Комментарий от 21.03.2017
Автор: Кеник А.

Преимущественное право на оставление на работе и трудоустройство при сокращении численности или штата работников. Комментарий к статье 325 Трудового кодекса Республики Беларусь


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО НА ОСТАВЛЕНИЕ НА РАБОТЕ И ТРУДОУСТРОЙСТВО ПРИ СОКРАЩЕНИИ ЧИСЛЕННОСТИ ИЛИ ШТАТА РАБОТНИКОВ.
Комментарий к статье 325 Трудового кодекса Республики Беларусь

Комментируемая статья устанавливает гарантии для работников, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при сокращении численности или штата работников.

Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников имеют работники:

• заболевшие и перенесшие лучевую болезнь;

• ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

• принимавшие участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1986-1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения), в 1986-1987 годах - в зоне первоочередного отселения или зоне последующего отселения.

Режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, определен Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 № 385-З «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Территории в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и (или) средней годовой эффективной дозы облучения населения подразделяются на следующие зоны (ст.6 указанного Закона):

• зона эвакуации (отчуждения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 году было эвакуировано население (30-километровая зона и территория, с которой проведено дополнительное отселение населения в связи с плотностью загрязнения почв радионуклидами стронция-90 более 111 кБк/м2 (3 Ки/км2) и плутония-238, 239, 240 более 3,7 кБк/м2 (0,1 Ки/км2));

• зона первоочередного отселения - территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 1 480 кБк/м2 (40 Ки/км2) либо стронция-90 или плутония-238, 239, 240 соответственно 111, 3,7 кБк/м2 (3, 0,1 Ки/км2) и более;

• зона последующего отселения - территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 555 до 1 480 кБк/м2 (от 15 до 40 Ки/км2) либо стронция-90 от 74 до 111 кБк/м2 (от 2 до 3 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 1,85 до 3,7 кБк/м2 (от 0,05 до 0,1 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 5 мЗв, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения указанными радионуклидами, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить 5 мЗв;

• зона с правом на отселение - территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 185 до 555 кБк/м2 (от 5 до 15 Ки/км2) либо стронция-90 от 18,5 до 74 кБк/км2 (от 0,5 до 2 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 0,74 до 1,85 кБк/м2 (от 0,02 до 0,05 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения указанными радионуклидами, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить 1 мЗв;

• зона проживания с периодическим радиационным контролем - территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 37 до 185 кБк/м2 (от 1 до 5 Ки/км2) либо стронция-90 от 5,55 до 18,5 кБк/м2 (от 0,15 до 0,5 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 0,37 до 0,74 кБк/м2 (от 0,01 до 0,02 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв.

Плотность загрязнения почв радионуклидами для отнесения населенных пунктов, а также территорий, занятых объектами, расположенными вне границ населенных пунктов, к зонам радиоактивного загрязнения определяется республиканским органом государственного управления в области гидрометеорологической деятельности.

Перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, в зависимости от изменения радиационной обстановки утверждается и пересматривается Советом Министров Республики Беларусь не реже одного раза в 5 лет по представлению республиканского органа государственного управления, осуществляющего регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Карты территории радиоактивного загрязнения с выделением территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения, зоны последующего отселения, зоны с правом на отселение, зоны проживания с периодическим радиационным контролем, а также территорий, не относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, утверждаются республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и издаются не реже одного раза в 5 лет.

Положения части первой ст.325 ТК соответствуют подп.8.2 п.8 ст.18, подп.2.3 п.2 ст.19, подп.2.3 п.2 ст.20 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее - Закон).

Пострадавшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС являются (ст.13 Закона):

• граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы;

• граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы;

• граждане, принимавшие участие в работах по дезактивации, строительству, жизнеобеспечению населения в 1986-1987 годах в зоне первоочередного отселения или зоне последующего отселения, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению этих работ.

Гражданам, относящимся к категориям пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, устанавливается статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий или потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь (ст.16 Закона).

Порядок установления такого статуса определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.09.2009 № 1170 «Об утверждении Положения о порядке установления гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также выдачи документов, подтверждающих право на льготы».

Документом, подтверждающим принадлежность к категории работников, указанных в части первой ст.325 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), является удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, подтверждающее право на льготы, установленные ст.18, 19 или 20 Закона.

Вопрос о преимущественном праве или предпочтении на оставление на работе возникает в том случае, когда при сокращении численности или штата работников нанимателю необходимо из группы работников, выполняющих работу по однородным специальностям (должностям), выбрать то количество человек, которое соответствовало бы плану по труду или штатному расписанию. Делая выбор, наниматель должен исходить из интересов производства и оставлять, прежде всего, работников с более высокой производительностью труда и квалификацией (количество произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг). Кроме того, более высокая производительность труда должна подтверждаться документально зафиксированными показателями работы за последние годы.

Квалификацию подтверждают:

• диплом о высшем и среднем специальным образовании;

• свидетельство о получении специальности;

• документы о повышении квалификации;

• материалы аттестационной комиссии и т. д.

При определении уровня квалификации работника наниматель вправе принять во внимание следующие критерии (документы):

• результаты аттестации;

• приказы о поощрении;

• отзывы специалистов;

• служебные характеристики с прежнего места работы и другие документы.

По общему правилу, установленному ст.45 ТК, при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставлении на работе имеют работники с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается определенным категориям работников, в том числе и перечисленным в ст.325 ТК.

Законодательством установлены также случаи, когда работник не может быть уволен по сокращению численности или штата.

Не допускается увольнение по сокращению численности или штатов:

1) согласно ст.268 ТК:

- беременных женщин;

- женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;

- одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей - инвалидов до 18 лет).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. в ст.268 ТК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З (далее - Закон № 219-З). Комментарий см. здесь

 

2) членов комиссии по трудовым спорам в период осуществления их полномочий (ст.240 ТК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. в ст.240 ТК внесены изменения Законом № 219-З. Комментарий см. здесь

 

В этом случае не имеет значения производительность труда и квалификация данных работников.

Если работники, указанные в ст.325 ТК, не могут продолжить трудовую деятельность по прежнему месту работы (например, сокращается единственная должность, которую занимает один из указанных в части первой ст.325 ТК работников), наниматель, решая вопрос о трудоустройстве высвобождаемых работников, в первую очередь обязан предложить имеющиеся вакантные должности лицам, перечисленным в ст.45 и части первой ст.325 ТК.

 

21.03.2017

 

Андрей Кеник, кандидат юридических наук, доцент