


Материал помещен в архив
ВОПРОС (МДС «КУП»): При строительстве и ремонте автомобильных дорог общего пользования хозяйственным способом за счет бюджетных средств и при наличии проектно-сметной документации:
1) производятся ли отчисления организациям по ценообразованию в строительстве на выполнение работ и оказание услуг по проведению мониторинга цен (тарифов) в строительстве?
2) правомерны ли требования казначейства в части представления графиков производства работ и установления порядка оформления распоряжения?
ОТВЕТ: 1. Порядок взаимодействия организаций по ценообразованию в строительстве с Министерством архитектуры и строительства РБ и с заказчиками (застройщиками) при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ (за исключением строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, выполняемых для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальными застройщиками), а также с подрядными организациями и организациями по производству строительных материалов и строительной индустрии независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности установлен Инструкцией о порядке проведения мониторинга цен (тарифов), расчета индексов цен в строительстве и взаимодействия организаций по ценообразованию в строительстве с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и субъектами инвестиционной деятельности в строительстве, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 15.09.2008 № 42 (далее - Инструкция).
В соответствии с Инструкцией взаимоотношения заказчиков (застройщиков) с организациями по ценообразованию в строительстве при выполнении работ и оказании услуг при проведении мониторинга цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве осуществляются на основе договоров.
При этом согласно п.10 Инструкции проведение мониторинга цен (тарифов) является обязательным для заказчиков (застройщиков), осуществляющих строительство:
• с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ, льготных кредитов;
• за счет иных источников (кроме объектов, сооружаемых или реконструируемых для крестьянских (фермерских) хозяйств, а также индивидуальными застройщиками) - при определении стоимости строительства в порядке, установленном Министерством архитектуры и строительства РБ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 декабря 2015 г. проведение мониторинга цен (тарифов) является обязательным для заказчиков (застройщиков), осуществляющих строительство: • с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов); • за счет иных источников (за исключением объектов, финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов, а также средств крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных застройщиков) - при определении стоимости строительства в порядке, установленном Министерством архитектуры и строительства РБ (п.10 Инструкции в редакции постановления Минстройархитектуры РБ от 24.11.2015 № 34; далее - постановление № 34). |
Как видим, исключение не составляют заказчики (застройщики), осуществляющие строительство и ремонт автомобильных дорог общего пользования хозяйственным способом за счет бюджетных средств.
Оплата работ (услуг) по договорам на выполнение работ (оказание услуг) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве с организациями по ценообразованию в строительстве осуществляется:
• при составлении сметной документации в базисных ценах - в размере 0,09 % от стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ по главам 1-9 сводных сметных расчетов в базисных ценах из резерва, предусмотренного на непредвиденные работы и затраты, с соответствующим уменьшением части резерва средств на непредвиденные работы и затраты, остающейся в распоряжении заказчика с индексацией в текущий уровень цен (п.20 Инструкции).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 декабря 2015 г. оплата работ (услуг) по договорам на выполнение работ (оказание услуг) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве с организациями по ценообразованию в строительстве производится от стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ по главам 1-9 сводных сметных расчетов в базисных ценах из резерва, предусмотренного на непредвиденные работы и затраты, с соответствующим уменьшением части резерва средств на непредвиденные работы и затраты, остающейся в распоряжении заказчика с индексацией в текущий уровень цен, в размере: • 0,07 % - при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов); • 0,09 % - при строительстве объектов, финансируемых за счет иных источников (за исключением объектов, финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов, а также средств крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных застройщиков) (часть первая п.20 Инструкции в редакции постановления № 34); |
• при составлении сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении - в размере 0,09 % от итога граф 3-6 и графы 8 (за исключением средств по главе 1 сводного сметного расчета) глав 1-9 (абзац 2 подп.31.1.5 п.31 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 18.11.2011 № 51).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 декабря 2015 г. подп.31.1.5 п.31 Инструкции № 51 на основании постановления Минстройархитектуры РБ от 24.11.2015 № 35 утратил силу. Следует руководствоваться подп.31.7 п.31 названной Инструкции. С 6 августа 2017 г. подп.31.1 п.31 Инструкции № 51 изложен в новой редакции постановлением Минстройархитектуры РБ от 12.06.2017 № 16. |
Средства перечисляются ежемесячно заказчиками (застройщиками) на основании заключенных договоров на выполнение работ (оказание услуг) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве в установленном размере от стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ в текущих ценах, выполненных в отчетном месяце на расчетный (текущий) счет организации по ценообразованию в строительстве по истечении месяца, не позднее 10-го числа, следующего за отчетным месяцем.
2. Правомерность требований тех или иных организаций, в т.ч. требований казначейства, может быть разъяснена государственным органом, в чьем ведомственном подчинении они находятся, в данном случае Министерством финансов РБ.
Однако в случае представления авансов на выполнение работ по строительству и ремонту автомобильных дорог общего пользования хозяйственным способом требование казначейства в части представления графиков производства работ, думаю, правомочно.
10.10.2013
Валентина Радионова, ведущий инженер управления экономического анализа и методологии ценообразования в строительстве республиканского унитарного предприятия «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве»
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Ценообразование в строительстве в 2013 году»