Вопрос-ответ от 23.03.2015
Автор: Статкевич В.

При применении правил недостаточной (тонкой) капитализации белорусская организация должна рассчитать коэффициент капитализации. Данный коэффициент рассчитывается в том числе на дату составления акта проверки, в ходе которой были установлены обстоятельства, являющиеся основанием для ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа. Каким образом белорусской организации следует определить такую дату при применении требований статьи 131-1 Налогового кодекса Республики Беларусь?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: В соответствии с подп.11.4 п.11 ст.1311 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) при применении правил недостаточной (тонкой) капитализации белорусская организация должна рассчитать коэффициент капитализации. Данный коэффициент рассчитывается в том числе на дату составления акта проверки, в ходе которой были установлены обстоятельства, являющиеся основанием для ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа (при ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь).

Каким образом белорусской организации следует определить такую дату при применении требований ст.1311 НК?

 

ОТВЕТ: Датой, на которую следует рассчитывать коэффициент капитализации, будет являться дата составления акта проверки контролирующими органами.

Основания ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа в настоящее время установлены подп.3.3 п.3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение № 1).

В соответствии с подп.3.3 п.3 Положения № 1 юридическое лицо может быть ликвидировано по решению регистрирующего органа в случае:

1) неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 сентября 2017 г. следует руководствоваться абзацем 2 подп.3.3 п.3 Положения № 1 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2. Неосуществление коммерческой организацией предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев подряд может служить основанием для ликвидации такого субъекта хозяйствования по решению регистрирующего органа;

 

2) внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием;

3) непринятия собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в двухмесячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет;

4) осуществления некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации.

Согласно подп.3.3 п.3 Положения № 1 в случае обнаружения оснований для ликвидации организации, указанных в абзацах 2, 4 и 5 части первой подп.3.3 п.3 Положения № 1, в регистрирующий орган направляется представление (предложение) о ликвидации такой организации.

Такое представление (предложение) может быть направлено в пределах компетенции каждого из органов:

• органами Комитета государственного контроля;

• органами прокуратуры;

• органами внутренних дел;

• органами Комитета государственной безопасности;

• налоговыми органами.

При этом регистрирующий орган принимает решение о ликвидации организации на основании указанного представления (предложения).

В данном случае составление акта проверки организации (за исключением внесения такого представления (предложения) налоговыми органами) Положением № 1 прямо не предусмотрено.

Вместе с тем, несмотря на то что направление акта проверки регистрирующему органу органами Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности не предусмотрено, направлению представления (предложения) о ликвидации организации все равно предшествует проведение проверки субъекта хозяйствования, по результатам которой составляется акт проверки.

В соответствии с п.14 Положения № 1 при наличии оснований, предусмотренных в абзацах 2, 4 и 5 части первой подп.3.3 п.3 Положения № 1, юридические лица ликвидируются регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии.

Решение о начале процедуры ликвидации по основанию, предусмотренному в абзаце 2 части первой подп.3.3 п.3 Положения № 1, принимается регистрирующим органом при обнаружении указанного основания либо при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа.

В случае внесения налоговыми органами в регистрирующий орган представления (предложения) по основанию, предусмотренному в абзаце 2 части первой подп.3.3 п.3 Положения № 1, вместе с этим представлением (предложением) направляется в том числе акт проверки, подтверждающий факт неосуществления коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления этой организацией, индивидуальным предпринимателем налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления.

С учетом вышеуказанных требований законодательства для целей применения положений подп.11.4 п.11 ст.1311 НК датой, на которую следует рассчитывать коэффициент капитализации, будет являться дата составления акта проверки органами Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, налоговыми органами.

 

23.03.2015

 

Виктор Статкевич, аудитор