


Материал помещен в архив
ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОДТВЕРЖДЕНИИ СООТВЕТСТВИЯ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ ТЕХНИЧЕСКИМ РЕГЛАМЕНТАМ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Развитие и совершенствование международного законодательства, издание технических регламентов, охватывающих все больший круг товаров, привели к тому, что сегодня подавляющее большинство ввозимых товаров подпадают под действие технических регламентов Таможенного союза (далее - ТС) и для их ввоза на территорию Республики Беларусь требуются документы о подтверждении соответствия. Необходимость представления документов обусловлена тем, что одно из условий выпуска товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии со ст.195 Таможенного кодекса таможенного союза - представление необходимых документов, в том числе сертификатов соответствия. Непредставление таких документов - основание для отказа в выпуске товара (ст.201 названного Кодекса). Иными словами, необходимость подтверждения соответствия товаров и представления соответствующих документов возникает уже на этапе ввоза товара в страну. При отсутствии таких документов товар ввезен не будет.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. Таможенный кодекс таможенного союза прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. |
Продукция (товары), подлежащая подтверждению соответствия при ввозе, а также таможенные процедуры, при помещении под которые необходимо представление подтверждающих документов
В Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденном решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее - Положение), закреплены перечень процедур, при помещении под которые необходимо представить подтверждающие документы, перечень случаев, при которых такое представление необязательно, а также нормативные правовые акты, закрепляющие категории продукции, в отношении которых при ввозе на территорию Республики Беларусь необходимо представление документов о подтверждении соответствия или сведений о таких документах.
Так, представление одновременно с таможенной декларацией документов, удостоверяющих соответствие ввозимой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведений о таких документах обязательно в отношении продукции, которая включена:
• в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526, и в отношении которой законодательством государств - членов ТС (далее - государства-члены) установлены обязательные требования. В Республике Беларусь такие требования установлены перечнем продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 № 60.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2016 г. действует перечень объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.10.2016 № 849; |
• в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2018 г. следует руководствоваться Единым перечнем № 620 в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 № 84; |
• в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов ТС (п.2 Положения).
С 1 января 2016 г. обязательному подтверждению соответствия будут подлежать только товары, в отношении которых установлены требования технических регламентов (ст.36 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 июля 2017 г. действует новый Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия». |
Необходимость представления документов о подтверждении соответствия в таможенные органы наряду с категорией товара зависит также и от таможенной процедуры, под которую помещаются ввозимые товары. Так, представление документов о подтверждении соответствия или сведений о таких документах необходимо при помещении товаров под следующие таможенные процедуры (п.4 Положения).
Таможенная процедура | Исключение (продукция, товары, в отношении которых не требуется представления документов о подтверждении соответствия) |
Выпуска для внутреннего потребления, в том числе заявляемая при завершении иных таможенных процедур | Продукция (товары), ввозимая (ввезенная): 1) в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний при условии представления в таможенный орган копии договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром)) или письма такого аккредитованного органа по сертификации (аккредитованной испытательной лаборатории (центра)), подтверждающих необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввозимой (ввезенной) продукции (товаров); 2) изготовителем или уполномоченным представителем изготовителя в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта ранее ввезенных на таможенную территорию ТС готовых изделий, в отношении которых подтверждено соответствие обязательным требованиям, при условии представления в таможенные органы копий документов об оценке (подтверждении) соответствия таких готовых изделий; 3) в качестве комплектующих товаров либо сырья (материалов) к продукции, выпускаемой в обращение на территории государства-члена, на которой осуществляется их помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; 4) в адрес дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, межгосударственных и межправительственных организаций, при условии представления в таможенный орган их мотивированного обращения о потреблении (использовании) исключительно такими представительствами, учреждениями, организациями; 5) в качестве гуманитарной или технической помощи; 6) в качестве товаров, предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций |
Временного ввоза (допуска) | Временный ввоз: 1) контейнеров, упаковки, поддонов; 2) продукции (товаров), предназначенной для демонстрации на выставках, ярмарках и международных встречах, а также вспомогательного оборудования и материалов, предназначенных для использования при такой демонстрации продукции (товаров) либо для использования на выставках, ярмарках и международных встречах; 3) товарных образцов, предназначенных исключительно для целей получения заказов на продукцию (товары) такого типа и непригодных для использования в иных целях, что обеспечивается путем нанесения на них нестираемой маркировки, разрывов, пробивания дыр или нанесения повреждений каким-либо другим способом; 4) продукции (товаров), предназначенной для проведения испытаний, проверок, экспериментов и показа свойств и характеристик; 5) рекламной печатной продукции; 6) оборудования, необходимого артистам, театральным труппам и оркестрам (предметов, используемых в ходе представлений, музыкальных инструментов, декораций и костюмов), если такая продукция (товары) ввозится (ввезена) иностранным лицом и будет использоваться им на таможенной территории ТС; 7) профессионального кинематографического оборудования, оборудования прессы, радио или телевидения, вспомогательных устройств и принадлежностей к этому оборудованию, если такие профессиональное оборудование, устройства и принадлежности ввозятся (ввезены) иностранным лицом и будут использоваться им на таможенной территории ТС; 8) продукции (товаров), предназначенной для спортивных соревнований, показательных спортивных мероприятий или тренировок, если такая продукция (товары) ввозится (ввезена) иностранным лицом и будет использоваться им на таможенной территории ТС |
Свободной таможенной зоны | Продукция (товары), ввозимая (ввезенная): 1) в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта ранее ввезенных на таможенную территорию ТС готовых изделий, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в отношении которых подтверждено соответствие обязательным требованиям, при условии представления в таможенные органы копий документов об оценке (подтверждении) соответствия таких готовых изделий; 2) в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний при условии представления в таможенный орган копии договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром)), находящимся на территории государства-члена, на которой осуществляется таможенное декларирование товаров, или письма такого аккредитованного органа по сертификации (аккредитованной испытательной лаборатории (центра)), подтверждающих необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввезенных товаров; 3) в качестве комплектующих товаров либо сырья (материалов) к продукции, производимой на территории государства-члена, на которой осуществляется их помещение под таможенную процедуру свободной таможенной зоны |
Свободного склада | Продукция (товары), ввозимая (ввезенная): 1) в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта ранее ввезенных на таможенную территорию ТС готовых изделий, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру свободного склада, в отношении которых подтверждено соответствие обязательным требованиям, при условии представления в таможенные органы копий документов об оценке (подтверждении) соответствия таких готовых изделий; 2) в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний при условии представления в таможенный орган копии договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром)), находящимся на территории государства-члена, на которой осуществляется таможенное декларирование товаров, или письма такого аккредитованного органа по сертификации (аккредитованной испытательной лаборатории (центра)), подтверждающих необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввозимой (ввезенной) продукции (товаров); 3) в качестве комплектующих товаров либо сырья (материалов) к продукции, производимой на территории государства-члена, на которой осуществляется их помещение под таможенную процедуру свободного склада |
Реимпорта | Реимпорт: 1) продукции (товаров) в целях завершения действия таможенной процедуры временного вывоза; 2) продукции (товаров), не подвергшейся операциям по переработке товаров вне таможенной территории ТС, в целях завершения действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории; 3) товаров ТС, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или свободного склада, в целях завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны или таможенной процедуры свободного склада, если такие товары ТС остались в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации) |
Отказа в пользу государства |
- |
Общим исключением для вышеуказанных процедур является продукция: 1) бывшая в употреблении (эксплуатации); 2) ввозимая (ввезенная) в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов); 3) в случаях ее временного размещения на таможенной территории ТС, за исключением ввозимой (ввезенной) по договорам финансового лизинга |
Кроме того, представление таможенным органам документов, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведений о таких документах не требуется при ввозе продукции в качестве припасов, помещаемой на временное хранение, ввезенной физическими лицами для личного пользования, а также в случаях помещения товаров под таможенные процедуры таможенного транзита, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, таможенного склада, беспошлинной торговли, уничтожения, специальной таможенной процедуры.
Таким образом, если товары подпадают под действие требований технических регламентов, представление документов о подтверждении соответствия или сведений о таких документах в таможенные органы необходимо только в случаях, указанных в законодательстве.
Контроль за соблюдением законодательства в сфере подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов
Указом Президента Республики Беларусь от 09.02.2015 № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов» (далее - Указ) определены полномочия контролирующих органов в сфере контроля (надзора) за соблюдением законодательства в сфере подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов в отношении ввозимых товаров. Так, систему органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ТС, Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в сфере потребительского рынка составляют:
1) Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь;
2) Министерство здравоохранения Республики Беларусь;
3) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;
4) Министерство торговли Республики Беларусь;
5) Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
6) входящие в их состав (систему) контролирующие (надзорные) органы, наделенные соответствующими полномочиями (далее - надзорные органы).
Полномочия надзорных органов содержатся в подп.1.5 п.1 Указа.
Кроме того, в Указе закреплено понятие «опасной продукции», под которой понимается продукция, классифицируемая по одному или нескольким следующим признакам:
• не отвечающая требованиям технических регламентов ТС, ЕАЭС по ее безопасности для жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды;
• которой изготовитель (продавец) умышленно придал внешний вид и (или) отдельные свойства определенного вида продукции, но при этом она не может быть идентифицирована как продукция, за которую выдается.
В случае выявления опасной продукции, а также неправомерной выдачи (принятия) документов об оценке соответствия такой продукции требованиям технических регламентов ТС, ЕАЭС, что является нарушением законодательства о подтверждении соответствия товаров, руководители надзорных органов или их заместители в пределах компетенции имеют право выдавать соответствующему изготовителю (поставщику, продавцу, импортеру) предписание об изъятии (отзыве из обращения) опасной продукции. Соответствующие должностные лица, перечень которых содержится в подп.2.1 п.2 Указа, имеют право:
1) выдавать юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания на запрет ввоза и (или) обращения опасной продукции на территории Республики Беларусь;
2) направлять копии таких предписаний республиканским органам государственного управления и государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, в том числе таможенным органам, для предотвращения ввоза и (или) обращения такой продукции на территории Республики Беларусь;
3) принимать решение о прекращении (приостановлении) действия на территории Республики Беларусь документов об оценке соответствия такой продукции требованиям технических регламентов ТС, ЕАЭС. Если документы об оценке соответствия выданы другим государством - членом ЕАЭС, информация о принятом решении направляется в Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь для представления в 10-дневный срок в Евразийскую экономическую комиссию и уполномоченные органы государства - члена ЕАЭС, на территории которого выданы указанные документы.
В случаях, когда установлены нарушения по вопросам, по которым производился отбор, доставка и проведение испытаний образцов продукции, расходы, связанные с таким отбором, доставкой и проведением испытаний образцов продукции при осуществлении государственного контроля (надзора), по общему правилу, относятся на счет средств проверяемых субъектов, а в иных случаях - в соответствии с порядком, определяемым Советом Министров Республики Беларусь.
Ответственность за несоблюдение законодательства о техническом нормировании
Несоблюдение законодательства о техническом нормировании в определенных случаях влечет административную ответственность. Нормы о соответствующих нарушениях и ответственности за них закреплены как в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), так и в Указе. При этом нормы Указа об ответственности действуют до приведения в соответствие с ними КоАП.
В Указе рассмотрены правонарушения в области подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов ТС как относительно сертификации, так и относительно соблюдения санитарно-эпидемиологических, гигиенических, ветеринарных требований и процедур, а также правомерной маркировки продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС, ЕАЭС (пп.6, 7, 10 Указа).
Рассмотрим подробнее правонарушения, ответственности за которые подлежат субъекты хозяйствования, осуществляющие выпуск в обращение и реализацию продукции с нарушениями законодательства. Такие правонарушения приведены в пп.3-9 Указа, ст.23.11, 23.12 КоАП.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 августа 2016 г. нормы пп.3-9 Указа перенесены в ст.16.8, 23.11, 23.12 КоАП на основании Закона Республики Беларусь от 19.07.2016 № 407-З. С 31 января 2018 г. административная ответственность по ст.23.11 и 23.12 КоАП предусматривает предупреждение и штраф (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З). Размеры штрафов не изменились. |
Норма | Правонарушение | Субъект правонарушения | Меры ответственности |
Пункт 3 Указа | Выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов ТС, ЕАЭС. Справочно Под выпуском в обращение в данном случае понимается поставка (в том числе реализация) или ввоз (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) продукции с целью распространения в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе |
Субъекты, осуществляющие выпуск в обращение продукции | Штраф в размере от 20 до 50 базовых величин (далее - БВ) для физического лица, для индивидуального предпринимателя или юридического лица - до 100 % от стоимости реализованной продукции, но не менее 200 БВ, а при невозможности ее установления - от 200 до 500 БВ |
Пункт 4 Указа | Выпуск в обращение продукции, не соответствующей показателям, не включенным в технические регламенты ТС, ЕАЭС, но задекларированным изготовителем (поставщиком, продавцом, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или эксплуатационной документации | Субъекты, осуществляющие выпуск в обращение продукции | Штраф в размере от 20 до 50 БВ на физическое лицо, на индивидуального предпринимателя - от 100 до 200 БВ, на юридическое лицо - от 200 до 500 БВ |
Пункт 5 Указа. Справочно Данная норма частично дублирует положения части 1 ст.23.11 КоАП |
Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии либо с использованием сертификатов соответствия или деклараций, действие которых приостановлено | Субъекты, осуществляющие реализацию продукции | Штраф в размере от 20 до 50 БВ на физическое лицо, на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 200 % от стоимости реализованной продукции, но не менее 200 БВ, а при невозможности ее установления - от 200 до 500 БВ |
Пункт 5 Указа | Невыполнение правил и процедур обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов ТС, ЕАЭС, в том числе неправомерное принятие декларации о соответствии требованиям технических регламентов ТС, ЕАЭС | 1. Субъекты, осуществляющие реализацию продукции. 2. Органы по сертификации и прочие организации, выдающие документы о подтверждении соответствия | |
Часть 1 ст.23.11 КоАП | Реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии и (или) с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь | Субъекты, осуществляющие реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг) | Штраф в размере от 2 до 15 БВ на физическое лицо, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 200 % стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления - до 500 БВ. Обратите внимание! Норма п.5 Указа устанавливает нижний предел размера штрафа для юридического лица и индивидуального предпринимателя в размере 200 БВ. Пункт 5 Указа не предусматривает ответственность за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь |
Часть 2 ст.23.11 КоАП | Производство, реализация и использование (оборот) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом химических, биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации и не прошедших их в установленном порядке | Субъекты, осуществляющие производство, реализацию и использование продукции | Штраф в размере от 2 до 15 БВ на физическое лицо, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 200 % стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) |
Часть 3 ст.23.11 КоАП | Реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг) без наличия других требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров, или при наличии не соответствующих действительности документов | Субъекты, осуществляющие реализацию продукции | Штраф в размере от 2 до 8 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 100 % стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления - до 300 БВ |
Пункт 8 Указа | Неправомерная выдача либо приостановление, прекращение действия сертификата соответствия и других документов об оценке соответствия органами по сертификации и другими организациями, выдающими такие документы | Органы по сертификации и прочие организации, выдающие документы о подтверждении соответствия | Штраф в размере от 20 до 50 БВ, на юридическое лицо - от 100 до 500 БВ |
Пункт 9 Указа | Выдача для обязательной оценки соответствия недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений продукции испытательными лабораториями (центрами) | Испытательные лаборатории (центры) | Штраф в размере от 20 до 50 БВ, на юридическое лицо - от 100 до 500 БВ |
Часть 1 ст.23.12 КоАП | Выпуск, в том числе в продажу и после ремонта, либо поставка (реализация) продукции, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и образцов (эталонов) по качеству, маркировке, комплектности, упаковке и другим требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь | Субъекты, осуществляющие реализацию продукции | Штраф в размере от 10 до 40 БВ, на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 100 % от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления - до 500 БВ |
Часть 2 ст.23.12 КоАП | Передача заказчику или в производство конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации по качеству продукции и технологическим процессам, связанным с производством продукции | Субъекты, осуществляющие передачу документации | Штраф в размере от 10 до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 100 БВ или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - до 500 БВ или лишение права заниматься определенной деятельностью |
Часть 3 ст.23.12 КоАП | Несоблюдение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации при транспортировке, хранении и использовании (эксплуатации) продукции, повлекшее снижение качества, порчу или сверхнормативные потери продукции | Все субъекты | Штраф в размере от 10 до 30 БВ |
Административные взыскания за правонарушения, предусмотренные Указом, могут налагаться не позднее 3 лет со дня их совершения, а по длящимся нарушениям - не позднее 6 месяцев со дня их обнаружения (п.12 Указа).
Уголовная ответственность за нарушения в рассматриваемой сфере не предусмотрена.
1. Представление документов о подтверждении соответствия товара необходимо как на стадии ввоза, таможенного оформления товара, так и на стадии реализации товара.
2. Существует три группы правовых последствий за нарушение законодательства по подтверждению соответствия:
- при непредставлении документов в таможенные органы - отказ в выпуске товаров;
- при выявлении опасной продукции, а также неправомерной выдачи (принятия) документов об оценке соответствия такой продукции требованиям технических регламентов контролирующими (надзорными) органами:
выдача предписаний на запрет ввоза и (или) обращения опасной продукции на территории Республики Беларусь;
принятие решения о прекращении (приостановлении) действия на территории Республики Беларусь документов об оценке соответствия такой продукции требованиям технических регламентов ТС, ЕАЭС;
выдача соответствующему изготовителю (поставщику, продавцу, импортеру) предписания об изъятии (отзыве из обращения) опасной продукции;
- при совершении нарушений, предусмотренных пп.3-5, 8, 9 Указа, ст.23.11 КоАП, - административная ответственность в виде штрафа.
16.06.2015
Ирина Мамайко, юрист