


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ПРИЕМ НА РАБОТУ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ОБУЧЕНИЕМ
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)
В практике многих нанимателей встречаются случаи, когда кандидата на вакансию устраивают предложенные нанимателем условия, однако у него отсутствует документ об образовании или обучении, подтверждающий наличие права на выполнение работы по предложенной вакансии. В описываемой ситуации перед нанимателем может встать вопрос о возможности приема на работу претендента на вакансию с последующим профессиональным обучением.
Следует отметить, что в настоящее время отсутствует комплексное регулирование правоотношений профессионального обучения на производстве.
Правовое регулирование обучения работников в организации
Наниматель обязан руководствоваться следующими законодательными актами:
• Трудовым кодексом РБ (далее - ТК);
• Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс об образовании);
• Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 15.07.2011 № 954 (далее - Положение № 954);
• перечнем профессий для подготовки рабочих, утвержденным постановлением Минобразования РБ, Минтруда и соцзащиты РБ, Минфина РБ и Минэкономики РБ от 08.08.2011 № 221/74/73/129 (далее - Перечень);
• Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34 (далее - Общие положения ЕТКС);
• Положением о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 24.01.2008 № 101 (далее - Положение № 101);
• приложением 50 к постановлению Минобразования РБ от 27.07.2011 № 194 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2017 г. приложение 50 к постановлению № 194 изложено в новой редакции постановлением Минобразования РБ от 08.06.2017 № 58. |
Наниматель может руководствоваться:
• Методическими рекомендациями по организации непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих (служащих) на производстве, утвержденными Минобразования РБ Минтруда и соцзащиты РБ от 25.09.2012 (далее - Методические рекомендации);
• Рекомендациями «Об общих требованиях к разработке и утверждению учебно-программной документации образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих)», утвержденными Минобразования РБ от 15.05.2012 (далее - Рекомендации).
![]() |
Справочно Более подробно с информацией о правовом обеспечении дополнительного образования взрослых можно ознакомиться на сайте Министерства образования РБ: http://edu.gov.by/main.aspx?guid=4801. |
Актуальные вопросы о профессиональном обучении принятых работников
Вопрос: Вправе ли организация без специального разрешения осуществлять профессиональное обучение работников по профессиям рабочих?
Ответ: Вправе, специальное разрешение (лицензия) на данный вид деятельности не требуется.
Реализация программ дополнительного образования взрослых при непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих не включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (приложение 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2017 г. следует руководствоваться приложением 1 к Положению № 450 в редакции Указа Президента РБ от 20.10.2016 № 379. |
Вопрос: По каким профессиям можно осуществлять обучение работников непосредственно в организации?
Ответ: Организация может осуществлять обучение работников только по профессиям, указанным в Перечне.
Если в Перечне требуемая профессия не содержится, то обучение осуществляется в учреждениях дополнительного образования взрослых, в иных учреждениях образования, реализующих соответствующие образовательные программы дополнительного образования взрослых. Например, подготовка и переподготовка водителей автомобиля всех категорий осуществляется в специализированных организациях.
Вопрос: Где можно осуществлять профессиональное обучение принятых работников по профессиям рабочих?
Ответ: Наниматель может осуществлять обучение:
а) на основании заключенных гражданско-правовых договоров:
- в учреждениях дополнительного образования взрослых;
- в иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых;
- в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых;
б) самостоятельно непосредственно в организации (п.7 Положения № 954).
Вопрос: Какое профессиональное обучение проводится, если при приеме на работу у работника отсутствует требуемая профессия?
Ответ: Состав профессионального обучения по профессиям рабочих определен в п.2 Положения № 954.
В указанном случае возможно обучение в виде освоения:
• образовательной программы переподготовки рабочих (служащих);
• образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).
![]() |
Справочно Профессиональная подготовка по профессиям рабочих - вид непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих), направленный на приобретение профессии лицами, которые ранее профессии рабочего не имели. Переподготовка по профессиям рабочих - вид непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих), направленный на приобретение новой профессии лицами, имеющими профессию рабочего. |
Вопрос: Чем определяется срок профессионального обучения по профессиям рабочих?
Ответ: Срок получения дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) составляет от 1 до 12 месяцев (п.6 ст.244 Кодекса об образовании).
Срок получения дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы переподготовки рабочих (служащих) составляет от 2 недель до 11 месяцев (п.5 ст.244 Кодекса об образовании).
Срок обучения по конкретной профессии при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) устанавливается Перечнем в графе «Срок обучения в месяцах».
Так, при подготовке по профессии «кладовщик», код 12759, срок обучения составляет 1 месяц с присвоением 3-го квалификационного разряда, а при подготовке по профессии «оператор по изготовлению форм офсетной печати», код 15830, срок обучения составляет 11 месяцев с присвоением 5-го квалификационного разряда.
![]() |
Обратите внимание! Для лиц, освоивших содержание образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) без присвоения квалификационного разряда (класса, категории), а также имеющих среднее специальное или высшее образование, допускается сокращение сроков обучения при освоении содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) с учетом имеющихся у них знаний, умений и навыков (п.6 Положения № 954).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 января 2017 г. п.6 Положения № 954 на основании постановления Совета Министров РБ от 30.12.2016 № 1116 (далее - постановление № 1116) изложен в новой редакции. |
Срок обучения по конкретной профессии при реализации образовательной программы переподготовки рабочих (служащих) определяется с учетом того, что обучаемый уже имеет иную профессию и обладает определенными навыками и знаниями.
Так, в главе 2 Методических рекомендаций указано, что срок получения дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы переподготовки рабочих (служащих) с учетом ранее приобретенных слушателем знаний, умений и навыков может составлять от 60 до 80 % от срока образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в соответствии с Перечнем.
Скорректированная продолжительность обучения при переподготовке зависит от ранее полученных и приобретенных слушателем знаний, умений и навыков. Максимальная продолжительность обучения составляет 80 % от срока профессиональной подготовки по профессии в соответствии с Перечнем, минимальная - 60 % (часть двенадцатая Рекомендаций).
Вопрос: Какие требования предъявляются к учебно-программной документации? Какие учебно-программные документы необходимо самостоятельно разработать нанимателю при осуществлении профессиональной подготовки или переподготовки работников непосредственно в организации?
Ответ: Общие требования к учебно-программной документации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки рабочих (служащих) определены частями четвертой, пятой ст.255 Кодекса об образовании.
Учебно-программная документация образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки рабочих (служащих) включает в себя:
1) типовые учебные планы по профессиям. Типовые учебные планы разрабатываются на каждый вид обучения (профессиональная подготовка, переподготовка рабочих (служащих)), носят рамочный характер и являются основой для разработки учебных планов учреждений образования (организаций);
2) учебные планы по профессиям. Учебный план разрабатывается на основе типового учебного плана профессиональной подготовки, переподготовки рабочих (служащих) с соответствующим сроком обучения и устанавливает перечень, объем изучения учебных дисциплин, виды учебных занятий, формы и сроки итоговой аттестации слушателей;
3) учебные программы по учебным дисциплинам. Учебная программа по учебной дисциплине определяет цели и задачи изучения учебной дисциплины, ее содержание, время, отводимое на изучение отдельных тем учебной дисциплины, основные требования к результатам учебной деятельности слушателей, рекомендуемые формы и методы обучения, перечень необходимых учебных изданий и средств обучения. Она включает титульный лист, пояснительную записку, тематический план, содержание программы, материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей, список рекомендуемой литературы.
![]() |
Справочно Порядок разработки и утверждения типовых учебных планов, учебных планов, учебно-тематических планов и учебных программ предусмотрен Рекомендациями. |
Учебная программа и учебный план профессиональной подготовки, переподготовки рабочих (служащих) разрабатываются организацией и утверждаются ее руководителем. Структура и оформление данных документов указаны в приложениях 4 и 5 к Рекомендациям.
При планировании нанимателем профессионального обучения работников в организации разрабатывается и утверждается следующая учебно-программная документация:
а) для профессиональной подготовки:
- учебный план профессиональной подготовки по профессии;
- учебная программа профессиональной подготовки по профессии;
а) для переподготовки:
- учебный план переподготовки по профессии;
- учебная программа переподготовки по профессии.
Учебные планы, учебные программы организаций по профессиональной подготовке, переподготовке пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в 2 года.
Вопрос: Приведите общие примеры вопросов, которые можно использовать при формировании билетов для итоговой аттестации слушателей (для экзамена по теоретическим дисциплинам).
Ответ: При формировании списка вопросов можно использовать раздел «Должен знать» тарифно-квалификационной характеристики по профессии, разряду.
![]() |
Справочно В разделе «Должен знать» излагаются основные требования к квалификации рабочего, необходимые для качественного выполнения работ, приведенных в разделе «Характеристика работ». К ним относятся: знание свойств предметов труда, технологических и конструктивных особенностей орудий труда, последовательности ведения технологического процесса, технической и технологической документации, а также требования к специальным знаниям рабочего, обусловленные спецификой и сложностью выполняемых работ (часть девятая п.8 Общих положений ЕТКС). |
Наряду с требованиями, изложенными в тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристиках и предъявляемыми к уровню теоретических и практических знаний рабочего соответствующей квалификации, рабочий также должен знать:
• технологический процесс выполняемой работы;
• технологические карты, рабочие инструкции и другие документы, регламентирующие выполнение соответствующих работ;
• организацию труда на своем рабочем месте и т.п. (часть девятая п.8 Общих положений ЕТКС).
Кроме того, при формировании списка вопросов для итоговой аттестации слушателей нанимателю целесообразно учитывать специфику производства, особенности деятельности организации, осуществляющей профессиональное обучение по профессиям рабочих.
Вопрос: Можно ли принимать на работу учениками лиц, у которых отсутствует требуемая профессия?
Ответ: Нельзя. В ТК отсутствуют понятия «ученик», «ученический договор».
Действующее трудовое законодательство регулирует правоотношения между работником и нанимателем. Применение в настоящее время термина «ученик» в трудовых правоотношениях является некорректным.
Так, трудовой договор - соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату (абзац 4 части первой ст.1 ТК).
Следовательно, заключение трудового договора с работником возможно только по одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям без указания слова «ученик».
Вопрос: Какой вид трудового договора можно заключить с лицами, не имеющими квалификации, профессии?
Ответ: Все виды трудового договора, указанные в ст.17 ТК.
Это связано с тем, что особенности правоотношений с лицами, принимаемыми на работу без соответствующей квалификации, профессии, не урегулированы законодательством.
Вопрос: При приеме на работу лиц, не имеющих квалификации, профессии, в трудовом договоре не указывается квалификационный разряд.
Как определяется в данном случае оплата труда работника?
Ответ: Оплата зависит от места обучения.
1. При направлении работника на профессиональное обучение в очной (дневной) форме обучения в другую организацию (учреждение образования).
В случае направления на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в очной (дневной) форме обучения работников, не имеющих квалификации (разряда, класса, категории) по профессии, необходимой организации, принятых на работу по данной профессии без указания разряда (класса, категории) или с его указанием, названным работникам в течение периода обучения за счет средств нанимателя осуществляется выплата заработной платы из расчета не менее тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством РБ для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (часть вторая п.2 Положения № 101).
![]() |
Справочно Размер величины тарифной ставки 1-го разряда см. здесь. |
Приведенной нормой установлена минимальная гарантия оплаты труда для работников, направленных на профессиональное обучение в очной (дневной) форме обучения.
![]() |
Обратите внимание! В локальных нормативных правовых актах (далее - ЛНПА) в подобных случаях может быть предусмотрен больший размер оплаты труда данной категории работников. |
2. При обучении работника непосредственно в организации.
Оплата труда работников производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном договоре, соглашении или нанимателем, а в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, - Правительством РБ или уполномоченным им органом (часть первая ст.61 ТК).
В ЛНПА организации, определяющих оплату труда работников, целесообразно предусмотреть нормы, регулирующие формирование тарифной ставки (оклада) для данной категории работников при приеме на работу, возможность распространения на них стимулирующих выплат и т.п.
Вопрос: Можно ли включить в трудовые договоры с лицами, не имеющими квалификации, профессии, условие о компенсации средств, затраченных нанимателем на профессиональное обучение?
Ответ: Можно.
Включение такого условия возможно, если профессиональное обучение осуществлялось в соответствии с заключенным договором о профессиональной подготовке (переподготовке) рабочего (служащего) или на платной основе за счет средств нанимателя.
Обязательные сведения и условия трудового договора определены частью второй ст.19 ТК. Вместе с тем в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные по сравнению с частью второй ст.19 ТК условия об установлении срока обязательной работы после получения образования не менее установленного договором, если обучение производилось за счет средств нанимателя, и иные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с законодательством и коллективным договором (часть третья ст.19 ТК).
Непрерывное профессиональное обучение по профессиям рабочих осуществляется в случае необходимости данного обучения для собственных нужд организации в соответствии с коллективным договором, соглашением, трудовым договором, по заявкам других организаций на основе договоров (п.4 Положения № 954).
Профессиональное обучение рабочих может осуществляться:
• на основании договоров, предусмотренных частью второй ст.59 Кодекса об образовании;
• силами и средствами самой организации.
По мнению автора, в трудовой договор с работником можно ввести условие о порядке возмещения средств, затраченных нанимателем на профессиональное обучение, если профессиональная подготовка осуществлялась в соответствии с заключенным договором о профессиональной подготовке рабочего (служащего) или договором о переподготовке рабочего (служащего) на платной основе за счет нанимателя:
• в учреждении дополнительного образования взрослых;
• в иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых;
• в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых.
Если профессиональная подготовка работника осуществлялась непосредственно в самой организации, то включение условия о компенсации средств, затраченных нанимателем на профессиональное обучение, в трудовой договор нецелесообразно вследствие отсутствия фактической стоимости обучения в учетной документации организации и установленного порядка определения затрат нанимателя, потраченных на профессиональное обучение, проводимое на рабочем месте работника.
Вопрос: Работник не прошел итоговую аттестацию.
Что делать, если в процессе профессионального обучения работник повторно не сдал квалификационные экзамены?
Ответ: Наниматель может уволить данного работника по п.3 ст.44 ТК.
Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок во время работы квалификационной комиссии. Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительных причин или получившим по ее результатам отметку ниже трех баллов, предоставляется право прохождения итоговой аттестации во время работы квалификационной комиссии, но не ранее чем через 3 месяца (п.23 Положения № 954).
Предъявление документа об образовании или документа об обучении, подтверждающего наличие права на выполнение определенной работы, является обязательным при заключении трудового договора (п.3 ст.26 ТК).
Если работник, принятый на работу без соответствующего документа, не сдаст итоговую аттестацию при освоении содержания образовательной программы переподготовки или профессиональной подготовки рабочих, то наниматель может уволить данного работника по п.3 ст.44 ТК (нарушение установленных правил приема на работу).
Последствия несдачи итоговой аттестации в данных случаях могут быть оговорены в ЛНПА организации, а также в трудовом договоре.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 января 2017 г. п.23 Положения № 954 на основании постановления № 1116 изложен в новой редакции. |
Вопрос: Можно ли при производственном обучении непосредственно в организации не проводить теоретическое обучение, а сразу приступать к практике?
Ответ: Нельзя.
Согласно Положению № 954 образовательный процесс при реализации образовательных программ переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих) включает теоретическое и производственное обучение:
• теоретическое обучение направлено на овладение слушателями теоретическими знаниями, необходимыми для формирования умений и навыков по профессии;
• производственное обучение направлено на формирование практических умений и навыков по профессии.
Как показывает практика, профессиональное обучение в организациях работников происходит в индивидуальном порядке на рабочем месте.
При осуществлении образовательного процесса индивидуально слушатель осваивает теоретический курс самостоятельно, производственное обучение проходит индивидуально на рабочем месте под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий. Консультации составляют 8-10 % от объема часов, отводимых на самостоятельное освоение теоретического курса (части вторая, третья п.14 Положения № 954).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 января 2017 г. консультации при индивидуальном обучении составляют не менее 8 % от объема часов, отводимых на самостоятельное освоение теоретического курса. При изучении общих вопросов теоретической части обучения рекомендуется проводить консультации в учебных группах (часть третья п.14 Положения № 954, в редакции постановления № 1116). |
Вопрос: Кто организует и проводит профессиональное обучение рабочих в организации?
Ответ: Обучение осуществляют педагогические работники и мастера производственного обучения, инструкторы производственного обучения рабочих массовых профессий. Теоретическое обучение должны осуществлять педагогические работники, имеющие высшее или среднее специальное образование по профилю, соответствующему обучаемой профессии (глава 4 Положения № 954).
Для обеспечения непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих в организациях могут привлекаться педагогические работники, мастера производственного обучения учреждений образования, высококвалифицированные специалисты других организаций.
В соответствии с главой 3 Методических рекомендаций для осуществления непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) в организациях могут создаваться службы по подготовке кадров (управления, отделы, секторы, бюро), например, бюро производственного обучения, управление подготовки кадров, отдел адаптации и обучения персонала и т.п. Структура и функции этих служб определяются нанимателем.
При невозможности создания в организациях службы по подготовке кадров (управления, отдела, сектора, бюро) для осуществления этой деятельности может назначаться инженер по подготовке кадров, который находится в непосредственном подчинении главного инженера или заместителя руководителя по кадрам (выпуск 2 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов производств», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 29.06.2005 № 75).
Кроме того, в штатное расписание может быть введена профессия «Инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий» (выпуск 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 33). Данная профессия не тарифицируется по разрядам. Тарифный разряд инструктора производственного обучения устанавливается на один разряд выше, чем разряд рабочих, обучение которых он проводит.
![]() |
Справочно Можете воспользоваться формами должностных (рабочих) инструкций: • «Должностная инструкция инженеру по подготовке кадров»; • «Рабочая инструкция инструктору производственного обучения рабочих массовых профессий». |
В случаях эпизодической работы по профессиональному обучению по профессиям рабочих наниматель может:
• включить данный вид работы в должностные (функциональные) обязанности работника(ов);
• разово возлагать данные обязанности на разных работников организации при каждом факте профессионального обучения.
Оплата труда данных работников производится с учетом ст.67 ТК и ЛНПА организации.
Вопрос: В чем заключаются основные задачи службы, осуществляющей подготовку кадров в организации?
Ответ: Организационная и учебно-методическая работа по непрерывному профессиональному обучению рабочих (служащих).
В соответствии с задачами службы специалисты, занимающиеся вопросами обучения кадров, на основании положения о службе и должностных инструкций, разрабатываемых и утверждаемых нанимателем, выполняют функции по реализации содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, определенные в части пятой главы 3 Методических рекомендаций.
Вопрос: Каковы сроки хранения основных документов, сопровождающих профессиональное обучение работников в организации?
Ответ: Сроки хранения документов, образующихся в процессе профессионального обучения работников в организации, определены перечнем типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденным постановлением Минюста РБ от 24.05.2012 № 140 (далее - Перечень № 140).
Номер пункта | Виды и названия документов | Срок хранения документов | Пояснение | |
в государственных органах, иных организациях, являющихся источниками комплектования государственных архивов, негосударственных организациях, у индивидуальных предпринимателей | в государственных организациях, не являющихся источниками комплектования государственных архивов | |||
21 |
Приказы, распоряжения, указания руководителей организаций: | |||
21.1 |
по основной деятельности |
Постоянно |
10 лет |
|
21.3 |
о приеме (назначении на должность), переводе, перемещении, увольнении (освобождении от должности), награждении, поощрении, премировании, продлении трудовых договоров (контрактов), заключении новых трудовых договоров (контрактов), переводе на контрактную форму найма, установлении надбавок, доплат, временном заместительстве, присвоении квалификационных категорий, разрядов, классов, повышении тарифных окладов, длительных (более месяца) служебных командировках в пределах Республики Беларусь и за границу, предоставлении социальных отпусков, изменении фамилии, собственного имени, отчества работников |
75 лет |
75 лет |
|
21.4 |
о предоставлении трудовых отпусков, отзыве из трудового отпуска, наложении дисциплинарных взысканий, назначении дежурных, служебных командировках в пределах Республики Беларусь и за границу, оказании материальной помощи, направлении на повышение квалификации (переподготовку, стажировку) |
3 года |
3 года |
После проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Приказы, распоряжения, указания, используемые при определении размеров социальных пособий (пенсий, выплат в рамках государственных систем социального страхования и социального обеспечения и др.), - 75 лет |
28 |
Регламенты, инструкции, правила, положения, методические указания и рекомендации: | |||
28.1 |
по месту разработки (утверждения) |
Постоянно |
До замены новыми |
|
644 |
Документы, послужившие основанием для издания приказов, иных распорядительных документов по личному составу и не вошедшие в состав личных дел (заявления, представления, докладные записки, уведомления и др.) |
3 года |
3 года |
|
669 |
Протоколы заседаний аттестационных и квалификационных комиссий, комиссий по присвоению классов |
15 лет ЭПК (примечание) |
15 лет |
|
670 |
Документы к протоколам заседаний аттестационных и квалификационных комиссий, комиссий по присвоению классов (протоколы счетных комиссий, бюллетени тайного голосования) |
5 лет |
5 лет |
|
671 |
Документы о проведении аттестации и установлении квалификации, присвоении классов, не вошедшие в состав личных дел (характеристики, аттестационные листы, справки и др.) |
3 года |
3 года |
|
672 |
Заявления о несогласии с решениями аттестационных и квалификационных комиссий, комиссий по присвоению классов и документы об их рассмотрении (справки, заключения, переписка и др.) |
3 года |
3 года |
|
673 |
Документы по определению (оценке) профессиональных качеств, знаний, умений, навыков, возможностей работников (тесты, анкеты, перечни вопросов) |
До замены новыми |
До замены новыми |
|
674 |
Итоговые сводки, сведения, ведомости о проведении аттестации, установлении квалификации |
5 лет |
5 лет |
|
675 |
Переписка о проведении аттестации, установлении квалификации |
5 лет |
5 лет |
|
920 |
Учебно-программная документация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих): | |||
920.1 |
по месту разработки и утверждения |
Постоянно |
До замены новыми |
|
920.2 |
в других организациях |
До минования надобности |
До минования надобности |
|
922 |
Учебно-программная документация образовательной программы переподготовки рабочих (служащих): | |||
922.1 |
по месту разработки и утверждения |
Постоянно |
До замены новыми |
|
922.2 |
в других организациях |
До минования надобности |
До минования надобности |
|
923 |
Учебно-программная документация образовательных программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов и повышения квалификации рабочих (служащих) |
Постоянно |
До замены новыми |
|
939 |
Документы о профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации и стажировке работников (докладные записки, справки, сведения, расчеты и др.) |
Постоянно |
10 лет |
|
940 |
Переписка о профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации и стажировке работников |
5 лет ЭПК |
5 лет |
|
941 |
Книги учета и выдачи документов об образовании и документов об обучении |
5 лет |
5 лет |
|
942 |
Журналы учебных занятий слушателей (стажеров), осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых |
5 лет |
5 лет |
Примечание. Отметка «ЭПК» (экспертно-проверочная комиссия), указанная в Перечне № 140 в отношении сроков хранения конкретных видов документов, означает, что срок хранения таких документов после проведения экспертизы их ценности может продлеваться, в т.ч. такие документы могут иметь историческую, научную, социальную, экономическую, политическую или культурную ценность и подлежать передаче на постоянное хранение в государственные архивы (п.10 примечания к Перечню № 140).
![]() |
Справочно Для более детального изучения см. «Алгоритм приема работника на работу по рабочей профессии с последующим обучением». |
15.08.2014
Ольга Гасюкевич, юрист