


Материал помещен в архив
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ МЕТАЛЛОВ
![]() |
Справочно (об авторе) Александр Денисевич в 1998 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 года работал в налоговых органах, с 2001 года - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 года - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь. |
Драгоценные металлы и камни: особенности учета
Драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии и виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, продукции (изделиях), химических соединениях, ювелирных и других бытовых изделиях, монетах, ломе и отходах производства и (или) потребления.
Драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования. Лом и отходы драгоценных металлов - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции (изделий), ювелирных и других бытовых изделий, содержащие драгоценные металлы, образовавшиеся в процессе производства и (или) потребления, утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, используемые главным образом для извлечения драгоценных металлов.
При осуществлении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными и другими бытовыми изделиями юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет:
• драгоценных металлов - по наименованию, массе и содержанию драгоценного металла (пробе);
• драгоценных камней - по наименованию, массе, размерно-весовым и качественно-цветовым характеристикам.
Лом и отходы драгоценных металлов, отходы драгоценных камней подлежат сбору и обязательному учету всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, у которых образуются указанные лом и отходы. В целом организации, осуществляющие деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязаны: вести оперативный и бухгалтерский учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях (в том числе в составе вооружения и военной техники), а также в ломе и отходах; проводить в установленные сроки инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней во всех местах хранения и в производстве (местах эксплуатации) и отражать результаты инвентаризации в бухгалтерском учете.
При этом организации на основании решения руководителя вправе определить содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания. При этом в учетных документах учиняется запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания». Данные по содержанию драгоценных металлов и драгоценных камней заносятся в учетную документацию на основании сведений о содержании драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, другой документации) или определенных комиссионно. При отсутствии сведений о наличии драгоценных металлов в технической документации данные по содержанию драгоценных металлов заносятся в учетную документацию на основании данных лабораторных анализов или сведений, содержащихся в перечнях (справочниках) деталей, изделий и иных средств, материалов, содержащих драгоценные металлы, сведений переработчиков лома и отходов, которые передаются этими организациями на договорной основе, а также определяемых организациями комиссионно.
![]() |
Обратите внимание! К административным правонарушениям в сфере обращения металлов относятся нарушения, предусмотренные частью 3 ст.11.4 и ст.12.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: |
Норма Кодекса | Нарушение | Ответственность |
Часть 3 ст.11.4 | Нарушение установленного порядка осуществления деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, в том числе с изделиями из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, либо правил их приемки, хранения, сбора, отгрузки, отпуска, учета, инвентаризации, а равно нарушение правил сдачи их на переработку или в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, если в этих действиях нет состава преступления | Штраф от 5 до 50 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - от 30 до 100 % от стоимости указанных металлов и камней во всех видах и состояниях |
Статья 12.2 | Нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов | Штраф от 30 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 30 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - от 100 до 300 % от стоимости металлопродукции, черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. нарушение норм ст.12.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет наложение штрафа в размере до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 300 % от стоимости металлопродукции, черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З) |
Учет черных и цветных металлов, их лома и отходов
К черным металлам относятся: чугун, сталь, ферросплавы и изделия из них.
К цветным металлам относятся: алюминий, вольфрам, кадмий, кобальт, магний, медь, молибден, никель, олово, ртуть, свинец, титан, цинк, их сплавы и изделия из них.
Лом и отходы черных и цветных металлов - пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность оборудование, узлы и агрегаты, изделия из черных и цветных металлов, отходы производства изделий из черных и цветных металлов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе их производства.
Учет черных и цветных металлов, их лома и отходов организуется субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности и включает в себя: правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по приобретению, поступлению и отпуску черных и цветных металлов, их лома и отходов; обеспечение сохранности черных и цветных металлов, их лома и отходов в местах их хранения и на всех этапах их движения; обеспечение соблюдения цен, наценок и скидок на черные и цветные металлы, их лом и отходы, транспортных расходов на их перемещение; составление и представление в соответствии с законодательством установленной государственной статистической отчетности. Субъект предпринимательской деятельности обеспечивает: правильную организацию учета черных и цветных металлов, их лома и отходов в соответствии со спецификой собственного производства; своевременное проведение инвентаризаций черных и цветных металлов, их лома и отходов; соблюдение технологии хранения черных и цветных металлов, их лома и отходов; своевременное доведение структурным подразделениям заданий по объемам поставки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов для республиканских государственных нужд и контроль за их выполнением; установление круга лиц, ответственных за сохранность, прием и отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов; определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов, разрешающих отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов с мест хранения, а также их вывоз с территории субъекта предпринимательской деятельности.
Субъект предпринимательской деятельности обеспечивает: списание в установленном порядке в металлолом устаревших, вышедших из строя и непригодных для дальнейшей эксплуатации оборудования, металлоконструкций и инструмента; систематическую очистку своих территорий от накопившихся лома и отходов черных и цветных металлов; оборудование специальных площадок для раздельного хранения лома и отходов черных и цветных металлов по классам, видам, группам или маркам; размещение и состояние площадки, позволяющие иметь подъездные пути, удобные для маневрирования транспорта и проведения погрузочно-разгрузочных работ, и твердое покрытие; принятие мер по недопущению загрязнения и смешивания лома и отходов черных и цветных металлов различных классов, видов, групп или марок между собой, а также с ломом и отходами других металлов и неметаллическими примесями; сбор, хранение и отгрузку лома и отходов черных и цветных металлов в рассортированном виде в соответствии с классификацией, установленной действующими стандартами ( ГОСТ 1639-78*, СТБ 2026-2010).
В целях правильной организации сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов цветных металлов субъект предпринимательской деятельности: назначает должностное лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обращение лома и отходов черных и цветных металлов; утверждает правовой акт о порядке сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов, который разрабатывается с учетом требований Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь от 15.06.2006 № 98/12/10 (далее - Инструкция № 98/12/10, постановление № 98/12/10), действующих стандартов, иных нормативных правовых актов в этой сфере. Срок хранения лома и отходов черных и цветных металлов, которые образуются у субъектов предпринимательской деятельности в процессе их хозяйственной деятельности, не должен превышать 3 месяцев с даты образования минимальной отгрузочной партии (специализированный автомобиль или железнодорожный вагон в зависимости от способа вывоза, применяемого данным субъектом).
Все лом и отходы черных и цветных металлов, образующиеся у субъектов предпринимательской деятельности, а также заготовленные организациями Белорусского республиканского союза потребительских обществ и организациями Белорусского концерна по материальным ресурсам, подлежат сбору и обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (далее - ГО «Белвтормет») или отгрузке по их нарядам. Использование субъектом предпринимательской деятельности лома и отходов черных и цветных металлов в собственном производстве, за исключением оборотных и деловых отходов, осуществляется также по нарядам организаций ГО «Белвтормет». Расходование черных и цветных металлов на производство продукции, ремонтно-эксплуатационные и иные нужды осуществляется на основании норм расхода черных и цветных металлов, которые утверждаются ответственным лицом субъекта предпринимательской деятельности (в отношении индивидуального предпринимателя - самим индивидуальным предпринимателем). Использование черных и цветных металлов без нормирования их расхода или сверх утвержденных норм расхода не допускается.
Запрещаются: вывоз лома и отходов черных и цветных металлов на свалки; отгрузка субъектами предпринимательской деятельности (за исключением сдачи заготовительным организациям) лома и отходов черных и цветных металлов, а также их использование (за исключением оборотных и деловых отходов) в собственном производстве без нарядов ГО «Белвтормет»; реализация лома и отходов черных и цветных металлов населению; приобретение субъектами предпринимательской деятельности, имеющими металлургическое (литейное) производство, бывших в употреблении оборудования, узлов, агрегатов, изделий из черных и цветных металлов с целью их списания и последующего использования в качестве металлургического сырья.
Законодательное регулирование
Основными законодательными актами, регулирующими сферу рассматриваемых отношений, являются:
• Закон Республики Беларусь от 21.06.2002 № 110-З «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;
• Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.1995 № 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней»;
• постановления Совета Министров Республики Беларусь:
- от 20.08.2012 № 763 «Об утверждении Правил охраны драгоценных металлов и драгоценных камней при их транспортировке по территории Республики Беларусь»;
- от 12.09.2011 № 1211 «Об утверждении Правил скупки у физических лиц драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе»;
- от 27.06.2013 № 545 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право осуществлять сбор и переработку лома и отходов драгоценных металлов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, устанавливающих в соответствии с законодательством порядок приемки и зачисления ценностей, хранящихся у них, в фонд переработки государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, и внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 1999 г. № 1467»;
- от 10.10.2006 № 1331 «О закупке лома и отходов черных и цветных металлов у населения (граждан)»;
• постановления Министерства финансов Республики Беларусь:
- от 15.03.2004 № 34 «Об утверждении Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней» (далее - Инструкция № 34);
- от 31.05.2004 № 87 «Об утверждении Инструкции о порядке сдачи и приемки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12 марта 2002 г. № 38»;
• постановление Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 31.05.2011 № 24/34 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в торговых объектах на территории Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 14 апреля 2004 г. № 16/66»;
• постановление № 98/12/10;
• постановление Министерства промышленности Республики Беларусь от 11.01.2007 № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи нарядов на отгрузку и использование лома и отходов черных и цветных металлов» и т. д.
![]() |
Обратите внимание! Субъектами административных правонарушений в рассматриваемой сфере являются: • физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение требований порядка осуществления деятельности с металлами); • индивидуальный предприниматель и • юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону их составов. |
![]() |
Ситуация 1 Нарушение. Обществом в проверяемом периоде и на момент проверки не было обеспечено заполнение сведений о содержании драгоценных материалов (металлов, камней и т. д.) в разделе 7 инвентарных карточек формы ОС-6 (велись в обществе в проверяемом периоде и на момент проверки), либо иных учетных документах, оформленных на объекты основных средств, в состав которых входят драгоценные металлы (например, автомобили - грузовые фургоны ГАЗ-377030, ГАЗ-3309, ГАЗ-3307 и ГАЗ-2705 и другие товарно-материальные ценности общества) и в учетных документах не была учинена запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания». При этом, например, согласно Перечню транспортных средств, содержащих драгоценные металлы. Нормы возврата, утвержденному и введенному в действие приказом РУП «Межотраслевая хозрасчетная лаборатория по нормированию и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней» от 18.11.2004 № 45 и согласованному 21.04.2005 директором РУП «Межотраслевая хозрасчетная лаборатория по нормированию и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней» в автомобиле ГАЗ 2705 содержится 6,569 1 г серебра, 0,011 2 г золота, 0 г платины и 0,047 6 г платиновой группы. Обоснование нарушения. В соответствии с абзацами 4 и 5 п.6 Инструкции № 34 организациям, имеющим право осуществлять деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями, необходимо: • вести оперативный и бухгалтерский учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, а также в ломе и отходах; • проводить в установленные сроки инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней во всех местах хранения и в производстве (местах эксплуатации) и отражать результаты инвентаризации в бухгалтерском учете. В соответствии с п.30 Инструкции № 34 учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать: • своевременность и точность представления сведений об их количестве и местонахождении; • составление отчета о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом; • достоверность данных в составляемых формах государственной статистической отчетности. Организация на основании решения руководителя вправе определить содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания. При этом в учетных документах учиняется запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания». В соответствии с п.40 Инструкции № 34 учет драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется по формам первичных учетных документов, составленных в соответствии со ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». |
![]() |
Ситуация 2 Нарушение. На предприятии в 2012 и 2013 годах не была проведена инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в приборах, оборудовании, инструментах, а также в ломе и отходах, их содержащих, перед составлением годовой статистической отчетности. Обоснование нарушения. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, лома и отходов, их содержащих, обязательно проводится перед составлением годовой статистической отчетности во всех местах их хранения и непосредственно в производстве с полной зачисткой помещений и оборудования. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в приборах, оборудовании, инструментах, вооружении, военной технике и других изделиях, находящихся в местах хранения, в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации, проводится один раз в год одновременно с инвентаризацией этих материальных ценностей (части первая, третья п.90 Инструкции № 34). Инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, лом и отходы, их содержащие, а также находящиеся в составе любых материальных ценностей, в том числе электротехнических изделий, находящиеся в зданиях, сооружениях, приборах, устройствах отопительных, газопроводных и других системах, сетях силовой и осветительной электропроводки, вентиляционных устройствах, системах охранной и пожарной сигнализации, укомплектованных изделиями радиоэлектроники и электроаппаратуры (часть первая п.92 Инструкции № 34). Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации или его заместителя создается комиссия из числа работников организации при обязательном участии главного бухгалтера либо лица, исполняющего его обязанности. Этим же приказом устанавливается порядок, сроки начала и окончания инвентаризации, сличения ее результатов с данными учета и отражения их в учете и отчетности (часть первая п.95 Инструкции № 34). |
![]() |
Ситуация 3 В ходе осмотра территории предприятия «Н» установлено, что в нарушение абзацев 1 и 2 п.6, абзацев 1 и 2 п.7 Инструкции № 98/12/10 на указанной территории находились неучтенные лом и отходы черных металлов, образовавшиеся от списания оборудования и осуществления ремонтных работ в течение 2 месяцев. По результатам проведенной на основании приказа директора предприятия инвентаризации лома и отходов черных металлов по состоянию на 19 сентября 2014 г., количество неучтенного лома и отходов черных металлов составило 1 570 т стоимостью 1 006 028 руб. Также было установлено, что в нарушение абзацев 1, 4 п.7, абзацев 1, 4 и 5 п.21 Инструкции № 98/12/10 на территории общества не была оборудована специальная площадка для раздельного хранения лома и отходов черных металлов по классам, видам, группам или маркам, не соблюдался порядок хранения лома и отходов черных металлов, образованных в результате осуществления предприятием хозяйственной деятельности, допущено его загрязнение и смешивание между собой и неметаллическими примесями. |
![]() |
Ситуация 4 Общество «Т» в проверяемом периоде не обеспечило организацию учета лома и отходов черных и цветных металлов в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности: своевременно не были оформлены первичные учетные документы, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции по образованию лома и отходов черных металлов, своевременно не были зафиксированы на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции на дату их совершения по оприходованию образовавшегося в процессе хозяйственной деятельности лома и отходов черных металлов. Так, с 16 февраля 2012 г. по 27 октября 2014 г. не приходовались излишки лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшиеся в результате неоприходования в полном объеме образовавшихся ранее в процессе хозяйственной деятельности общества лома и отходов черных и цветных металлов, и на субсчете 10-6 счета 10 «Материалы» излишки лома черных и цветных металлов не отражались. Например, согласно данным бухгалтерского учета общества по состоянию на 21 февраля 2012 г. на складе числилось в остатке 127,324 кг отходов черного металла. Однако 22 апреля 2014 г. обществом было отгружено в цех «Вторчермет» 9 055 кг отходов черного металла. Отход черного металла в количестве 8 927,676 кг на сумму 7 815,8 тыс. руб., который был реализован цеху «Вторчермет» 22 февраля 2014 г., по учету на указанную дату не числился. |
_______________________
* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.
Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.
11.08.2015
Александр Денисевич, кандидат юридических наук