


Материал помещен в архив
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Во многих странах мира в соответствии с мировыми стандартами в области таможенного администрирования применяется требование о представлении в обязательном порядке предварительной информации о ввозимых товарах. Например, в Европейском союзе данное обязательство применяется с 1 января 2011 г.
С 17 июня 2012 г. вышеуказанное требование в обязательном порядке применяется и при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
![]() |
Справочно На территории Республики Беларусь система электронного предварительного информирования была внедрена еще в 2009 г. в рамках Национальной автоматизированной системы электронного декларирования (далее - НАСЭД). По данным статистики количества перемещаемых через границу Республики Беларусь товаров, до 17 июня 2012 г. более 30 % грузов, перемещаемых автотранспортом, следовало с использованием системы предварительного информирования. |
В настоящее время предварительное информирование применяется при оформлении товаров, доставляемых автомобильным (в обязательном порядке) и железнодорожным транспортом, в перспективе - морским, речным и авиационным.
Нормативное регулирование
Правовая основа требования о представлении предварительной информации в таможенном союзе определена следующими нормативными правовыми актами:
1) Соглашением о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21.05.2010 (г.Санкт-Петербург) (далее - Соглашение).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. Соглашение прекращает свое действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 (далее - Договор о Таможенном кодексе); |
2) решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» (далее - решение № 899).
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами определены лица, которые могут направлять предварительную информацию в электронном виде:
• уполномоченные экономические операторы;
• перевозчики, в т.ч. таможенные перевозчики;
• таможенные представители;
• иные заинтересованные лица.
Соглашением установлены исключительные случаи, когда представление предварительной информации в обязательном порядке не требуется, в частности, в отношении:
1) товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;
2) товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
3) товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц (примечание), в соответствии с главой 45 Таможенного кодекса таможенного союза.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. Таможенный кодекс таможенного союза прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе; |
4) товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
5) воинских грузов.
Обратим внимание на то, что предварительная информация представляется на языке государства - члена таможенного союза, за исключением условных обозначений, используемых таможенными органами в качестве классификаторов (ст.4 Соглашения).
Таможенными органами используются классификаторы, утвержденные решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» и постановлением ГТК РБ от 24.12.2010 № 48 «О некоторых вопросах таможенного декларирования товаров и изменения и (или) дополнения сведений, заявленных в декларации на товары».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 февраля 2016 г. следует руководствоваться постановлением ГТК РБ от 12.02.2016 № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования». |
Предварительная информация должна быть представлена не менее чем за 2 часа до прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза (п.2 решения № 899).
Отметим, что после проверки представленной предварительной информации и при отсутствии в ней ошибок заинтересованному лицу направляется электронное сообщение, содержащее уникальный идентификационный номер перевозки (далее - УИНП).
![]() |
Справочно Уникальный идентификационный номер перевозки - уникальный номер предварительной информации, который присваивается таможенным органом государства - члена таможенного союза на каждую партию товара с использованием информационной системы. |
В случае перевозки на одном транспортном средстве нескольких товарных партий предварительная информация должна представляться на каждую товарную партию отдельно. Каждой товарной партии присваивается индивидуальный УИНП.
Предварительная информация хранится в базе данных предварительной информации не менее 30 суток с даты присвоения УИНП.
Если фактического ввоза товаров и транспортных средств в пределах срока хранения предварительной информации не произошло, то данная предварительная информация аннулируется.
Сведения, которые должны быть представлены в предварительной информации
Соглашение и решение № 899 устанавливают различия в объеме сведений, которые должны быть представлены в предварительной информации, в зависимости от того, будут ли товары, прибывшие на таможенную территорию таможенного союза, помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита.
Представим данные различия в виде таблицы.
Сведения, подлежащие представлению в предварительной информации, если ввозимые товары будут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия |
Сведения, подлежащие представлению в предварительной информации, если ввозимые товары не будут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия |
1. Отправитель товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами | 1. Информация о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки |
2. Получатель товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами | 2. Наименование и адрес перевозчика |
3. Страна отправления товаров | 3. Наименование страны отправления товаров |
4. Страна назначения товаров | 4. Наименование страны назначения товаров |
5. Декларант | 5. Наименование и адрес отправителя товаров |
6. Перевозчик | 6. Наименование и адрес получателя товаров |
7. Транспортное средство международной перевозки | 7. Продавец и получатели товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами |
8. Наименование, количество, стоимость товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами | 8. Количество грузовых мест, их маркировка и виды упаковки |
9. Код товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) на уровне не менее первых 6 знаков. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин |
9. Наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или единой ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых 4 знаков |
10. Вес товаров брутто или объем, а также количество товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД ТС или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров | 10. Вес брутто (в кг) либо объем товаров (в куб.м), за исключением крупногабаритных грузов |
11. Количество грузовых мест | 11. Наличие товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен |
12. Пункт назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами | 12. Место и дата составления международной товаротранспортной накладной |
13. Документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, если такое перемещение допускается | 13. Время и место прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза |
14. Планируемая перегрузка товаров или грузовые операции в пути | |
15. Время и место прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза |
В месте прибытия товаров заинтересованное лицо представляет таможенному органу государства - члена таможенного союза УИНП.
При получении от заинтересованного лица УИНП должностное лицо таможенного органа государства - члена таможенного союза должно выполнить следующие действия:
1) запросить по УИНП посредством программных средств предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, содержащуюся в базах данных таможенных органов;
2) сравнить сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, представленные перевозчиком, со сведениями, содержащимися в предварительной информации;
3) проверить соблюдение запретов и ограничений;
4) выполнить иные действия, установленные таможенным законодательством таможенного союза и государства - члена таможенного союза.
В случае несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации таможенных органов государств - членов таможенного союза, сведениям, содержащимся в документах, представленных перевозчиком, выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля в отношении представленных товаров с использованием системы управления рисками.
![]() |
Обратите внимание! В случае представления предварительной информации в объеме, установленном для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, представленная предварительная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации при отсутствии расхождения предварительной информации и сведений, содержащихся в документах, используемых в качестве транзитной декларации. |
Нормативная правовая база по вопросам подачи предварительной информации предусматривает тот случай, если заинтересованное лицо не представило предварительную информацию и прибыло в место прибытия на таможенную территорию таможенного союза. В данном случае у вышеуказанного лица есть обязательства по представлению в информационную систему таможенных органов государства - члена таможенного союза, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств, информации в зависимости от предполагаемых в дальнейшем таможенных операций в необходимом объеме в течение ближайших 2 ч (п.6 решения № 899). Только после этого таможенные органы будут принимать решение о проведении таможенного контроля (на основе результатов анализа представленных сведений).
В тех случаях, когда предварительная информация не может быть по техническим причинам получена таможенным органом государства - члена таможенного союза, таможенные операции в отношении представленных товаров проводятся в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (п.7 решения № 899).
Подача предварительной информации на практике
В Республике Беларусь предварительная информация может быть представлена 2 способами:
1) через НАСЭД (использование услуг таможенного представителя);
2) через систему МСАТ TIR-EPD.
Применение Национальной автоматизированной системы электронного декларирования
Первоначальный этап включает в себя заключение договора поручения на предоставление интересов в таможенных органах Республики Беларусь между участником внешнеэкономической деятельности и организацией, оказывающей услуги по электронному предварительному информированию (далее - Представитель).
Для данной процедуры Представителю нужно представить посредством любой связи (телефонной (SMS), факсимильной, по электронной почте, Skype, ICQ) следующие необходимые сведения для заключения договора поручения и регистрации его в делах Представителя:
• полное и краткое наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя (далее - ИП));
• юридический и почтовый адреса регистрации юридического лица (ИП) с указанием индекса, страны, области, района, города, улицы, номера дома, корпуса, комнаты (офиса, квартиры);
• номера телефонов (факсов), указанные при регистрации юридического лица (ИП), и телефоны для связи с контактным лицом (городские или мобильные);
• учетный номер плательщика, учетный номер налогоплательщика (далее - УНН) и общестатистический код предприятий и организаций (при его наличии);
• адрес электронной почты (и интернет-сайта - при наличии);
• фамилия, имя и отчество лица, уполномоченного на заключение договора, и наименование документа, на основании которого это лицо имеет право проведения такой операции (устав, доверенность).
Данные сведения должны быть впоследствии подтверждены документально представлением посредством указанных средств связи либо при личном контакте с сотрудником Представителя копий следующих уставных документов:
• свидетельства о регистрации юридического лица (ИП);
• учетный номер плательщика (УНН);
• титульного и первых 2-3 листов устава.
![]() |
Обратите внимание! Вышеуказанный перечень может отличаться в зависимости от организации-представителя. |
На следующем этапе участнику внешнеэкономической деятельности необходимо не позднее чем за 4 часа до планируемого времени прибытия транспортного средства в пограничный пункт таможенного оформления (далее - ПТО) представить Представителю документы (информацию) по внешнеэкономической поставке товаров в электронном виде о (об):
• отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
• стране отправления, стране назначения товаров;
• декларанте;
• перевозчике;
• транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;
• наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
• коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых 6 знаков;
• весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД ТС или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;
• количестве грузовых мест;
• пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
• документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, если такое перемещение допускается;
• планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути;
• времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза.
Большая часть указанных сведений (информации) содержится в товаросопроводительных документах, основными из которых являются:
• коммерческие документы (инвойс, счет-фактура, проформа, счет-проформа) (необходим перевод на русский язык);
• транспортные документы (CMR, CARNET TIR, ТТН, ТН, коносамент (bill of lading), упаковочный лист, спецификации, акт загрузки и др.);
• экспортная декларация страны отправления или транзита;
• другие документы, имеющие отношение к сделке, по тарифному и нетарифному регулированию (лицензии, разрешения).
На основании имеющихся информации и документов специалистом Представителя производится подготовка электронной копии таможенной декларации (ТД) для электронного предварительного информирования (ЭПИ), предварительный расчет обеспечения уплаты таможенных платежей (при необходимости) и другие необходимые операции.
После получения от участника внешнеэкономической деятельности документов и оформления электронной копии ТД для ЭПИ специалистом Представителя производится передача электронной копии ТД в органы таможни по НАСЭД при помощи специализированного программного обеспечения.
После передачи вышеуказанной информации в НАСЭД производится форматно-логический контроль правильности заполнения электронного документа таможенного транзита и данный документ регистрируется в НАСЭД.
В случае регистрации предварительной информации в НАСЭД она автоматически направляется в ПТО, через который будет осуществляться перемещение товаров, в т.ч. транспортных средств.
При отсутствии ошибок в представленной информации и успешном завершении форматно-логического контроля специалисту Представителя направляется электронное сообщение, содержащее УИНП, который имеет следующую структуру: 02ППП/ДДММГАННННН, где:
02 - код управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета РБ;
ППП - код ПТО, через который будет осуществляться перемещение товаров;
ДД - день представления предварительной информации;
ММ - месяц представления предварительной информации;
Г - последняя цифра года;
А - код журнала регистрации идентификационного номера предварительной информации;
ННННН - порядковый номер, который имеет сквозную нумерацию в пределах года и начинается с номера «00001». Пропуск номеров не допускается.
В случае получения разрешения на использование товаров по заявленной таможенной процедуре таможенного транзита специалист Представителя передает УИНП участнику в согласованном виде (по ICQ, Skype, электронной почте, факсу, в виде SMS на мобильный телефон водителя или представителя перевозчика или другим способом в зависимости от оговоренных в договоре поручения условий - после оплаты за оказанные услуги Представителя).
В случае представления предварительной информации менее чем за 2 часа до перемещения товаров, в т.ч. транспортных средств, через таможенную границу Республики Беларусь, либо отсутствия необходимых сведений, не соответствующих техническим условиям, в ней, ее структуре или формате, либо выявления иных ошибок специалисту Представителя направляется электронное сообщение о непринятии предварительной информации к рассмотрению с указанием причин отказа в оформлении ЭПИ, после чего специалист Представителя самостоятельно или при необходимой помощи участника внешнеэкономической деятельности устраняет причины отказа и производит повторное ЭПИ.
Электронное сообщение с предварительной информацией должно передаваться на каждую товарную партию отдельно в случаях перевозки на одном транспортном средстве нескольких товарных партий. Каждой товарной партии присваивается свой УИНП.
Электронные сообщения хранятся в базе данных предварительной информации не более 30 суток с даты присвоения УИНП, после чего аннулируются, если фактического ввоза товаров не произошло.
После получения от специалиста Представителя УИНП водитель (представитель перевозчика) указывает данный номер в правом верхнем углу товарно-транспортной накладной (CMR), которая будет представлена в пункте ввоза для производства операций таможенного оформления и контроля, и устно информирует об оформлении с использованием ЭПИ должностное лицо таможенного органа.
При соответствии УИНП, указанного в товарно-транспортной накладной, с УИНП, содержащимся в базе данных предварительной информации таможенных органов Республики Беларусь, должностное лицо таможенного органа должно выполнить следующие действия:
• сравнить сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, представленных перевозчиком, со сведениями, содержащимися в предварительной информации;
• проверить соблюдение запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также провести контроль в рамках системы анализа и управления рисками;
• выполнить иные действия, установленные законодательством Республики Беларусь.
В случае несоответствия сведений, содержащихся в базе данных предварительной информации, сведениям, содержащимся в документах, представленных перевозчиком, должностное лицо таможенного органа обязано доложить о данных фактах непосредственному начальнику (старшему смены), который должен определить соответствующую операцию таможенного контроля.
В тех ситуациях, когда сведения в базе данных предварительной информации таможенных органов Республики Беларусь о перемещаемых товарах, в т.ч. транспортных средствах, отсутствуют, таможенные операции и таможенный контроль производятся в порядке, установленном законодательством.
В отношении использования системы МСАТ TIR-EPD приведем комментарии ниже.
В Российской Федерации в настоящее время предварительная информация может быть подана с использованием:
1) портала «Электронное представление сведений» (http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx). Данный портал является бесплатным и самым доступным способом представления предварительной информации и электронной копии транзитной декларации - требуется лишь подключение к Интернету;
2) информационных систем лиц, подключенных к Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (далее - ЕАИС) Российской Федерации в порядке, определенном приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»;
3) системы МСАТ TIR-EPD.
В отношении использования портала таможенных органов Российской Федерации следует отметить, что в настоящее время процесс сообщения сведений максимально облегчен: информация и электронная копия транзитной декларации подаются безвозмездно. Однако по истечении 6 месяцев предполагается введение электронной цифровой подписи для заверения данных.
Кроме того, в настоящее время портал имеет некоторые условности:
• есть определенные неудобства при вводе данных, так как пока портал медленно работает;
• у пользователя, на взгляд автора, должна быть квалификация минимум экспедитора;
• через портал можно внести лишь сведения на партии с ограниченным количеством товарных позиций.
К тому же сейчас сервис предлагается только на русском языке.
Технология подачи предварительной информации с использованием ЕАИС подобна технологии НАСЭД, изложенной выше.
В Республике Казахстан предварительная информация может быть подана:
1) с использованием портала таможенных органов (pi.customs.kz);
2) с использованием ЕАИС Республики Казахстан.
В отношении портала таможенных органов необходимо отметить, что данный портал функционирует в пилотном режиме с 15 мая 2012 г. Информация может быть представлена путем безвозмездной регистрации.
Что касается использования технологии ЕАИС, то она аналогична технологии НАСЭД.
Применение системы МСАТ TIR-EPD
На сегодняшний день все международные перевозчики, осуществляющие перевозки с использованием процедуры международной дорожной перевозки грузов, могут подавать предварительную информацию посредством использования системы МСАТ TIR-EPD.
Для проведения данной операции представитель перевозчика осуществляет вход в вышеуказанную систему (www.tirepd.org) под своим логином и паролем и формирует соответствующую форму для отправки в систему предварительного информирования.
Применение вышеуказанной системы осуществляется в соответствии с приказом ГТК РБ от 29.09.2011 № 410-ОД «О практическом применении системы TIR-EPD в таможенных органах Республики Беларусь».
В республиканских пунктах таможенного оформления выделены отдельные рабочие места в залах оформления товаров и транспортных средств, следующих на въезд в Республику Беларусь, которые обозначены вывеской «TIR-EPD».
В рамках использования вышеуказанной системы предварительная электронная декларация должна быть подана не менее чем за час до прибытия транспортного средства в пункт таможенного оформления Республики Беларусь.
Следует обратить внимание, что в случае оформления предварительной электронной декларации через приложение МСАТ TIR-EPD водители должны при представлении сотруднику таможенного органа идентификационного номера предварительной информации информировать его о том, что предварительная электронная декларация оформлялась через приложение МСАТ TIR-EPD.
В Российской Федерации система МСАТ TIR-EPD применяется с 26 марта 2012 г.
В Республике Казахстан данная система возобновила свое действие с 27 августа 2012 г.
Примечание. К таким категориям лиц относятся дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства иностранных государств, международные организации, персонал этих представительств, учреждений и организаций, а также отдельные категории иностранных лиц, пользующиеся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами.
14.09.2012 г.
Павел Болточко, бизнес-консультант, управляющий партнер консалтинговой фирмы «Семейная компания», старший преподаватель кафедры таможенного дела факультета международных отношений Белорусского государственного университета