




Прием средств платежа по маркированным товарам с 1 июля 2025 года
С 1 июля 2025 г. расширяются требования к ведению дифференцированного учета товаров, маркированных УКЗ или СИ. Также вводится обязанность передавать в СККО информацию, которая содержится в УКЗ или коде маркировки реализованных товаров посредством API. Рассмотрим новые обязанности в отношении товаров, подлежащих маркировке, и порядок дифференцированного учета.
Что изменится и как выполнить требования, разъяснили в разделах:
С 1 июля 2025 г. организации и ИП, продающие товары, подлежащие маркировке, обязаны использовать кассовое оборудование (кассовые суммирующие аппараты (КСА) с установленным средством контроля налоговых органов (СКНО) и программные кассы), обеспечивающее выполнение ряда новых требований (абз.15 п.17, абз.13 п.25 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 06.07.2011 № 924/16, в редакции с 01.07.2025).
Требования к кассовому оборудованию, используемому при продаже маркированных товаров, установлены п.101 Положения № 924/16 в редакции с 01.07.2025.
![]() |
Обратите внимание! Также с 1 июля 2025 г. все КСА, в том числе используемые субъектами хозяйствования при приеме средств платежа за немаркированные товары, выполненные работы (оказанные услуги), должны соответствовать требованиям, определенным МНС и Госстандартом (абз.4 п.17 Положения № 924/16 в редакции с 01.07.2025). Такие требования установлены Положением о требованиях к КСА, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающим машинам, утв. постановлением МНС и Госстандарта от 14.10.2022 № 29/99. Требования к программным кассам определены Положением о требованиях к оператору программной кассовой системы, программной кассовой системе, программной кассе, а также порядке работы комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям, утв. постановлением МНС от 29.03.2018 № 10. |
1. Реализация каких товаров обязывает использовать обновленное кассовое оборудование
Порядок маркировки товаров регулирует Указ от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров».
Товары могут маркироваться унифицированными контрольными знаками (УКЗ) и средствами идентификации (СИ).
Перечни товаров, подлежащих маркировке, определены постановлением Совмина от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах»:
• в приложении 1 - УКЗ;
• в приложении 2 - СИ.
Оборот товаров, подлежащих маркировке, без нанесенных на них или их упаковку УКЗ или СИ запрещен (подп.2.3 п.2 Указа № 243).
Под оборотом товаров понимается их ввоз, хранение, транспортировка, использование, получение и передача, в том числе их приобретение, предложение к реализации и реализация на территории Республики Беларусь, а также трансграничная торговля (п.10 приложения 3 к Указу № 243).
Обязанность по маркировке товаров возложена на субъектов хозяйствования, осуществляющих их ввоз на территорию Республики Беларусь либо их производство на территории Республики Беларусь (п.2 Положения о маркировке товаров УКЗ, утв. Указом № 243, п.2 Положения о маркировке товаров СИ, утв. к Указу № 243).
Для целей маркировки к производству относится упаковка (переупаковка) ввезенных на территорию Республики Беларусь или приобретенных на ее территории товаров в потребительскую упаковку, в том числе из потребительской упаковки одной емкости в потребительскую упаковку другой емкости для их дальнейшей реализации (подстрочное примечание «*» к подп.2.2 п.2 Положения о маркировке товаров УКЗ № 243 и подстрочное примечание «*» к подп.2.2 п.2 Положения о маркировке товаров СИ № 243).
Потребительская упаковка - это упаковка, являющаяся неотъемлемой частью единицы товара, реализуемая совместно с товаром потребителю (абз.8 п.4 постановления МНС от 03.05.2021 № 17 «О реализации Указа № 243»).
Не подлежат маркировке товары, предназначенные для розничной торговли в розлив или вразвес из тары, маркированной СИ (п.19 приложения 2 к Указу № 243).
Таким образом, товар, подлежащий маркировке, поступает в организации розничной торговли и общественного питания с уже нанесенными на них или их упаковку СИ или УКЗ.
Если ввоз товаров, подлежащих маркировке, или их производство осуществляет организация, их реализующая, то обязанность по маркировке товаров возлагается на нее.
Переупаковка товара для реализации из промаркированной потребительской упаковки одной емкости в потребительскую упаковку другой (меньшей) емкости признается производством.
Продажа товаров в розлив и вразвес, в том числе в упаковке (таре), не являющейся потребительской, не признается производством и нанесение новых СИ или КИЗ не требуется.
![]() |
Пример 1 Организация закупает рассыпной чай в упаковках по 1 кг. После переупаковки чай предлагается покупателям к реализации в бумажных пакетах весом по 75 г. Чай со вкусо-ароматическими добавками или без них нетто-массой не менее 25 г в потребительской упаковке подлежит маркировке УКЗ (п.2 приложения 1 к постановлению № 1030). Переупаковка чая из промаркированной УКЗ тары объемом 1 кг в потребительскую упаковку по 75 г признается производством для целей маркировки и требует нанесения УКЗ на каждый бумажный пакет по 75 г. Следовательно, такая организация реализует товары, подлежащие маркировке (чай в упаковке по 75 г), и обязана с 1 июля 2025 г. использовать кассовое оборудование, соответствующее новым требованиям. |
![]() |
Пример 2 Организация реализует покупателям мороженое из боксов объемом по 3 кг порциями на вес в вафельные рожки и бумажные стаканчики. Мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао, за исключением мороженого и десертов без содержания молочных жиров и (или) молочного белка в составе, подлежат маркировке СИ (п.8 приложения 2 к постановлению № 1030). При реализации вразвес мороженого из промаркированной потребительской тары отсутствует обязанность по нанесению СИ на реализуемый вразвес товар. Рожки и стаканчики не относятся к потребительской упаковке, так как товар не предлагается для реализации непосредственно в них. Использование кассового аппарата, соответствующего требованиям п.101 Положения № 924/16 в ред. с 01.07.2025, не требуется, так как реализуемый организацией товар не подлежит маркировке. |
2. Какое кассовое оборудование соответствует новым требованиям
Кассовое оборудование, применяемое при продаже товаров, подлежащих маркировке, должно обеспечивать:
✓ считывание кода маркировки и уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер УКЗ, нанесенных на каждую единицу товара, подлежащего маркировке;
✓ дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке;
✓ передачу информации о коде маркировки или уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер УКЗ, в систему контроля кассового оборудования (СККО) (ч.1 п.101 Положения № 924/16 в редакции с 01.07.2025).
Ознакомиться с Перечнями моделей (модификаций) КСА и программных касс, которые соответствуют новым требованиям, можно на сайте МНС в разделе «Налоговый контроль/Контроль за приемом средств платежа и использованием кассового и иного оборудования/Перечень кассового оборудования, которое соответствует новым требованиям».
3. Можно ли реализовывать маркированные товары через торговые автоматы
Торговый автомат - это электронно-механический или электронный автоматический аппарат, обладающий функциями автоматической продажи (выдачи товаров, выполнения работ, оказания услуг без участия продавца) (ч.1 приложения 3 к постановлению № 924/16 в редакции с 01.07.2025).
Торговый автомат, используемый при продаже товаров, подлежащих маркировке, должна быть оснащен встроенным КСА с СКНО или программной кассой (либо взаимодействовать с программной кассой). Такие КСА и программные кассы также должны соответствовать требованиям п.101 Положения № 924/16 в редакции с 01.07.2025 (ч.2 п.31 Положения № 924/16 в редакции с 01.07.2025).
В настоящее время модели кассового оборудования, которые могут быть встроены в торговый автомат, отсутствуют.
Таким образом, реализация товаров, подлежащих маркировке, с помощью торговых автоматов будет возможна после появления оборудования, соответствующего требованиям законодательства.
4. На кого не распространяются требования об использовании обновленного кассового оборудования
Требования ч.1 п.101 Положения № 924/16 в редакции с 01.07.2025 не распространяются на платежные агрегаторы, а также организации и ИП, реализующих товары, подлежащие маркировке:
✓ в магазинах беспошлинной торговли;
✓ с использованием специальных компьютерных систем, указанных в абз.1-6 ч.1 п.27 Положения № 924/16;
✓ без использования кассового оборудования в случаях, установленных ч.4 п.1 и п.35 Положения № 924/16 (ч.2 п.101 Положения № 924/16 в редакции с 01.07.2025).
![]() |
Пример 3 Организация осуществляет розничную продажу товаров, подлежащих маркировке, через интернет-магазин, оплата за товар осуществляется покупателями только в безналичном порядке непосредственно на счет продавца. Организация не обязана использовать кассовое оборудование, если прием платежей за товар осуществляется только в безналичном порядке через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, иные платежные агрегаторы и без непосредственного обслуживания работниками организации покупателя, связанного с приемом платежа (ч.4 п.1 Положения № 924/16). При этом такие субъекты хозяйствования с 1 июля 2025 г. должны обеспечить передачу информации, содержащейся в коде маркировки или уникальной последовательности, включающей серию и номер УКЗ, в СККО посредством открытого интерфейса программирования приложений API-интерфейса, предоставленного РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» |
![]() |
Пример 4 ИП осуществляет розничную торговлю. Если в пункте продажи отсутствует электроэнергия, прием денежных средств за товары, в том числе подлежащие маркировке, оформляется квитанцией о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов или приходным кассовым ордером (подп.35.1 п.35, пп.37, 38 Положения № 924/16). Следовательно, в такой ситуации продажа товара, подлежащего маркировке, без использования КСА не является нарушением. Передача информации посредством API не предусмотрена. |
![]() |
Пример 5 Организация реализует маркированный товар через почтового оператора связи РУП «Белпочта». Товар оплачивает покупатель при получении в почтовом отделении наличными деньгами или банковской картой, то есть продавец не использует свое кассовое оборудование для приема платежей за маркированный товар. РУП «Белпочта» в такой ситуации является платежным агрегатором. Продавец товаров должен обеспечить передачу данных о реализации маркированных товаров в СККО посредством API в день их продажи, которым является день получения продавцом платежа за реализованные товары от РУП «Белпочта» Передача необходимой информации может осуществляться и платежным агрегатором (РУП «Белпочта») при условии заключения с продавцом соответствующего договора (ч.2 п.45 Положения № 924/16 в редакции с 01.07.2025). |
![]() |
Пример 6 Организация выдает работникам молоко за работу во вредных условиях. Молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара или других подслащивающих веществ, подлежат маркировке СИ (п.1 приложения 2 к постановлению № 1030). Так как в этой ситуации маркированный товар (молоко) не продается, а безвозмездно передается работникам, в связи с чем не осуществляется прием средств платежа за него, то передача информации в СККО о коде маркировки не производится. |
5. