


Материал помещен в архив
ВОПРОС: При проведении государственной закупки работ заказчиком установлено требование о том, что работы должны выполняться по определенной технологии. Один из участников считает, что данное требование нарушает принципы добросовестной конкуренции, поскольку ему отвечает только один подрядчик.
Правомерны ли действия заказчика?
ОТВЕТ: Правомерны, если заказчик обоснует необходимость приобретения работ именно по требуемой технологии.
Государственная закупка предусматривает приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст.1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее - Закон).
Один из ключевых принципов осуществления государственных закупок - принцип развития добросовестной конкуренции (ст.4 Закона).
При организации и проведении процедур государственных закупок заказчик вправе устанавливать требования к квалификационным данным участников, для чего истребует документы и сведения, удостоверяющие право участника осуществлять соответствующий вид деятельности по поставке или реализации иным способом товаров (выполнению работ, оказанию услуг), а также наличие квалифицированного персонала и опыта работы в соответствующей области деятельности, техническую оснащенность, финансовые и другие возможности, необходимые для выполнения договора на протяжении всего периода его действия, и иные (п.1 ст.15 Закона).
Также в зависимости от предмета государственной закупки заказчик предъявляет требования к предмету путем описания потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, включая при необходимости технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а также объем (количество), срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки. И такое описание должно давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (п.1 ст.20 Закона).
Тем самым в рассматриваемой ситуации речь идет об установлении заказчиком требования к предмету государственной закупки, а именно указание на технологию, которая должна соблюдаться при выполнении работ, и данное требование не относится к квалификационным данным участников, поскольку характеризует предмет государственной закупки - необходимые заказчику работы.
В этой связи следует учитывать нормы п.3 ст.20 Закона, а именно: технические показатели (характеристики) предмета государственной закупки не должны содержать ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя).
Если такие ссылки вызваны отсутствием конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки, то технические показатели (характеристики) должны содержать слова «или аналог».
Исключение составляют случаи, когда использование аналогов недопустимо в целях обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (выполненными работами, оказанными услугами). Обоснование необходимости обеспечения совместимости входит в компетенцию заказчика.
Таким образом, при обосновании заказчиком необходимости приобретения работ именно по требуемой технологии в связи с обеспечением совместимости с ранее закупленными товарами (выполненными работами, оказанными услугами) соответствующее требование правомерно.
В отсутствие такого обоснования должно быть указано на аналог технологии, которую необходимо использовать.
12.07.2016
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»