Пособие от 30.06.2015
Автор: Денисевич А.

Предупреждение административных правонарушений в сфере бюджетных отношений


 

Материал помещен в архив

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Справочно (об авторе)

Александр Денисевич в 1998 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 года работал в налоговых органах, с 2001 года - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 года - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

 

Бюджетные отношения - отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Получатели бюджетных средств обязаны использовать бюджетные средства в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее - БК) и иными актами законодательства, а также эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением (подп.2.11 и 2.2 п.2 ст.82 БК). Оплата бюджетных обязательств получателей бюджетных средств осуществляется со счетов главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь (далее - Минфин) по областям и г. Минску на текущий (расчетный) банковский счет поставщика (подрядчика, исполнителя) либо на текущий (расчетный) банковский счет балансовой группы 36 «Бюджетные и иные государственные средства», открываемый для учета средств от приносящей доходы деятельности, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является бюджетная организация (п.3 Инструкции о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66 (далее - постановление № 66)).

Статьей 11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг). Субъектами правонарушения являются физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение требований бюджетного законодательства (законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств) и законодательства в сфере государственных закупок), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.

В этой связи основной задачей предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере является их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены.

Основными законодательными актами, регулирующими сферу бюджетных отношений, являются:

• Бюджетный кодекс;

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон о госзакупках);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641 «Об утверждении Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее - постановление № 778);

постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь»;

постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2009 № 8 «О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций»;

постановление № 66 и др.

К основным совершаемым в сфере бюджетных отношений административным правонарушениям относятся следующие нарушения, составы которых перечислены в ст.11.16 КоАП.

1. Незаконное получение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов.

Под незаконным получением средств из бюджета следует понимать излишнее получение организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций, индивидуальных предпринимателей при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством. Так, необоснованное включение в расчет дотации по тепловой энергии собственной выработки сверхнормативных потерь приводит к завышению суммы расходов, причитающихся к оплате из бюджета, и незаконному получению средств бюджета.

Убытки, связанные с содержанием общежитий и не возмещаемые платежами проживающих в них граждан, компенсируются государственными организациями, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством (часть первая п.54 Положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269).

Организациям возмещаются фактические убытки в текущем финансовом периоде за оказанные жилищно-коммунальные услуги, но не выше нормативных убытков, утверждаемых решениями районных, городских (городов областного подчинения), Минского городского исполнительных комитетов.

Фактические убытки определяются как разница между фактическими затратами и начисленными доходами по оплате населением за жилищно-коммунальные услуги по тарифам, установленным для населения в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и прочими собственными доходами (за минусом всех обязательных налогов, сборов и отчислений).

Прочими собственными доходами являются суммы начисленной арендной платы за сдаваемые в аренду юридическим лицам жилые помещения и (или) нежилые помещения в жилых домах, а также в административных зданиях, если в них расположены жилые помещения, суммы перекрестного субсидирования по коммунальным услугам (если это имеет место), средства по договорам с организациями на участие в расходах по содержанию жилищного фонда, пеня, комиссионное вознаграждение за сбор жилищно-коммунальных платежей, проценты банка за размещение временно свободных средств на депозитных и других счетах (кроме процентов, поступающих на счет, предназначенный для аккумулирования отчислений на капитальный ремонт), доходы от предоставления услуги населению по проживанию в гостиничных номерах и комнатах за минусом расходов на содержание таких помещений и предоставление коммунальных услуг лицам, проживающим в них (п.12 Инструкции по планированию, распределению и контролю за бюджетными ассигнованиями, выделяемыми в 2013 году на возмещение части затрат на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению, проживающему в не обслуживаемом организациями жилищно-коммунального хозяйства жилищном фонде, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 12.02.2013 № 3 (далее - Инструкция № 3)) (примечание).

Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20.05.2013 № 12 установлен перечень работ по техническому обслуживанию и периодичность их выполнения (далее - Перечень № 12).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 июля 2017 г. Перечень № 12 изложен в новой редакции постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.06.2017 № 10.

 

Ситуация 1

Согласно расчету потребности в получении бюджетных ассигнований, выделяемых на возмещение части затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в не обслуживаемом организациями жилищно-коммунального хозяйства жилищном фонде, за январь-декабрь 2013 г., представленному предприятием в финансовый отдел районного исполнительного комитета по данным предприятия и финансового органа, фактические расходы по оказанию населению услуг по техническому обслуживанию составили 70 830 900 руб., начисленные доходы за минусом налогов из выручки - 2 401 800 руб. Фактический убыток - 68 429 100 руб. не превышает размер убытка, рассчитанный по утвержденному нормативу на убытки. Фактически было возмещено предприятию с начала года за счет бюджетных ассигнований 61 656 000 руб.

Нарушение. Проверкой установлено, что предприятием в нарушение части второй п.12 Инструкции № 3 в состав фактических затрат по техническому обслуживанию отнесены расходы, не связанные с техническим обслуживанием общежития и не включенные в Перечень № 12:

• стоимость материалов (клей, линолеум, обои, листы гипсокартонные) для текущего ремонта комнат - 3 991 057 руб.;

• расходы на оплату труда заведующей общежитием в сумме 18 825 222 руб., в должностные обязанности которой не входят и фактически не выполняются работы, включенные в Перечень № 12, по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов путем устранения их незначительных неисправностей, обеспечению установленных параметров и режимов работы, наладке и регулированию инженерных систем и др.;

• обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь в сумме 6 400 575 руб. и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» в сумме 169 427 руб. с заработной платы заведующей общежитием.

Кроме того, в нарушение части второй п.12 Инструкции № 3 фактический убыток от оказания услуг по техническому обслуживанию общежития предприятием не был уменьшен на сумму прочих собственных доходов в виде начисленной арендной платы за сдаваемое в аренду нежилое помещение. За 2013 год сумма начисленной арендной платы за минусом налогов и отчислений составила 3 797 828 руб.

Обоснование нарушения. Таким образом, предприятием в расчете потребности в бюджетных ассигнованиях (приложение 1 к Инструкции № 3):

• по строке 5 - были занижены начисленные доходы за минусом налогов из выручки на 3 797 828 руб.;

• по строке 6 - завышены фактические расходы на сумму 29 386 281 руб. (3 991 057 + 18 825 222 + 6 400 575 + 169 427);

• по строкам 7, 9 - завышена сумма фактического убытка, полученного от оказания услуг по техническому обслуживанию населения, на 33 184 109 руб. (29 386 281 + 3 797 828), подлежащая возмещению из бюджета.

Таким образом, предприятием вследствие завышения в расчете потребности в бюджетных ассигнованиях сумм, подлежащих возмещению, были незаконно получены средства местного бюджета на возмещение части расходов по осуществлению технического обслуживания общежития в 2013 году в сумме 26 411 009 руб., что составляет более 1 % от подлежавших возмещению этих бюджетных ассигнований за проверенный период.

 

2. Нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов.

Под нецелевым использованием средств бюджета следует понимать любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней (п.1 ст.137 БК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. следует руководствоваться п.1 ст.137 БК в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 342-З.

 

Под использованием средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства следует понимать использование бюджетных средств с нарушением требований, установленных БК и иными актами бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств (п.1 ст.138 БК).

 

Пример

Средства бюджета, выделенные на текущий ремонт жилищного фонда, но направленные на проведение работ по утеплению отдельного фрагмента фасада здания (торца) жилого дома, относящихся к работам, выполняемым при капитальном ремонте жилых зданий, будут считаться использованными не по целевому назначению; средства инновационного фонда, использованные не на цели, предусмотренные решением исполкома (на реализацию инвестиционного проекта), а на текущую деятельность, аналогично будут считаться использованными не по целевому назначению.

 

В то же время не являются использованием бюджетных средств не по целевому назначению получение и направление в течение финансового года (с согласия Минфина, местного финансового органа) бюджетных средств их получателями на восстановление собственных средств, израсходованных (с соблюдением процедур, предусмотренных при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета и внешних государственных займов) на покрытие затрат, финансирование которых осуществляется согласно плановым бюджетным ассигнованиям в соответствии с бюджетными сметами за счет (или с участием) бюджетных средств, но произведено несвоевременно, а также неверное отражение расходов по экономической классификации расходов бюджета при сохранении адресной направленности (п.2 ст.137 БК).

 

Ситуация 2

Унитарным предприятием «Г» на территории района были выполнены культуртехнические работы (объекты мелиоративного улучшения сельскохозяйственных земель) на неосушенных землях за счет целевых средств данной областной программы, предусмотренных на проведение реконструкции и восстановление осушительных и осушительно-увлажнительных систем.

Нарушение. В ходе проверки было установлено нарушение абзаца 2 части первой главы 5 Государственной программы сохранения и использования мелиорированных земель на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2010 № 1262, и абзаца 2 части первой п.4 Областной программы сохранения и использования мелиорированных земель на 2011-2015 годы, утвержденной решением Гомельского областного Совета депутатов от 01.03.2011 № 91.

Проверкой по объекту было установлено, что работы выполнялись на неосушенных землях за счет финансирования мероприятий вышеназванной Областной программы из средств, предусмотренных на проведение реконструкции и восстановление осушительных и осушительно-увлажнительных систем.

Обоснование нарушения. Таким образом, унитарным предприятием «Г» было допущено нецелевое использование средств областного бюджета, полученных на реконструкцию и восстановление мелиоративных систем.

 

Ситуация 3

Нарушение. Государственное предприятие «У» в 2013 году приняло на себя обязательства, не обеспеченные бюджетными ассигнованиями, при отсутствии иных источников финансирования таких обязательств, за выполненные работы по объектам, не включенным в перечень объектов строительства, финансируемых за счет средств областного бюджета в 2013 году (была изготовлена проектно-сметная документация, подписан акт сдачи-приемки, задолженность уплачена за счет средств областного бюджета).

Обоснование нарушения. Получатели бюджетных средств имеют право на использование бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней. Получатели бюджетных средств обязаны использовать бюджетные средства в соответствии с требованиями БК и иными актами законодательства; принимать бюджетные обязательства только в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований, уменьшенных на сумму незаконченных расчетов, сложившихся на 1 января текущего финансового года; в случае уменьшения распорядителем бюджетных средств размера ранее доведенных бюджетных ассигнований, приводящего к невозможности исполнения принятых бюджетных обязательств и заключенных договоров (соглашений), принять меры по корректировке указанных договоров (соглашений) по суммам, срокам и условиям выполнения (подп.1.1 п.1, подп.2.11, подп.2.7, 2.8 п.2 ст.82 БК).

Таким образом, государственное предприятие «У» приняло в 2013 году обязательства, не обеспеченные бюджетными ассигнованиями, чем допустило использование средств областного бюджета с нарушением бюджетного законодательства.

 

3. Нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем материальных ресурсов, приобретенных за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов.

 

Пример

Приобретенные для ремонта объекта за счет бюджетных средств материалы, использованные на иные цели (иные объекты), будут считаться использованными не по целевому назначению.

 

4. Не предусмотренные законодательством:

- ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь;

- изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено актами законодательства, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов;

- уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества;

- а равно уклонение руководителями государственных заказчиков от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд в случае, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным, если в этих деяниях нет состава преступления.

Государственная закупка - приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств.

Предмет государственной закупки - товары (работы, услуги), которые определены заказчиком (организатором) для приобретения в рамках одной процедуры государственной закупки (абзацы 3 и 15 ст.1 Закона о госзакупках).

К видам процедур государственных закупок относятся: открытый конкурс; закрытый конкурс; электронный аукцион; процедура запроса ценовых предложений; процедура закупки из одного источника; биржевые торги.

К наиболее часто выявляемым нарушениям порядка проведения государственных закупок относятся нарушения, связанные с:

• полнотой и сроками размещения информации в соответствии с требованиями Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением № 778 (в частности, когда в нарушение п.7, части первой п.8 и п.10 названного Положения заключаются договоры на поставку материалов для объекта, оплаченные за счет средств бюджета, без размещения информации об их проведении на официальном сайте в сети Интернет, а также не вносятся дополнения и изменения в годовой план государственных закупок);

• обоснованностью выбора процедуры закупки (в частности, когда в нарушение п.2 ст.41 Закона о госзакупках, а также позиции 29 Перечня товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, утвержденного постановлением № 778, товары приобретаются за счет средств бюджета без проведения процедуры электронного аукциона с применением процедуры открытого конкурса) и ее применением (в частности, когда в нарушение ст.49 Закона о госзакупках, подп.1.5 п.1 постановления № 778 без проведения процедуры закупки - запроса ценовых предложений осуществляется государственная закупка за счет средств бюджета; в нарушение п.2 ст.32 Закона о госзакупках, подп.1.5 п.1 постановления № 778 заключаются договоры на поставку материалов для объекта, оплаченные за счет средств бюджета, без осуществления процедуры закупки - открытого конкурса);

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 января 2016 г. следует применять подп.1.5 п.1 постановления № 778 и пп.7 и 8 Положения № 778 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2016 № 68.

С 13 декабря 2017 г. следует применять п.10 Положения № 778 и перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.09.2017 № 679;

 

• описанием предмета закупки (марки, цены и иных характеристик);

• квалификационными данными участников (являются ли поставщики или исполнители реальными поставщиками или исполнителями, имеется ли у них опыт поставки, взаимосвязаны ли они между собой и т. д.);

• соблюдением сроков подготовки и подачи предложений (в зависимости от процедуры закупки);

• соблюдением иных условий проведения соответствующей процедуры закупки (в частности, когда в нарушение п.3 ст.50 Закона о госзакупках при проведении процедуры закупки товаров из одного источника не производятся изучение конъюнктуры рынка и предварительные переговоры с известными поставщиками (исполнителями); в нарушение части второй подп.1.7 п.1 постановления № 778, согласно которой цены предложений участников, указанных в части первой данного подпункта, уменьшаются соответственно на 15 или 25 % для целей сравнения и оценки предложений, сумма необоснованно увеличивается);

• определением критериев выбора победителя (целесообразность критерия (опыт поставок уникального оборудования, наличие лицензии, соответствие проектной документации); обоснованность установления его значимости (незначительному критерию придается решающее значение: например, количество поставленного оборудования либо требования к комплектации оборудования); сроки поставок (например, выполнение работ за 1 день или срок поставки оборудования - месяц, хотя его изготовление занимает не менее года по специально разработанной конструкторской документации: как правило, это свидетельствует о том, что работы уже выполняются); предъявление требований к участникам процедуры закупки, а также закупаемым товарам (работам, услугам), условиям исполнения договора на закупку и осуществление оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки по критериям и способом, которые не указаны в документации о закупке);

• деятельностью комиссии (конкретные права и обязанности членов комиссии могут быть определены в должностных инструкциях, контрактах, разработанном заказчиком положении о комиссии) по соблюдению требований Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного постановлением № 778, и порядка проведения закупок (в частности, когда комиссией в нарушение абзацев 1 и 2 п.1 ст.26, абзацев 1 и 2 п.3 ст.38, части второй п.10 ст.49 Закона о госзакупках при государственной закупке по процедуре запроса ценовых предложений нарушается порядок выбора поставщика, кроме того, комиссия устанавливает несоответствие заданию на закупку предложения, однако комиссией оно не отклоняется и процедура государственной закупки не признается несостоявшейся; комиссией в соответствии с частью первой п.11 ст.49 Закона о госзакупках оценка и сравнение предложений участников не производятся);

• заключением (изменением, дополнением) договора и дальнейшим использованием товара (в частности, когда в нарушение части первой п.1 ст.25 Закона о госзакупках заключаются договоры купли-продажи на приобретение импортируемой продукции происхождения как Республики Беларусь, так и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь).

В целом ошибки в использовании бюджетных средств могут быть обусловлены: неправильным применением бюджетного законодательства, бюджетной классификации, неправильными расчетами и т. д. В этой связи предварительно должны быть изучены документы, которыми обосновывается получение бюджетных средств, определяющие цель использования бюджетных средств, а также связанные с их расходованием (справки, расчеты, акты, сметы, решения распорядительного характера о выделении бюджетных средств, документы по государственной закупке, договоры и иные документы, составляющие их неотъемлемую часть, платежные поручения, документы, подтверждающие поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), статистическая отчетность и т. д.).

 

Справочно

Данные о закупках, порядок проведения которых определен Законом о госзакупках и постановлением № 778, а также данные о закупках, финансируемых полностью или частично за счет инновационного фонда и осуществляемых в соответствии с законодательством о государственных закупках, отражаются в отчете 1-торг (конкурс) «Отчет о государственных закупках товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов», утвержденном постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 25.11.2013 № 252.

 

Описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, включая при необходимости технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а также объем (количество), срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, должно давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Технические показатели (характеристики) предмета государственной закупки не должны содержать ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя). Если такие ссылки вызваны отсутствием конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки, то технические показатели (характеристики) должны содержать слова «или аналог» (ст.20 Закона о госзакупках).

 

Примеры

1. В нарушение частей первой и второй п.3 ст.20 Закона о госзакупках учреждением в конкурсных документах и приглашении к участию в нем в описании предмета закупки во всех лотах были указаны ссылки на конкретные фирменные наименования, источник происхождения товара и его производителя без указания слов «или аналог».

 

2. В нарушение п.2 ст.22 Закона о госзакупках учреждением срок для подготовки и подачи предложений по повторному открытому конкурсу был сокращен более чем вдвое.

 

3. В нарушение п.3 ст.22 Закона о госзакупках учреждением не обеспечено извещение всех участников о продлении на 3 дня срока для подготовки и подачи предложений по открытому конкурсу.

 

4. В нарушение абзаца 2 п.2 ст.26 Закона о госзакупках учреждением вместо новой процедуры государственной закупки была проведена повторная процедура в виде открытого конкурса (в электронном виде).

 

5. В нарушение абзаца 2 части первой п.1 ст.39 Закона о госзакупках учреждением в конкурсных документах в качестве критерия оценки и сравнения предложений не была предусмотрена цена предложения.

 

Выявленные нарушения могут быть устранены путем надлежащего оформления (переоформления) соответствующих документов, корректировки принятых решений о выделении и использовании бюджетных средств, добровольного возмещения бюджетных средств, принятия решения, соответствующего законодательству о государственных закупках (отмены незаконного решения, прекращения процедуры государственной закупки, расторжения договора). Бюджетные организации осуществляют возврат средств, незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства, в доход соответствующего бюджета за счет внебюджетных средств, а при их отсутствии либо недостаточности - за счет бюджетных средств текущего года, предусмотренных в смете расходов бюджетной организации по статье, по которой допущено нарушение, а при недостаточности либо отсутствии средств по данной статье - за счет общей экономии средств по смете бюджетной организации.

 

Обратите внимание!

В отношении закупок необходимо иметь в виду, что ст.11.77 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности.

 

Примечание. В данном материале рассмотрены ситуации, в которых организациями допущены нарушения в 2013-2015 годах, выявленные при проверках контролирующими органами в 2015 году (нормативные правовые акты следует применять в редакциях, действующих на момент совершения нарушения).

 

30.06.2015

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук