


Материал помещен в архив
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: НЕЗАКОННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ СРЕДСТВ ИЗ БЮДЖЕТА
Правовое регулирование бюджетных отношений
Бюджетные отношения - отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Получатели бюджетных средств обязаны использовать бюджетные средства в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее - БК) и иными актами законодательства, а также эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением (подп.2.11 и 2.2 п.2 ст.82 БК). Оплата бюджетных обязательств получателей бюджетных средств осуществляется со счетов главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску на текущий (расчетный) банковский счет поставщика (подрядчика, исполнителя) либо на текущий (расчетный) банковский счет балансовой группы 36 «Бюджетные и иные государственные средства», открываемый для учета средств от приносящей доходы деятельности, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является бюджетная организация (п.3 Инструкции о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66).
Под незаконным получением средств из бюджета следует понимать получение организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций, индивидуальных предпринимателей при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета в размерах, в том числе излишнее получение бюджетных средств в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством (п.1 ст.136 БК).
Типичные нарушения (основные виды)
![]() |
Пример 1 В ходе проверки было установлено, что предприятие незаконно получило средства бюджета в счет оплаты выполненных в период с января по июнь 2015 г. работ по текущему ремонту, виды которых не включены в перечень работ текущего ремонта жилищного фонда, производимого за счет средств бюджета, приведенный в п.12 Методических рекомендаций по планированию текущего ремонта жилищного фонда, утвержденных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 02.10.2006 № 160 (далее - Перечень работ), согласно которому за счет средств бюджета выполняются работы по текущему ремонту: • кровель, включая ремонт водоотводящих устройств; • стыковых панелей; • фасадов, включая ремонт балконов; • утеплению ограждающих конструкций; • отдельных участков трубопроводов, инженерных систем (отопление, водопровод, канализация и др.); • ремонт участков тротуаров, проездов, дорожек и площадок, ремонт оборудования хозяйственных, детских игровых, спортивных площадок, скамеек. Нарушение. Предприятием излишне были получены средства бюджета в сумме 50 млн руб. вследствие завышения в расчетах сумм, подлежащих получению для оплаты работ по текущему ремонту. Основанием для получения средств бюджета явились дефектные акты с указанием объекта текущего ремонта (в том числе в виде группы жилых домов, расположенных в разных географических частях города) и бухгалтерские справки о сумме фактических затрат по ремонтно-строительным работам, выполненным собственными силами. Так, в обоснование получения средств городского бюджета в сумме 50 млн руб. была представлена бухгалтерская справка о сумме фактических затрат по ремонтно-строительным работам, выполненным силами предприятия по текущему ремонту общежития на сумму 50 млн руб., дефектный акт о том, что в результате обследования объекта было установлено, что на окнах и дверных переплетах имеются видимые следы грибка, нарушено сопряжение переплетов, местами отсутствуют створки, износ более 60 %, в связи с чем необходимо произвести замену оконных и дверных блоков, утвержденный главным инженером предприятия. В обоснование выполнения работ по указанному объекту был представлен акт выполненных работ формы С-2 на общую сумму стоимости работ 50 млн руб. Согласно представленному акту на объекте были выполнены следующие виды работ: • разборка деревянных заполнений проемов оконных с подоконными досками; • разборка деревянных заполнений проемов дверных и воротных; • установка оконных блоков с деревянными переплетами; • установка дверных блоков деревянных на распорных дюбелях в бетонных стенах; • установка подоконных досок; • смена дверных петель; • смена дверных замков врезных; • герметизация мест примыкания к кирпичным стенам полиуретановой пеной; • ремонт штукатурки наружных прямолинейных откосов по камню и бетону цементно-известковым раствором; • ремонт штукатурки прямолинейных откосов внутри здания по камню и бетону цементно-известковым раствором; • снятие наличников; • установка наличников; • нашивка брусков на дверные коробки. Указанные виды работ по текущему ремонту не включены в Перечень работ. Кроме того, данные работы по текущему ремонту