


Материал помещен в архив
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Предоставление земельных участков - необходимое условие для осуществления строительства любых объектов недвижимости. Основным видом вещного права, на котором предоставляются земельные участки коммерческим организациям в этих целях, как правило, является аренда. Индивидуальным предпринимателям земельные участки для осуществления на них строительства предоставляются только на праве аренды. До заключения договора аренды будущий арендатор должен выполнить действия, необходимые для принятия компетентным органом решения о предоставлении земельного участка. В свете изменений, произошедших в земельном законодательстве за последние годы, актуален вопрос о порядке предоставления земельных участков для осуществления на них строительства объектов недвижимости.
Правовое регулирование
Порядок изъятия и предоставления земельных участков регулируется Указом Президента РБ от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее - Указ № 667), а также утвержденными данным Указом Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков (далее - Положение) и Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков в г.Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) (далее - Положение по областным центрам). При этом Положение по областным центрам применяется только в том случае, если:
- в областном центре или г.Минске отсутствуют градостроительные проекты детального планирования указанных городов или архитектурные проекты застройки их территорий;
- в соответствии с законодательными актами не требуется проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка или Минским городским исполнительным комитетом, городским исполнительным комитетом областного центра принято решение о проведении аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений).
Кроме того, Советом Министров РБ приняты постановления, детально регламентирующие вопросы, которые возникают в процессе предоставления земельных участков и сбора разрешительной документации для строительства.
С момента вступления в силу Декрета Президента РБ от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Декрет № 10) для лиц, заключающих инвестиционные договоры с Республикой Беларусь, установлены иные правила предоставления земельных участков для строительства, нежели предусмотренные Указом № 667.
Предоставление земельных участков по результатам аукционов
Общим правилом, содержащимся в п.5 Указа № 667, установлено, что земельные участки предоставляются по результатам аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений), аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных п.6 Указа № 667.
При этом аукционы с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) могут проводиться только в г.Минске и областных центрах и только при нахождении на участках, предполагаемых к предоставлению в аренду победителям аукционов, подлежащих сносу капитальных строений (часть третья п.8 Положения по областным центрам).
В соответствии с частью первой п.6 Указа № 667 земельный участок может быть предоставлен юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю без проведения аукциона для целей коммерческого строительства в следующих случаях:
а) для строительства и обслуживания объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, т.е. сооружений и инженерных сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и канализации, связи, теле- и радиофикации, а также автомобильных дорог, улиц, маршрутов общественного транспорта и иных коммуникаций (абзац 7 части первой п.6);
б) при предоставление другого земельного участка взамен изымаемого (в т.ч. взамен намеченного к изъятию и предоставлению) (абзац 11 части первой п.6);
в) при наличии действующего договора подряда на подготовку земельно-кадастровой документации и (или) на разработку проекта отвода земельного участка, заключенного в установленном законодательством порядке до 1 января 2008 г. с определенными организациями по землеустройству, а при нахождении земельного участка в г.Минске, областном центре либо пригородных зонах этих городов до 2 мая 2006 г. (абзац 14 части первой п.6);
г) если на получение земельного участка для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в свободных экономических зонах претендуют резиденты этих зон (абзац 15 части первой п.6);
д) при необходимости размещения на земельных участках, расположенных в населенных пунктах с численностью населения не свыше 50 тысяч человек (примечание 1), объектов недвижимого имущества, предназначенных для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, за исключением целей строительства автозаправочных станций и случаев установления областными исполнительными комитетами перечней территорий, в пределах которых земельные участки предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для указанной цели только по результатам аукционов (абзац 16 части первой п.6);
е) при необходимости занятия дополнительного земельного участка, если при проведении реконструкции существующего объекта без изменения его функционального назначения либо в ходе выполнения проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта требуется земельный участок большего размера (абзац 17 части первой п.6);
ж) при приобретении не завершенных строительством, незаконсервированных капитальных строений (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений), решение об отчуждении которых принято Президентом РБ (абзац 18 части первой п.6);
з) для размещения объекта недвижимого имущества на территории Республики Беларусь, если строительство такого объекта и конкретное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые будут осуществлять строительство, определены решением Президента РБ, либо государственной программой, утвержденной Президентом РБ, или Советом Министров РБ (абзац 19 части первой п.6);
и) для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, после заключения инвестиционного договора между инвестором и Республикой Беларусь и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь. Участок предоставляется инвестору и (или) организациям, в установленном порядке созданным в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием (абзац 21 части первой п.6).
Аукционы на право заключения договоров аренды проводятся в соответствии с Положением о порядке организации и проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков (далее - Положение о порядке организации и проведения аукционов); аукционы с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) в г.Минске и областных центрах - в соответствии с Положением о порядке организации и проведения аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) (далее - Положение № 462). Оба положения утверждены постановлением Совета Министров РБ от 26.03.2008 № 462.
Аукционы на право заключения договоров аренды
В случаях когда участок предоставляется по результатам аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, формирование и государственная регистрация создания земельного участка осуществляются организацией по землеустройству в соответствии с требованиями главы 9 Положения.
Пунктом 30 Положения о порядке организации и проведения аукционов установлено, что местный исполнительный комитет после утверждения протокола о результатах аукциона принимает решение о предоставлении победителю аукциона земельного участка и после внесения победителем аукциона платы за предмет аукциона (части платы - в случае предоставления рассрочки ее внесения), возмещения затрат на организацию и проведение аукциона, в т.ч. расходов, связанных с изготовлением и предоставлением участникам аукциона документации, необходимой для его проведения, и выполнения условий, предусмотренных в решении об изъятии земельного участка для проведения аукциона, на основании которого осуществлена государственная регистрация сформированного земельного участка, заключает с победителем аукциона договор аренды земельного участка.
Аукционы на право проектирования и строительства
При предоставлении земельного участка в аренду по результатам аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) в г.Минске и областных центрах согласно п.8 Положения по областным центрам по заказу городского исполнительного комитета или уполномоченной им организации разрабатываются земельно-кадастровая документация, архитектурно-планировочное задание и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта. В состав земельно-кадастровой документации включается акт выбора места размещения земельного участка, который подписывается победителем аукциона (либо единственным лицом, принявшим участие в таком аукционе, при его согласии, далее - победитель аукциона) и утверждается председателем городского исполнительного комитета.
В акте выбора места размещения земельного участка помимо прочих сведений указывается срок представления генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями (разработанного в составе проектной документации - архитектурного проекта или утверждаемой части строительного проекта) для согласования, который не может превысить одного года со дня утверждения указанного акта (п.9 Положения по областным центрам).
В дальнейшем с победителем аукциона заключается договор на реализацию права проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений).
На основании согласованного комитетом (управлением, отделом) архитектуры и градостроительства городского исполнительного комитета генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями организацией по землеустройству разрабатывается проект отвода земельного участка (пп.13-16 Положения по областным центрам), после чего при выполнении всех установленных актом выбора места размещения земельного участка условий участок предоставляется победителю аукциона в аренду на основании решения городского исполнительного комитета, которое также устанавливает обязанность такого лица внести плату за право заключения договора аренды земельного участка (часть платы - в случае предоставления рассрочки ее внесения городским исполнительным комитетом), возместить затраты на организацию и проведение аукциона, в т.ч. расходы, связанные с изготовлением и представлением документации, необходимой для его проведения и иные условия.
Государственная регистрация земельного участка, договора аренды, прав на земельный участок осуществляется победителем аукциона.
Предоставление участка при признании аукциона несостоявшимся
Как указано в Положении о порядке организации и проведения аукционов (п.33) и в Положении № 462 (п.28), аукцион признается несостоявшимся, если:
- заявление об участии в аукционе подано менее чем двумя участниками;
- ни один из участников аукциона после 3-кратного объявления первой объявленной цены не поднял аукционный номер;
- ни один из участников аукциона в соответствии с решением комиссии не был признан победителем.
По факту признания аукциона несостоявшимся организатор аукциона по согласованию с городским исполнительным комитетом вправе объявить о повторном проведении аукциона.
Вместе с тем при признании аукциона несостоявшимся на том основании, что в нем приняло участие только одно лицо, в соответствии с требованиями п.71 Положения и части шестой п.8 Положения по областным центрам городской исполнительный комитет в течение 10 рабочих дней после признания аукциона несостоявшимся принимает решение о предоставлении этому лицу земельного участка (а в случае проведения аукциона с условиями городской исполнительный комитет утверждает лицу, явившемуся единственным участником аукциона, акт выбора места размещения земельного участка).
Предоставление участков в случаях, не требующих обязательного проведения аукционов
Согласно подп.11.1 п.11 Положения в случаях, когда земельные участки предоставляются не по результатам аукциона, требуется предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта.
Предварительное согласование представляет собой деятельность, в результате которой составляется и подписывается акт выбора места размещения земельного участка. Указанный акт составляется и подписывается создаваемой местным исполнительным комитетом постоянно действующей комиссией по выбору места размещения земельного участка и утверждается председателем местного исполнительного комитета. Акт выбора основывается на разработанной организацией по землеустройству (примечание 2) земельно-кадастровой документации и необходимых заключениях, собранных такой организацией либо заинтересованным лицом самостоятельно.
Пунктом 12 Положения определена компетенция местных исполнительных комитетов по проведению предварительного согласования места размещения объектов: при предоставлении земельного участка из земель в границах районов, городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, поселков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ предварительное согласование осуществляется районными исполнительными комитетами, а при предоставлении земельного участка из земель г.Минска и земель городов областного подчинения - Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами соответственно.
Если проведение предварительного согласования относится к компетенции районного исполнительного комитета, а дальнейшее изъятие и предоставление земельного участка - к компетенции областного исполнительного комитета, последним могут быть определены случаи, при которых акт выбора места размещения земельного участка, утвержденный председателем районного исполнительного комитета, представляется на согласование председателю областного исполнительного комитета.
Акт выбора места размещения земельного участка, выданный в итоге производства процедуры предварительного согласования места размещения объекта, в случаях, когда отсутствуют основания для отказа, является основанием для осуществления проектно-изыскательских работ в соответствии с законодательством о строительстве, архитектуре и градостроительстве, об охране окружающей среды.
Существуют незначительные отличия осуществления предварительного согласования в порядке, установленном Положением и Положением по областным центрам, которые будут рассмотрены ниже.
Земельные участки для строительства могут быть предоставлены заинтересованным лицам без проведения процедуры предварительного согласования в следующих случаях:
- для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в границах сельского населенного пункта, поселка городского типа, города, а также для ведения лесного, сельского, подсобного сельского хозяйства, реконструкции (капитального ремонта) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и строительства объектов (за исключением мест добычи полезных ископаемых открытым способом), необходимых для такой реконструкции (капитального ремонта);
- для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах свободных экономических зон.
Предварительное согласование: общий порядок
Предварительное согласование места размещения земельного участка осуществляется в порядке, установленном главой 2 Положения.
В соответствии с Положением лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в местный исполнительный комитет, который при отсутствии оснований для отказа поручает организации по землеустройству подготовить земельно-кадастровую документацию, необходимую для работы комиссии по выбору места размещения земельного участка. Организация по землеустройству осуществляет разработку земельно-кадастровой документации на основании договора подряда, заключенного с заинтересованным лицом, в т.ч. путем сбора у организаций всех заключений, подлежащих включению в состав земельно-кадастровой документации, по перечню, приведенному в подп.18.4 п.18 Положения. По общему правилу, установленному во всех нормативных правовых актах, принятых в последнее время и закрепляющих сбор документов специализированными организациями, выполняющими в интересах заинтересованного лица действий, за заявителем сохраняется возможность самостоятельного сбора заключений.
