенных органов исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенной процедуры таможенного транзита.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение взимаются при таможенном сопровождении как в принудительном порядке, так и по заявлению заинтересованного лица.

2. Таможенные сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

Согласно ст.84, 85 и 89 ТК совершение от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенных операций может осуществляться таможенным агентом (представителем).

Правом совершения таможенных операций обладают работники таможенного агента (представителя), являющиеся специалистами по таможенному оформлению, наличие которых в штате таможенного агента (представителя) является обязательным.

Для получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению необходимо сдать квалификационный экзамен, по результатам которого выдается квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению. Порядок проведения аттестации и перечень документов, подаваемых для прохождения аттестации, установлены постановлением Совета Министров РБ от 24.05.2007 № 675.

Квалификационный экзамен проводится квалификационной комиссией Государственного таможенного комитета РБ в порядке, определенном постановлением ГТК РБ от 20.06.2007 № 54.

 

 

От редакции: С 29 августа 2014 г. взамен постановления № 54 действует постановление ГТК РБ от 01.08.2014 № 46 «О некоторых вопросах сдачи квалификационного экзамена физическими лицами, претендующими на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию, и об установлении форм документов».

 

3. Таможенные сборы за принятие таможенными органами предварительного решения.

Согласно ст.28 ТК по запросу заинтересованного лица Государственного таможенного комитета РБ или определенные им иные таможенные органы вправе принимать предварительное решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД РБ в отношении конкретного товара. Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов и действует в течение 3 лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано либо его действие не прекращено.

В соответствии с постановлением ГТК РБ от 18.08.2006 № 64 «О некоторых вопросах заполнения предварительного решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» таможенным органом, уполномоченным принимать предварительное решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД РБ, является Минская центральная таможня.

 

 

От редакции: С 12 июня 2014 г. постановление № 64 в связи с принятием постановления ГТК РБ от 30.05.2014 № 27 «О принятии предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и направлении заявления о принятии предварительного решения о стране происхождения товаров» утратило силу.

 

4. Таможенные сборы за выдачу марок, идентификационных знаков или иных знаков для обозначения товаров в целях подтверждения операций таможенного оформления либо принятого таможенным органом решения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь.

Постановлением ГТК РБ от 31.08.2006 № 70 «О бланках строгой отчетности, используемых в таможенных органах, и о порядке их заполнения» определено, что марка таможенного контроля является одним из бланков строгой отчетности, используемых в таможенных органах Республики Беларусь.

Форма такой марки установлена постановлением ГТК РБ от 05.11.2004 № 84 «Об утверждении образца марки таможенного контроля». Случаи применения марки таможенного контроля определены приказом ГТК РБ от 08.04.1999 № 128-ОД.

5. Таможенные сборы за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.

Исходя из ст.262 и 264 ТК одним из способов обеспечения уплаты таможенных платежей является предоставление таможенному органу банковской гарантии. В качестве такого обеспечения принимаются банковские гарантии, выданные банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, включенными в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, который ведет Государственный таможенный комитет РБ.

6. Таможенные сборы за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

Согласно ст.313 ТК таможенные органы Республики Беларусь обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности.

В соответствии со ст.91-97 ТК правообладатель или иное лицо, представляющее его интересы, имеющие основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу нарушены или могут быть нарушены права правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, вправе подать в Государственный таможенный комитет РБ заявление об осуществлении таможенными органами мер по защите его прав на объекты интеллектуальной собственности.

По результатам рассмотрения такого заявления Государственный таможенный комитет РБ принимает решение об осуществлении таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности либо об отказе в осуществлении таких мер. Максимальный срок, в течение которого таможенные органы будут осуществлять меры по защите прав интеллектуальной собственности, составляет 2 года со дня включения объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Информацию об обстоятельствах возникновения, прекращения, о сроке исполнения и размере налогового обязательства по уплате перечисленных видов таможенных сборов для удобства пользования приведем в таблице.

 

Обстоятельства возникновения налогового обязательства
Срок исполнения налогового обязательства
Размер налогового обязательства
Обстоятельства прекращения налогового обязательства
Таможенные сборы за таможенное оформление
При принятии таможенным органом таможенной декларации До выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под определенный таможенный режим Согласно приложению 1 к Указу № 443

В случае:

1) исполнения обязательства в виде:

- уплаты таможенных сборов;

- взыскания таможенных сборов таможенным органом в соответствии с ТК, иными законами и (или) актами Президента РБ;

2) использования налоговых льгот по уплате таможенных сборов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента РБ в связи с применением таких льгот;

3) отказа таможенного органа в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим

Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров
При обращении лица в таможенный орган в целях совершения таким таможенным органом юридически значимых действий После принятия таможенным органом решения об осуществлении таможенного сопровождения товаров, но до его фактического осуществления Согласно приложению 3 к Указу № 443

В случае:

1) исполнения обязательства в виде:

- уплаты таможенных сборов;

- взыскания таможенных сборов таможенным органом в соответствии с ТК, иными законами и (или) актами Президента РБ;

2) использования налоговых льгот по уплате таможенных сборов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента РБ в связи с применением таких льгот;

3) несовершения таможенным органом юридически значимых действий

Таможенные сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению
При обращении лица в таможенный орган в целях совершения таким таможенным органом юридически значимых действий До начала совершения таможенным органом юридически значимых действий по выдаче квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению Согласно приложению 4 к Указу № 443

В случае:

1) исполнения обязательства в виде:

- уплаты таможенных сборов;

- взыскания таможенных сборов таможенным органом в соответствии с ТК, иными законами и (или) актами Президента РБ;

2) использования налоговых льгот по уплате таможенных сборов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами

и (или) актами Президента РБ в связи с применением таких льгот;

3) несовершения таможенным органом юридически значимых действий

Таможенные сборы за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплат таможенных платежей
При обращении лица в таможенный орган в целях совершения таким таможенным органом юридически значимых действий До начала совершения таможенным органом юридически значимых действий по включению в реестр Согласно приложению 5 к Указу № 443

В случае:

1) исполнения обязательства в виде:

- уплаты таможенных сборов;

- взыскания таможенных сборов таможенным органом в соответствии с ТК, иными законами и (или) актами Президента РБ;

2) использования налоговых льгот по уплате таможенных сборов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами

и (или) актами Президента РБ в связи с применением таких льгот;

3) несовершения таможенным органом юридически значимых действий

Таможенные сборы за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности
При обращении лица в таможенный орган в целях совершения таким таможенным органом юридически значимых действий До включения объекта (объектов) интеллектуальной собственности, в отношении которого (которых) будут осуществляться меры по защите прав интеллектуальной собственности, в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Согласно приложению 6 к Указу № 443

В случае:

1) исполнения обязательства в виде:

- уплаты таможенных сборов;

- взыскания таможенных сборов таможенным органом в соответствии с ТК, иными законами и (или) актами Президента РБ;

2) использования налоговых льгот по уплате таможенных сборов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами

и (или) актами Президента РБ в связи с применением таких льгот;

3) несовершения таможенным органом юридически значимых действий

Таможенные сборы за принятие таможенными органами предварительного решения
При обращении лица в таможенный орган в целях совершения таким таможенным органом юридически значимых действий До начала совершения таможенным органом юридически значимых действий по принятию таможенным органом предварительного решения Согласно приложению 7 к Указу № 443

В случае:

1) исполнения обязательства в виде:

- уплаты таможенных сборов;

- взыскания таможенных сборов таможенным органом в соответствии с ТК, иными законами и (или) актами Президента РБ;

2) использования налоговых льгот по уплате таможенных сборов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента РБ в связи с применением таких льгот;

3) несовершения таможенным органом юридически значимых действий

Таможенные сборы за выдачу марок, идентификационных знаков или иных знаков для обозначения товаров в целях подтверждения операций таможенного оформления либо принятого таможенным органом решения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
При обращении лица в таможенный орган в целях совершения таким таможенным органом юридически значимых действий До начала совершения таможенным органом юридически значимых действий по выдаче марок, идентификационных или иных знаков Согласно приложению 8 к Указу № 443

В случае:

1) исполнения обязательства в виде:

- уплаты таможенных сборов;

- взыскания таможенных сборов таможенным органом в соответствии с ТК, иными законами и (или) актами Президента РБ;

2) использования налоговых льгот по уплате таможенных сборов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента РБ в связи с применением таких льгот;

3) несовершения таможенным органом юридически значимых действий

 

Для целей исчисления таможенных сборов применяются ставки, действующие:

1) при исчислении таможенных сборов за таможенное оформление - на день принятия таможенной декларации таможенным органом;

2) при исчислении иных таможенных сборов - на день их уплаты.

Уплата таможенных сборов производится по выбору плательщика как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Нацбанком РБ, в безналичном порядке на счета республиканского бюджета, открытые в соответствии с законодательством для таможенного органа, который будет совершать юридически значимые действия.

Пересчет белорусских рублей в иностранную валюту для целей уплаты таможенных платежей, исчисленных в белорусских рублях, осуществляется по официальному курсу белорусского рубля к иностранной валюте, установленному Нацбанком РБ на день уплаты таможенных платежей.

Действующим законодательством Республики Беларусь льготы по уплате таможенных сборов не предусмотрены.

На сегодняшний день подготовлены изменения и дополнения к Указу № 443, которые вступят в силу 6 марта 2010 г. В соответствии с указанными изменениями из Указа № 443 исключается пункт о взимании таможенных сборов за выдачу марок, идентификационных знаков или иных знаков для обозначения товаров в целях подтверждения операций таможенного оформления либо принятого таможенным органом решения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, а также приложение 8.

 

15.02.2010 г.

 

Лариса Островерхова, заместитель начальника Минской центральной таможни, специалист таможенного дела

 

От редакции: В Указ Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» на основании указов Президента РБ от 28.01.2010 № 52 (с 6 марта 2010 г.), от 18.07.2011 № 319 (с 27 июля 2011 г.), от 23.07.2012 № 329 (с 26 июля 2012 г.) и от 28.07.2014 № 380 (с 1 августа 2014 г.) внесены изменения и дополнения.

С 19 июля 2011 г. постановление ГТК РБ от 31.08.2006 № 70 «О бланках строгой отчетности, используемых в таможенных органах Республики Беларусь, и о порядке их заполнения» на основании постановления ГТК РБ от 30.06.2011 № 29 утратило силу.

С 25 октября 2011 г. постановление Совета Министров РБ от 24.05.2007 № 675 «Об установлении квалификационных требований к специалисту по таможенному оформлению и утверждении Положения о порядке проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению» на основании постановления Совета Министров РБ от 14.10.2011 № 1374 утратило силу.

С 15 августа 2013 г. постановление ГТК РБ от 24.01.2007 № 11 «О некоторых вопросах, связанных со взиманием таможенных платежей, процентов» на основании постановления ГТК РБ от 24.05.2013 № 15 утратило силу.