Пособие от 07.07.2016
Автор: Дубинский Н.

Предварительное информирование таможенных органов при ввозе товаров в Евразийский экономический союз автомобильным транспортом


СОДЕРЖАНИЕ

 

Обязательность представления предварительной информации определяется решениями КТС (ЕЭК) и зависит от вида транспорта

Сведения, которые должна содержать предварительная информация в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом

Преимущества обязательного предварительного информирования

Как правильно осуществить предварительное информирование таможенных органов Беларуси о ввозе товаров на территорию ЕАЭС?

 

Материал помещен в архив

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ В ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли, которые были приняты 3 июня 2005 г. в Брюсселе руководителями национальных таможенных администраций, представляющих 166 стран - членов Всемирной таможенной организации, установлено, что для обеспечения адекватной оценки рисков таможенная администрация должна своевременно требовать предварительную электронную информацию о грузовых или контейнерных отправках.

В данном материале рассмотрен порядок предварительного информирования таможенного органа в части товаров, перемещаемых автомобильным транспортом.

Обязательность представления предварительной информации определяется решениями КТС (ЕЭК) и зависит от вида транспорта

Уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию:

• о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу;

• транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары;

• времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС или убытия с такой территории;

• пассажирах, прибывающих на территорию ЕАЭС или убывающих с такой территории (п.1 ст.42 Таможенного кодекса таможенного союза; далее - ТК ТС).

В свою очередь, ст.3 Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, от 21.05.2010 установлено, что обязательность представления предварительной информации определяется решением Комиссии таможенного союза (далее - КТС) в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 прекращают свое действие ТК ТС и вышеназванное Соглашение.

 

В результате были приняты следующие решения:

• Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» (далее - Решение № 899);

• Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом»;

• Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.12.2015 № 158 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. Решение № 899 утратило силу решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.04.2018 № 56 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом».

С 1 июля 2019 г. решение № 196 утратило силу решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.04.2018 № 57 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом».

С 1 июля 2019 г. решение № 158 утратило силу решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2018 № 62 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом».

 

Рассмотрим порядок применения положений Решения № 899, так как иные решения затрагивают меньший круг лиц.

Сведения, которые должна содержать предварительная информация в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом

Решением № 899 определены случаи обязательного предварительного информирования и виды представляемой информации по каждому из них (см. таблицу 1).

Таблица 1

 
Обязательное предварительное информирование требуется: Предварительное информирование осуществляют(ет): Сведения, представляемые в информационную систему таможенных органов государства - члена ЕАЭС, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств
в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители или иные заинтересованные лица (далее - заинтересованные лица).
  

Справочно

Заинтересованные лица представляют информацию в отношении ввозимых автомобильным транспортом товаров не менее чем за 2 ч. до их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС
Информация должна содержать сведения о (об):
- государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
- наименовании и адресе перевозчика;
- наименовании страны отправления и страны назначения товаров;
- наименовании и адресе отправителя и получателя товаров;
- продавце и получателях товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
- количестве грузовых мест;
- наименовании, а также кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (далее - ГС) или ТН ВЭД на уровне не менее первых четырех знаков.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2022 г. действуют единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, утв. решением Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80;


- весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
- наличии товаров, ввоз которых на территорию ЕАЭС запрещен или ограничен;
- месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;
- времени и месте прибытия товаров на территорию ЕАЭС;
- их маркировке и видах упаковки товаров.
  

Обратите внимание!

Указанная информация представляется в случае, когда ввозимые товары не предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия (то есть, например, предполагается выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления)
в отношении ввозимых товаров, которые предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия заинтересованное лицо Информация представляется в объеме сведений, установленных для транзитной декларации, и должна содержать сведения о (об):
- отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
- стране отправления, стране назначения товаров;
- декларанте;
- перевозчике;
- транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;
- наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
- коде товаров в соответствии с ГС или ТН ВЭД на уровне не менее первых шести знаков;
- весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД или ГС;
- количестве грузовых мест;
- пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
- документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, если такое перемещение допускается;
- планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути;
- времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС

 

Обратите внимание!

Обязанность представлять предварительную информацию отсутствует в отношении:

• товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;

• товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

• товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами;

• товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

• воинских грузов.

Преимущества обязательного предварительного информирования

Перевозчик при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита обязан представить таможенным органам:

1) транзитную декларацию (в качестве которой используются документы, содержащие сведения, указанные в п.3 ст.182 ТК ТС, а именно заполненные листы транзитной декларации);

2) книжку международных дорожных перевозок (МДП), заполненную в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14.11.1975, с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами;

3) карнет А.Т.А., заполненный в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров от 06.12.1961 и Конвенцией о временном ввозе от 26.06.1990, с прилагаемыми к нему транспортными (перевозочными) и коммерческими документами (при перевозке в пределах территории государства - члена ЕАЭС, если это предусмотрено законодательством такого государства);

4) транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы;

5) электронную копию транзитной декларации.

 

Справочно

Порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержден решением Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 № 438 (далее - Порядок № 438).

 

При этом в п.5 Решения № 899 определено, что в случае представления предварительной информации в объеме, установленном для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, данная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации при отсутствии расхождения предварительной информации и сведений, содержащихся в документах, используемых в качестве транзитной декларации.

Это положение конкретизировано в приказе Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13.06.2012 № 238-ОД «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением предварительной информации о товарах и транспортных средствах, ввозимых автомобильным транспортом на таможенную территорию Таможенного союза через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь»: должностные лица таможенных органов Республики Беларусь при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых автомобильным транспортом на таможенную территорию Таможенного союза через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь, в случае, когда предварительная информация содержит сведения в объеме, установленном для транзитной декларации, принимают эту информацию с использованием программных средств в качестве электронной копии транзитной декларации при отсутствии расхождений сведений, содержащихся в предварительной информации, и следующих сведений, содержащихся в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах:

• наименование отправителя товаров;

• наименование получателя товаров;

• наименование страны отправления товаров;

• наименование страны назначения товаров;

• наименование декларанта;

• наименование перевозчика;

• регистрационные номера транспортного средства международной перевозки, на котором перевозятся товары;

• наименование товаров;

• количество товаров;

• стоимость товаров;

• код товаров в соответствии с ГС или ТН ВЭД на уровне не менее первых шести знаков;

• вес товаров брутто или объем, а также количество товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД или ГС;

• количество грузовых мест;

• сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

• планируемая перегрузка товаров или грузовые операции в пути.

При наличии же в предварительной информации и транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах расхождений в сведениях должностное лицо таможни производит их корректировку на основании представленных заинтересованным лицом документов и сведений.

Таким образом, предварительное представление в таможенный орган информации в объеме сведений, установленных для транзитной декларации, позволяет:

1) не формировать перевозчику у таможенного представителя электронную копию транзитной декларации в тех случаях, когда перевозка происходит с использованием книжки МДП;

2) значительно сократить срок совершения таможенных операций должностными лицами таможенных органов.

Так, в п.12 Порядка № 438 определено, что выпуск товаров осуществляется таможенным органом отправления в срок, не превышающий сроки, указанные в ст.196 ТК ТС. Согласно данной статье выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

В свою очередь, п.5 Решения № 899 установлено, что принятие решения о выпуске данных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется не позднее 2 ч. с момента регистрации транзитной декларации при условии отсутствия риска несоблюдения норм законодательства Таможенного союза.

Таким образом, предельный срок совершения таможенных операций сокращен в 12 раз.

Кроме того, согласно п.3 Решения № 899 таможенные органы в течение 2 ч. с момента получения предварительной информации обязаны провести ее анализ с использованием системы управления рисками. Таким образом, если в отношении перемещаемых товаров риск нарушения таможенного законодательства минимален, то таможенный орган оперативно произведет выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

3) сократить очереди в пунктах пропуска и материальные затраты перевозчика.

Это обусловлено тем, что перевозчики прибегают к услугам таможенных представителей как при формировании электронных копий транзитных деклараций, так и при формировании электронной предварительной информации. Однако при формировании электронной предварительной информации рабочее время сотрудников таможенных представителей используется более рационально. В этой связи наиболее крупные таможенные представители несколько снижают тарифы на предоставление услуг по формированию предварительной информации;

4) снизить сроки доставки товаров, что, соответственно, ведет к увеличению грузооборота транспортных компаний.

Как правильно осуществить предварительное информирование таможенных органов Беларуси о ввозе товаров на территорию ЕАЭС?

В информационном взаимодействии при представлении предварительной информации участвуют:

• таможенные органы Республики Беларусь;

• заинтересованные лица, включенные в специальный реестр заинтересованных лиц.

Порядок такого взаимодействия изложен в выписке из Технических требований обмена данными между автоматизированными системами таможенных органов и информационными системами заинтересованных лиц, предоставляющих предварительную информацию о товарах и транспортных средствах (далее - выписка из Техтребований).

Из данного порядка следует, что заинтересованное лицо для включения его в специальный реестр должно обратиться в Минскую центральную таможню (далее - МЦТ) с письменным заявлением произвольной формы о готовности информационного взаимодействия с таможенными органами.

В заявлении надо указать о наличии аппаратных, программных и телекоммуникационных средств, а также программного обеспечения и средств защиты информации, удовлетворяющих техническим условиям.

Минская центральная таможня рассматривает заявление в течение 15 рабочих дней и в случае, если технические возможности, программное обеспечение, телекоммуникационные средства и средства защиты соответствуют требованиям, указанным в технических условиях, информирует заинтересованное лицо о назначении даты проверки готовности информационной системы заинтересованного лица к организации информационного взаимодействия с информационной системой таможенных органов в соответствии с техническими условиями.

При положительном результате проверки:

• заинтересованное лицо включается в специальный реестр заинтересованных лиц, представивших таможенному органу предварительную информацию о товарах (далее - реестр заинтересованных лиц), ведение которого осуществляется МЦТ;

• ему присваивается специальный уникальный код идентификации, который носит конфиденциальный характер и предназначен для использования заинтересованным лицом при организации информационного обмена.

 

Справочно

Уникальный код идентификации имеет следующую структуру:

 

ААНННННН,

  1         2

 

где элемент 1: АА - код страны регистрации заинтересованного лица в соответствии с классификатором стран мира, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 (далее - Решение № 378);

элемент 2: НННННН - номер по порядку в реестре заинтересованных лиц.

 

Электронная предварительная информация (далее - ЭПИ) формируется и направляется заинтересованным лицом в таможенные органы с использованием системы TIR-EPD (при перевозках МДП (то есть с использованием TIR carnet)) либо с использованием интерфейса ВИС (внешняя информационная система, аттестованная в таможенных органах, позволяющая формировать и передавать предварительную информацию и сообщения по специальным каналам связи).

При поступлении ЭПИ в информационную систему таможенных органов автоматически осуществляются следующие виды контроля:

а) входной (структурный) контроль ЭПИ - на соответствие опубликованной XSD-схеме, регламентирующей синтаксические конструкции.

В случае выявления несоответствия формата и структуры ЭПИ, она не принимается автоматизированной подсистемой предварительного информирования Национальной автоматизированной системы электронного декларирования (далее - НАСЭД). При этом заинтересованному лицу посредством электронного обмена направляется электронное сообщение о несоответствии формата и структуры ЭПИ, содержащее в том числе информацию об ошибках. Результаты входного контроля ЭПИ записываются в базу данных НАСЭД;

б) форматно-логический контроль (далее - ФЛК) ЭПИ (на соответствие правилам форматно-логического контроля ЭПИ, который проводится после прохождения ЭПИ входного контроля).

По результатам данных контрольных мероприятий возможны следующие варианты развития событий (см. таблицу 2).

Таблица 2

 
При несоответствии ЭПИ правилам ФЛК При соответствии ЭПИ правилам ФЛК
Электронная предварительная информация не принимается автоматизированной подсистемой предварительного информирования НАСЭД, а заинтересованному лицу направляется электронное сообщение, содержащее перечень ошибок. Результаты ФЛК записываются в базе данных НАСЭД 1. Производится автоматическая регистрация ЭПИ путем присвоения уникального идентификационного номера перевозки (далее - УИНП), который имеет следующую структуру:

ТТППП/ДДММГГ/РННННННН,

где ТТ - код таможни;
ППП - код пункта таможенного декларирования, через который будет осуществляться перемещение товаров;
ДД - день представления предварительной информации;
ММ - месяц представления предварительной информации;
ГГ - последние две цифры года представления предварительной информации;
P - код предварительной информации;
ННННННН - порядковый номер, который имеет сквозную нумерацию в пределах года и начинается с номера «0000001». Сквозная нумерация осуществляется по системе в целом.
2. Национальная автоматизированная система электронного декларирования направляет заинтересованному лицу сообщение об успешном прохождении ФЛК, содержащее сведения о присвоенном номере УИНП

 

После производства таможенных операций, связанных с декларированием товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, НАСЭД автоматически формирует и направляет заинтересованному лицу сообщение о регистрации транзитной декларации и формировании на основе ЭПИ электронной копии транзитной декларации либо об отказе в регистрации транзитной декларации; о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита либо отказе в таком выпуске.

При формировании ЭПИ заинтересованные лица используют следующий перечень классификаторов, утвержденных Решением № 378:

классификатор видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании;

классификатор видов транспорта и транспортировки товаров;

классификатор стран мира;

классификатор единиц измерения;

классификатор валют;

классификатор мер обеспечения соблюдения таможенного транзита;

классификатор видов груза, упаковки и упаковочных материалов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 февраля 2018 г. на основании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 № 5 изменены названия Решения № 378 и приложения № 8 к данному решению: «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» и «Классификатор видов документов и сведений» соответственно.

 

Дополнительно используется справочник категорий и марок транспортных средств, применяемый таможенными органами для целей таможенного контроля (описание структуры справочника и его состав приведены в приложении 1 к выписке из Техтребований).

 

Справочно

С полным текстом выписки из Техтребований можно ознакомиться на сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по адресу: http://customs.gov.by/ru/epi.

 

07.07.2016

 

Николай Дубинский, кандидат технических наук, доцент учреждения образования «Витебский государственный технологический университет»