Акт выбора места размещения земельного участка составляется по форме, утвержденной постановлением Госкомимущества РБ от 08.02.2008 № 11. В акте указываются условия предоставления земельного участка, состав и качество земель, условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы, право вырубки древесно-кустарниковой растительности и использования получаемой древесины, ориентировочные размеры убытков и потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, необходимость проведения почвенных и агрохимических обследований для определения фактического размера потерь сельскохозяйственного производства, условия проведения общественного обсуждения размещения объекта строительства (при необходимости его проведения), срок подготовки проектной документации на строительство объекта с учетом ее государственной экспертизы, срок предоставления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, разработанного в составе проектной документации - архитектурного проекта или утверждаемой части строительного проекта, который не может превысить 2 лет со дня утверждения акта или одного года при выборе места размещения земельного участка.
К акту прикладывается копия земельно-кадастрового плана (части плана) с границами выбранного земельного участка и земельного участка, который будет улучшаться снимаемым плодородным слоем почвы. Следует отметить, что площадь земельного участка, указываемая в акте выбора, определяется графическим способом, в связи с чем в большинстве случаев отличается от площади, определяемой в результате разработки проекта отвода земельного участка.
Утвержденный в установленном порядке акт выбора места размещения земельного участка является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и выдачи архитектурно-планировочного задания, получения заключений согласующих организаций и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта. В силу нормы п.23 Положения, если в ходе выполнения проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта требуется земельный участок большего размера и размер дополнительного земельного участка превышает размер половины первоначального земельного участка, согласование места размещения дополнительного земельного участка производится в порядке, аналогичном приведенному выше.
Следует отметить, что в Указе № 667 по сравнению с ранее действовавшим порядком изъятия и предоставления земельного участка процедура предварительного согласования значительно упрощена.
Ранее кроме подписания акта комиссией предусматривалось также его утверждение решением исполнительного комитета либо согласование места размещения земельного участка в случаях, если изъятие и предоставление относились к компетенции вышестоящего исполнительного комитета, Совета Министров РБ либо Президента РБ. Кроме этого, ранее действовавшие указы и положения устанавливали, что решение об утверждении акта выбора места размещения земельного участка (о согласовании места его размещения) и разрешении производства проектно-изыскательских работ действует на протяжении 2 лет. Положение устанавливает 2-летний срок только на предоставление в организацию по землеустройству согласованного генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, не определяя никаких сроков действия самого акта выбора и сроков разработки проекта в целом.
Предварительное согласование: порядок согласно Положению по областным центрам
В соответствии с Положением по областным центрам лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в городской исполнительный комитет, который при отсутствии оснований для отказа поручает комитету (управлению, отделу) архитектуры и градостроительства или специально созданному для этих целей унитарному предприятию обеспечить подготовку архитектурно-планировочного задания и технических условий (по перечню, установленному городским исполнительным комитетом) на инженерно-техническое обеспечение объекта, а организации по землеустройству - подготовку земельно-кадастровой документации, необходимой для работы комиссии по выбору места размещения земельного участка.
При этом договорами подряда, заключаемыми заинтересованным в предоставлении земельного участка лицом с участниками процесса, может быть определено, кем собираются технические условия и заключения, включаемые в состав земельно-кадастровой документации.
В акте выбора места размещения земельного участка должны указываться данные, аналогичные названным в Положении и приведенным выше, с одним существенным отличием: срок предоставления в организацию по землеустройству согласованного генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями не может превышать одного года, в то время как Положение устанавливает, что срок на выполнение названных действий не может превышать 2 лет.
Как предусмотрено пп.13-16 Положения по областным центрам, на основании генерального плана объекта строительства, согласованного комитетом (управлением, отделом) архитектуры и градостроительства городского исполнительного комитета с проектируемыми инженерными сетями, организацией по землеустройству разрабатывается проект отвода земельного участка.
Предоставление земельного участка в случаях, когда проводилось предварительное согласование места его размещения
Согласно п.24 Положения после проведения проектно-изыскательских работ, согласования в установленном порядке с территориальным органом архитектуры и строительства (градостроительства) генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями заинтересованное лицо обращается в организацию по землеустройству для разработки проекта отвода земельного участка в порядке, установленном главой 3 Положения.
