


Материал помещен в архив
ПРЕДПИСАНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ПОРЯДОК ВЫНЕСЕНИЯ И ОБЖАЛОВАНИЯ
Порядок вынесения предписаний Министерства торговли Республики Беларусь
Подпунктом 1.7 п.1 ст.42 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 90-З) к компетенции Министерства торговли РБ (далее - Минторг) отнесено осуществление государственного контроля за соблюдением изготовителями (продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями) законодательства о защите прав потребителей.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 декабря 2018 г. подп.1.7 п.1 ст.42 Закона № 90-З изложен в новой редакции Законом РБ от 13.06.2018 № 111-З: осуществляет разъяснение вопросов применения Закона № 90-З и иного законодательства о защите прав потребителей. |
В рамках реализации данной функции Минторг наделен правом направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о прекращении нарушений прав потребителей.
Поскольку законодательством не определен единый для всех контролирующих органов порядок вынесения предписаний (и даже не дано универсального определения термина «предписание»), такие органы разрабатывают собственные правовые акты, в которых определяют виды и порядок вынесения предписаний, процедуру направления и сроки их исполнения, процедуру обжалования, а также правила контроля срока исполнения предписаний и применения мер ответственности за неисполнение таковых.
Положение о порядке вынесения (направления) предписаний Министерством торговли Республики Беларусь утверждено приказом Минторга РБ от 17.10.2011 № 131 (далее - Положение).
Положением определено, что Минторг выносит предписания 3 видов:
• предписания рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе;
• предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о прекращении нарушений прав потребителей;
• предписания о приостановлении производства и (или) реализации потребителям товаров (работ, услуг) до устранения допущенных нарушений либо о прекращении реализации потребителям товаров (работ, услуг).
Основанием для вынесения предписания является установление уполномоченными должностными лицами Минторга фактов нарушения законодательства о рекламе, торговле, защите прав потребителей по итогам анализа информации, содержащейся в обращениях граждан и юридических лиц, материалах проведенных проверок, в т.ч. камеральных, сообщениях средств массовой информации, иных источниках информации. При этом под уполномоченными должностными лицами Минторга понимаются работники Минторга, в компетенцию которых входит составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с постановлением Минторга РБ от 07.05.2007 № 31 «О наделении полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и утверждении форм документов по делам об административных правонарушениях».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 октября 2018 г. действует постановление МАРТ от 25.09.2018 № 76 «О наделении должностных лиц Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и его территориальных органов полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку к рассмотрению дел об административных правонарушениях». |
![]() |
Обратите внимание! Положением установлено, что предписание не выносится в случае наличия у уполномоченных должностных лиц Минторга информации, свидетельствующей о добровольном устранении субъектом выявленных нарушений. В этой связи необходимо учитывать, что возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности не относится к числу обстоятельств, устраняющих противоправность деяния, а является лишь обстоятельством, смягчающим ответственность. Учитывая изложенное, такое обстоятельство не исключает возбуждения административного процесса по факту выявленного правонарушения. |
Предписание выносится (направляется) не позднее 10 рабочих дней с момента установления уполномоченными должностными лицами Минторга фактов нарушения субъектом хозяйствования законодательства о торговле, защите прав потребителей, рекламе (п.7 Положения).
Сроки исполнения предписания определяются уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями законодательства и, как правило, не могут превышать 1 месяца с момента вынесения (направления) предписания субъекту.
Важной особенностью, установленной п.10 Положения, является право субъекта ходатайствовать перед Минторгом о переносе срока исполнения предписания, об изменении полностью или частично требований вынесенного (направленного) предписания либо о его отмене.
Порядок обжалования предписаний Министерства торговли
Статьей 45 Закона № 90-З предусмотрено право изготовителей (продавцов, поставщиков, представителей, исполнителей, ремонтных организаций) обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично предписаний и решений, не являющихся нормативными правовыми актами, Минторга и иных государственных органов, осуществляющих государственную защиту прав потребителей в пределах своей компетенции.
При этом данная статья содержит норму о том, что обжалование в установленном порядке предписаний и решений в сроки, предусмотренные законодательством, приостанавливает их исполнение.
![]() |
Обратите внимание! Вышеуказанная норма является специальной и отличается от общего, установленного частью второй ст.228 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК), согласно которой подача заявления об оспаривании ненормативного акта и принятие его к рассмотрению не приостанавливают действия оспариваемого акта. |
Рассмотрим порядок, установленный для обжалования предписаний Минторга, вынесенных в целях защиты прав потребителей.
В соответствии со ст.42 ХПК споры о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которым затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, относится к компетенции хозяйственных судов.
Дела по таким спорам относятся к отдельным видам производств, порядок рассмотрения которых установлен главами 23 и 25 ХПК.
![]() |
Справочно Подробнее о признании недействительным ненормативного правового акта см. в разделе 14.3 «Производство по делам о проверке законности ненормативных правовых актов, действий (бездействий) государственных органов, органов местного управления и самоуправления» подборки «Рассмотрение споров в хозяйственных, третейских и арбитражных судах». |
Статья 48 ХПК определяет, что дела об оспаривании ненормативных правовых актов республиканских органов государственного управления и иных республиканских органов, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в качестве суда первой инстанции рассматривает Высший Хозяйственный Суд РБ.
Таким образом, заявление об оспаривании предписания Минторга должно быть подано в Высший Хозяйственный Суд РБ.
В силу ст.100 и 229 ХПК обязанность доказывания законности действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица возлагается на государственный орган, орган местного управления и самоуправления или должностное лицо, совершившие действия (допустившие бездействие), которые обжалуются.
Согласно ст.27 ХПК юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, а также прокурор вправе подать в хозяйственный суд заявления о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан, либо об обжаловании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица, если считают, что нарушены права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также что оспариваемый ненормативный правовой акт, обжалуемые действия (бездействие) противоречат законодательному или иному нормативному правовому акту.
При этом часть вторая указанной статьи конкретизирует, что такие заявления могут быть поданы в хозяйственный суд в срок, установленный актами законодательства.
![]() |
Справочно Акты законодательства - это нормативные правовые акты, составляющие законодательство Республики Беларусь. Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст.1 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон № 361-З)).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон РБ от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее - Закон № 130-З). Акты законодательства - нормативные правовые акты, составляющие законодательство (п.1 ст.2 Закона № 310-З). Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение (п.8 ст.2 Закона № 130-З). |
Таким образом, Положение, устанавливающее обязательные правила только для определенного круга лиц - уполномоченных должностных лиц Минторга, не относится к числу нормативных правовых актов, а, следовательно, и актов законодательства. Это означает, что таким Положением не могут быть установлены сроки для подачи в хозяйственный суд заявления о признании недействительным ненормативного правового акта - предписания.
Не установлены такие сроки ни Законом № 90-З, ни законодательством, регламентирующим деятельность местных исполнительных и распорядительных органов.
Пункт 78 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее - Положение о проведении проверок, Указ № 510), предоставляет право обжалования предписания об устранении нарушений, вынесенного по результатам проверки, в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в общий либо хозяйственный суд, если иной порядок обжалования, иной срок не установлены законодательными актами. При этом жалоба на предписание об устранении нарушений может быть подана в хозяйственный суд в течение года со дня его вынесения, а в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, - в течение 30 календарных дней со дня его вынесения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. в п.78 Положения о проведении проверок внесены изменения Указом Президента РБ от 16.10.2017 № 376 (далее - Указ № 376). Изменения не повлияли на суть материала. |
Применению данных сроков для всех случаев обжалования предписаний Минторга препятствует ограничение, установленное п.21 Указа № 510, который определяет, что данный Указ не применяется при осуществлении проверок, проводимых по месту нахождения контролирующего (надзорного) органа на основании изучения документов и информации, полученных контролирующим (надзорным) органом в соответствии с законодательством, без истребования от проверяемого субъекта иных документов (камеральных проверок).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. пп.1-23 Указа № 510 изложены в новой редакции Указом № 376. Комментарий см. здесь. |
Основанием же для вынесения предписания Минторга, как уже было сказано, является установление уполномоченными должностными лицами фактов нарушения законодательства о рекламе, торговле, защите прав потребителей по итогам не только проверок, но и анализа информации, содержащейся в обращениях граждан и юридических лиц, материалах камеральных проверок, сообщениях средств массовой информации, иных источниках информации.
![]() |
Обратите внимание! Таким образом, если предписание о прекращении нарушения прав потребителей вынесено по результатам проведенной проверки, оно может быть обжаловано в сроки, установленные пп.78 и 79 Положения о проведении проверок. Такая жалоба рассматривается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, хозяйственным судом в месячный срок со дня ее получения. |
Сложнее обстоит дело с определением сроков, в которые может быть обжаловано предписание, вынесенное без проведения проверки. Акты законодательства не содержат указания на сроки, в которые могут быть обжалованы такие предписания. Хозяйственный процессуальный кодекс в отношении таких актов располагает лишь бланкетной нормой о сроках, установленных актами законодательства.
Следовательно, срок для обжалования предписаний уполномоченных государственных органов о прекращении нарушений прав потребителей не урегулирован правовыми нормами, что в юридической науке называется пробелом в праве.
В ст.72 Закона № 361-З сказано, что преодоление пробелов в нормативных правовых актах может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. нормы ст.72 Закона № 361-З перенесены соответственно в ст.71 Закона № 130-З. |
Наиболее схожим институтом является исковая давность. Однако, по мнению автора, использование для преодоления данного пробела по аналогии закона нормы Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), устанавливающей общие сроки исковой давности, было бы неправомерным по следующим основаниям.
В соответствии со ст.196 и 197 ГК исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в 3 года. В п.12 постановления Пленума ВХС РБ от 02.12.2005 № 29 «О некоторых вопросах, связанных с применением сроков исковой давности» судам рекомендовано иметь в виду, что защита нарушенного права может осуществляться не только путем предъявления иска, но и посредством подачи в хозяйственный суд заявления о возбуждении приказного производства. Жалоба не названа в числе процессуальных документов, на которые распространяются правила исковой давности.
Более того, в п.19 указанного постановления обращено внимание на то, что наряду со сроками исковой давности законодательством могут быть установлены и иные сроки для обращения в суд за защитой нарушенных прав и интересов, которые не являются ни сроками исковой давности, ни процессуальными сроками.
Именно к таким срокам и следует относить срок для обжалования ненормативного акта органа государственного управления. Однако, как было указано выше, такой срок нормативно не определен.
Таким образом, действующее законодательство о защите прав потребителей нуждается в изменении путем внесения в ст.48 Закона № 90-З, предусматривающую определение срока, в течение которого могут быть обжалованы предписания государственных органов, осуществляющих государственную защиту прав потребителей.
Административная ответственность за неисполнения предписаний Министерства торговли
Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем либо иным физическим лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, является административным правонарушением и влечет ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до 20 базовых величин. Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена ст.23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. ст.23.1 КоАП изложена в новой редакции на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З. Комментарий см. здесь. |
Правом на составление протоколов о данном правонарушении в соответствии с п.8 части второй ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) наделены все должностные лица, перечисленные в частях первой и второй указанной статьи.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. следует руководствоваться п.8 части 2 ст.3.30 ПИКоАП с изменениями, внесенными Законом РБ от 08.01.2018 № 95-З. Изменения не повлияли на суть материала. |
Кроме этого, исходя из требований части второй ст.3.29 ПИКоАП необходимо, чтобы конкретные должностные лица органов, ведущих административный процесс, были наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях по данной статье и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению решением соответствующего государственного органа.
Следует учитывать, что согласно ст.7.6 КоАП взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за совершение длящегося административного правонарушения - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения.
В целях соблюдения принципа неотвратимости ответственности, установленного ст.4.2 КоАП, п.11 Положения устанавливает, что контроль сроков исполнения предписания проводится уполномоченным должностным лицом Минторга не позднее, чем через 7 рабочих дней после истечения срока исполнения предписания.
В случае неисполнения предписания применяются предусмотренные меры ответственности.
02.07.2013
Елена Шелкович, консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь