Комментарий от 31.01.2017
Автор: Лимож Н.

Предупреждение социального иждивенчества: совершенствование законодательства. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 № 1


СОДЕРЖАНИЕ

 

Конкретизирован возраст плательщиков сбора на финансирование государственных расходов

Расширена категория граждан, которые признаются участвующими в финансировании государственных расходов

Уточнены формулировки мер пресечения

Уточнены условия для уменьшения суммы сбора

Местным Советам депутатов предоставлены полномочия по освобождению граждан от уплаты сбора

Изменены сроки направления извещений и уплаты сбора за 2015 год

 

Материал помещен в архив

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИЖДИВЕНЧЕСТВА: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 № 1

С 15 января 2017 г. вступили в силу и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, изменения и дополнения, внесенные Декретом Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 № 1 (далее - Декрет № 1) в нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее - Декрет).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 января 2018 г. Декрет на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 1 изложен в новой редакции, в частности, название изложено в новой редакции: «О содействии занятости населения».

Конкретизирован возраст плательщиков сбора на финансирование государственных расходов

От уплаты сбора на финансирование государственных расходов (далее - сбор) за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые достигли общеустановленного пенсионного возраста или являлись лицами старше этого возраста (абзац 3 подп.3.1 п.3 Декрета).

 

Справочно

С 1 января 2017 г. общеустановленный пенсионный возраст повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами 58 лет (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.04.2016 № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 июля 2017 г. на основании п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 29.06.2017 № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» утратил силу подп.1.1 п.1 Указа № 137.

Расширена категория граждан, которые признаются участвующими в финансировании государственных расходов

1. Период работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве, когда гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов, дополнен периодом работы на государственных должностях, при занятии которых контракт не заключается (подп.5.1 п.5 Декрета).

 

Справочно

К государственным должностям, при занятии которых контракт не заключается, относятся лица, назначенные на высшие государственные должности, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, председатели местных Советов депутатов, а также судьи (п.5 ст.30 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»).

 

2. В подп.5.2 п.5 Декрета исключены слова «при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности налогов по такой деятельности».

Это означает, что гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющий предпринимательскую деятельность (то есть занятый в экономике гражданин), как уплачивающий налоги в связи с осуществлением такой деятельности, так и не уплачивающий подоходный налог с полученных доходов вследствие применения налоговых льгот и (или) вычетов по причине убыточности деятельности или временного отсутствия выручки (которая может отсутствовать несмотря на фактическое осуществление предпринимательской деятельности), будет признаваться участвующим в финансировании государственных расходов в период осуществления такой деятельности.

Данный подход применяется также к иным видам деятельности (в частности, указанным в подп.5.1, 5.3, 5.6 п.5 Декрета), при осуществлении которых (как и при осуществлении предпринимательской деятельности) в силу тех или иных причин налоги в соответствии с законодательством могут не уплачиваться.

3. Гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на общую сумму не менее 70 БВ исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода (подп.5.3 п.5 Декрета).

Данная норма установлена во избежание спорных вопросов в части необходимости соблюдения условия по сумме в размере 70 БВ в отношении одного гражданско-правового договора либо нескольких таких договоров.

Следует отметить, что норма подп.5.3 п.5 Декрета в части предмета гражданско-правового договора и общей суммы договора осталась в действующей редакции. Однако перечень лиц, признаваемых участвующими в финансировании государственных расходов, в данном случае может быть расширен за счет медиаторов, которые осуществляют деятельность в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 58-З «О медиации», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2013 № 1150 «Об утверждении Правил проведения медиации».

Медиатор участвует в переговорах сторон в качестве незаинтересованного лица в целях содействия им в урегулировании спора (споров) и имеет право на вознаграждение, размер которого устанавливается по соглашению со сторонами. Соглашение с медиатором представляет собой договор оказания услуг. Нормы подп.5.3 п.5 Декрета позволяют учитывать периоды участия указанных граждан в финансировании государственных расходов.

Однако в связи с тем что данной нормой установлен минимальный норматив стоимости оказанных услуг, необходимо иметь в виду следующее.

Гражданское законодательство, регулирующее порядок заключения и исполнения договора подряда, а также Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» не предусматривают обязательное указание в договорах, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, стоимости (цены) соответствующих работ (услуг, объектов) с разбивкой по календарным периодам (дням, месяцам, кварталам, годам и др.). Сроки платежей (расчетов) по таким договорам (авансовые платежи, окончательный расчет) также, как правило, не увязаны с периодами выполнения работ (оказания услуг, создания объектов интеллектуальной собственности) или их отдельных этапов. Однако, исходя из требований п.2 Декрета, который налоговым периодом сбора признает календарный год, любой стоимостный показатель, характеризующий деятельность, подлежащую зачету в период участия в финансировании государственных расходов, должен иметь четкую «привязку» к определенному календарному периоду. В противном случае применение этого показателя для целей Декрета практически невозможно.

4. Периоды участия в финансировании государственных расходов дополнены периодом, в течение которого гражданин проходил альтернативную службу (подп.5.5 п.5 Декрета).

Данная норма распространяется на отношения, возникшие с 1 июля 2016 г.

5. Исключено дополнительное условие, касающееся срока уплаты сбора за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма, предусмотренное подп.5.7 п.5 Декрета.

6. В новой редакции изложен подп.5.12 п.5 Декрета, который приводится в соответствие с Законом Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь"» (далее - Закон о занятости).

Согласно Закону о занятости органы по труду, занятости и социальной защите помимо профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации обеспечивают для безработных также организацию обучения по освоению содержания образовательной программы обучающих курсов (часть пятая ст.3).

 

Обратите внимание!

Гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период, в течение которого он был зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивал содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению органа по труду, занятости и социальной защите только при отсутствии установленных фактов нарушения им обязанностей в области занятости населения.

 

Так, некоторые трудоспособные граждане обращаются в государственную службу занятости населения исключительно для получения статуса безработного с целью уклонения от уплаты сбора. Такие безработные формально не отказываются от предложенной работы, однако не обращаются к нанимателям в установленный срок, не участвуют в оплачиваемых общественных работах и др., то есть не предпринимают активных усилий по трудоустройству.

Вместе с тем основная задача государственной службы занятости населения - оказание содействия в трудоустройстве нуждающимся в работе. При этом Законом о занятости установлены обязанности безработных (самостоятельно заниматься поиском работы, являться на переговоры с нанимателем по вопросу трудоустройства для получения направления на работу (учебу) и т. д.) и обязанности граждан, проходящих обучение, являться в органы по труду, занятости и социальной защите по направлению органов по труду, занятости и социальной защите (добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, постоянно участвовать в регулярных учебных занятиях) (ст.91).

Одновременно усилена ответственность безработных за нарушение законодательства о занятости. Гражданам, не исполняющим обязанности, определенные ст.91 Закона о занятости, размер пособия по безработице и стипендий может быть сокращен или выплата данного пособия приостановлена на основании ст.23 и 25 Закона о занятости.

Указанная норма распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

7. Подпункт 5.13 п.5 Декрета дополнен положениями, согласно которым гражданин будет признаваться участвующим в финансировании государственных расходов в период временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности), выданным и оформленным в соответствии с законодательством, или его (ее) дубликатом.

 

Справочно

Порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности (справок о временной нетрудоспособности) установлен одноименной Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.07.2002 № 52/97.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2019 г. взамен Инструкции № 52/97 действует Инструкция о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 № 1/1. Комментарии см. здесь.

 

8. Претерпела изменение редакция подп.5.14 п.5 Декрета. Период воспитания ребенка в семье одним из родителей остался прежним - 7 лет. Однако уточнено: родители, которые воспитывают детей до 7 лет, не будут являться плательщиками сбора только в том случае, если ребенок в возрасте от 3 до 7 лет не получает дошкольное образование.

Редакция данного пункта вступает в силу с 1 января 2017 г. и обратной силы не имеет.

9. Также п.5 Декрета дополнен новыми периодами, в которых гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов:

- периодом, в течение которого гражданин находился в списочном составе национальной или сборной команды Республики Беларусь по виду (видам) спорта (подп.5.20).

Национальные и сборные команды Республики Беларусь по видам спорта формируются для подготовки и участия под государственными символами Республики Беларусь в Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, иных международных спортивных соревнованиях, а также для популяризации нашей страны за рубежом как спортивной державы.

Современные требования по планированию тренировочного и соревновательного процесса для достижения высоких спортивных результатов требуют выполнения больших ежедневных физических нагрузок (по 8 ч. в день). Спортсмены до 200 дней в году находятся на централизованных учебно-тренировочных сборах и до 50 дней участвуют в спортивных соревнованиях. В остальное время года осуществляется децентрализованная подготовка на местах, включая отпуск и восстановительные мероприятия. В период централизованной и соревновательной подготовки спортсмены обеспечиваются за счет государства питанием, проживанием, лекарствами и т. д.

 

Справочно

Справки о подтверждении нахождения в списочном составе национальной или сборной команды Республики Беларусь по виду (видам) спорта выдаются Министерством спорта и туризма Республики Беларусь (п.8.21 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200);

 

- периодом, в течение которого к гражданину применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению его безопасности, не позволявшие ему участвовать в финансировании государственных расходов. Такой период определяется уполномоченным органом государственного управления, осуществляющим применение мер безопасности (подп.5.21).

К данной категории отнесены граждане, указанные в части первой ст.65 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, оказывающие или оказывавшие содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и их близкие, а также судьи, должностные лица правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудники органа государственной охраны, их близкие, в отношении которых приняты предусмотренные законодательством меры по обеспечению их безопасности.

С учетом характера и степени опасности угрозы жизни, здоровью либо угрозы уничтожения или повреждения имущества защищаемых лиц и их близких могут быть применены одновременно несколько мер безопасности, в числе которых:

• временное помещение в безопасное место;

• переселение на другое место жительства;

• изменение данных документа, удостоверяющего личность, и замена документов;

• изменение внешности.

Отмена мер безопасности допускается по постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс, должностные лица которого, а также органа, обеспечивающего применение мер безопасности, вправе выдать соответствующую справку, подтверждающую период, в течение которого к гражданину применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению его безопасности.

Уточнены формулировки мер пресечения

Внесены изменения в п.7 Декрета в части соответствия формулировки категории граждан, на которых не распространяется действие Декрета, а именно, граждан, в отношении которых применялась мера пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу.

Информация о мере пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу в отношении граждан вносится органами Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, прокуратуры, Следственным комитетом Республики Беларусь и судами в Единый государственный банк данных о правонарушениях, которая может быть предоставлена в соответствии с требованиями главы 21 Положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 № 909.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 сентября 2021 г. Положение № 909 изложено в новой редакции постановлением Совмина от 13.09.2021 № 523.

Уточнены условия для уменьшения суммы сбора

В новой редакции изложен п.8 Декрета: при уплате подоходного налога с физических лиц, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налога при УСН в размере менее 20 БВ исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода, подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на суммы налогов, признаваемых уплаченными в соответствии с подп.3.2 п.3 Декрета.

Редакция данного пункта корреспондируется с изменениями, внесенными в подп.3.2 п.3 Декрета, которые предусматривают учет налогов, объектом обложения которыми являются доходы гражданина, а также проведение взаимозачетов в результате применения налоговых вычетов.

Местным Советам депутатов предоставлены полномочия по освобождению граждан от уплаты сбора

Декрет дополнен п.151, который предоставляет право местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам освобождать от уплаты сбора граждан в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.

Под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.

Следует отметить, что действующее налоговое законодательство уже предусматривает возможность освобождения граждан от уплаты сбора по решению местных Советов депутатов (по их поручению - местных исполнительных и распорядительных органов), исходя из их имущественного положения. Так, местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты, отдельным плательщикам - физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, но только исходя из их имущественного положения (часть четвертая п.4 ст.43 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2022 г. следует руководствоваться п.31 ст.35 НК в ред. Закона от 30.12.2018 № 159-З с учетом изменений, внесенных Законом от 31.12.2021 № 141-З.

 

Право местных Советов депутатов или по их поручению местных исполнительных и распорядительных органов освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации является дополнительным наряду с нормой части четвертой п.4 ст.43 НК.

Вместе с тем в жизни возникают ситуации, которые могут быть признаны обстоятельствами, являющимися трудной жизненной ситуацией, даже при хорошем материальном положении лица, что и предусматривается п.151 Декрета. Только рассмотрение на местах каждого конкретного случая позволит учесть все нюансы возможных жизненных ситуаций.

Так, например, местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы смогут освободить от уплаты сбора:

• матерей, воспитывающих детей старше возраста, установленного Декретом, с особенностями психофизического развития, а также обучающихся на дому;

• детей, ухаживающих за больными пожилыми родителями;

• супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их совместного проживания в местностях, где отсутствовала (отсутствует) возможность их трудоустройства;

• лиц с алкогольной, наркотической и другими зависимостями, проходящих реабилитацию в благотворительных религиозных организациях;

• волонтеров и иных граждан, участвующих в деятельности общественных организаций, и др.

Порядок предоставления льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам) установлен Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (подп.1.8 п.1 и п.2 ст.17), НК и (или) актами Президента Республики Беларусь, на основании которых местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты. Данные полномочия осуществляются исключительно на сессиях местных Советов депутатов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2022 г. следует руководствоваться подп.1.8 п.1 ст.17 Закона № 108-З с учетом изменений, внесенных Законом № 141-З.

Изменены сроки направления извещений и уплаты сбора за 2015 год

Практика работы по формированию базы данных плательщиков сбора показала, что имеющиеся у отдельных государственных органов и организаций электронные базы данных не содержат о гражданах сведений, которые позволили бы в соответствии с нормами Декрета автоматически исключить их из плательщиков сбора, либо такие базы данных отсутствуют.

В целях недопущения неэффективного использования бюджетных средств и случаев вручения извещений на уплату сбора гражданам, не являющимся его плательщиками, Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь совместно с заинтересованными принимаются дополнительные меры по обеспечению качественного формирования базы данных плательщиков сбора за 2015 год.

Учитывая, что на проведение вышеуказанных мероприятий потребуется дополнительное время, п.2 Декрета № 1 предусматривается, что извещения на уплату сбора за 2015 год будут вручаться плательщикам (их представителям) или направляться по почте не позднее 20 января 2017 г., а уплата сбора на основании таких извещений будет производиться не позднее 20 февраля 2017 г.

 

Обратите внимание!

Извещение на уплату сбора за 2015 год должно быть вручено плательщику (его представителю) лично под подпись или направлено ему по почте заказным письмом.

 

В случае вручения или направления извещения по истечении установленного срока уплаты сбор уплачивается не позднее 30 календарных дней со дня вручения извещения или со дня, когда извещение считается врученным.

 

31.01.2017

 

Николай Лимож, юрист