


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ЧТУП «ВАТ»): При прохождении дважды в год техосмотра автобусов, используемых в качестве маршрутных такси, предприятием уплачивается госпошлина за допуск к участию в дорожном движении, причем каждый раз в годовом размере.
Как избежать двойной уплаты?
ОТВЕТ: Избежать двойной уплаты невозможно.
Объектом обложения государственной пошлиной признается выдача разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (подп.1.64 п.1 ст.249 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)). Ставки государственной пошлины устанавливаются в размерах согласно приложениям 14-22 к НК.
Таким образом, необходимость уплаты государственной пошлины за допуск к дорожному движению привязана не к сроку эксплуатации транспортного средства (полгода, год, два), а к действию по получению разрешения на допуск к дорожному движению. А вот уже периодичность получения такого разрешения привязана к установленным срокам прохождения транспортным средством обязательного технического осмотра. Таким образом, данная государственная пошлина по установленной ставке уплачивается не за срок эксплуатации автомобиля, а в связи с получением разрешения на допуск к дорожному движению, то есть каждый раз при получении такого разрешения.
Следовательно, если транспортное средство проходит обязательный технический осмотр два раза в год, то два раза будет выдаваться допуск к дорожному движению и два раза необходимо уплатить по установленной ставке государственную пошлину за допуск к дорожному движению. Избежать такого порядка возможности нет.
При этом законодатель предусмотрел особенности, которые учитывают периодичность получения разрешения на допуск к дорожному движению, для некоторых случаев. Так, государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении уплачивается по ставке, увеличенной на коэффициент 2, в отношении транспортных средств, год выпуска которых совпадает с годом их государственной регистрации, а также с года выпуска которых прошло менее 10 лет (включая год выпуска), прохождение государственного технического осмотра в отношении которых предусмотрено через 24 месяца после проведения последнего государственного технического осмотра. Государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении уплачивается по ставке, пониженной на коэффициент 0,5, в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, прохождение государственного технического осмотра в отношении которых предусмотрено не позднее чем через 6 месяцев после проведения последнего государственного технического осмотра (части вторая и третья п.8 ст.250 НК).
Однако для пассажирских транспортных средств, которые также должны проходить государственный технический осмотр не позднее чем через 6 месяцев после проведения последнего государственного технического осмотра, подобных особенностей не предусмотрено.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В НК на основании Законов Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения. |
02.12.2015
Владимир Сузанский, аудитор, директор общества с ограниченной ответственностью «Грант Торнтон Консалт»
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Бухгалтерский учет в автотранспортных организациях»