


Материал помещен в архив
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
![]() |
Справочно (об авторе) Александр Денисевич в 1998 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета, с 1999 года работал в налоговых органах, с 2001 года - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 года - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь. |
Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты (п.1 ст.6 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).
Субъектами административных правонарушений в рассматриваемой сфере являются физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение порядка исчисления и уплаты налогов), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону их состава. Основные совершаемые в сфере налогообложения административные правонарушения относятся к главе 13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) (примечание 1):
1) неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) (часть 1 ст.13.6 КоАП).
Вид налога | Вид нарушения | Нарушена норма НК |
Налог на прибыль | Допущена неполная уплата налога на прибыль, совершенная путем занижения налоговой базы для исчисления налога на прибыль, по причине оформления и принятия к учету не имеющих юридической силы первичных учетных документов, хозяйственные операции по которым не совершались | Пункты 1, 2 ст.126, п.3 ст.143 |
Земельный налог | Не исчислен и не уплачен земельный налог по самовольно занятому земельному участку | Пункты 1 и 4 ст.192, абзац второй п.3 ст.202 |
Комментарий. Согласно п.3 ст.199 НК данное нарушение влечет применение ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенной на коэффициент 10 | ||
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов | Не исчислен и не уплачен налог за добычу (изъятие) природных ресурсов в части добытой воды из подземного источника, лимиты (объемы) добычи воды из которого не устанавливались | Пункт 1 ст.210, подп.1.4 п.1 ст.211, часть первая ст.212 |
Комментарий. Согласно п.2 ст.213 НК данное нарушение влечет взимание в 10-кратном размере установленной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов | ||
Налог на добавленную стоимость | Выручка от реализации товаров не включена в налоговую базу по НДС за соответствующий отчетный период, поскольку она принимается без использования кассовых суммирующих аппаратов и (или) первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых заносится в электронный банк данных, а равно без отражения данных сведений в регистрах бухгалтерского учета, в связи с чем не исчислен и не уплачен НДС | Статья 45, п.2 ст.63, подп.1.1 п.1 ст.93, п.4 ст.97, ст.103, подп.1.4 п.4 ст.172 |
Налог при упрощенной системе налогообложения | При исчислении налога при упрощенной системе налогообложения занижена налоговая база по причине невключения в ее состав внереализационного дохода (сумм займов, полученных на возвратной основе, не возвращенных в установленный в договорах срок) и соответственно допущена неполная уплата налога при упрощенной системе налогообложения | Подпункт 1.4 п.4 ст.172, подп.6.6 п.6 ст.176, п.2 ст.288 |
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц | Индивидуальным предпринимателем не произведена доплата единого налога при превышении выручки от реализации товаров (работ, услуг) над 30-кратной суммой единого налога за соответствующий отчетный период в результате принятия наличных денежных средств за выполненные работы без указания полученной выручки в полном объеме в налоговых декларациях | Абзацы 1-5 п.9 ст.299 |
2) неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа (часть 9 ст.13.6 КоАП).
Вид налога | Вид нарушения | Нарушена норма законодательства |
Ввозная таможенная пошлина и НДС | Товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением тарифных льгот, используются не по целевому назначению, не в рамках реализации инвестиционного проекта, в результате чего не уплачиваются суммы ввозных таможенных пошлин и НДС | Подпункт 7.1.11 п.7 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», подп.2.2 п.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», подп.1) п.1 ст.200 и подп.2) п.3 ст.211 Таможенного кодекса таможенного союза. От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 мая 2016 г. Декрет № 10 изложен в новой редакции на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8. |
3) невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины) (часть 2 ст.13.7 КоАП).
Вид налога | Вид нарушения | Нарушена норма НК |
Налог на доходы | Резидентом из полученных за оказанные нерезидентом услуги доходов (роялти) налог на доходы не исчисляется и не удерживается, что приводит к невыполнению в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по перечислению в бюджет соответствующей суммы данного налога | Подпункт 3.1 п.3 ст.23, подп.1.3 п.1 ст.146, подп.1.1 п.1 ст.147, п.3 ст.150 |
![]() |
Обратите внимание! Для предупреждения административных правонарушений при отражении в налоговом и бухгалтерском учете следует внимательно изучать учредительные документы; документы, свидетельствующие о постановке лиц, сведения о которых указаны в налоговой декларации, на учет в налоговых органах; налоговые декларации; договоры (включая дополнения, соглашения к ним); платежные документы; транспортные (перевозочные, пересылочные) документы, по которым осуществляется (или осуществлялась) перевозка (перемещение) товаров, и т.д. |
Рассмотрим примеры нарушений, допущенных организациями в 2012-2014 годах и выявленные в 2015 году при проверках контролирующими органами.
![]() |
Ситуация 1 Общество расчетным путем установило, что за период с 1 января 2012 г. по 1 апреля 2014 г. добыло (потребило) 7 318,1 м3 воды без уплаты налога на добычу природных ресурсов (воды). |
Нарушение. В нарушение ст.31, абзаца 4 ст.32, ст.81 Водного кодекса Республики Беларусь, подп.1.4 п.1 ст.211 НК (примечание 2) обществом в проверяемом периоде и на момент проверки не была произведена уплата налога за добычу природных ресурсов в виде воды (на иные цели - для преобразования воды в зимний период в снег с помощью снеговых пушек) в общей сумме 5 929 842 руб., в том числе:
• за январь-март 2012 г. фактически было добыто 1 774,1 м3, налог на добычу (изъятие) природных ресурсов (сверх лимитов) составляет 2 483 740 руб.;
• за январь-декабрь 2012 г. фактически (сверх лимитов) было добыто (изъято) 3 769,9 м3, налог - 2 794 120 руб.;
• за январь-декабрь 2013 г. фактически было добыто 1 108,8 м3, налог - 188 496 руб.;
• за январь-март 2014 г. фактически было добыто 2 439,4 м3, налог - 463 486 руб.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 мая 2015 г. действует Водный кодекс Республики Беларусь от 30.04.2014 № 149-З. |
Обоснование нарушения. Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) воды (поверхностной и подземной) (подп.1.4 п.1 ст.211 НК). Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением соли калийной, определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов (часть первая ст.212 НК). Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти и соли калийной, устанавливаются в размерах согласно приложению 10 к НК (часть первая ст.213 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. приложение 10 к НК изложено в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З. |
![]() |
Ситуация 2 При проверке соблюдения законодательства при исчислении и уплате налога на землю за земельные участки площадью 0,059 3 га и 0,000 4 га проверке были представлены и выборочным способом проверены налоговые декларации (расчеты) по налогу на землю, должностные инструкции и другие документы. |
Нарушение. Общество допустило нарушение требований абзаца 4 части первой ст.193, п.2 ст.197 НК, выразившееся в неприменении ставки земельного налога, увеличенной на коэффициент 10, в связи с самовольным занятием земель площадью 0,059 7 га и 0,008 1 га, что повлекло неполную уплату налога на землю в период с января 2013 г. по сентябрь 2014 г. в сумме 70 711 569 руб., в том числе в 2013 году - 38 118 256 руб. (2,7 % от общей суммы исчисленных обществом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами), в 2014 году - 32 593 313 руб. (1,6 % от общей суммы исчисленных обществом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами).
Обоснование нарушения. В соответствии с п.4 ст.196, п.2 ст.197, п.5 ст.198 НК на земельные участки, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10.
![]() |
Обратите внимание! Уплата земельного налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок. |
![]() |
Ситуация 3 В установленном порядке открытому акционерному обществу «Т» (далее - общество) были утверждены Министерством промышленности Республики Беларусь и согласованы с областным управлением по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на 2014 год на продукцию машиностроения, запчасти, товары народного потребления, горячее водоснабжение, отопление и вентиляцию зданий с разбивкой по кварталам. Согласно отчету о результатах использования топлива, тепловой и электрической энергии за I квартал 2014 г. формы 4-нормы ТЭР (Госстандарт), утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.08.2011 № 206 (далее - Отчет формы 4-нормы ТЭР), обществом был допущен перерасход электрической энергии на производство продукции машиностроения, запчасти, товары народного потребления в количестве 46,5 тыс. кВт·ч. Согласно Отчету формы 4-нормы ТЭР за II квартал 2014 г. обществом был допущен перерасход электрической энергии на производство продукции машиностроения, запчасти, товары народного потребления в количестве 15,9 тыс. кВт·ч. Согласно Отчету формы 4-нормы ТЭР за III квартал 2014 г. обществом был допущен перерасход электрической энергии на производство продукции машиностроения, запчасти, товары народного потребления в количестве 87,3 тыс. кВт·ч. Всего за январь-сентябрь 2014 г. обществом было перерасходовано электрической энергии на производство продукции машиностроения, запчасти, товары народного потребления в количестве 149,7 тыс. кВт·ч, что составило 10,8 % от расхода по действующей норме. |
Нарушение. В нарушение подп.1.7 п.1 ст.131 НК при налогообложении обществом были учтены затраты на оплату стоимости электрической энергии, израсходованной сверх норм, установленных в соответствии с законодательством: за I квартал 2014 г. - в количестве 46,5 тыс. кВт·ч, за II квартал 2014 г. - 15,9 тыс. кВт·ч, за III квартал 2014 г. - 87,3 тыс. кВт·ч.
Обоснование нарушения. Согласно подп.1.7 п.1 ст.131 НК при налогообложении не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством.
В этой связи в нарушение ст.126, 127, 143 НК были:
• занижены прибыль от реализации товаров (работ, услуг) и валовая прибыль в I квартале 2014 г. - на 41 889 986 руб., во II квартале 2014 г. - на 16 343 952 руб., в III квартале 2014 г. - на 96 786 311 руб.;
• не доначислен в результате занижения налоговой базы налог на прибыль по итогам I квартала 2014 г. - на 7 540 197 руб., II квартала 2014 г. - на 2 941 912 руб., III квартала 2014 г. - на 17 421 536 руб.;
• не уплачен налог на прибыль по сроку не позднее 22 апреля 2014 г. в сумме 7 540 197 руб., не позднее 22 июля 2014 г. - в сумме 2 941 912 руб., не позднее 22 октября 2014 г. - в сумме 17 421 536 руб.
Выводы.
Выявленные нарушения могут быть устранены путем надлежащего оформления (переоформления) соответствующих документов, корректировки налоговых деклараций, организации различными способами своевременного (надлежащего) исполнения налоговых обязательств, уплаты налогов (сборов). При обнаружении в налоговой декларации (расчете), поданной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок плательщик (иное обязанное лицо) должен внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет). Налоговая декларация (расчет) по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и (или) дополнениями представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения и (или) дополнения. Если в отношении налога, сбора (пошлины), исчисляемых нарастающим итогом с начала налогового периода, неполнота сведений или ошибки обнаружены за отчетный период прошлого налогового периода, то изменения и (или) дополнения отражаются в налоговой декларации (расчете) за прошлый налоговый период. При обнаружении неполноты сведений или ошибок за прошлый отчетный период текущего налогового периода изменения и (или) дополнения отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода. В отношении налога, сбора (пошлины), исчисляемых без нарастающего итога с начала налогового периода, соответствующие сведения о вносимых изменениях и (или) дополнениях отражаются в налоговой декларации (расчете) за тот отчетный (налоговый) период, в котором обнаружены неполнота сведений или ошибки.
![]() |
Справочно Формы налоговых деклараций можно найти в разделах «Общий порядок налогообложения» и «Особые режимы налогообложения» рубрики «Формы налоговой отчетности». |
Примечание 1. В материале рассмотрены нарушения, допущенные организациями в 2012-2014 годах, поэтому в таблицах приведены нормы КоАП, действующие на момент совершения описанных в ситуациях правонарушений.
Примечание 2. Здесь и далее нормативные правовые акты следует применять в соответствующих году нарушений редакциях.
29.04.2015
Александр Денисевич, кандидат юридических наук