Пособие от 27.02.2018
Автор: Бандык О.

Прекращение обязательства на основании акта государственного органа


СОДЕРЖАНИЕ

 

Основания и условия прекращения обязательства на основании ст.387 ГК

Возмещение убытков, причиненных прекращением обязательства, на основании ст.387 ГК

Восстановление обязательства в случае признания в установленном порядке недействительным акта государственного органа

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВАНИИ АКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА

Основания и условия прекращения обязательства на основании ст.387 ГК

Если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части (часть первая п.1 ст.387 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК).

 

справочно

Справочно

Государственные органы Республики Беларусь приведены в статистическом классификаторе СК 00.001-2014 «Органы государственной власти и управления», утвержденном приказом Национального статистического комитета Республики Беларусь от 16.12.2014 № 330.

 

В ст.387 ГК не указаны акты органов местного управления и самоуправления, однако анализ ст.12, 15 ГК позволяет сделать вывод, что такие акты также могут быть основанием для прекращения гражданско-правовых обязательств.

Поскольку вопрос о последствиях издания органом местного управления и самоуправления акта, сделавшего исполнение обязательства невозможным, законом прямо не урегулирован, подлежит применению п.1 ст.5 ГК (аналогия закона).

Положения ст.387 ГК распространяются как на нормативные, так и на ненормативные акты, которые вправе издавать тот или иной орган.

Кроме того, основанием для прекращения обязательства может быть и акт должностного лица, наделенного соответствующими полномочиями.

Важным условием прекращения обязательства на основании ст.387 ГК является то, что издание акта государственного органа не должно быть связано с неправомерными действиями (бездействием) стороны обязательства.

Согласно п.1 ст.386 ГК обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

Одним из таких обстоятельств является прекращение обязательства в результате издания акта государственного органа (часть первая п.1 ст.387 ГК).

Таким образом, обязательство не считается прекращенным, если издание акта государственного органа, повлекшее невозможность исполнения обязательства, вызвано неправомерными действиями (бездействием) самого должника, поскольку за эти действия он отвечает.

 

внимание

Обратите внимание!

Отзыв лицензии у должника вследствие его неправомерных действий (бездействия), повлекший неисполнение обязательства, не является основанием для прекращения обязательств должника на основании части первой п.1 ст.387 ГК. В этом случае прекращается обязательство должника по осуществлению деятельности в натуре, но не обязанность возместить убытки, вызванные тем, что исполнения в натуре не последовало.

 

Моментом прекращения обязательства на основании части первой п.1 ст.387 ГК является момент вступления в силу соответствующего акта государственного органа независимо от того, когда об этом факте стало известно сторонам обязательства.

Если акт государственного органа (его отдельные положения) действует до наступления события, которое в любом случае должно наступить в будущем, то обязательство не может быть прекращено на основании ст.387 ГК.

 

внимание

Обратите внимание!

Акт следственного органа о наложении запрета на отгрузку и транспортировку товара и производство расчетов между компанией сторонами не может быть отнесен к числу государственных актов, влекущих прекращение обязательств сторон по контракту. Он лишь временно (до иного решения вопроса следователем, прокурором или судом) лишает возможности ответчика исполнять обязательства по указанному контракту (решение Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате от 01.09.2006 по делу № 498/13-05).

Возмещение убытков, причиненных прекращением обязательства, на основании ст.387 ГК

В соответствии с частью второй п.1 ст.387 ГК стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии с законодательством.

Обязательным условием для возмещения убытков на основании ст.387 ГК является установление законодательством оснований и порядка возмещения убытков.

 

справочно

Справочно

До 29 ноября 2017 г. действовало Положение о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденное постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16.06.1993 № 2415-XII (утратило силу Законом Республики Беларусь от 13.11.2017 № 68-З «О признании утратившими силу законодательных актов и их отдельных положений»).

 

На данный момент единственной нормой законодательства, регулирующей вопрос взыскания убытков в рамках части второй п.1 ст.387 ГК, является ст.15 ГК, которая предусматривает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, органов местного управления и самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, подлежат возмещению Республикой Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицей в порядке, предусмотренном законодательством.

Таким образом, взыскание убытков при прекращении обязательства на основании ст.387 ГК возможно лишь в случае признания соответствующего акта государственного органа недействительным после вступления в законную силу решения суда.

На данный момент законодательство не предусматривает возможности взыскания убытков в результате прекращения обязательства в связи с изданием государственным органом правомерного решения.

Отметим, что при наличии всех необходимых условий возмещение убытков производится независимо от того, восстановлено ли обязательство или нет.

Восстановление обязательства в случае признания в установленном порядке недействительным акта государственного органа

В случае признания в установленном порядке недействительным акта государственного органа, на основании которого обязательство прекратилось, обязательство восстанавливается, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа обязательства и исполнение не утратило интерес для кредитора (п.2 ст.387 ГК).

Таким образом, прекратившееся обязательство восстанавливается только при одновременном наличии двух обстоятельств:

1) кредитор не утратил интерес к исполнению обязательства;

2) из соглашения сторон или существа обязательства не вытекает, что обязательство восстанавливается.

Если возможность восстановления обязательства вытекает из соглашения сторон либо из существа обязательства, однако не представляет интереса для кредитора или не вытекает из существа обязательства, хотя и интересует кредитора, то обязательство не восстанавливается.

Кредитор и должник вправе заключить соглашение о порядке и условиях восстановления обязательства.

Спор о восстановлении обязательства разрешается судом. При этом обязанность по доказыванию обстоятельств, препятствующих восстановлению, лежит на стороне, которая на них ссылается.

Таким образом, гражданско-правовое обязательство может прекратиться в связи с изданием государственным органом, органом местного управления, их должностными лицами акта, который делает исполнение обязательства невозможным.

 

справочно

Справочно

Исковое заявление в экономический суд о возмещении убытков, понесенных в связи с невозможностью исполнения обязательства в результате издания акта государственного органа, см. здесь.

 

27.02.2018

 

Олег Бандык, юрист