Пособие от 11.08.2015
Автор: Денисевич А.

Предупреждение административных правонарушений в сфере ведения государственной статистической отчетности


СОДЕРЖАНИЕ

 

Законодательное регулирование

Формы государственной статистической отчетности, часто представляемые с недостоверными (искаженными) данными

Практика проверок порядка составления и представления данных

Меры, предупреждающие административные нарушения

 

Материал помещен в архив

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Справочно (об авторе)

Александр Денисевич в 1998 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 года работал в налоговых органах, с 2001 года - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 года - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Законодательное регулирование

Государственная статистика - система сбора, обработки, обобщения, накопления, хранения, защиты, представления, распространения и использования органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями первичных статистических данных и сводных статистических данных (информации) об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь (абзац 2 ст.1 Закона Республики Беларусь от 28.11.2004 № 345-З «О государственной статистике»; далее - Закон о статистике).

Респонденты обязаны представлять достоверные первичные статистические данные в объеме, в сроки и адреса, указанные в формах государственных статистических наблюдений, за подписями лиц, ответственных за составление и представление этих данных (подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике).

Респонденты представляют первичные статистические данные по формам государственных статистических наблюдений. Представление респондентами при проведении государственных статистических наблюдений первичных статистических данных является обязательным и осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь (ст.17 Закона о статистике).

Должностные лица и иные уполномоченные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица за нарушение порядка представления и искажение данных государственной статистической отчетности несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст.20 Закона о статистике).

Субъектом правонарушения является должностное лицо и (или) иное уполномоченное лицо, ответственное за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальный предприниматель.

Представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин (часть 1 ст.23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее - КоАП).

Представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 80 базовых величин (часть 3 ст.23.18 КоАП).

Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.03.2009 № 26 утверждена Инструкция о порядке постановки на учет, снятия с учета респондентов государственных статистических наблюдений в органах государственной статистики.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 августа 2016 г. Закон о статистике изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 13.07.2016 № 397-З. Статьи 12 и 20 старой редакции указанного Закона соответствуют ст.12 и 23 новой редакции Закона о статистике. Определение государственной статистике дано в абзаце 3 ст.1 новой редакции Закона о статистике.

С 10 февраля 2017 г. Инструкция № 26 утратила силу на основании постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 27.01.2017 № 4.

С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 1 ст.23.18 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, по части 3 ст.23.18 КоАП - наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З).

 

Формы государственной статистической отчетности, часто представляемые с недостоверными (искаженными) данными

Наименование формы государственной статистической отчетности
Реквизиты постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь, утвердившего форму
Периодичность представления
Искажение данных
1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. действует постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 25.10.2018 № 105, которым утверждены форма государственной статистической отчетности 1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации» и Указания по заполнению данной формы. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2018 год

04.11.2014 № 192
Годовая
Указание недостоверной информации по таким показателям, как выручка от реализации, налог на добавленную стоимость, прочие налоги и сборы из выручки, себестоимость реализации, убыток от реализации товаров, работ, услуг, убыток от внереализационных доходов и расходов, стоимость основных средств, сумма накопленной амортизации и потери стоимости основных средств, стоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг в фактических отпускных ценах без НДС, акцизов и других налогов и сборов из выручки, а также фонд заработной платы работников несписочного состава и внешних совместителей
1-мп (микро) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. действует постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 25.10.2018 № 106, которым утверждены форма государственной статистической отчетности 1-мп (микро) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации» и Указания по заполнению данной формы. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2018 год

03.12.2014 № 222
Годовая








12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов»
15.01.2014 № 9
Месячная
Несоответствие указанной в отчете просроченной кредиторской и дебиторской задолженности данным бухгалтерского учета, недостоверные данные о задолженности покупателей за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также сумме задолженности по выданным авансам, задолженности поставщикам и подрядчикам за поступившие материальные и другие ценности, выполненные работы и оказанные услуги, по полученным авансам, по договорам финансовой аренды (лизинга), выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг, себестоимости реализованной продукции, работ, услуг, прибыли и убытках, в том числе от внереализационных доходов и расходов, налогах и сборах, задолженности по налогам и сборам; расхождение со сведениями об обороте по дебету (кредиту) субсчетов
12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах»
15.01.2014 № 7
Месячная












4-ф (затраты) «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 апреля 2017 г. постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 03.08.2016 № 93 утверждена форма государственной статистической отчетности 4-ф (затраты) «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)». Форма вводится в действие начиная с отчета за январь-март 2017 год

20.08.2013 № 178
Квартальная
Недостоверные данные об объеме производства продукции (работ, услуг) в текущих ценах за вычетом начисленных налогов и сборов из выручки за отчетный год, о затратах на производство продукции (работ, услуг)
12-п «Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг)»
28.07.2014 № 111
Месячная
Недостоверные данные об объеме готовой продукции
1-торг (опт) «Отчет о деятельности организации оптовой торговли».

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 августа 2016 г. постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 11.07.2016 № 86 утверждены новая форма государственной статистической отчетности 1-торг (опт) «Отчет о деятельности организации оптовой торговли» и Указания по заполнению данной формы. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2016 год

02.12.2014 № 221
Годовая
Учитываются обороты по розничной торговле, несмотря на то что в данном отчете должна содержаться информация только по оптовой торговле; недостоверные сведения о собственных (без сданных в аренду) и арендованных объектах, о площади временно приспособленных помещений; расхождение сведений о стоимости проданных товаров отечественного производства в общем объеме оптового товарооборота с данными складского (бухгалтерского) учета; неотражение данных о продаже товаров отечественного производства, которые были реализованы не на территории Республики Беларусь, а экспортированы в Российскую Федерацию; завышен объем оптового товарооборота
12-торг (опт) «Отчет об объеме оптового товарооборота».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 января 2017 г. постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 11.07.2016 № 87 утверждена форма государственной статистической отчетности 12-торг (опт) «Отчет об объеме оптового товарооборота». Форма вводится в действие начиная с отчета за январь 2017 года

07.07.2014 № 86
Месячная









6-торг (товарооборот) «Отчет о розничном товарообороте и запасах товаров, товарообороте общественного питания».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 января 2016 г. постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20.07.2015 № 78 утверждена форма государственной статистической отчетности 12-торг (товарооборот) «Отчет о розничном товарообороте и запасах товаров, товарообороте общественного питания». Форма вводится в действие начиная с отчета за январь 2016 год

25.11.2014 № 199
Месячная
В розничный товарооборот общественного питания не включается стоимость товаров, отпущенных рабочим в счет заработной платы через буфет
4-ун «Отчет об объеме платных услуг населению».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 ноября 2016 г. постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 11.07.2016 № 88 утверждена новая форма государственной статистической отчетности 4-ун «Отчет об объеме платных услуг населению». Форма вводится в действие начиная с отчета за январь-декабрь 2016 года

20.08.2013 № 170
Квартальная
Недостоверные сведения об объеме оказанных платных услуг
12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 января 2016 г. постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.06.2015 № 40 утверждена форма государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг». Форма вводится в действие начиная с отчета за январь 2016 года

07.07.2014 № 81
Месячная
Недостоверные данные о стоимостном выражении услуг и коде услуг
4-ф (инвест) «Отчет об инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа и инвестициях из Республики Беларусь за рубеж»
23.09.2013 № 218
Квартальная
Недостоверные данные в части полученных и погашенных иностранных займов
4-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в эксплуатацию объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал»
02.12.2013 № 254
Квартальная
Отражение в отчете данных о вводе в действие объектов без наличия в акте приемки объекта в эксплуатацию хотя бы одной подписи члена комиссии, без необходимых заключений органов государственного надзора, а также при наличии мотивированных возражений со стороны органов государственного надзора, недостоверных сведений о сумме инвестиций в основной капитал, выполненных строительно-монтажных работах и объеме незавершенного строительства на конец года, о фактическом размере использованных инвестиций по затратам на новое строительство и затратам на приобретение машин и оборудования по объектам
6-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в эксплуатацию объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал»
02.12.2013 № 254
8 раз в год
1-ис (инвестиции) «Годовой отчет о вводе в эксплуатацию объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал»
22.07.2014 № 100
Годовая
1-жкх (жилфонд) «Отчет о жилищном фонде».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2016 г. постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 10.08.2016 № 112 утверждены новая форма государственной статистической отчетности 1-жкх (жилфонд) «Отчет о жилищном фонде» и Указания по заполнению данной формы. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2016 год

07.07.2014 № 84
Годовая
Недостоверная информация о жилищном фонде, находящемся на балансе организации
12-т «Отчет по труду».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 апреля 2018 г. в форму 12-т «Отчет по труду» на основании постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 23.02.2018 № 13 внесены дополнения

19.08.2013 № 163
Месячная
Неуказание численности работников, принятых на работу на дополнительно введенные рабочие места, несоответствие в отчете численности работников штатному расписанию, недостоверная информация о сумме просроченной задолженности по выплате заработной платы
12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате»
08.05.2014 № 40
Месячная



6-т (кадры) «Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 июля 2016 г. постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 13.06.2016 № 63 утверждена новая форма государственной статистической отчетности 1-т (кадры) «Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров». Форма вводится в действие начиная с отчета за 2016 год

28.07.2014 № 116
1 раз в 2 года
Недостоверная информация об общем количестве работников, в том числе о количестве специалистов и других служащих
1-мр (лом) «Отчет об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов»
01.07.2013 № 57 (документ утратил силу 9 июля 2015 г.)
Годовая
Расхождение данных об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов отчета со сведениями первичных учетных документов, неуказание остатков лома и отходов черных и цветных металлов, завышение расхода лома и отходов черных и цветных металлов, использованных в собственном производстве; неуказание сведений об остатках поступления и расхода драгоценных металлов и изделий из них, об образовании в течение отчетного периода их лома и отходов, неотражение данных о массе драгоценных металлов, содержащихся в ломе и отходах, поставленных переработчикам для зачисления в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (далее - Госфонд)
1-мр (драгметаллы) «Отчет об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих»
21.10.2013 № 223
Годовая









12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов»
02.06.2014 № 48
Месячная
Недостоверные данные о количестве потребленной тепловой и электрической энергии, расходе котельно-печного топлива, о фактических запасах дизельного топлива
12-тэк (запасы поставщиков) «Отчет о запасах нефти, нефтепродуктов и природного газа»
02.06.2014 № 49
Месячная



4-тэк (топливо) «Отчет об остатках, поступлении и расходе топлива».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2016 г. постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 16.06.2015 № 51 утверждена форма государственной статистической отчетности 4-тэк (топливо) «Отчет об остатках, поступлении и расходе топлива». Форма вводится в действие начиная с отчета за январь-март 2016 года

02.06.2014 № 50
Квартальная
Недостоверные данные об израсходованном (реализованном) бензине
4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 февраля 2016 г. действует форма ведомственной отчетности «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности», установленная приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 08.12.2015 № 275
03.11.2014 № 190
Квартальная
Недостоверные данные, касающиеся используемой и неиспользуемой площади, характеристики объектов, предложений по дальнейшему использованию объекта, задолженности по арендной плате
1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства»
19.09.2013 № 208
Годовая
Недостоверные данные об объеме образования отходов, полном перечне отходов, их движении (наличии, остатках); указание наименования отдельных отходов и их кода, не соответствующих классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85; неуказание наименования, кода, кода физического состояния и класса опасности отхода, объема образования отходов, иных сведений о движении отходов
4-нормы ТЭР (Госстандарт) «Отчет о результатах использования топлива, тепловой и электрической энергии»
01.08.2011 № 206
Квартальная
(I, II, III кварталы, год)
Недостоверные данные, касающиеся номенклатуры видов продукции и работ, единицы измерения продукции (работ) и норм расхода нефтепродуктов, используемых в двигателях внутреннего сгорания
4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства и других вторичных и возобновляемых энергоресурсов».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 января 2016 г. постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.11.2015 № 176 утверждена форма государственной статистической отчетности 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных топливно-энергетических ресурсов». Форма вводится в действие начиная с отчета за январь-март 2016 год

01.08.2011 № 205
Квартальная
Отражение в отчете неверных сведений об экономии топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) (в том числе в стоимостном выражении в соответствии с данными бухгалтерского учета), объеме внедрения, фактических затратах на внедрение, сроке внедрения

Практика проверок порядка составления и представления данных

Пример 1

Проверкой соблюдения порядка составления и представления данных государственной статистической отчетности формы 12-т «Отчет по труду» за январь-август 2014 г. было установлено, что в данной отчетности указаны недостоверные (искаженные) данные.

Так, в отчете за январь-август 2014 г., представленном в отдел статистики 12 сентября 2014 г., в разделе I «Численность работников, заработная плата и отработанное время» по строке 01 среднесписочная численность работников отражена без включения в нее численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, направленных на общественные работы, с которыми были заключены срочные трудовые договоры и выплата заработной платы осуществлялась организацией непосредственно работникам (подп.10.3 п.10 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.07.2008 № 92).

В строке 01 за последний месяц отчетного периода (август) указано 1 154 человек вместо 1 160; за отчетный период (январь-август) указано 1 124 человек вместо 1 131. Те же данные неверно отражены в разделе V «Численность и фонд заработной платы работников по видам экономической деятельности» по строке 130 и строке 131.

В итоге фонд заработной платы данных работников ошибочно отражен по строке 04 как фонд заработной платы работников несписочного состава, включая граждан, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам: за последний месяц отчетного периода (август) указано 10,3 млн руб. вместо 0,6; за отчетный период (январь-август) указано 103,4 млн руб. вместо 12,7. Фонд заработной платы работников списочного и несписочного состава и внешних совместителей (строка 02) согласно сводам по видам оплат по организации также был рассчитан неверно.

В итоге после пересчета фонда оплаты труда за 8 месяцев согласно данным таблицы, предоставленной ведущим экономистом во время проверки, по строке 02 за последний месяц отчетного периода (август) необходимо было указать 5 656,4 млн руб. вместо 5 661,2; за отчетный период (январь-август) необходимо указать 44 475,8 млн руб. вместо 44 472,3. Те же данные были неверно отражены в разделе V «Численность и фонд заработной платы работников по видам экономической деятельности» по строке 130 и строке 131.

Поэтому при подсчете среднемесячной заработной платы были использованы недостоверные данные фонда заработной платы и неверно рассчитанная среднесписочная численность, что привело к искажению данных по строке 05. Так, среднемесячная заработная плата за последний месяц отчетного периода (август) указана в сумме 4 893 761 руб. вместо 4 872 672 руб.; за отчетный период (январь-август) указано 4 931 072 руб. вместо 4 910 964 руб. Это привело к завышению среднемесячной заработной платы за август по организации на 21 тыс. руб., за 8 месяцев 2014 г. - на 20 тыс. руб.

 

Пример 2

Проверкой соблюдения порядка составления данных государственной статистической отчетности формы 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов» на 1 января 2014 г. было установлено, что в данной отчетности указаны недостоверные (искаженные) данные.

Согласно данным регистров бухгалтерского учета организации по состоянию на 1 января 2014 г. сумма дебиторской задолженности составила 11 934 665 514 руб., в том числе:

счет 60 - 362 123 140 руб.;

счет 62 - 11 332 908 962 руб.

Сумма кредиторской задолженности составила 14 617 330 784 руб., в том числе:

счет 60 - 11 991 710 698 руб.;

счет 62 - 118 901 223 руб.;

счет 68 - 549 058 029 руб.

В нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, части первой п.4, п.7, части первой п.11, части первой п.14, части первой п.15 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12.10.2012 № 185, организацией 24 января 2014 г. были представлены в электронном виде на официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет недостоверные (искаженные) данные о состоянии расчетов.

В разделе I «Состояние расчетов» в графе 1:

по строке 102 завышена дебиторская задолженность покупателей за товары, работы, услуги по счетам 60 и 62 на 501 млн руб. (в отчете указано - 12 196 млн руб., следовало указать - 11 695 млн руб.);

по строке 105 занижена кредиторская задолженность поставщикам за товары, работы, услуги, по полученным авансам по счетам 60, 62 на 1 099 млн руб. (в отчете указано - 11 012 млн руб., следовало указать - 12 111 млн руб.);

по строке 107 завышена кредиторская задолженность по налогам и сборам по счету 68 на 191 млн руб. (в отчете указано - 740 млн руб., следовало указать - 549 млн руб.).

Данное обстоятельство повлекло искажение данных о дебиторской задолженности по строке 101 на 261 млн руб. (в отчете указано - 12 196 млн руб., следовало указать - 11 935 млн руб.), кредиторской задолженности по строке 104 на 1 099 млн руб. (в отчете указано - 13 518 млн руб., следовало указать - 14 617 млн руб.).

 

Пример 3

В государственной статистической отчетности по форме 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» по строке 110 отражается расход котельно-печного топлива, тепловой и электрической энергии на производство всех видов продукции (работ и услуг), включая данные о потерях, расходе на прочие производственные и коммунально-бытовые нужды организации (расход в столовых, буфетах, прачечных, детских учреждениях, поликлиниках, спортивных объектах, рабочих и студенческих общежитиях и т. д., находящихся на балансе организации, представляющей отчет).

В нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, части первой п.13 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.07.2011 № 133, организация представила 13 января и 12 сентября 2014 г. в главное статистическое управление недостоверные данные о расходе тепловой энергии в отчетах 12-тэк за январь-декабрь 2013 г. и январь-август 2014 г.

Так, организацией в отчете за январь-декабрь 2013 г. по строке 110 был занижен расход тепловой энергии на 37 Гкал (в отчете отражен расход в количестве 141 Гкал, а согласно данным бухгалтерского учета (счетов-фактур) - 178 Гкал) и расход электрической энергии на 9 тыс. кВт·ч (в отчете отражен расход в количестве 83 тыс. кВт·ч, а согласно данным бухгалтерского учета (счетов-фактур) - 92 тыс. кВт·ч). В отчете за январь-август 2014 г. по строке 110 занижен расход тепловой энергии на 47 Гкал (в отчете отражен расход в количестве 57 Гкал, а согласно данным бухгалтерского учета (счетов-фактур) - 104 Гкал). Документами, подтверждающими указанное нарушение, служат отчеты 12-тэк за январь-декабрь 2013 г. и январь-август 2014 г., сведения о потребленных ресурсах за 2013-2014 годы.

 

Пример 4

Форма 2-мр (драгметаллы) (начиная с отчета за 2014 год - 1-мр (драгметаллы)) заполняется на основании данных первичных учетных документов о движении драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих, в том числе документов о сдаче (приемке) драгоценных металлов в виде лома и отходов в организации, занимающиеся сбором и переработкой лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, с целью их извлечения и (или) изготовления продукции из них и находящиеся на территории Республики Беларусь или вне таможенной территории Республики Беларусь, в том числе для пополнения Госфонда, данных о расходе драгоценных металлов, передаваемых другим организациям для выполнения собственных заказов.

По строке 2100 данные об остатках драгоценных металлов в собранных ломе и отходах на начало года должны быть равны данным об остатках на конец предыдущего года.

По строке 2700 отражаются данные об остатках драгоценных металлов во всех видах лома и отходов, их содержащих, на конец отчетного периода.

В нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, п.20, части первой п.36 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 2-мр (драгметаллы) «Отчет об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 13.04.2011 № 61, организация представила 25 января 2014 г. в главное статистическое управление недостоверные (искаженные) данные государственной статистической отчетности в форме 2-мр (драгметаллы) за 2013 год, а именно:

в строке 2100 отражены данные об остатках драгоценных металлов в собранных ломе и отходах на начало года в количестве 63 г серебра (по данным бухгалтерского учета организации остатка драгоценных металлов в собранных ломе и отходах на начало года не имеется);

в строке 2700 отражены данные об остатках драгоценных металлов во всех видах лома и отходов, их содержащих, на конец отчетного периода в количестве 63 г серебра (по данным бухгалтерского учета организации остатка драгоценных металлов во всех видах лома и отходов, их содержащих, на конец отчетного периода не имеется).

 

Пример 5

Отчет формы 1-мр (лом) составляется на основании данных первичных учетных документов о движении лома и отходов черных и цветных металлов.

В нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, п.3 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-мр (лом) «Отчет об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.07.2011 № 136, организация представила 10 февраля 2014 г. в главное статистическое управление недостоверные (искаженные) данные государственной статистической отчетности в форме 1-мр (лом) за 2013 год, а именно:

в графе 3 «образовалось в результате собственной хозяйственной деятельности - всего» в строке 1010 «Алюминий» и строке 1500 «Всего (сумма строк 1010, с 1020 по 1070, 1080, 1090, с 1100 по 1120)» указано 547 г алюминия (фактически по данным первичных учетных документов организации за 2013 год в результате собственной хозяйственной деятельности образовалось 745 г алюминия);

в графе 4 «образовалось в результате собственной хозяйственной деятельности, из него от ликвидации основных средств» в строке 1010 «Алюминий» и строке 1500 «Всего (сумма строк 1010, с 1020 по 1070, 1080, 1090, с 1100 по 1120)» указано 547 г алюминия (фактически по данным первичных учетных документов организации за 2013 год от ликвидации основных средств образовалось 745 г алюминия);

в графе 7 «сдано заготовительным организациям ГО "Белвтормет"» в строке 1010 «Алюминий» и строке 1500 «Всего (сумма строк 1010, с 1020 по 1070, 1080, 1090, с 1100 по 1120)» указано 547 г алюминия (фактически по данным первичных учетных документов организации за 2013 год сдано 745 г алюминия).

 

Пример 6

Форма отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах» составляется на основании данных регистров бухгалтерского учета и первичных учетных документов нарастающим итогом с начала года, годовой бухгалтерской отчетности.

В нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, п.5 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12.10.2012 № 183, организация представила 25 января 2014 г. в главное статистическое управление недостоверные (искаженные) данные государственной статистической отчетности в форме 12-ф (прибыль) за январь-декабрь 2013 г., а именно:

по строке 01 отражены данные кредита субсчета бухгалтерского учета 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» в сумме 414 446 млн руб. (фактически данные кредита субсчета бухгалтерского учета 90-1 - 414 541 млн руб., то есть занижены на 95 млн руб.);

по строке 15 отражены данные дебета субсчета бухгалтерского учета 90-2 «Налог на добавленную стоимость» в сумме 40 041 млн руб. (фактически данные дебета субсчета бухгалтерского учета 90-2 - 40 058 млн руб., то есть занижены на 17 млн руб.);

по строке 18 отражена сумма данных дебета субсчетов бухгалтерского учета 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг», 90-5 «Управленческие расходы», 90-6 «Расходы на реализацию» в размере 330 888 млн руб. (фактически сумма данных дебета субсчетов бухгалтерского учета 90-4, 90-5, 90-6 - 330 966 млн руб., то есть занижена на 78 млн руб.).

 

Пример 7

Достоверность сведений, внесенных в государственную статистическую отчетность, была проверена выборочным способом в формах государственной отчетности 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства и других вторичных и возобновляемых энергоресурсов» за период январь-декабрь 2013 г.

Организацией предоставлены управлению по надзору за рациональным использованием ТЭР следующие формы государственной статистической отчетности: 12-ТЭК «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов», 4-нормы ТЭР (Госстандарт) «Отчет о результатах использования топлива, тепловой и электрической энергии», 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства и других вторичных и возобновляемых энергоресурсов».

При анализе программы организации и статистического отчета по форме 4-энергосбережение (Госстандарт) за январь-декабрь 2013 г., представленного в управление ТЭР 15 января 2014 г., было установлено, что мероприятия программы в полном объеме фактически не внедрены. Мероприятие «Замена неэффективного торгового оборудования» не выполнено, мероприятия «Замена ламп накаливания на энергосберегающие» и «Внедрение автоматических систем управления освещением» внедрены частично.

 

Пример 8

Государственную статистическую отчетность по форме 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности» представляют юридические лица, имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, их части, находящиеся в государственной (республиканской и коммунальной) собственности.

В нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 31.10.2012 № 190, организацией, как юридическим лицом, имеющим на балансе капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в коммунальной собственности, 10 октября 2014 г. были представлены в облисполком недостоверные (искаженные) данные отчета 4-аренда за январь-сентябрь 2014 г.

Так, организацией в представленном 10 октября 2014 г. в облисполком отчете:

в графе 2 по строке 2 была указана общая площадь объекта в размере 2 599,0 м2 вместо 1 529,5 м2;

в графах 1, 2, 10-12 не отражены сведения о не используемых организацией капитальных строениях (здания гаража на 10 автомашин, калориферной и заправки) площадью соответственно 904,0, 63,0 и 11,9 м2, а также их характеристика, предложения по дальнейшему использованию;

в графе 10 по строке «Всего» не отражена неиспользуемая площадь в размере 978,9 м2;

в справочной информации в графе 1 по строке «Общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, нежилых помещений в жилых зданиях» отражена площадь в размере 10 547,6 вместо 8 303,5 м2.

Меры, предупреждающие административные правонарушения

Основная задача предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере - их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены. В этой связи предварительно должны быть изучены непосредственно отчет, первичные учетные и иные документы, подтверждающие недостоверность (искажение) данных государственной статистической отчетности, проанализирована информация из учредительных документов организации, приказов, гражданско-правовых договоров; регистров бухгалтерского учета; товарных, товарно-транспортных накладных; актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ; справок о стоимости выполненных работ (этапов); актов о приеме-передаче основных средств; инвентарных карточек учета основных средств; путевых листов; приемо-сдаточных актов; карточек складского учета.

Выявленные нарушения могут быть предотвращены путем представления уточненных данных. Исправление отчетов производится в следующем порядке. При выявлении недостоверных отчетных данных в государственной статистической отчетности текущего года все изменения вносятся в отчет за тот отчетный период, в котором были допущены искажения, а также во все последующие отчеты. При выявлении искажений в отчетах за какой-либо прошлый период вне зависимости от времени выявления фактов искажений все изменения вносятся в отчет за тот же период (в данные за все периоды, предусмотренные формой отчетности), а также в нарастающие итоговые данные. В случаях, когда исправление может повлечь за собой изменение системных записей бухгалтерского учета, отчетные данные как текущего, так и прошлого периодов правятся в первом отчете после обнаружения искажений в государственной статистической отчетности. Если не установлен период внесения недостоверных отчетных данных, исправления вносятся в первом отчете после обнаружения искажения в государственной статистической отчетности. Если вид продукции, по которому следует внести исправления в данные за отчетный месяц, в этом периоде не вырабатывался, необходимые исправления вносятся в данные о производстве продукции за период с начала года. Данные о продукции, учтенной в государственной статистической отчетности текущего года или прошлых лет, если после сдачи ее заказчику или реализации потребителю установлено, что она изготовлена с отступлением от стандартов (технических условий), исключается из данных об объеме продукции в отчете за тот отчетный период, в котором этот факт установлен судом, поставщиком или получено предписание органов Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также из данных за все последующие периоды. В случае реализации вышеуказанной продукции ее стоимость учитывается и отражается в бухгалтерской отчетности как реализация прочих материальных ценностей. Если продукция, признанная не соответствующей государственным стандартам (техническим условиям), в дальнейшем доработана, ее стоимость включается в стоимость продукции в том периоде (месяце, квартале, с начала года), в котором она доработана.

 

11.08.2015

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук