Пособие от 14.09.2012
Автор: Болточко П.

Предварительное информирование при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации


 

Материал помещен в архив

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Во многих странах мира в соответствии с мировыми стандартами в области таможенного администрирования применяется требование о представлении в обязательном порядке предварительной информации о ввозимых товарах. Например, в Европейском союзе данное обязательство применяется с 1 января 2011 г.

С 17 июня 2012 г. вышеуказанное требование в обязательном порядке применяется и при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

 

Справочно

На территории Республики Беларусь система электронного предварительного информирования была внедрена еще в 2009 г. в рамках Национальной автоматизированной системы электронного декларирования (далее - НАСЭД). По данным статистики количества перемещаемых через границу Республики Беларусь товаров, до 17 июня 2012 г. более 30 % грузов, перемещаемых автотранспортом, следовало с использованием системы предварительного информирования.

 

В настоящее время предварительное информирование применяется при оформлении товаров, доставляемых автомобильным (в обязательном порядке) и железнодорожным транспортом, в перспективе - морским, речным и авиационным.

Нормативное регулирование

Правовая основа требования о представлении предварительной информации в таможенном союзе определена следующими нормативными правовыми актами:

1) Соглашением о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21.05.2010 (г.Санкт-Петербург) (далее - Соглашение).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. Соглашение прекращает свое действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 (далее - Договор о Таможенном кодексе);

 

2) решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» (далее - решение № 899).

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами определены лица, которые могут направлять предварительную информацию в электронном виде:

• уполномоченные экономические операторы;

• перевозчики, в т.ч. таможенные перевозчики;

• таможенные представители;

• иные заинтересованные лица.

Соглашением установлены исключительные случаи, когда представление предварительной информации в обязательном порядке не требуется, в частности, в отношении:

1) товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;

2) товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

3) товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц (примечание), в соответствии с главой 45 Таможенного кодекса таможенного союза.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. Таможенный кодекс таможенного союза прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе;

 

4) товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

5) воинских грузов.

Обратим внимание на то, что предварительная информация представляется на языке государства - члена таможенного союза, за исключением условных обозначений, используемых таможенными органами в качестве классификаторов (ст.4 Соглашения).

Таможенными органами используются классификаторы, утвержденные решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» и постановлением ГТК РБ от 24.12.2010 № 48 «О некоторых вопросах таможенного декларирования товаров и изменения и (или) дополнения сведений, заявленных в декларации на товары».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 февраля 2016 г. следует руководствоваться постановлением ГТК РБ от 12.02.2016 № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования».

 

Предварительная информация должна быть представлена не менее чем за 2 часа до прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза (п.2 решения № 899).

Отметим, что после проверки представленной предварительной информации и при отсутствии в ней ошибок заинтересованному лицу направляется электронное сообщение, содержащее уникальный идентификационный номер перевозки (далее - УИНП).

 

Справочно

Уникальный идентификационный номер перевозки - уникальный номер предварительной информации, который присваивается таможенным органом государства - члена таможенного союза на каждую партию товара с использованием информационной системы.

 

В случае перевозки на одном транспортном средстве нескольких товарных партий предварительная информация должна представляться на каждую товарную партию отдельно. Каждой товарной партии присваивается индивидуальный УИНП.

Предварительная информация хранится в базе данных предварительной информации не менее 30 суток с даты присвоения УИНП.

Если фактического ввоза товаров и транспортных средств в пределах срока хранения предварительной информации не произошло, то данная предварительная информация аннулируется.

Сведения, которые должны быть представлены в предварительной информации

Соглашение и решение № 899 устанавливают различия в объеме сведений, которые должны быть представлены в предварительной информации, в зависимости от того, будут ли товары, прибывшие на таможенную территорию таможенного союза, помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита.

Представим данные различия в виде таблицы.

 

Сведения, подлежащие представлению в предварительной информации,
если ввозимые товары будут
помещаться под таможенную
процедуру таможенного транзита
в месте прибытия
Сведения, подлежащие представлению в предварительной информации, если ввозимые товары не будут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия
1. Отправитель товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами 1. Информация о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки
2. Получатель товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами 2. Наименование и адрес перевозчика
3. Страна отправления товаров 3. Наименование страны отправления товаров
4. Страна назначения товаров 4. Наименование страны назначения товаров
5. Декларант 5. Наименование и адрес отправителя товаров
6. Перевозчик 6. Наименование и адрес получателя товаров
7. Транспортное средство международной перевозки 7. Продавец и получатели товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами
8. Наименование, количество, стоимость товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами 8. Количество грузовых мест, их маркировка и виды упаковки
9. Код товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза
(далее - ТН ВЭД ТС) на уровне не менее первых 6 знаков.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин

9. Наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или единой ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых 4 знаков
10. Вес товаров брутто или объем, а также количество товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД ТС или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров 10. Вес брутто (в кг) либо объем товаров (в куб.м), за исключением крупногабаритных грузов
11. Количество грузовых мест 11. Наличие товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен
12. Пункт назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами 12. Место и дата составления международной товаротранспортной накладной
13. Документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, если такое перемещение допускается 13. Время и место прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза
14. Планируемая перегрузка товаров или грузовые операции в пути  
15. Время и место прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза  

 

В месте прибытия товаров заинтересованное лицо представляет таможенному органу государства - члена таможенного союза УИНП.

При получении от заинтересованного лица УИНП должностное лицо таможенного органа государства - члена таможенного союза должно выполнить следующие действия:

1) запросить по УИНП посредством программных средств предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, содержащуюся в базах данных таможенных органов;

2) сравнить сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, представленные перевозчиком, со сведениями, содержащимися в предварительной информации;

3) проверить соблюдение запретов и ограничений;

4) выполнить иные действия, установленные таможенным законодательством таможенного союза и государства - члена таможенного союза.

В случае несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации таможенных органов государств - членов таможенного союза, сведениям, содержащимся в документах, представленных перевозчиком, выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля в отношении представленных товаров с использованием системы управления рисками.

 

Обратите внимание!

В случае представления предварительной информации в объеме, установленном для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, представленная предварительная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации при отсутствии расхождения предварительной информации и сведений, содержащихся в документах, используемых в качестве транзитной декларации.

 

Нормативная правовая база по вопросам подачи предварительной информации предусматривает тот случай, если заинтересованное лицо не представило предварительную информацию и прибыло в место прибытия на таможенную территорию таможенного союза. В данном случае у вышеуказанного лица есть обязательства по представлению в информационную систему таможенных органов государства - члена таможенного союза, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств, информации в зависимости от предполагаемых в дальнейшем таможенных операций в необходимом объеме в течение ближайших 2 ч (п.6 решения № 899). Только после этого таможенные органы будут принимать решение о проведении таможенного контроля (на основе результатов анализа представленных сведений).

В тех случаях, когда предварительная информация не может быть по техническим причинам получена таможенным органом государства - члена таможенного союза, таможенные операции в отношении представленных товаров проводятся в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (п.7 решения № 899).

Подача предварительной информации на практике

В Республике Беларусь предварительная информация может быть представлена 2 способами:

1) через НАСЭД (использование услуг таможенного представителя);

2) через систему МСАТ TIR-EPD.

Применение Национальной автоматизированной системы электронного декларирования

Первоначальный этап включает в себя заключение договора поручения на предоставление интересов в таможенных органах Республики Беларусь между участником внешнеэкономической деятельности и организацией, оказывающей услуги по электронному предварительному информированию (далее - Представитель).

Для данной процедуры Представителю нужно представить посредством любой связи (телефонной (SMS), факсимильной, по электронной почте, Skype, ICQ) следующие необходимые сведения для заключения договора поручения и регистрации его в делах Представителя:

• полное и краткое наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя (далее - ИП));

• юридический и почтовый адреса регистрации юридического лица (ИП) с указанием индекса, страны, области, района, города, улицы, номера дома, корпуса, комнаты (офиса, квартиры);

• номера телефонов (факсов), указанные при регистрации юридического лица (ИП), и телефоны для связи с контактным лицом (городские или мобильные);

• учетный номер плательщика, учетный номер налогоплательщика (далее - УНН) и общестатистический код предприятий и организаций (при его наличии);

• адрес электронной почты (и интернет-сайта - при наличии);

• фамилия, имя и отчество лица, уполномоченного на заключение договора, и наименование документа, на основании которого это лицо имеет право проведения такой операции (устав, доверенность).

Данные сведения должны быть впоследствии подтверждены документально представлением посредством указанных средств связи либо при личном контакте с сотрудником Представителя копий следующих уставных документов:

• свидетельства о регистрации юридического лица (ИП);

• учетный номер плательщика (УНН);

• титульного и первых 2-3 листов устава.

 

Обратите внимание!

Вышеуказанный перечень может отличаться в зависимости от организации-представителя.

 

На следующем этапе участнику внешнеэкономической деятельности необходимо не позднее чем за 4 часа до планируемого времени прибытия транспортного средства в пограничный пункт таможенного оформления (далее - ПТО) представить Представителю документы (информацию) по внешнеэкономической поставке товаров в электронном виде о (об):

• отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

• стране отправления, стране назначения товаров;

• декларанте;

• перевозчике;

• транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;

• наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;

• коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых 6 знаков;

• весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД ТС или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

• количестве грузовых мест;

• пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

• документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, если такое перемещение допускается;

• планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути;

• времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Большая часть указанных сведений (информации) содержится в товаросопроводительных документах, основными из которых являются:

• коммерческие документы (инвойс, счет-фактура, проформа, счет-проформа) (необходим перевод на русский язык);

• транспортные документы (CMR, CARNET TIR, ТТН, ТН, коносамент (bill of lading), упаковочный лист, спецификации, акт загрузки и др.);

• экспортная декларация страны отправления или транзита;

• другие документы, имеющие отношение к сделке, по тарифному и нетарифному регулированию (лицензии, разрешения).

На основании имеющихся информации и документов специалистом Представителя производится подготовка электронной копии таможенной декларации (ТД) для электронного предварительного информирования (ЭПИ), предварительный расчет обеспечения уплаты таможенных платежей (при необходимости) и другие необходимые операции.

После получения от участника внешнеэкономической деятельности документов и оформления электронной копии ТД для ЭПИ специалистом Представителя производится передача электронной копии ТД в органы таможни по НАСЭД при помощи специализированного программного обеспечения.

После передачи вышеуказанной информации в НАСЭД производится форматно-логический контроль правильности заполнения электронного документа таможенного транзита и данный документ регистрируется в НАСЭД.

В случае регистрации предварительной информации в НАСЭД она автоматически направляется в ПТО, через который будет осуществляться перемещение товаров, в т.ч. транспортных средств.

При отсутствии ошибок в представленной информации и успешном завершении форматно-логического контроля специалисту Представителя направляется электронное сообщение, содержащее УИНП, который имеет следующую структуру: 02ППП/ДДММГАННННН, где:

02 - код управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета РБ;

ППП - код ПТО, через который будет осуществляться перемещение товаров;

ДД - день представления предварительной информации;

ММ - месяц представления предварительной информации;

Г - последняя цифра года;

А - код журнала регистрации идентификационного номера предварительной информации;

ННННН - порядковый номер, который имеет сквозную нумерацию в пределах года и начинается с номера «00001». Пропуск номеров не допускается.

В случае получения разрешения на использование товаров по заявленной таможенной процедуре таможенного транзита специалист Представителя передает УИНП участнику в согласованном виде (по ICQ, Skype, электронной почте, факсу, в виде SMS на мобильный телефон водителя или представителя перевозчика или другим способом в зависимости от оговоренных в договоре поручения условий - после оплаты за оказанные услуги Представителя).

В случае представления предварительной информации менее чем за 2 часа до перемещения товаров, в т.ч. транспортных средств, через таможенную границу Республики Беларусь, либо отсутствия необходимых сведений, не соответствующих техническим условиям, в ней, ее структуре или формате, либо выявления иных ошибок специалисту Представителя направляется электронное сообщение о непринятии предварительной информации к рассмотрению с указанием причин отказа в оформлении ЭПИ, после чего специалист Представителя самостоятельно или при необходимой помощи участника внешнеэкономической деятельности устраняет причины отказа и производит повторное ЭПИ.

Электронное сообщение с предварительной информацией должно передаваться на каждую товарную партию отдельно в случаях перевозки на одном транспортном средстве нескольких товарных партий. Каждой товарной партии присваивается свой УИНП.

Электронные сообщения хранятся в базе данных предварительной информации не более 30 суток с даты присвоения УИНП, после чего аннулируются, если фактического ввоза товаров не произошло.

После получения от специалиста Представителя УИНП водитель (представитель перевозчика) указывает данный номер в правом верхнем углу товарно-транспортной накладной (CMR), которая будет представлена в пункте ввоза для производства операций таможенного оформления и контроля, и устно информирует об оформлении с использованием ЭПИ должностное лицо таможенного органа.

При соответствии УИНП, указанного в товарно-транспортной накладной, с УИНП, содержащимся в базе данных предварительной информации таможенных органов Республики Беларусь, должностное лицо таможенного органа должно выполнить следующие действия:

• сравнить сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, представленных перевозчиком, со сведениями, содержащимися в предварительной информации;

• проверить соблюдение запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также провести контроль в рамках системы анализа и управления рисками;

• выполнить иные действия, установленные законодательством Республики Беларусь.

В случае несоответствия сведений, содержащихся в базе данных предварительной информации, сведениям, содержащимся в документах, представленных перевозчиком, должностное лицо таможенного органа обязано доложить о данных фактах непосредственному начальнику (старшему смены), который должен определить соответствующую операцию таможенного контроля.

В тех ситуациях, когда сведения в базе данных предварительной информации таможенных органов Республики Беларусь о перемещаемых товарах, в т.ч. транспортных средствах, отсутствуют, таможенные операции и таможенный контроль производятся в порядке, установленном законодательством.

В отношении использования системы МСАТ TIR-EPD приведем комментарии ниже.

В Российской Федерации в настоящее время предварительная информация может быть подана с использованием:

1) портала «Электронное представление сведений» (http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx). Данный портал является бесплатным и самым доступным способом представления предварительной информации и электронной копии транзитной декларации - требуется лишь подключение к Интернету;

2) информационных систем лиц, подключенных к Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (далее - ЕАИС) Российской Федерации в порядке, определенном приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»;

3) системы МСАТ TIR-EPD.

В отношении использования портала таможенных органов Российской Федерации следует отметить, что в настоящее время процесс сообщения сведений максимально облегчен: информация и электронная копия транзитной декларации подаются безвозмездно. Однако по истечении 6 месяцев предполагается введение электронной цифровой подписи для заверения данных.

Кроме того, в настоящее время портал имеет некоторые условности:

• есть определенные неудобства при вводе данных, так как пока портал медленно работает;

• у пользователя, на взгляд автора, должна быть квалификация минимум экспедитора;

• через портал можно внести лишь сведения на партии с ограниченным количеством товарных позиций.

К тому же сейчас сервис предлагается только на русском языке.

Технология подачи предварительной информации с использованием ЕАИС подобна технологии НАСЭД, изложенной выше.

В Республике Казахстан предварительная информация может быть подана:

1) с использованием портала таможенных органов (pi.customs.kz);

2) с использованием ЕАИС Республики Казахстан.

В отношении портала таможенных органов необходимо отметить, что данный портал функционирует в пилотном режиме с 15 мая 2012 г. Информация может быть представлена путем безвозмездной регистрации.

Что касается использования технологии ЕАИС, то она аналогична технологии НАСЭД.

Применение системы МСАТ TIR-EPD

На сегодняшний день все международные перевозчики, осуществляющие перевозки с использованием процедуры международной дорожной перевозки грузов, могут подавать предварительную информацию посредством использования системы МСАТ TIR-EPD.

Для проведения данной операции представитель перевозчика осуществляет вход в вышеуказанную систему (www.tirepd.org) под своим логином и паролем и формирует соответствующую форму для отправки в систему предварительного информирования.

Применение вышеуказанной системы осуществляется в соответствии с приказом ГТК РБ от 29.09.2011 № 410-ОД «О практическом применении системы TIR-EPD в таможенных органах Республики Беларусь».

В республиканских пунктах таможенного оформления выделены отдельные рабочие места в залах оформления товаров и транспортных средств, следующих на въезд в Республику Беларусь, которые обозначены вывеской «TIR-EPD».

В рамках использования вышеуказанной системы предварительная электронная декларация должна быть подана не менее чем за час до прибытия транспортного средства в пункт таможенного оформления Республики Беларусь.

Следует обратить внимание, что в случае оформления предварительной электронной декларации через приложение МСАТ TIR-EPD водители должны при представлении сотруднику таможенного органа идентификационного номера предварительной информации информировать его о том, что предварительная электронная декларация оформлялась через приложение МСАТ TIR-EPD.

В Российской Федерации система МСАТ TIR-EPD применяется с 26 марта 2012 г.

В Республике Казахстан данная система возобновила свое действие с 27 августа 2012 г.

 

Примечание. К таким категориям лиц относятся дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства иностранных государств, международные организации, персонал этих представительств, учреждений и организаций, а также отдельные категории иностранных лиц, пользующиеся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами.

 

14.09.2012 г.

 

Павел Болточко, бизнес-консультант, управляющий партнер консалтинговой фирмы «Семейная компания», старший преподаватель кафедры таможенного дела факультета международных отношений Белорусского государственного университета