


Материал помещен в архив
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАДЕРЖАНИЯ ТОВАРОВ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
Задержание - процессуальное действие таможенного органа, осуществляемое по отношению к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, с целью выяснить:
1) является ли товар объектом административного таможенного правонарушения (далее - АТП);
2) в отношении товаров, не являющихся объектом АТП:
- подпадают ли в соответствии с законодательством под перечень запрещенных или ограниченных к перемещению товары, уже перемещенные через таможенную границу РБ;
- предприняты ли меры собственником (владельцем) таких товаров по добровольному распоряжению ими на таможенной территории Республики Беларусь или по вывозу за пределы такой территории;
- не осуществляется ли хранение и владение этими товарами в нарушение законодательства;
3) вопрос о дальнейшей судьбе товара (примечание 1).
Глава 21 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) посвящена вопросам задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля. Согласно общему правилу задержанию подлежат товары (и документы на них), которые не являются непосредственными объектами АТП, однако в силу установленных законодательством и международными договорами Республики Беларусь запретов и ограничений не подлежат перемещению через таможенную границу Республики Беларусь. Такие товары (и документы на них) подлежат задержанию, если их собственник (владелец) не предпримет в установленные сроки мер по распоряжению ими на таможенной территории Республики Беларусь или по вывозу за пределы такой территории, а также в случаях, когда хранение и владение ими осуществляются в нарушение законодательства.
Правовые нормы главы 21 ТК ТС не стали новеллой таможенного законодательства для таможенных органов Республики Беларусь. Установление процедуры задержания товаров, не являвшихся объектом АТП, устранило существовавший пробел в законодательстве посредством издания Декрета Президента РБ от 18.11.2003 № 23 «Об упорядочении задержания товаров и транспортных средств при проведении таможенного контроля, их хранения, возврата и реализации» (утратил силу 17 сентября 2007 г.; далее - Декрет № 23). Если в отношении ограниченных либо запрещенных к перемещению товаров, являющихся объектом АТП, законодателем был определен правовой механизм, устанавливающий алгоритм действий в отношении таких товаров (как результат - их конфискация или наложение штрафа), то в отношении товаров, не являющихся объектом АТП, такой механизм до издания Декрета № 23 предусмотрен не был. А между тем на практике имели (и продолжают иметь) место случаи, когда лицо перемещает через таможенную границу Республики Беларусь товары, декларируя их таможенному органу, однако при осуществлении последним таможенного контроля выясняется, что заявленные товары подпадают в соответствии с законодательством под перечень запрещенных или ограниченных к перемещению товаров.
Впоследствии основополагающие нормы Декрета № 23 были заимствованы законодателем при подготовке Таможенного кодекса РБ (далее - ТК РБ), а в настоящее время нашли свое отражение и в ТК ТС. Если на основании п.1 ст.307 ТК РБ задержание товаров, не являющихся объектом АТП, было правом таможенных органов, то исходя из буквального толкования п.1 ст.145 ТК ТС задержание таких товаров стало обязанностью таможенных органов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу ТК РБ. |
Основания для задержания товаров, не являющихся объектом административного таможенного правонарушения, установленные Таможенным кодексом таможенного союза
В соответствии со ст.145 ТК ТС при проведении таможенного контроля должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений.
Основания для задержания.
1. Невозможность вывоза товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза (далее - ТС), прибывших на таможенную территорию ТС, или неосуществление их немедленного вывоза (ст.152 ТК ТС).
2. Невозможность вывоза товаров, ограниченных к ввозу на таможенную территорию ТС, прибывших на таможенную территорию ТС, в отношении которых не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений (ст.152 ТК ТС).
3. Истечение срока временного хранения товаров, не помещенных под таможенную процедуру (ст.170 ТК ТС).
4. Непредставление таможенной декларации в установленный срок в отношении товаров, являющихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в течение 30 дней со дня вступления в силу следующих решений:
1) суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности;
2) таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности;
3) суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу;
4) суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности (ст.185 ТК ТС).
5. Неподача в пределах срока временного хранения новой таможенной декларации в отношении иностранных товаров после отзыва таможенной декларации (ст.192 ТК ТС).
6. Незавершение в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу соответствующего решения по привлечению лица к ответственности, действия таможенной процедуры, если привлечение лица к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов ТС связано с несоблюдением им таможенной процедуры и допущенное несоблюдение влечет за собой невозможность дальнейшего применения данной таможенной процедуры (ст.208 ТК ТС).
7. Истечение сроков хранения товаров на таможенном складе (ст.231 ТК ТС).
8. Неперемещение на другой таможенный склад либо непомещение под иную таможенную процедуру в течение 60 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования таможенного склада, товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада (ст.234 ТК ТС).
9. Непомещение под таможенную процедуру в течение одного месяца со дня, следующего за днем прекращения деятельности магазина беспошлинной торговли, товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли (ст.305 ТК ТС).
10. Несовершение лицом, перемещающим товары для личного пользования, в отношении таких товаров таможенных операций по таможенному декларированию в соответствии со ст.355 ТК ТС либо таможенных операций, связанных с их размещением на временное хранение, помещением под таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС, а также вывозом с таможенной территории ТС, если они не покидали место прибытия (ст.354 ТК ТС).
Основания для задержания товаров, не являющихся объектом административного таможенного правонарушения, установленные Таможенным кодексом Республики Беларусь
Согласно ст.307 ТК РБ при осуществлении таможенного контроля должностные лица таможенных органов в случаях, установленных ТК РБ, вправе производить задержание товаров и документов на них, которые не являются непосредственными объектами АТП.
Основания для задержания товаров и документов на них.
1. Невозможность вывоза или неосуществление немедленного вывоза товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу при ввозе, прибывших на таможенную территорию и подлежащих немедленному вывозу с таможенной территории.
При этом принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на лицо, в фактическом владении которого товары находились на момент пересечения таможенной границы, либо на их собственника, если иное не установлено законами, актами Президента РБ и (или) международными договорами Республики Беларусь (ст.48 ТК РБ).
2. Невозможность вывоза или неосуществление немедленного вывоза товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу при вывозе, не подлежащих фактическому вывозу с таможенной территории и помещению под таможенный режим или под таможенную процедуру, допускающие вывоз товаров с таможенной территории, а подлежащих немедленному вывозу с территории пункта вывоза на таможенную территорию республики.
При этом принятие мер по вывозу указанных товаров с территории пункта вывоза на таможенную территорию возлагается на лицо, в фактическом владении которого товары находились на момент предъявления их таможенному органу в пункте вывоза, либо на их собственника, если иное не установлено законами, актами Президента РБ и (или) международными договорами Республики Беларусь (ст.48 ТК РБ).
3. Невозможность вывоза или неосуществление немедленного вывоза товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе по основаниям неэкономического характера без наличия разрешения и (или) лицензии уполномоченных государственных органов на их ввоз.
При этом принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на лицо, в фактическом владении которого товары находились на момент пересечения таможенной границы, либо на их собственника, если иное не установлено законами, актами Президента РБ и (или) международными договорами Республики Беларусь (ст.48 ТК РБ).
4. Невозможность вывоза или неосуществление немедленного вывоза товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при вывозе по основаниям неэкономического характера, в отношении которых не может быть выдано разрешение на их убытие с таможенной территории, но подлежащих немедленному вывозу с территории пункта вывоза на таможенную территорию республики.
При этом принятие мер по вывозу указанных товаров с территории пункта вывоза на таможенную территорию возлагается на лицо, в фактическом владении которого товары находились на момент предъявления их таможенному органу в пункте вывоза, либо на их собственника, если иное не установлено законами, актами Президента РБ и (или) международными договорами Республики Беларусь.
5. Непредставление таможенным органам разрешений и (или) лицензий уполномоченных государственных органов на ввоз и (или) вывоз товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе по основаниям экономического характера, при прибытии товаров на таможенную территорию либо убытии их с этой территории, если представление такого разрешения и (или) лицензии является условием помещения под соответствующий таможенный режим или под соответствующую таможенную процедуру (ст.48 ТК РБ).
6. Непредставление товаров к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим или под таможенную процедуру либо для получения разрешения на убытие товаров с таможенной территории в отношении товаров, убывающих с таможенной территории через пункт вывоза, который одновременно является пунктом ввоза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию не покидали такого пункта ввоза (вывоза) в течение 1 ч после предъявления товаров таможенному органу в пункте ввоза, а при осуществлении международной перевозки - после регистрации таможенным органом уведомления об их прибытии.
Правительству РБ предоставлено право установления иного срока представления к таможенному оформлению товаров, перевозимых с использованием водных судов и железнодорожного транспорта (ст.57 ТК РБ).
7. Непредставление к таможенному оформлению товаров для помещения их под таможенную процедуру временного хранения, под таможенный режим либо для получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории, если местом доставки товаров является пункт вывоза, в течение 3 ч после регистрации прибытия транспортного средства в место доставки. Правительству РБ предоставлено право установления иного срока представления к таможенному оформлению товаров, перевозимых с использованием водных судов и железнодорожного транспорта (ст.119 ТК РБ).
8. Непомещение под таможенный режим или под таможенную процедуру либо неснятие до истечения 60-дневного срока временного хранения товаров с таможенного контроля (ст.125 ТК РБ).
9. Непредставление к таможенному оформлению для помещения под соответствующий таможенный режим или под таможенную процедуру в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в законную силу постановления по делу об административном таможенном правонарушении, в случае если привлечение лица к административной ответственности связано с несоблюдением им таможенного режима и допущенное несоблюдение влечет за собой невозможность дальнейшего применения этого режима, а также действие его должно быть прекращено (ст.158 ТК РБ).
10. Непомещение товаров под таможенный режим, в т.ч. таможенный режим таможенного склада, или под таможенную процедуру до истечения установленного таможенным органом срока действия таможенного режима таможенного склада (ст.206 ТК РБ). Согласно общему правилу срок действия таможенного режима таможенного склада не может превышать 2 лет. Таможенный режим таможенного склада устанавливается таможенным органом на срок, заявленный декларантом в таможенной декларации на помещение товаров под такой таможенный режим, в пределах 2-летнего срока.
11. Непомещение в случае ликвидации таможенного склада товаров под таможенный режим, в т.ч. таможенный режим таможенного склада, или под таможенную процедуру в течение 2 месяцев со дня, следующего за днем принятия решения о ликвидации таможенного склада (ст.206 ТК РБ).
12. Непомещение в течение 2 месяцев со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования свободной таможенной зоны, под таможенный режим или под таможенную процедуру товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (ст.222 ТК РБ).
13. Непомещение в случае ликвидации магазина беспошлинной торговли в течение 2 месяцев со дня, следующего за днем принятия решения о ликвидации магазина беспошлинной торговли, иностранных товаров под таможенные режимы беспошлинной торговли с целью размещения в ином магазине беспошлинной торговли, свободного обращения, переработки на таможенной территории, временного ввоза, таможенного склада, реэкспорта, уничтожения, отказа в пользу государства, свободного склада либо под таможенную процедуру, а также невывоз отечественных товаров из магазина беспошлинной торговли на таможенную территорию в связи с прекращением в отношении их действия таможенного режима беспошлинной торговли (ст.228 ТК РБ).
14. Продление установленного ТК РБ 1 рабочего дня для проведения операций таможенного контроля до 10 рабочих дней со дня начала таможенного контроля (руководством таможни либо иным уполномоченным в соответствии со своими должностными обязанностями должностным лицом таможенного органа) и на срок до 30 рабочих дней со дня истечения установленного таможней 10-дневного срока (Государственным таможенным комитетом РБ (далее - ГТК РБ)) (ст.277 ТК РБ).
15. Несовершение предусмотренных таможенных операций в отношении товаров для личного пользования при перемещении их через таможенную границу (п.37 Положения о льготном порядке перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования и упрощенном порядке их таможенного оформления, утвержденного Указом Президента РБ от 15.10.2007 № 503).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 октября 2014 г. взамен Указа № 503 действует Указ Президента РБ от 21.07.2014 № 360 «О перемещении через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования». |
Для наглядности и удобства сопоставления действовавших ранее и в настоящее время действующих правовых норм представим информацию в таблице.
Сравнительная таблица норм Таможенного кодекса таможенного союза и Таможенного кодекса Республики Беларусь, регулирующих задержание товаров | |
| |
Случаи задержания товаров и документов на них в соответствии с ТК РБ |
Случаи задержания товаров и документов на них в соответствии с ТК ТС (нормы, действующие в настоящее время) |
Невозможность вывоза или неосуществление немедленного вывоза товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу при ввозе, прибывших на таможенную территорию и подлежащих немедленному вывозу с таможенной территории |
Невозможность вывоза товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ТС, прибывших на таможенную территорию ТС, или неосуществление их немедленного вывоза |
Невозможность вывоза или неосуществление немедленного вывоза товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу при вывозе, не подлежащих фактическому вывозу с таможенной территории и помещению под таможенный режим или под таможенную процедуру, допускающие вывоз товаров с таможенной территории, но подлежащих немедленному вывозу с территории пункта вывоза на таможенную территорию |
Невозможность вывоза товаров, ограниченных к ввозу на таможенную территорию ТС, прибывших на таможенную территорию ТС, в отношении которых не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений |
Невозможность вывоза или неосуществление немедленного вывоза товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе по основаниям неэкономического характера без наличия разрешения и (или) лицензии уполномоченных государственных органов на их ввоз |
|
Невозможность вывоза или неосуществление немедленного вывоза товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при вывозе по основаниям неэкономического характера, в отношении которых не может быть выдано разрешение на их убытие с таможенной территории, но подлежащих немедленному вывозу с территории пункта вывоза на таможенную территорию республики |
|
Непредставление таможенным органам разрешений и (или) лицензий уполномоченных государственных органов на ввоз и (или) вывоз товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе по основаниям экономического характера, при прибытии товаров на таможенную территорию либо убытии их с этой территории, если представление такого разрешения и (или) лицензии является условием помещения под соответствующий таможенный режим или под соответствующую таможенную процедуру |
|
Непредставление товаров к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим или под таможенную процедуру либо для получения разрешения на убытие товаров с таможенной территории в отношении товаров, убывающих с таможенной территории через пункт вывоза, который одновременно является пунктом ввоза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию не покидали такого пункта ввоза (вывоза) в течение 1 ч после предъявления товаров таможенному органу в пункте ввоза, а при осуществлении международной перевозки - после регистрации таможенным органом уведомления об их прибытии |
|
Непредставление к таможенному оформлению товаров для помещения их под таможенную процедуру временного хранения, под таможенный режим либо для получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории, если местом доставки товаров является пункт вывоза, в течение 3 ч после регистрации прибытия транспортного средства в место доставки |
|
Непомещение под таможенный режим или под таможенную процедуру либо неснятие до истечения 60-дневного срока временного хранения товаров с таможенного контроля |
Истечение срока временного хранения товаров, не помещенных под таможенную процедуру |
Непредставление к таможенному оформлению для помещения под соответствующий таможенный режим или под таможенную процедуру в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в законную силу постановления по делу об АТП, в случае, если привлечение лица к административной ответственности связано с несоблюдением им таможенного режима и допущенное несоблюдение влечет за собой невозможность дальнейшего применения этого режима, а также действие его должно быть прекращено |
Незавершение в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу соответствующего решения по привлечению лица к ответственности, действия таможенной процедуры, если привлечение лица к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов ТС связано с несоблюдением им таможенной процедуры и допущенное несоблюдение влечет за собой невозможность дальнейшего применения данной таможенной процедуры |
Непомещение товаров под таможенный режим, в т.ч. таможенный режим таможенного склада, или под таможенную процедуру до истечения установленного таможенным органом срока действия таможенного режима таможенного склада |
Истечение сроков хранения товаров на таможенном складе |
Непомещение в случае ликвидации таможенного склада товаров под таможенный режим, в т.ч. таможенный режим таможенного склада, или под таможенную процедуру в течение 2 месяцев со дня, следующего за днем принятия решения о ликвидации таможенного склада |
Неперемещение на другой таможенный склад либо непомещение под иную таможенную процедуру в течение 60 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования таможенного склада, товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада |
Непомещение в течение 2 месяцев со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования свободной таможенной зоны под таможенный режим или под таможенную процедуру товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны |
|
Непомещение в случае ликвидации магазина беспошлинной торговли в течение 2 месяцев со дня, следующего за днем принятия решения о ликвидации магазина беспошлинной торговли, иностранных товаров под таможенные режимы беспошлинной торговли с целью размещения в ином магазине беспошлинной торговли, свободного обращения, переработки на таможенной территории, временного ввоза, таможенного склада, реэкспорта, уничтожения, отказа в пользу государства, свободного склада либо под таможенную процедуру, а также невывоз отечественных товаров из магазина беспошлинной торговли на таможенную территорию в связи с прекращением в отношении их действия таможенного режима беспошлинной торговли |
Непомещение под таможенную процедуру в течение 1 месяца со дня, следующего за днем прекращения деятельности магазина беспошлинной торговли, товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли |
Продление установленного ТК РБ 1 рабочего дня для проведения операций таможенного контроля до 10 рабочих дней со дня начала таможенного контроля (руководством таможни либо иным уполномоченным в соответствии со своими должностными обязанностями должностным лицом таможенного органа) и на срок до 30 рабочих дней со дня истечения установленного таможней 10-дневного срока (ГТК РБ) |
|
Несовершение предусмотренных таможенных операций в отношении товаров для личного пользования при перемещении их через таможенную границу |
Несовершение лицом, перемещающим товары для личного пользования, в отношении таких товаров таможенных операций по таможенному декларированию в соответствии со ст.355 ТК ТС либо таможенных операций, связанных с их размещением на временное хранение, помещением под таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС, а также вывозом с таможенной территории ТС, если они не покидали место прибытия |
|
Непредставление таможенной декларации в установленный срок в отношении товаров, являющихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в течение 30 дней со дня вступления в силу следующих решений: - суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности; - таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности; - суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу; - суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности |
|
Неподача в пределах срока временного хранения новой таможенной декларации в отношении иностранных товаров после отзыва таможенной декларации |
Как видно из приведенной таблицы, основания для задержания товаров, установленных ТК РБ и ТК ТС, не совпадают.
Так, из норм ТК ТС следует, что не производится задержание товаров в случаях, предусмотренных ранее ТК РБ:
- при непредставлении к таможенному оформлению товаров в установленный срок в пункте ввоза (п.3 ст.57 ТК РБ). При этом согласно п.4 ст.160 ТК ТС перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 ч после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством ТС или законодательством государств - членов ТС в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом. Однако необходимость задержания товара по истечении установленного срока все же не предусмотрена;
- при непредставлении к таможенному оформлению товаров в установленный срок после регистрации прибытия в место доставки (п.5 ст.119 ТК РБ). При этом согласно п.6 ст.225 ТК ТС в течение 3 ч после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязан совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, если иной срок не установлен таможенным законодательством ТС или законодательством государств - членов ТС в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом. Однако необходимость задержания товара по истечении установленного срока опять же не предусмотрена;
- при непомещении товаров под таможенный режим либо процедуру по истечении установленного 2-месячного срока в случае прекращения функционирования свободной таможенной зоны (п.5 ст.222 ТК РБ). При этом согласно п.2 ст.202 ТК ТС таможенная процедура «свободная таможенная зона» устанавливается международным договором государств - членов ТС;
- при продлении сроков проведения операций таможенного контроля (п.3 ст.277 ТК РБ).
В то же время ТК ТС предусмотрены 2 случая задержания товаров, которые ранее не предусматривались ТК РБ. К ним относятся:
- непредставление таможенной декларации в установленный срок в отношении товаров, являющихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в течение 30 дней со дня вступления в силу соответствующих решений суда и (или) таможенного органа (должностного лица) (ст.185 ТК ТС);
- неподача в пределах срока временного хранения новой таможенной декларации в отношении иностранных товаров после отзыва таможенной декларации (ст.192 ТК ТС).
В остальных случаях в части, касающейся терминологии ТК ТС, основания для задержания товаров, установленные ТК ТС и ТК РБ, аналогичны.
Форма протокола о задержании товаров и документов на них установлена решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 260. Задержанные товары в соответствии с п.3 ст.145 ТК ТС размещаются на складах временного хранения или в иных местах, определенных таможенным органом. На практике возникают вопросы, сопряженные с определением иных мест, установленных таможенными органами. Учитывая, что ТК ТС не ввел каких-либо исключений в этой части, следует полагать, что в настоящее время сохраняется возможность размещения задержанных товаров как на территориях, находящихся в оперативном управлении таможенных органов, так и в иных местах расположения отдельных структурных подразделений таможенных органов.
Возмещение расходов по хранению задержанных товаров
Таможенный кодекс ТС четко урегулировал вопрос возмещения расходов по хранению задержанных товаров (п.4 ст.145). Так, при возврате задержанных товаров расходы по их хранению возмещаются лицами, которым фактически возвращаются товары. То есть при возврате задержанных товаров возмещение расходов по хранению иными лицами либо за счет республиканского бюджета не предусмотрено. В случае реализации задержанных товаров расходы по их хранению возмещаются за счет сумм, полученных от их реализации.
Приведенные положения реализованы в Указе Президента РБ от 18.07.2011 № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах» (далее - Указ № 319). Так, согласно подп.2.18 п.2 Указа № 319 учет, хранение, оценка, реализация, уничтожение и утилизация товаров, задержанных таможенными органами и не востребованных в сроки, предусмотренные ТК ТС, а также возмещение таможенными органами расходов по хранению, проведению государственной санитарно-гигиенической экспертизы и иных видов экспертиз, обязательной сертификации, оценке, уничтожению таких товаров осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Согласно п.7 Указа № 319 подп.2.8 и 2.9 п.2 (с 29 декабря 2011 г.), подп.3.6 п.3 и подп.5.2 п.5 (с 6 января 2012 г.) данного Указа утратили силу. С 1 августа 2014 г. подп.2.18 п.2 Указа № 319 исключен Указом Президента РБ от 28.07.2014 № 380. |
Основанием для постановки материалов по задержанным товарам на учет в комиссию по работе с имуществом, обращенным в доход государства, является протокол задержания товаров и документов на них, а в отношении товаров, задержанных в соответствии с п.4 ст.185 ТК ТС, также решение суда о признании задержанных товаров бесхозяйными. Товары, задержанные таможенным органом в соответствии с п.4 ст.185 ТК ТС, не могут быть переданы для реализации, уничтожены либо утилизированы до признания их в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, бесхозяйными.
Возврат задержанных товаров, сумм от реализации задержанных товаров
Задержанные товары возвращаются лицам, указанным в ст.147 ТК ТС, при их обращении в таможенный орган, задержавший такие товары, если они на момент обращения не реализованы, не уничтожены или не утилизированы, при соблюдении условий возврата таких товаров, предусмотренных указанной статьей, и компенсации расходов республиканского бюджета по транспортировке, хранению задержанных товаров и иных расходов, связанных с реализацией этих товаров в порядке, определенном Правительством РБ.
Для возврата задержанных товаров, материалы в отношении которых переданы в комиссию по работе с имуществом, обращенным в доход государства, данная комиссия на основании обращения таможенного органа, осуществлявшего первичный учет таких товаров, приостанавливает проведение оценки и принятие решения о передаче их для реализации, а если товары находятся на реализации, не позднее 3 рабочих дней со дня получения обращения таможенного органа снимает задержанные товары с реализации. Задержанные товары снимаются комиссией по работе с имуществом, обращенным в доход государства, с последующего учета после получения информации от таможенного органа, осуществлявшего первичный учет таких товаров, об их возврате лицам, указанным в ст.147 ТК ТС.
Суммы, вырученные от реализации задержанных товаров, за исключением сумм вознаграждения, предоставленного в соответствии с законодательством Республики Беларусь организациям, их реализующим, зачисляются на счета, предназначенные для зачисления платежей в бюджет, контроль над уплатой которых осуществляется таможенными органами.
Реализованные, уничтоженные или иначе использованные в установленном законодательством Республики Беларусь порядке задержанные товары снимаются с таможенного контроля. Следует отметить, что данная норма отсутствовала в ТК РБ.
Пунктом 2 ст.149 ТК ТС определены лица, которым могут быть возвращены суммы от реализации задержанных товаров. К ним относятся:
- декларант, если производилось декларирование товаров;
- собственник товаров, если декларирование товаров не производилось, а также если таможенные органы обладают сведениями о нем (примечание 2).
Иными словами, теперь возможность возврата сумм от реализации задержанных товаров лицам, во владении которых находились товары в момент их задержания, если эти лица не являются декларантами или собственниками задержанных товаров, исключена.
В настоящее время с целью реализации положений Указа № 319 и отдельных положений ТК ТС принято постановление Совета Министров РБ от 14.10.2011 № 1374 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь», которым утверждено Положение о порядке возмещения расходов по хранению задержанных товаров, востребованных до истечения установленных сроков их хранения, возврата задержанных товаров, не востребованных в установленные сроки их хранения, компенсации расходов республиканского бюджета по транспортировке, хранению и иных расходов, связанных с реализацией этих товаров, и возврата сумм, полученных от реализации задержанных товаров, и признано утратившим силу с 25 октября 2011 г. ранее действовавшее постановление Совета Министров РБ от 19.07.2007 № 919 «О порядке возмещения расходов по хранению задержанных товаров».
Примечание 1. Определение авторское.
Примечание 2. Теперь таможенный орган должен уведомить этих лиц о наличии подлежащей возврату суммы согласно нормам ТК ТС в отличие от норм ТК РБ.
30.11.2011 г.
Лариса Островерхова, заместитель начальника Минской центральной таможни, специалист таможенного дела