Аналогичная норма содержится в п.14 Положения по областным центрам.
При этом между двумя названными документами имеется существенная разница: подп.27.2 п.27 Положения называет в числе документов, необходимых для подготовки проекта отвода, заключение государственной экспертизы по проекту, в то время как в п.5 Положения по областным центрам отсутствует указание на необходимость включения в состав этих документов заключения государственной экспертизы.
По нашему мнению, целесообразно исключить из перечня документов для составления проекта отвода, указанных в Положении, заключение экспертизы, поскольку генеральный план, согласованный с проектируемыми инженерными сетями, являясь частью проекта строительства, которая проходит согласование перед направлением архитектурного проекта в целом (утверждаемой части строительного проекта в целом) для прохождения экспертизы, определяет границы работ и его согласование всеми заинтересованными лицами, что само по себе является должной гарантией того, что при прохождении экспертизы границы отвода не изменятся. Кроме того, подп.1.5 п.1 Указа Президента РБ от 16.11.2006 № 676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования» устанавливает, что в ряде случаев государственная экспертиза проектной документации не требуется. Параллельное же ведение работ по отводу земельного участка, передаче материалов проекта отвода в землеустроительную службу и прохождение (при необходимости) проектом государственной экспертизы уменьшает сроки строительства.
От редакции: С 1 апреля 2014 г. п.1 Указа № 676 исключен Указом Президента РБ от 14.01.2014 № 26. |
На основании разработанного проекта отвода, переданного в землеустроительную службу, готовится проект решения об изъятии и предоставлении земельного участка, разрешении строительства, который вносится для рассмотрения в местный исполнительный комитет.
Если участок предоставляется в аренду, то после принятия решения местным исполнительным комитетом производится государственная регистрация в отношении ранее зарегистрированных земельных участков, из которых было произведено изъятие, а также государственная регистрация создания вновь образованного земельного участка и прав на него и договора аренды в случае его заключения. Такая государственная регистрация может быть осуществлена организацией по землеустройству, если подрядчик согласно условиям заключенного договора подряда на разработку проекта отвода принял на себя эту обязанность.
Предоставление земельного участка в случаях, когда заключен инвестиционный договор
В соответствии с Декретом № 10 для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, после заключения инвестиционного договора между инвестором и Республикой Беларусь и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, предусмотрен несколько иной порядок предоставления земельных участков инвесторам и (или) организациям, в установленном порядке созданным в Республике Беларусь этими инвесторами либо с их участием.
Так, согласно подп.2.1 п.2 Декрета № 10 строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, осуществляется параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства. Предоставление без проведения аукциона на праве аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка производится одновременно с выполнением работ по строительству.
В силу абзаца 21 части первой п.6 Указа № 667, абзаца 13 части десятой ст.31 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее - Кодекс о земле) плата за право заключения договора аренды не вносится.
Вместе с тем, поскольку Декретом № 10 не установлено никаких изъятий из общего порядка заключения договоров на производство проектных и изыскательских работ, проектирования, разработки проекта отвода земельного участка, осуществления строительства по сравнению с общими нормами, включая Положение о параллельном проектировании и строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 30.07.2009 № 1001 (далее - Положение № 1001), после заключения и государственной регистрации инвестиционного договора заинтересованное лицо обращается в организацию по землеустройству для разработки земельно-кадастровой документации и подготовки акта выбора места размещения земельного участка, которые осуществляются в общем порядке предварительного согласования.
От редакции: С 26 апреля 2013 г. ст.31 Кодекса о земле изложена в новой редакции Законом РБ от 22.01.2013 № 17-З. |
На основании подписанного и утвержденного в установленном порядке акта выбора места размещения земельного участка осуществляется выбор проектной организации и заключение договора подряда с ней. В дальнейшем такая проектная организация осуществляет разработку проектной документации (в полном объеме либо в отношении одного или нескольких этапов работ в зависимости от выбранной стратегии реализации инвестиционного проекта на стадии «Строительный проект» в силу нормы пп.4, 7 Положения № 1001) с обязательным включением в состав такой документации генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, на основании которого организация по землеустройству осуществляет разработку проекта отвода земельного участка.
От редакции: С 1 апреля 2014 г. Положение № 1001 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 301 утратило силу. На основании подп.1.9 п.1 Указа Президента РБ от 14.01.2014 № 26 не допускается параллельное проектирование и строительство объекта, за исключением случаев, установленных Президентом РБ. |
Предоставление земельного участка в случаях, когда не проводилось предварительное согласование места его размещения
Предоставление земельного участка в случае, если предварительное согласование места его размещения не обязательно, осуществляется в соответствии с главой 5 Положения (Положение по областным центрам в подобных ситуациях не применяется).
В указанной главе предусмотрено, что заинтересованное лицо обращается в местный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о предоставлении этого участка. Исполнительный комитет при отсутствии оснований для отказа дает разрешение организации по землеустройству на разработку проекта отвода этого участка.
Одновременно местный исполнительный комитет поручает территориальному органу архитектуры и градостроительства либо специализированному коммунальному унитарному предприятию подготовить архитектурно-планировочное задание и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта в срок, установленный для подготовки проекта отвода и принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка, согласно п.16 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.02.2007 № 223. В данной ситуации документы, касающиеся технических условий, также могут быть собраны заинтересованным лицом самостоятельно.
В дальнейшем принятие решения об изъятии и предоставлении земельного участка, о разрешении производства проектно-изыскательских работ и строительства объекта, регистрация участка проводятся в порядке, аналогичном указанному выше, при предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места его размещения.
Гарантии прав лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка
Положение, так же как и Положение по областным центрам, устанавливает четкие и достаточно жесткие сроки исполнения своих обязанностей уполномоченными должностными лицами государственных органов и организаций, участвующих в процедуре предварительного согласования места размещения земельного участка и в процессе изъятия и предоставления такого участка. На практике эти сроки, как правило, не соблюдаются. Статьей 23.80 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов за нарушение порядка формирования, изъятия и предоставления земельных участков, установленных законодательными актами сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, порядка и сроков работы комиссии по выбору места размещения земельного участка, согласования документов, необходимых для принятия решений об изъятии и предоставлении земельных участков, сроков принятия таких решений, порядка перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам, условий отвода земельных участков, в т.ч. возмещения убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, а также за незаконный отказ в предоставлении и изъятии земельного участка либо в заключении договора аренды земельного участка, а равно непринятие мер по предоставлению и изъятию земельного участка в установленные сроки либо нарушение порядка предоставления и распространения информации о свободных (незанятых) земельных участках.
Условия и форма договора аренды земельного участка
Договор аренды земельного участка может заключаться как с победителями аукционов на право заключения договоров аренды, так и с организациями, которым земельный участок предоставляется без проведения аукциона.
Начальная цена предмета аукциона определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого предполагается заключить договор аренды по результатам аукциона, с применением коэффициентов в зависимости от срока аренды, установленных в приложении 1 к постановлению Совета Министров РБ от 26.03.2008 № 462.
При признании аукциона несостоявшимся на том основании, что в нем приняло участие только одно лицо, плата за право заключения договора аренды земельного участка вносится в размере начальной цены предмета аукциона, увеличенной на 5 %.
Договор аренды заключается по форме, установленной постановлением Совета Министров РБ от 20.03.2008 № 427, с изменениями и дополнениями.
В договоре аренды земельного участка, в частности, указываются:
- адрес места расположения земельного участка;
- площадь земельного участка;
- целевое назначение земельного участка;
- кадастровый номер земельного участка;
- наличие или отсутствие ограничений (обременений) в использовании земельного участка;
- срок действия договора аренды;
- годовая арендная плата за земельный участок;
- другие условия, предусмотренные типовой формой договора аренды земельного участка, а также иные условия, не противоречащие законодательству.
Арендная плата уплачивается в размере, установленном Указом Президента РБ от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности», исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением коэффициентов, установленных приложением 1 к названному Указу.
Договор аренды земельного участка подлежит государственной регистрации.
Согласно ст.64 Кодекса о земле право аренды земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством или договором аренды.
Кроме того, право аренды земельного участка прекращается также в случае:
- изъятия земельного участка для государственных нужд;
- использования земельного участка не по целевому назначению;
- при неиспользовании в течение 1 года земельного участка, предоставленного для ведения сельского хозяйства, и 2 лет - для несельскохозяйственных целей;
- если негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение 6 месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступило к занятию данного участка;
- если негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение 6 месяцев либо в течение иного срока, установленного в соответствии со ст.57 Кодекса о земле, после разрушения капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, не приступили к восстановлению разрушенного капитального строения или возведению нового;
- неосуществления мероприятий по охране земель, указанных в части первой ст.89 Кодекса о земле.
Прекращение права аренды земельного участка влечет за собой прекращение договора аренды данного участка.
Примечание 1. Перечень населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тысяч человек утвержден постановлением Совета Министров РБ от 05.10.2008 № 1451.
Примечание 2. Под организацией по землеустройству понимаются организации по землеустройству, находящиеся в подчинении Государственного комитета по имуществу РБ, и проектно-изыскательское коммунальное унитарное предприятие «Земпроект» (г.Минск), в связи с чем договор подряда на выполнение землеустроительных работ не может быть заключен с любым лицом, имеющим лицензию.
15.04.2011 г.
Максим Лашкевич, заместитель директора по правовым вопросам инженерной и проектной организации совместного общества с ограниченной ответственностью «СИ плюс»
От редакции: С 9 июня 2011 г. в постановление Совета Министров РБ от 20.02.2007 № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности» на основании постановления Совета Министров РБ от 01.06.2011 № 687 внесены изменения и дополнения.
В постановление Совета Министров РБ от 26.03.2008 № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667» на основании постановлений Совета Министров РБ от 21.06.2011 № 812 (со 2 июля 2011 г.), от 30.06.2011 № 886 (с 13 июля 2011 г.), от 22.08.2011 № 1115 (с 3 сентября 2011 г.), от 30.12.2011 № 1782 (с 1 января 2012 г.), от 17.04.2012 № 354 (с 6 июня 2012 г.), от 03.10.2012 № 905 (с 13 октября 2012 г.), от 08.01.2013 № 16 (с 18 января 2013 г.), от 12.07.2013 № 607 (с 18 июля 2013 г.) и от 20.08.2013 № 730 (с 1 сентября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
C 13 июля 2011 г. в приложение к постановлению Совета Министров РБ от 20.03.2008 № 427 «Об установлении типовой формы договора аренды земельного участка» на основании постановления Совета Министров РБ от 30.06.2011 № 886 внесены изменения и дополнения.
В Декрет Президента РБ от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» на основании декретов Президента РБ от 06.06.2011 № 4 (с 9 августа 2011 г.) и от 31.01.2013 № 3 (с 3 февраля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В Указ Президента РБ от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» на основании указов Президента РБ от 26.05.2011 № 220 (с 3 сентября 2011 г.), от 23.09.2011 № 431 (с 1 января 2012 г.), от 11.11.2011 № 520 (со 2 января 2012 г.), от 25.04.2012 № 203 (с 3 июня 2012 г.), от 25.07.2013 № 331 (с 30 июля 2013 г.), от 05.06.2013 № 258 (с 1 сентября 2013 г.), от 04.02.2014 № 59 (с 8 февраля 2014 г.), от 14.01.2014 № 26 (с 1 апреля 2014 г.), от 30.06.2014 № 326 (с 9 июля 2014 г.), от 04.08.2014 № 387 (с 7 августа 2014 г.) и от 07.05.2014 № 214 (с 10 августа 2014 г.) внесены изменения и дополнения.внесены изменения и дополнения.