


Материал помещен в архив
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ В ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли, которые были приняты 3 июня 2005 г. в Брюсселе руководителями национальных таможенных администраций, представляющих 166 стран - членов Всемирной таможенной организации, установлено, что для обеспечения адекватной оценки рисков таможенная администрация должна своевременно требовать предварительную электронную информацию о грузовых или контейнерных отправках.
В данном материале рассмотрен порядок предварительного информирования таможенного органа в части товаров, перемещаемых автомобильным транспортом.
Обязательность представления предварительной информации определяется решениями КТС (ЕЭК) и зависит от вида транспорта
Уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию:
• о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу;
• транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары;
• времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС или убытия с такой территории;
• пассажирах, прибывающих на территорию ЕАЭС или убывающих с такой территории (п.1 ст.42 Таможенного кодекса таможенного союза; далее - ТК ТС).
В свою очередь, ст.3 Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, от 21.05.2010 установлено, что обязательность представления предварительной информации определяется решением Комиссии таможенного союза (далее - КТС) в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 прекращают свое действие ТК ТС и вышеназванное Соглашение. |
В результате были приняты следующие решения:
• Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» (далее - Решение № 899);
• Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом»;
• Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.12.2015 № 158 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. Решение № 899 утратило силу решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.04.2018 № 56 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом». С 1 июля 2019 г. решение № 196 утратило силу решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.04.2018 № 57 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом». С 1 июля 2019 г. решение № 158 утратило силу решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2018 № 62 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом». |
Рассмотрим порядок применения положений Решения № 899, так как иные решения затрагивают меньший круг лиц.
Сведения, которые должна содержать предварительная информация в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом
Решением № 899 определены случаи обязательного предварительного информирования и виды представляемой информации по каждому из них (см. таблицу 1).
Обязательное предварительное информирование требуется: | Предварительное информирование осуществляют(ет): | Сведения, представляемые в информационную систему таможенных органов государства - члена ЕАЭС, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств |
в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом | уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители или иные заинтересованные лица (далее - заинтересованные лица). Справочно Заинтересованные лица представляют информацию в отношении ввозимых автомобильным транспортом товаров не менее чем за 2 ч. до их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС |
Информация должна содержать сведения о (об): - государственной регистрации транспортного средства международной перевозки; - наименовании и адресе перевозчика; - наименовании страны отправления и страны назначения товаров; - наименовании и адресе отправителя и получателя товаров; - продавце и получателях товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; - количестве грузовых мест; - наименовании, а также кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (далее - ГС) или ТН ВЭД на уровне не менее первых четырех знаков. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2022 г. действуют единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, утв. решением Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80; - весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; - наличии товаров, ввоз которых на территорию ЕАЭС запрещен или ограничен; - месте и дате составления международной товаротранспортной накладной; - времени и месте прибытия товаров на территорию ЕАЭС; - их маркировке и видах упаковки товаров. Обратите внимание! Указанная информация представляется в случае, когда ввозимые товары не предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия (то есть, например, предполагается выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления) |
в отношении ввозимых товаров, которые предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия | заинтересованное лицо | Информация представляется в объеме сведений, установленных для транзитной декларации, и должна содержать сведения о (об): - отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; - стране отправления, стране назначения товаров; - декларанте; - перевозчике; - транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары; - наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; - коде товаров в соответствии с ГС или ТН ВЭД на уровне не менее первых шести знаков; - весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД или ГС; - количестве грузовых мест; - пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; - документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, если такое перемещение допускается; - планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути; - времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС |
![]() |
Обратите внимание! Обязанность представлять предварительную информацию отсутствует в отношении: • товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования; • товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях; • товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами; • товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; • воинских грузов. |
Преимущества обязательного предварительного информирования
Перевозчик при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита обязан представить таможенным органам:
1) транзитную декларацию (в качестве которой используются документы, содержащие сведения, указанные в п.3 ст.182 ТК ТС, а именно заполненные листы транзитной декларации);
2) книжку международных дорожных перевозок (МДП), заполненную в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14.11.1975, с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами;
3) карнет А.Т.А., заполненный в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров от 06.12.1961 и Конвенцией о временном ввозе от 26.06.1990, с прилагаемыми к нему транспортными (перевозочными) и коммерческими документами (при перевозке в пределах территории государства - члена ЕАЭС, если это предусмотрено законодательством такого государства);
4) транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы;
5) электронную копию транзитной декларации.
![]() |
Справочно Порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержден решением Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 № 438 (далее - Порядок № 438). |
При этом в п.5 Решения № 899 определено, что в случае представления предварительной информации в объеме, установленном для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, данная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации при отсутствии расхождения предварительной информации и сведений, содержащихся в документах, используемых в качестве транзитной декларации.
Это положение конкретизировано в приказе Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13.06.2012 № 238-ОД «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением предварительной информации о товарах и транспортных средствах, ввозимых автомобильным транспортом на таможенную территорию Таможенного союза через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь»: должностные лица таможенных органов Республики Беларусь при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых автомобильным транспортом на таможенную территорию Таможенного союза через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь, в случае, когда предварительная информация содержит сведения в объеме, установленном для транзитной декларации, принимают эту информацию с использованием программных средств в качестве электронной копии транзитной декларации при отсутствии расхождений сведений, содержащихся в предварительной информации, и следующих сведений, содержащихся в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах:
• наименование отправителя товаров;
• наименование получателя товаров;
• наименование страны отправления товаров;
• наименование страны назначения товаров;
• наименование декларанта;
• наименование перевозчика;
• регистрационные номера транспортного средства международной перевозки, на котором перевозятся товары;
• наименование товаров;
• количество товаров;
• стоимость товаров;
• код товаров в соответствии с ГС или ТН ВЭД на уровне не менее первых шести знаков;
• вес товаров брутто или объем, а также количество товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД или ГС;
• количество грузовых мест;
• сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;
• планируемая перегрузка товаров или грузовые операции в пути.
При наличии же в предварительной информации и транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах расхождений в сведениях должностное лицо таможни производит их корректировку на основании представленных заинтересованным лицом документов и сведений.
Таким образом, предварительное представление в таможенный орган информации в объеме сведений, установленных для транзитной декларации, позволяет:
1) не формировать перевозчику у таможенного представителя электронную копию транзитной декларации в тех случаях, когда перевозка происходит с использованием книжки МДП;
2) значительно сократить срок совершения таможенных операций должностными лицами таможенных органов.
Так, в п.12 Порядка № 438 определено, что выпуск товаров осуществляется таможенным органом отправления в срок, не превышающий сроки, указанные в ст.196 ТК ТС. Согласно данной статье выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
В свою очередь, п.5 Решения № 899 установлено, что принятие решения о выпуске данных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется не позднее 2 ч. с момента регистрации транзитной декларации при условии отсутствия риска несоблюдения норм законодательства Таможенного союза.
Таким образом, предельный срок совершения таможенных операций сокращен в 12 раз.
Кроме того, согласно п.3 Решения № 899 таможенные органы в течение 2 ч. с момента получения предварительной информации обязаны провести ее анализ с использованием системы управления рисками. Таким образом, если в отношении перемещаемых товаров риск нарушения таможенного законодательства минимален, то таможенный орган оперативно произведет выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
3) сократить очереди в пунктах пропуска и материальные затраты перевозчика.
Это обусловлено тем, что перевозчики прибегают к услугам таможенных представителей как при формировании электронных копий транзитных деклараций, так и при формировании электронной предварительной информации. Однако при формировании электронной предварительной информации рабочее время сотрудников таможенных представителей используется более рационально. В этой связи наиболее крупные таможенные представители несколько снижают тарифы на предоставление услуг по формированию предварительной информации;
4) снизить сроки доставки товаров, что, соответственно, ведет к увеличению грузооборота транспортных компаний.
Как правильно осуществить предварительное информирование таможенных органов Беларуси о ввозе товаров на территорию ЕАЭС?
В информационном взаимодействии при представлении предварительной информации участвуют:
• таможенные органы Республики Беларусь;
• заинтересованные лица, включенные в специальный реестр заинтересованных лиц.
Порядок такого взаимодействия изложен в выписке из Технических требований обмена данными между автоматизированными системами таможенных органов и информационными системами заинтересованных лиц, предоставляющих предварительную информацию о товарах и транспортных средствах (далее - выписка из Техтребований).
Из данного порядка следует, что заинтересованное лицо для включения его в специальный реестр должно обратиться в Минскую центральную таможню (далее - МЦТ) с письменным заявлением произвольной формы о готовности информационного взаимодействия с таможенными органами.
В заявлении надо указать о наличии аппаратных, программных и телекоммуникационных средств, а также программного обеспечения и средств защиты информации, удовлетворяющих техническим условиям.
Минская центральная таможня рассматривает заявление в течение 15 рабочих дней и в случае, если технические возможности, программное обеспечение, телекоммуникационные средства и средства защиты соответствуют требованиям, указанным в технических условиях, информирует заинтересованное лицо о назначении даты проверки готовности информационной системы заинтересованного лица к организации информационного взаимодействия с информационной системой таможенных органов в соответствии с техническими условиями.
При положительном результате проверки:
• заинтересованное лицо включается в специальный реестр заинтересованных лиц, представивших таможенному органу предварительную информацию о товарах (далее - реестр заинтересованных лиц), ведение которого осуществляется МЦТ;
• ему присваивается специальный уникальный код идентификации, который носит конфиденциальный характер и предназначен для использования заинтересованным лицом при организации информационного обмена.
![]() |
Справочно Уникальный код идентификации имеет следующую структуру:
ААНННННН, 1 2
где элемент 1: АА - код страны регистрации заинтересованного лица в соответствии с классификатором стран мира, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 (далее - Решение № 378); элемент 2: НННННН - номер по порядку в реестре заинтересованных лиц. |
Электронная предварительная информация (далее - ЭПИ) формируется и направляется заинтересованным лицом в таможенные органы с использованием системы TIR-EPD (при перевозках МДП (то есть с использованием TIR carnet)) либо с использованием интерфейса ВИС (внешняя информационная система, аттестованная в таможенных органах, позволяющая формировать и передавать предварительную информацию и сообщения по специальным каналам связи).
При поступлении ЭПИ в информационную систему таможенных органов автоматически осуществляются следующие виды контроля:
а) входной (структурный) контроль ЭПИ - на соответствие опубликованной XSD-схеме, регламентирующей синтаксические конструкции.
В случае выявления несоответствия формата и структуры ЭПИ, она не принимается автоматизированной подсистемой предварительного информирования Национальной автоматизированной системы электронного декларирования (далее - НАСЭД). При этом заинтересованному лицу посредством электронного обмена направляется электронное сообщение о несоответствии формата и структуры ЭПИ, содержащее в том числе информацию об ошибках. Результаты входного контроля ЭПИ записываются в базу данных НАСЭД;
б) форматно-логический контроль (далее - ФЛК) ЭПИ (на соответствие правилам форматно-логического контроля ЭПИ, который проводится после прохождения ЭПИ входного контроля).
По результатам данных контрольных мероприятий возможны следующие варианты развития событий (см. таблицу 2).
При несоответствии ЭПИ правилам ФЛК | При соответствии ЭПИ правилам ФЛК |
Электронная предварительная информация не принимается автоматизированной подсистемой предварительного информирования НАСЭД, а заинтересованному лицу направляется электронное сообщение, содержащее перечень ошибок. Результаты ФЛК записываются в базе данных НАСЭД | 1. Производится автоматическая регистрация ЭПИ путем присвоения уникального идентификационного номера перевозки (далее - УИНП), который имеет следующую структуру: ТТППП/ДДММГГ/РННННННН, где ТТ - код таможни; ППП - код пункта таможенного декларирования, через который будет осуществляться перемещение товаров; ДД - день представления предварительной информации; ММ - месяц представления предварительной информации; ГГ - последние две цифры года представления предварительной информации; P - код предварительной информации; ННННННН - порядковый номер, который имеет сквозную нумерацию в пределах года и начинается с номера «0000001». Сквозная нумерация осуществляется по системе в целом. 2. Национальная автоматизированная система электронного декларирования направляет заинтересованному лицу сообщение об успешном прохождении ФЛК, содержащее сведения о присвоенном номере УИНП |
После производства таможенных операций, связанных с декларированием товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, НАСЭД автоматически формирует и направляет заинтересованному лицу сообщение о регистрации транзитной декларации и формировании на основе ЭПИ электронной копии транзитной декларации либо об отказе в регистрации транзитной декларации; о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита либо отказе в таком выпуске.
При формировании ЭПИ заинтересованные лица используют следующий перечень классификаторов, утвержденных Решением № 378:
• классификатор видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании;
• классификатор видов транспорта и транспортировки товаров;
• классификатор стран мира;
• классификатор единиц измерения;
• классификатор валют;
• классификатор мер обеспечения соблюдения таможенного транзита;
• классификатор видов груза, упаковки и упаковочных материалов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 февраля 2018 г. на основании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 № 5 изменены названия Решения № 378 и приложения № 8 к данному решению: «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» и «Классификатор видов документов и сведений» соответственно. |
Дополнительно используется справочник категорий и марок транспортных средств, применяемый таможенными органами для целей таможенного контроля (описание структуры справочника и его состав приведены в приложении 1 к выписке из Техтребований).
![]() |
Справочно С полным текстом выписки из Техтребований можно ознакомиться на сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по адресу: http://customs.gov.by/ru/epi. |
07.07.2016
Николай Дубинский, кандидат технических наук, доцент учреждения образования «Витебский государственный технологический университет»