


Материал помещен в архив
ВОПРОС: При приеме на работу в коммерческую организацию кандидату предложили пройти испытание (ответить на вопросы) с использованием детектора лжи (полиграфа).
Предусмотрена ли возможность такого испытания действующим законодательством Республики Беларусь? Может ли кандидат отказаться от такого испытания?
ОТВЕТ: Трудовым законодательством не предусмотрены какие-либо испытания кандидата при приеме на работу, хотя прямо и не запрещены. Статья 26 Трудового кодекса Республики Беларусь, перечисляя документы, предъявляемые при заключении трудового договора, лишь запрещает «требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством». Впрочем, тест (опрос) на полиграфе трудно назвать «документом».
Вместе с тем могут возникнуть сомнения в соответствии такой практики Конституции Республики Беларусь, в частности ст.27 («Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя…») и ст.28 («Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, … на его честь и достоинство»). Имеются в виду соответствующие права человека (право на неприкосновенность частной жизни; свободу мысли и совести; защиту чести и достоинства, доброго имени и т.д.), которые еще названы в ст.151 Гражданского кодекса Республики Беларусь как нематериальные блага.
На сегодняшний день следующие нормативные правовые акты предусматривают испытание на полиграфе при приеме сотрудников на работу:
• Инструкция о порядке проведения органами государственного безопасности Республики Беларусь опроса с использованием полиграфа, утвержденная постановлением Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 22.08.1998 № 91.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2015 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке проведения органами государственной безопасности Республики Беларусь опроса с использованием полиграфа, утвержденной приказом Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 27.11.2014 № 31. |
• Инструкция о порядке отбора кандидатов в Следственный комитет Республики Беларусь, в том числе проведения в отношении их специальной проверки и использования технических средств (полиграфа), утвержденная постановлением Следственного комитета Республики Беларусь от 12.06.2013 № 135;
• Инструкция о порядке проведения органами внутренних дел Республики Беларусь опроса граждан с использованием полиграфа, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 04.06.2008 № 162;
• Инструкция о порядке проведения таможенными органами Республики Беларусь опроса физических лиц с использованием полиграфа, утвержденная постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 17.02.2009 № 11.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 января 2015 г. взамен Инструкции № 11 принята Инструкция о порядке проведения специальной проверки, утвержденная постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30.12.2014 № 59; |
• Инструкция о порядке проведения опроса с использованием полиграфа при отборе кандидатов на службу в Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь, утвержденная постановлением Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 02.05.2014 № 5.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 марта 2016 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке использования полиграфа при приеме на службу (работу) в Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь, утвержденной постановлением Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 02.02.2016 № 7. |
Кроме того, нормативная база использования полиграфа в других случаях (проведение оперативно-розыскных мероприятий и т.п.), включает в себя Инструкцию о порядке применения в пограничных войсках Республики Беларусь опроса граждан с использованием полиграфа, утвержденную постановлением Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 26.10.2006 № 26.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 ноября 2015 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке и условиях использования в органах пограничной службы Республики Беларусь технических средств (полиграфа), утвержденной постановлением Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 09.09.2015 № 21. |
Все указанные нормативные акты построены на следующих принципах:
1) опрос с использованием полиграфа (далее - ОИП) проводится с целью выявления возможно скрываемых обстоятельств и фактов, которые могут являться основанием для признания профессиональной непригодности кандидата;
2) результаты ОИП носят вероятностный и рекомендательный характер и имеют ориентирующее значение, а также могут служить основанием для проведения дополнительного изучения кандидата. Только на основании результатов ОИП в отношении опрашиваемого кандидата не могут быть приняты меры, ущемляющие его законные права и интересы.
Информация, полученная в ходе ОИП, не может использоваться в качестве доказательства совершения кандидатом каких-либо противоправных действий;
3) тематика вопросов в обязательном порядке предварительно согласовывается с кандидатом, при этом должна быть исключена возможность унижения его чести и достоинства. В ходе ОИП другие вопросы, кроме предварительно обсужденных с кандидатом, не могут быть заданы;
4) опрос с использованием полиграфа проводится только после собственноручного составления заявления о добровольном согласии на проведение ОИП. Отказ от прохождения ОИП, который может быть выражен письменно или устно, не является подтверждением недостоверности информации, ранее полученной от опрашиваемого лица. Отказ может быть выражен как до, так и во время прохождения ОИП;
5) из-за вероятности получения необъективных результатов не рекомендуется проводить ОИП в отношении: а) лиц с психическими расстройствами; б) лиц, находящихся в фазе обострения заболевания, связанного с нарушением деятельности сердечно-сосудистой либо дыхательной системы; в) лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием психотропных веществ; г) лиц, принимающих лекарственные средства, влияющие на деятельность вегетативной нервной системы; д) лиц, находящихся в крайней степени утомления или с резко выраженным истощением; е) лиц, испытывающих острую боль;
6) содержание и выводы, указанные в справке о результатах ОИП, являются конфиденциальной информацией и не подлежат распространению;
7) опрос с использованием полиграфа не применяется для прогнозирования действий или намерений опрашиваемого лица. Результаты ОИП могут использоваться только в ориентационных целях.
То есть основными юридическими принципами по отношению к ОИП являются:
1) добровольность процедуры и
2) отсутствие у нее доказательственной силы.
Таким образом, на сегодняшний день белорусским законодательством регламентирована процедура испытания на полиграфе применительно к спецслужбам, а не коммерческим организациям. В последних она является «факультативной». Другое дело, что трудовое законодательство практически не регламентирует стадию заключения трудового договора, позволяя нанимателю свободно оценивать при приеме на работу как результаты испытания на полиграфе, так и отказ от него.
30.09.2014
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук