


Материал помещен в архив
ВОПРОС: При формировании цены своего предложения подрядчик вправе применять так называемый «коэффициент риска», то есть определяемый подрядчиком коэффициент, учитывающий компенсацию рисков, обусловленных различными непредвиденными обстоятельствами.
Предусмотрена ли в настоящее время законодательством максимальная величина такого коэффициента и обязан ли подрядчик подтверждать расчет «коэффициента риска» какими-либо экономическими обоснованиями (расчетами, расшифровками и т. п.)?
ОТВЕТ: Подпунктом 7.1 п.7 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение № 1553), которое с 1 января 2015 г. распространяется на все заключаемые договоры строительного подряда независимо от источников финансирования и формы собственности организаций, предусмотрено, что цена предложения подрядчика может определяться в том числе и ресурсным методом, то есть путем применения к расходу ресурсов, определенному на основании нормативов расхода ресурсов, средневзвешенных и (или) действующих (текущих) цен, тарифов с учетом иных расходов, определяемых на основании норм в процентном и стоимостном выражении, и прогнозных индексов цен в строительстве по следующей формуле:
Цп = (SUM Рi.n. x Цi x Iпр) x К + Н,
i = 1
где Цп - цена предложения подрядчика;
Рi.n. - нормативная потребность в i-том ресурсе (i-той укрупненной группе ресурсов) в n-ном месяце;
Цi - средневзвешенные и (или) действующие (текущие) цены, тарифы i-того ресурса (i-той укрупненной группы ресурсов) с учетом общехозяйственных и общепроизводственных расходов, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, установленном Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, иных расходов, относимых на себестоимость работ (услуг), размера плановой прибыли, утверждаемой в порядке, установленном этим министерством;
К - определяемый подрядчиком коэффициент, учитывающий компенсацию рисков, обусловленных различными непредвиденными обстоятельствами;
Н - налоги и отчисления в доходы соответствующих бюджетов, размер которых определяется в соответствии с законодательством;
Iпр - применяемый подрядчиком прогнозный индекс, учитывающий изменение цен в строительстве в n-ном месяце.
В настоящее время какие-либо правовые ограничения, связанные с максимальным размером коэффициента риска при формировании цены предложения подрядчика, не предусмотрены.
Также прямо не предусмотрено Положением № 1553 либо иными нормативными правовыми актами и составление подрядчиком каких-либо экономических обоснований (расчетов) в целях подтверждения размера коэффициента риска, равно как не предусмотрен и перечень непредвиденных обстоятельств, которые может учитывать подрядчик при применении рассматриваемого коэффициента (например, инфляционных процессов, изменения правовых и экономических условий хозяйственной деятельности подрядчика и т. п.).
Таким образом, подрядчик вправе самостоятельно определить величину (размер) коэффициента риска при формировании цены предложения подрядчика для целей определения стоимости строительных и иных специальных монтажных работ по договору строительного подряда, который он планирует заключить с заказчиком.
Однако при этом подрядчику следует учитывать, что если заключение договора строительного подряда осуществляется путем проведения подрядных торгов в строительстве в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок в строительстве» и Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88), то применение коэффициента риска, а тем более применение значительной величины коэффициента риска делает предложение подрядчика, который применяет данный коэффициент, неконкурентоспособным по сравнению с предложениями, представленными заказчику иными претендентами.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
Также нужно иметь в виду, что согласно Положению № 88 заказчик (организатор подрядных торгов) имеет право потребовать у подрядчика обосновать применение и размер коэффициента риска.
В частности, согласно п.32 Положения № 88 конкурсное предложение участника подрядных торгов должно содержать в том числе обоснование и расчет цены предложения участника с указанием метода ее определения, а также иные документы, предусмотренные организатором подрядных торгов в конкурсной документации.
Более того, как показывает практика проведения подрядных торгов, предложение подрядчика, в том числе при проведении процедуры снижения первоначально предложенной цены, не превышает цену заказчика (под которой согласно п.2 Положения № 1553 понимается стартовая цена подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ)), предложенная заказчиком для заключения договора строительного подряда, государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд), в связи с чем применение коэффициента риска в данной ситуации является практически невозможным, так как его применение фактически приведет к тому, что цена предложения подрядчика будет выше стартовой цены заказчика.
22.09.2015
Виктор Статкевич, аудитор