производились на объекте, который является общежитием. Текущий ремонт жилых помещений в общежитии, предназначенных для проживания одиноких граждан (кроме изолированных жилых помещений, находящихся в обособленном владении и пользовании), производится за счет средств государственной организации и иных источников, не запрещенных законодательством (часть первая п.40 Положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269). Таким образом, стоимость указанных работ подлежала включению в состав затрат по содержанию общежития и была незаконно включена в расчет стоимости текущего ремонта, подлежащего оплате за счет средств городского бюджета. Соответственно, в органы казначейства были представлены документы, содержащие недостоверные сведения о затратах на проведение текущего ремонта, финансирование которого производилось по статье расходов городского бюджета «Текущий ремонт жилищного фонда» (§ 148 функциональной классификации расходов бюджета), так как в состав затрат были включены расходы на проведение работ по текущему ремонту жилищного фонда, не включенных в Перечень работ, чем был нарушен порядок использования средств местных бюджетов.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 августа 2016 г. приказ № 160 на основании приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 31.08.2016 № 73 утратил силу. |
Расходы арендодателя по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту арендуемого недвижимого имущества, отоплению, энергоснабжению, связи, коммунальным и другим услугам не включаются в арендную плату и оплачиваются арендатором отдельно по договоренности сторон на основании фактических затрат (п.5 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150, далее - Положение № 150).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. согласно п.5 Положения № 150 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 15.11.2016 № 421) расходы арендодателя по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту сданного в аренду недвижимого имущества, затраты на санитарное содержание, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), газо-, электро- и теплоснабжение, техническое обслуживание лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами и другие услуги не включаются в арендную плату и возмещаются арендатором в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. |
Оплата арендатором (ссудополучателем) расходов за работы по эксплуатации, текущему ремонту сдаваемого в аренду недвижимого имущества, коммунальным и другим услугам, производимым для организации-арендодателя (ссудодателя) сторонними организациями на основании заключенных договоров с организацией-арендодателем (ссудодателем) либо непосредственно с арендаторами по согласованию с организацией-арендодателем (ссудодателем), производится путем оплаты арендодателю (ссудодателю) определенной части этих расходов исходя из фактической оплаты организацией-арендодателем (ссудополучателем) их стоимости сторонним предприятиям и организациям либо непосредственно сторонней организации на основании фактических затрат. При этом определение части данных расходов, предъявляемой арендатору (ссудополучателю) для оплаты, осуществляется с учетом расходов арендодателя (ссудодателя), приходящихся на места общего пользования, пропорционально размеру арендуемой площади, находящейся в пользовании арендатора (ссудополучателя) (абзац 1 п.5 Рекомендаций по расчетам расходов по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на коммунальные и другие услуги, одобренных межведомственной рабочей группой для обеспечения оперативного рассмотрения вопросов распоряжения государственным имуществом, арендных отношений, привлечения инвестиций в реформируемые организации, а также подготовки предложений о совершенствовании нормативной правовой базы в этой сфере, (в редакции протокола от 06.07.2012 № 16) (далее - Рекомендации № 16)).
При наличии отдельно установленных для арендуемых помещений приборов учета теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения оплата арендатором (ссудополучателем) расходов за указанные услуги производится на основании показаний этих приборов с учетом расходов арендодателя (ссудодателя) по данным услугам, приходящимся на места общего пользования, оплата которых производится арендатором (ссудополучателем) пропорционально арендуемой площади (п.6 Рекомендаций № 16).
Работы по эксплуатации сдаваемого в аренду недвижимого имущества, другие работы, производимые штатными работниками организации-арендодателя (ссудодателя), оплачиваются арендатором (ссудополучателем) на основании фактических затрат, налогов и неналоговых платежей (п.10 Рекомендаций № 16).
![]() |
Пример 2 В нарушение п.5 Положения № 150 учреждением не было обеспечено взыскание с арендаторов расходов по содержанию и эксплуатации арендуемого ими недвижимого имущества на основании фактических затрат (не выставлялись счета арендаторам по фактическим затратам учреждения на содержание и эксплуатацию арендуемого ими недвижимого имущества). Таким образом, вследствие завышения в бюджетных сметах расходов учреждения на содержание и эксплуатацию сданного в аренду государственного имущества было допущено незаконное получение средств из областного бюджета. |
Административная ответственность
Незаконное получение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере указанных средств (часть 1 ст.11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. размер штрафа по части 1 ст.11.16 вышеназванного Кодекса - до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - до 100 % указанных средств (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З). |
Предупреждение административных правонарушений в рассматриваемой сфере осуществляется путем:
• обеспечения контроля за целевым расходованием бюджетных средств в рамках исполнения бюджета и соблюдения нормативных правовых актов по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности;
• пресечения нецелевого и неэффективного расходования выделенных средств бюджета;
• выработки мер по предупреждению и устранению нарушений финансовой дисциплины;
• оценки надежности внутреннего финансового контроля в подведомственных учреждениях и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
• оценки достоверности бюджетной отчетности и соответствия ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Республики Беларусь;
• подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования средств бюджета.
В этой связи основными задачами контроля по расходованию средств бюджета и внутреннего финансового аудита являются:
• установление соответствия финансовых документов требованиям нормативных правовых актов в части расходования средств бюджета;
• определение правомерности совершенных финансовых и хозяйственных операций;
• подтверждение полного, обоснованного и своевременного отражения финансовых и хозяйственных операций в бюджетном учете и достоверности отчетности;
• подтверждение соблюдения внутренних стандартов и процедур при составлении и исполнении бюджета по доходам и расходам подведомственными учреждениями.
Внутренняя проверка включает в себя изучение и анализ документов (справки, расчеты, акты, сметы, решения распорядительного характера о выделении бюджетных средств, договоры и иные документы, составляющие их неотъемлемую часть, платежные поручения, документы, подтверждающие поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), статистическая отчетность и т. д.), подтверждающих:
• соответствие финансовых документов требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих расходование средств бюджета (исполнение бюджета);
• принятие и исполнение бюджетных обязательств, соответствие принятых бюджетных обязательств лимитам бюджетных обязательств, доведенных получателям бюджетных средств, бюджетной смете;
• соответствие расходов бюджета нормативным затратам на обеспечение функций подведомственных учреждений;
• соответствие порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Республики Беларусь;
• формирование финансовых и первичных учетных документов;
• соответствие бюджетной отчетности принятым к учету первичным учетным документам (сводным учетным документам), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведенной оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
• соблюдение нормативных правовых актов при составлении бюджетной отчетности, ее достоверность;
• соблюдение периодичности выполнения операции и периодичности контрольных действий;
• соблюдение методов и способов финансового контроля.
В целом ошибки в использовании бюджетных средств могут быть обусловлены неправильным применением бюджетного законодательства, бюджетной классификации, неправильными расчетами и т. д. Выявленные нарушения устраняются путем надлежащего оформления (переоформления) соответствующих документов, корректировки принятых решений о выделении и использовании бюджетных средств, добровольного возмещения бюджетных средств.
Бюджетные организации осуществляют возврат средств, незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства, в доход соответствующего бюджета за счет внебюджетных средств, а при их отсутствии либо недостаточности - за счет бюджетных средств текущего года, предусмотренных в смете расходов бюджетной организации по статье, по которой допущено нарушение, а при недостаточности либо отсутствии средств по ст.146 БК - за счет общей экономии средств по смете бюджетной организации (п.9 ст.146 БК).
23.03.2016
Юрий Навойчик, юрист
По этой теме также см.:
1. Предупреждение административных правонарушений в сфере бюджетных отношений: нецелевое использование средств бюджета.
2. Предупреждение административных правонарушений в сфере бюджетных отношений: нецелевое использование материальных ресурсов.