Пособие от 30.06.2015
Автор: Денисевич А.

Предупреждение административных правонарушений в сфере осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств


 

Материал помещен в архив

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Справочно (об авторе)

Александр Денисевич в 1998 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 года работал в налоговых органах, с 2001 года - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 года - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Законодательное регулирование

Основным законодательным актом, регулирующим сферу закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229).

Кроме того, в отношении закупок необходимо иметь в виду, что ст.11.77 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности.

В этой связи основной задачей предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере является их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены.

Практика проверок

Республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями (далее - организации), осуществляют закупки, за исключением государственных закупок, товаров (работ, услуг) (закупки за счет собственных средств) в соответствии с данным постановлением № 229, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (подп.1.1 п.1 постановления № 229).

Сообщение о результате конкурентной процедуры закупки размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» в течение 5 календарных дней после заключения договора на закупку либо принятия организацией решения об ином результате процедуры закупки и должно содержать (часть первая подп.2.10 п.2 постановления № 229):

• вид и предмет процедуры закупки;

• наименование и местонахождение поставщика (подрядчика, исполнителя);

• дату заключения договора на закупку;

• сумму договора на закупку;

• сведения об ином результате процедуры закупки в случае, если договор на закупку не заключен.

 

Пример 1

Установлено, что в нарушение части первой подп.2.10 п.2 постановления № 229 обществом в проверяемом периоде и на момент проверки сообщение о результатах конкурентных процедур закупки в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» не размещалось (заключено 226 договоров).

Таким образом, обществом не были приняты все меры по соблюдению законодательства при осуществлении закупок за счет собственных средств.

 

Организация осуществляет закупки за счет собственных средств с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника.

Виды таких процедур, а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств, определяются организацией в порядке осуществления закупок за счет собственных средств с учетом требований, содержащихся в подп.2.2-2.13 п.2 постановления № 229 (части первая и вторая подп.2.1 п.2 постановления № 229).

Порядок закупок за счет собственных средств утверждается руководителем организации в случае, если организацией являются республиканское унитарное предприятие, государственное объединение, государственный орган, иное юридическое лицо, имущество которого находится в республиканской собственности (абзац 2 части третьей подп.2.1 п.2 постановления № 229).

В перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется постановление № 229, входят закупки товаров (работ, услуг) на сумму до 1 000 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки (п.9 приложения 1 к постановлению № 229).

 

Справочно

Размер базовой величины см. здесь.

 

Пример 2

Лесхозом в период с 03.07.2012 по 25.05.2014 не был утвержден порядок закупок за счет собственных средств.

Однако им 1 апреля 2014 г. в нарушение подп.1.1 п.1, части первой подп.2.1 п.2 постановления № 229 был заключен договор на закупку услуг по заготовке 2 227 м3 древесины на лесосеке стоимостью 319 640 568 руб. (2 131 базовая величина (примечание)) за счет собственных средств лесхоза без применения конкурентных процедур закупок (конкурса, электронного аукциона и других видов конкурентных процедур закупок, а также без применения процедуры закупки из одного источника).

 

Пример 3

В нарушение подп.2.8 п.2 постановления № 229 в документации о закупке предмета закупки, утвержденной главным инженером общества, не содержались сведения о:

• сроках и порядке оплаты товара (работы, услуги);

• порядке формирования суммы договора на закупку (цены предложения) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

• проекте договора на закупку (его условия) и сроке его заключения;

• требованиях к форме и содержанию предложения участника процедуры закупки и сроку его действия;

• перечне документов, представляемых участниками процедуры закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

• порядке, дате окончания срока предоставления участникам процедуры закупки разъяснений положений документации о закупке;

• способе оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки.

 

Примечание. В данном материале рассмотрены ситуации, в которых организациями допущены нарушения в 2013 и 2014 годах, выявленные при проверках контролирующими органами в 2015 году (нормативные правовые акты следует применять в редакциях, действующих на момент совершения нарушения).

 

30.06.2015

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук