


Материал помещен в архив
ПРИ ОКАЗАНИИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ТОПЛИВО ЗАКАЗЧИКА ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО
![]() |
Ситуация Организация оказывает автотранспортные услуги, периодически используя топливо заказчика. Как в счете на оплату услуг отразить стоимость этого топлива? Можно ли в самом счете указывать, сколько топлива было получено от заказчика и на его стоимость уменьшить сумму счета за автотранспортные услуги? |
Порядок формирования тарифов на транспортные услуги
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» тариф - это денежное выражение стоимости единицы работы, услуги.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта - это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа - издержки и прибыль транспортных организаций, а также налог на добавленную стоимость.
Услуги по перевозке грузов могут оказывать как специализированные транспортные организации, так и организации, для которых перевозка не является основным видом деятельности. Но принцип формирования тарифов на перевозку как для транспортных организаций, так и для любых других один.
В зависимости от степени регулирования со стороны государственных органов управления тарифы делятся на регулируемые и свободные.
На автомобильном транспорте к регулируемым тарифам согласно приложению 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» относятся:
• тарифы на городские перевозки пассажиров и ручной клади всеми видами транспорта в регулярном сообщении;
• тарифы на пригородные автомобильные перевозки пассажиров, багажа и (или) ручной клади в регулярном сообщении.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2016 г. раздел «Министерство экономики» перечня, определенного в приложении 1 к Указу № 72, на основании Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188 исключен. С этой даты областными и Минским городским исполнительными комитетами (по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли) утверждены тарифы на городские перевозки пассажиров и ручной клади всеми видами транспорта (за исключением железнодорожного) в регулярном сообщении и пригородные автомобильные перевозки пассажиров, багажа и (или) ручной клади в регулярном сообщении (абзац 4 раздела «Облисполкомы и Минский горисполком» перечня № 72 с изменениями, внесенными Указом № 188). |
Регулирование тарифов на такие перевозки осуществляют областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь.
К свободным тарифам, формируемым перевозчиком, относятся тарифы:
• на автомобильные перевозки грузов;
• автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении;
• междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении.
В целях обеспечения единого порядка формирования и применения тарифов на автомобильные перевозки грузов и пассажиров организациями, осуществляющими автомобильные перевозки грузов и пассажиров в Республике Беларусь, приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23.04.2013 № 158-Ц утверждены методические рекомендации по расчету тарифов на автомобильные перевозки грузов и пассажиров в Республике Беларусь.
Названные рекомендации предполагают включение в тариф и стоимости автомобильного топлива, используемого при осуществлении перевозок.
Оплата транспортных услуг
Статьей 744 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) установлено, что:
• за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством;
• плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, устанавливаемых в соответствии с законодательством;
• работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
К транспортным услугам нормы главы 39 ГК, регулирующей возмездное оказание услуг, не применяются. То есть при оказании транспортных услуг использование каких-то материалов заказчика не предполагается. Вместе с тем на практике такие ситуации имеют место.
В случае использования перевозчиком автомобильного топлива заказчика оно для перевозчика будет считаться давальческим материалом.
В случае получения от заказчика материалов на давальческой основе их бухгалтерский учет осуществляется на забалансовых счетах (п.119 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).
Сырье и материалы, принятые от заказчика, в соответствии с п.81 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее - Инструкция № 50), следует учитывать на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».
Аналитический учет по забалансовому счету 003 ведется по заказчикам, видам, сортам материалов и местам их нахождения.
Автомобильное топливо заказчиком должно быть передано перевозчику по товарно-транспортной или товарной накладной (формы ТТН-1, ТН-2) (п.2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 сентября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 установлены новые формы товарно-транспортной накладной ТТН-1 и товарной накладной ТН-2, а также утверждена Инструкция о порядке их заполнения. |
При этом заказчику следует представить отчет об использовании топлива с приложением копии путевого листа для контроля пробега автомобиля и веса перевезенного груза.
В стоимость тарифа на перевозку в таких случаях стоимость автомобильного топлива включаться не должна.
Неиспользованное топливо должно быть возвращено заказчику либо оплачено ему.
В бухгалтерском учете при использовании давальческого автомобильного топлива у перевозчика должны быть сделаны записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Первичный документ |
Отражена стоимость автомобильного топлива, полученного от заказчика, указанная в товарно-транспортной или товарной накладной | Товарно-транспортная или товарная накладная | ||
Отражена стоимость использованного топлива согласно отчету |
003 |
Акт оказанных услуг и отчет об использовании топлива | |
Произведен возврат неиспользованного топлива |
003 |
Товарно-транспортная или товарная накладная | |
Произведена оплата неиспользованного топлива | Платежное поручение | ||
Принято к учету оплаченное заказчику топливо без учета НДС |
62 |
Товарно-транспортная или товарная накладная | |
На сумму НДС, предъявленного по оплаченному топливу |
62 |
Товарно-транспортная или товарная накладная | |
Отражена стоимость оплаченного заказчику топлива |
003 |
Платежное поручение |
У заказчика услуг переданное перевозчику автомобильное топливо в соответствии с п.16 Инструкции № 50 следует отразить записью:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Первичный документ |
Отражена стоимость автомобильного топлива, переданного перевозчику для оказания услуг |
10-7 |
10-3 |
Товарно-транспортная или товарная накладная |
Использование автомобильного топлива заказчика усложняет взаимоотношения с исполнителем услуг
Прежде чем заключать договор на оказание транспортных услуг с использованием автомобильного топлива заказчика, необходимо учесть все последствия, которые вытекают из такого договора.
Оптовая и розничная торговля нефтепродуктами подлежит лицензированию
Прежде всего возможны сложности с точным использованием количества предоставленного топлива.
Постоянно будет возникать необходимость либо возврата перевозчиком неиспользованного топлива, либо доплата заказчиком за топливо, использованное сверх переданного им перевозчику.
Возврат топлива сопряжен с лишними затратами перевозчика на его передачу и бухгалтерский учет.
В тех случаях, когда происходит оплата неиспользованного топлива заказчика либо оплата заказчиком дополнительного количества топлива, использованного сверх предоставленного заказчиком, возникает оборот по реализации автомобильного топлива.
Оптовая и розничная торговля нефтепродуктами в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450, подлежит лицензированию, т.е. организации могут понести ответственность за реализацию автомобильного топлива без наличия лицензии.
Списывать расход использованного топлива следует по нормам, установленным заказчиком
Кроме того, следует иметь в виду, что списывать использованное при осуществлении перевозки топливо на затраты будет заказчик.
Списать топливо он должен по нормам, которые установлены и утверждены в его организации, а не у перевозчика.
Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь, установлен Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее - Инструкция № 141).
В соответствии с п.2 Инструкции № 141 при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций или индивидуальными предпринимателями.
Повышение (понижение) норм расхода топлива, предусмотренное Инструкцией № 141, устанавливается приказом руководителя организации или индивидуального предпринимателя (п.5 Инструкции № 141).
В состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, не включаются расходы на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством (подп.1.7 п.1 ст.131 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. согласно части второй п.1 ст.169 НК (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З) к затратам, учитываемым при налогообложении, относятся: затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и нормируемые затраты. К нормируемым затратам, в частности, относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством. При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых - в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными (подп.1.2 п.1 ст.171 новой редакции НК). С 1 сентября 2019 г. действует постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.08.2019 № 44 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности». |
В письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.03.2012 № 2-2-23/637 «О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на прибыль» разъяснено, что требование подп.1.7 п.1 ст.131 НК распространяется в т.ч. на топливо для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования.
Таким образом, нормы, а следовательно, размер включаемых в состав затрат расходов на топливо при эксплуатации автотранспорта должен быть определен внутренним документом организации. При этом в состав затрат, учитываемых при налогообложении, включается расход топлива в пределах установленных норм его расхода.
На практике может возникнуть ситуация, что у заказчика нет утвержденной нормы расхода топлива на тот вид транспортного средства, который использовал перевозчик. Следовательно, ему придется дополнительно утвердить такую норму расхода и размер ее повышения и понижения.
Может быть, что нормы расхода топлива, установленные на один и тот же вид транспортного средства, у заказчика и перевозчика будут разными.
Перевозчик также должен составить отчет об использовании топлива исходя из норм, утвержденных заказчиком. В противном случае расход топлива перевозчика и заказчика будет отличаться и расчеты в полном объеме не будут произведены.
![]() |
Обратите внимание! Списание автомобильного топлива следует производить по фактическому расходу. Утвержденные нормы используются для контроля за расходом топлива. Поэтому невозвращенное перевозчиком топливо отражать как использованное сверх норм либо как недостачу можно только в том случае, если имеются акты снятия остатков топлива в баке автомобиля перед началом оказания транспортной услуги и непосредственно после ее окончания. Аналогично должна определяться и экономия топлива по конкретной транспортной услуге. |
В бухгалтерском учете заказчика при перевозке с использованием топлива заказчика должны быть сделаны записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Первичный документ |
Передано автомобильное топливо перевозчику |
10-7 |
10-3 |
Товарно-транспортная или товарная накладная |
Списана стоимость бензина в пределах установленной нормы расхода |
10-7 |
Акт оказанных услуг и копия путевого листа перевозчика, бухгалтерская справка | |
Получена оплата от перевозчика за неиспользованное топливо |
51 |
Платежное поручение | |
Отражена реализация топлива |
60 |
Договор, акт оказанных услуг, отчет об использовании топлива | |
Списана стоимость реализованного топлива |
90-11 |
10-7 |
Бухгалтерская справка |
Исчислен НДС по реализации топлива |
90-11 |
Бухгалтерская справка | |
Произведена оплата перевозчику за топливо, использованное сверх переданного количества |
60 |
51 |
Платежное поручение |
Принято к учету топливо, оплаченное перевозчику, за минусом предъявленного НДС |
10-3 |
60 |
Товарно-транспортная или товарная накладная |
Отражен НДС, предъявленный перевозчиком по оплаченному топливу |
18 |
60 |
Товарно-транспортная или товарная накладная |
Списано топливо на затраты |
20, 23, 25, 26 |
10-3 |
Акт оказанных услуг и копия путевого листа перевозчика, бухгалтерская справка |
Принят к вычету предъявленный НДС |
68-2 |
18 |
Бухгалтерская справка |
Топливо заказчика целесообразно использовать при аренде и безвозмездном использовании транспортных средств
По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (п.1 ст.603 ГК).
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в т.ч. расходы на оплату топлива, других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст.607 ГК).
По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (часть первая ст.613 ГК).
Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта (ст.615 ГК).
Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую (ст.616 ГК).
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст.617 ГК).
По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п.1 ст.643 ГК).
Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы по ее содержанию, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст.649 ГК).
При аренде и безвозмездном использовании транспортных средств путевые листы выписываются арендатором (пользователем).
Поскольку при аренде автомобиль находится во владении и пользовании арендатора, то при перевозке на этом автомобиле товарно-материальных ценностей независимо от того, кто им будет управлять, по строке «Владелец транспорта» товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 следует указывать «Собственный транспорт» и государственный регистрационный номер автомобиля.
Аналогично оформляются путевые листы и при безвозмездном использовании транспортных средств.
Путевые листы будут служить основанием для оформления накопительных ведомостей использованного топлива.
12.11.2014
Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»