Пособие от 31.05.2011
Автор: Аброскин А.

Представительства иностранных организаций на территории Республики Беларусь: таможенные аспекты ввоза товаров для собственных нужд


 

Материал помещен в архив

 

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ТАМОЖЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВВОЗА ТОВАРОВ ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД

В настоящем материале рассмотрены вопросы соблюдения таможенных предписаний при ввозе или приобретении товаров для обеспечения своей деятельности представительствами иностранных организаций, находящимися на территории Республики Беларусь.

Статус представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь для таможенных целей

Представительства юридических лиц и иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, административно-территориальных единицах иностранных государств, открываются и осуществляют деятельность на территории Республики Беларусь на основании разрешений, выдаваемых Министерством иностранных дел РБ (если иное не установлено национальным законодательством). Представительство организации - ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов организации и иные не противоречащие законодательству функции.

Представительство организации не является юридическим лицом.

Порядок открытия таких представительств регулируется Положением о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 22.07.1997 № 929.

 

 

От редакции: С 1 января 2014 г. взамен Положения № 929 принято Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2013 № 1189.

 

Представительства организаций, деятельность которых регулируется данным Положением, вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории РБ только от имени и по поручению представляемой им организации, наименование которой указано в разрешении на открытие представительства. Они могут быть открыты:

- для представительства коммерческой организации в целях:

эффективного содействия реализации международных договоров РБ о сотрудничестве в сфере торговли, экономики, финансов, науки и техники, транспорта, поиска возможностей для их дальнейшего развития, совершенствования форм этого сотрудничества, установления и расширения объема экономической, коммерческой и научно-технической информации;

изучения товарных рынков РБ;

изучения возможностей для инвестиционной деятельности в РБ;

создания иностранных и совместных предприятий;

содействия развитию торгово-экономических связей между странами;

представления и защиты интересов коммерческой организации;

продажи билетов и бронирования мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта;

осуществления деятельности в других, в т.ч. общественно полезных целях, не запрещенных законодательством РБ для этих представительств;

- для представительства некоммерческой организации в целях:

социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, этнических, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, этнических и религиозных конфликтов;

содействия укреплению престижа семьи в обществе;

содействия защите материнства, детства и отцовства;

содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

охраны окружающей среды и защиты животных;

охраны и должного содержания зданий, иных объектов и территорий, имеющих историческое, культурное, культовое или природоохранное значение, и мест захоронения;

в иных общественно полезных целях;

- для представительства организаций образования в целях:

проведения рекламно-информационной работы;

изучения опыта деятельности организаций образования РБ;

содействия заключению договоров о сотрудничестве между организациями образования;

содействия обмену опытом и информацией в сфере образования и науки.

Как правило, для обеспечения своей деятельности указанные представительства ввозят в Республику Беларусь или приобретают на ее территории товары (например, мебель, канцтовары, транспортные средства, компьютерную технику и т.д.). Надо ли в таких ситуациях производить выпуск приобретаемых товаров в соответствии с одной из таможенных процедур, производить их статистическое декларирование либо какие-либо иные действия? Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо в первую очередь уточнить статус представительств для таможенных целей.

Согласно ст.4 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) различают лиц государств - членов таможенного союза и иностранных лиц. К первым относятся юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза. Ко вторым - лица, не являющиеся лицами государств - членов таможенного союза. Принимая во внимание, что представительство организации является не юридическим лицом, а обособленным подразделением организации, расположенным на территории Республики Беларусь (см. выше), можно сделать вывод, что для таможенных целей представительство иностранной организации на территории Республики Беларусь - это иностранное лицо.

Отметим, что аналогичный подход имел место и до 6 июля 2010 г. в Таможенном кодексе РБ (далее - ТК РБ). Статьей 8 ТК РБ предусматривалось, что представительства иностранных организаций на территории РБ для таможенных целей являются нерезидентами РБ.

 

 

От редакции: С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу ТК РБ.

 

Согласно Указу Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178) представительства иностранных организаций, находящиеся в т.ч. на территории РБ, также рассматриваются как нерезиденты РБ.

Ввоз представительствами иностранных организаций товаров из Республики Казахстан или Российской Федерации

Товары, ввозимые в страну из Республики Казахстан или Российской Федерации, как правило, выпуску, т.е. помещению под одну из установленных законодательством таможенных процедур, не подлежат. Это определено ТК ТС, но не касается «товаров-изъятий», определенных Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза от 05.07.2010. Им предусмотрено, что выпуску подлежат товары, происходящие из третьих стран, выпущенные для внутреннего потребления в Республике Казахстан или Российской Федерации, в отношении которых:

 

ввоз в Республику Беларусь из Республики Казахстан

 

ввоз в Республику Беларусь из Российской Федерации

     

- законодательством РБ установлены специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и ответные меры;

- в РБ применяются таможенные пошлины более высокие, чем в Казахстане, в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза;

- Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом таможенного союза

 

- законодательством РБ установлены специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и ответные меры;

- в РБ применяются таможенные пошлины более высокие, чем в России, в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза

 

Вместе с тем в отношении ввозимых в Республику Беларусь товаров, которые не подлежат выпуску, законодательством предусмотрена необходимость статистического декларирования. Рассмотрим, распространяется ли такое требование на случаи ввоза товаров для обеспечения деятельности представительств иностранных организаций на территории РБ.

Статистическое декларирование товаров. Обязанность регистрации статистической или периодической статистической декларации установлена Указом № 178. Регистрация таких деклараций производится при реализации внешнеторговых договоров, т.е. договоров между резидентом и нерезидентом, предусматривающих возмездную передачу товаров.

Для этих целей можно отметить, что:

- статистическая декларация - это декларация установленной формы, которая оформляется экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится, по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более;

- периодическая статистическая декларация - это статистическая декларация, которая оформляется экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится, по двум и более фактам отгрузок (поставок) товаров за отчетный месяц в рамках одного внешнеторгового договора.

Однако при ввозе в страну из Республики Казахстан или Российской Федерации товаров для обеспечения деятельности представительств иностранных организаций на территории РБ происходит возмездная или безвозмездная передача товаров нерезидентом РБ представительству иностранной организации на территории РБ, который также является нерезидентом РБ. Соответственно на такую операцию действие Указа № 178 не распространяется и статистическое декларирование товаров независимо от возмездного или безвозмездного характера их получения представительством производить не требуется.

Пример 1

Представительство резидента РФ на территории РБ по договору купли-продажи, заключенному с резидентом РФ, ввозит на территорию РБ из России легковой автомобиль «Лада» (происхождение - РФ). Несмотря на то что передача товаров осуществляется на возмездной основе (купля-продажа), регистрировать статистическую декларацию в отношении таких товаров не требуется, поскольку рассматриваемая сделка совершается между нерезидентами РБ и на нее не распространяется действие Указа № 178.

Ввоз представительствами иностранных организаций товаров из третьих стран

Товары, ввозимые в Республику Беларусь для обеспечения деятельности представительств иностранных организаций на территории РБ из третьих стран, т.е. из-за пределов таможенного союза, подлежат выпуску - помещению под соответствующую таможенную процедуру. При этом применяются, как правило, следующие таможенные процедуры.

1. Выпуск для внутреннего потребления (ст.209-211 ТК ТС). Это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза. По общему правилу заинтересованные лица вправе без ограничений пользоваться и (или) распоряжаться товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в т.ч. использовать для собственных нужд, передавать в аренду, продавать, потреблять, уничтожать такие товары на таможенной территории таможенного союза, значит, и территории РБ.

2. Временный ввоз (допуск) (ст.277-284 ТК ТС). Указанная таможенная процедура допускает использование иностранных товаров на таможенной территории таможенного союза, в т.ч. территории РБ, в течение определенного срока. Такой срок устанавливается таможенным органом исходя из заявленного декларантом в таможенной декларации на основании времени, целей и обстоятельств временного использования товаров на таможенной территории с учетом предельных сроков, установленных законодательством, в т.ч. при неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Необходимо учитывать, что предельный срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) при ввозе товаров представительствами иностранных организаций не может превышать 2 лет. Следует обратить внимание, что под данную процедуру не могут быть помещены, в частности, пищевые продукты, напитки, включая алкогольные, табак и табачные изделия, одежда и обувь.

Помещение товаров под вышеуказанные таможенные процедуры требует уплаты таможенных платежей.

К таким платежам в данном случае относятся следующие.

1. Таможенные сборы за таможенное оформление.

Ставки сборов установлены Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 в размере от 20 до 50 евро (за каждое разрешение на использование товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой) в зависимости от группы по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), в которой классифицируются товары.

2. Ввозная таможенная пошлина.

Ставки ввозных таможенных пошлин определены единым Таможенным тарифом таможенного союза, который утвержден Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18.

 

 

От редакции: С 23 августа 2012 г. действуют ТН ВЭД ТС и Единый таможенный тариф Таможенного союза, утвержденные решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.

 

3. Акцизы.

Данный платеж взимается при ввозе подакцизных товаров (в частности, алкогольная и табачная продукция, бензины и дизельное топливо, масла для дизельных или карбюраторных двигателей, легковые автомобили). Их ставки установлены приложением 1 к Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК РБ).

 

 

От редакции: С 1 января 2014 г. следует руководствоваться приложением 1 к НК РБ в редакции Закона РБ от 31.12.2013 № 96-З.

 

4. Налог на добавленную стоимость.

Ставки НДС установлены НК РБ в размере 10 % (перечень определен Указом Президента РБ от 21.06.2007 № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей») и 20 % на иные товары.

Отметим, что ввозные таможенные пошлины, акцизы и НДС при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления уплачиваются в полном объеме до момента выдачи разрешения на использование товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Пример 2

Представительство резидента Польши на территории РБ ввозит на территорию республики из Польши мебель (код 9403 60 900 9 ТН ВЭД ТС), происхождением которой является Польша, таможенной стоимостью 10 000 000 бел.руб. При помещении данных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления представительству придется уплатить:

- таможенные сборы за таможенное оформление в размере 140 000 бел.руб. (35 евро х 4 000 бел.руб. за 1 евро);

- ввозную таможенную пошлину в размере 3 000 000 бел.руб. (30 % от таможенной стоимости);

- налог на добавленную стоимость в размере 2 600 000 бел.руб. (20 % от таможенной стоимости, увеличенной на подлежащую уплате ввозную таможенную пошлину).

 

Согласно Указу Президента РБ от 24.11.2005 № 546 «О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств» (далее - Указ № 546) ряд легковых транспортных средств при ввозе в РБ освобождается от обложения акцизами и НДС.

Пример 3

Представительство нерезидента РБ на территории РБ ввозит на территорию РБ из Германии легковой автомобиль «Мерседес» (код 8703 21 109 0 ТН ВЭД ТС). Данный товар по коду ТН ВЭД ТС попадает под действие Указа № 546.

 

При помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) рассматриваемые пошлины, налоги уплачиваются в размере 3 % от сумм ввозных таможенных пошлин, налогов которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, за каждый полный и неполный календарный месяц срока временного ввоза.

Уплату последних возможно производить по выбору плательщика разово (в полном объеме за весь срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) до выдачи таможенным органом разрешения на использование товаров в соответствии с такой процедурой) или частями, но не реже, чем один раз в 3 месяца (с уплатой первой части до выдачи таможенным органом разрешения на использование товаров в соответствии с такой процедурой, а остальных - до начала каждого периода).

Пример 4

Представительство резидента Германии на территории РБ сроком на один год ввозит на территорию РБ из Германии 10 портативных компьютеров (ноутбуков) (код 8471 30 000 0 ТН ВЭД ТС) таможенной стоимостью 30 000 000 бел.руб. При помещении данных товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) представительству придется уплатить:

- таможенные сборы за таможенное оформление в размере 140 000 бел.руб. (35 евро х 4 000 бел.руб. за 1 евро);

- 3-процентные платежи по налогу на добавленную стоимость в размере 2 160 000 бел.руб. ((30 000 000 бел.руб. х 20 % / 100 %) х (3 % / 100 %) х 12 мес.).

Следует обратить внимание, что на данный товар установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 %.

 

При выпуске «товаров-изъятий» (см. выше), ввозимых в Республику Беларусь из Республики Казахстан или Российской Федерации, акцизы и НДС таможенным органам не уплачиваются. Изложенное определено Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008, согласно которому такие платежи даже в случае выпуска товаров взимаются налоговыми органами.

Обратите внимание!

Со вступлением в силу ТК ТС (6 июля 2010 г.) рассмотренные таможенные платежи уплачиваются исключительно в белорусских рублях. При этом для их уплаты в безналичном порядке Министерству финансов РБ в Национальном банке РБ открыт единый счет 3600920000008. В свою очередь, при уплате указанных платежей наличными денежными средствами последние могут быть внесены, в частности, в кассу таможенного органа либо через банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию.

 

Наряду с вышеизложенным помещение товаров под рассматриваемые таможенные процедуры допускается при соблюдении ограничений к перемещению товаров через таможенную границу при ввозе, устанавливаемых по основаниям неэкономического характера, а под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) - ограничений, устанавливаемых по основаниям экономического характера. Для представительств иностранных организаций на территории РБ исключение из данного правила не предусмотрено.

В этой связи отметим, что ограничения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, определены, в частности, Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (утвержден решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19), а также постановлением Совета Министров РБ от 23.09.2008 № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь». Перечень республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь, уполномоченных на выдачу соответствующих разрешительных документов в отношении ограниченных к перемещению товаров, определен постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2009 № 1739 «О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней торговли».

Приобретение представительствами иностранных организаций товаров на территории Республики Беларусь

Иностранные товары, выпущенные для внутреннего потребления, и белорусские товары, приобретаемые на территории РБ представительствами иностранных организаций, помещению под какую-либо таможенную процедуру не подлежат. Не требуется представительству регистрировать в отношении таких товаров и статистическую декларацию, так как данная обязанность возлагается только на резидента РБ.

Вышеуказанное приобретение товаров у резидента РБ осуществляется в рамках внешнеторгового договора в контексте Указа № 178 и по общему правилу требует уже со стороны резидента РБ (экспортера) осуществить статистическое декларирование товаров. Действие Указа № 178 не распространяется на внешнеторговые операции, проводимые на территории РБ резидентами РБ с представительствами нерезидентов, находящимися в Республике Беларусь. Однако такое исключение действует только в отношении товаров, передаваемых для собственных нужд, необходимых для обеспечения функционирования представительств.

Пример 5

Представительство нерезидента РБ на территории РБ приобретает на территории РБ по договору купли-продажи у резидента РБ офисную мебель (происхождения РБ). В соответствии с Указом № 178 такой договор является внешнеторговым, поскольку заключен между резидентом РБ и нерезидентом РБ и предусматривает возмездную передачу товаров. Следовательно, на резидента РБ как экспортера возлагается обязанность по общему правилу зарегистрировать статистическую декларацию. Однако если указанные товары передаются для собственных нужд представительства, то регистрировать такую декларацию не требуется, так как на подобную внешнеторговую операцию действие Указа № 178 не распространяется.

 

31.05.2011 г.

 

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела

 

От редакции: В Указ Президента РБ от 21.06.2007 № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» на основании указов Президента РБ от 27.06.2011 № 273 (с 27 июня 2011 г.), от 09.02.2012 № 54 (с 21 февраля 2012 г.), от 27.09.2012 № 429 (с 23 августа 2012 г.) и от 16.12.2013 № 570 (с 21 марта 2014 г.) внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» на основании указов Президента РБ от 18.07.2011 № 319 (с 27 июля 2011 г.) и от 23.07.2012 № 329 (с 26 июля 2012 г.) внесены изменения.

В Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» на основании указов Президента РБ от 09.08.2011 № 347 (с 16 ноября 2011 г.) и от 23.07.2012 № 323 (с 26 сентября 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

В решение Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» на основании решений Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 17 (с 1 января 2012 г.), от 19.12.2012 № 25, Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.03.2013 № 57 (с 26 апреля 2013 г.) и Высшего Евразийского экономического совета от 24.12.2013 № 59 (с 24 января 2014 г.) внесены изменения и дополнения.

С 24 января 2012 г. в Указ Президента РБ от 24.11.2005 № 546 «О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств» на основании Указа Президента РБ от 17.01.2012 № 36 внесены изменения и дополнения.

В постановление Совета Министров РБ от 23.09.2008 № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через Государственную границу Республики Беларусь» на основании постановлений Совета Министров РБ от 30.12.2011 № 1797 (с 18 февраля 2012 г.), от 17.02.2012 № 156 (с 27 марта 2012 г.), от 26.12.2012 № 1202 (с 17 января 2013 г.) и от 29.03.2013 № 234 (с 17 апреля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 16 сентября 2012 г. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, утвержденные решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 19, на основании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 утратили силу.

С 1 июля 2013 г. постановление Совета Министров РБ от 31.12.2009 № 1739 «О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней торговли» на основании постановления Совета Министров РБ от 26.06.2013 № 544 утратило силу.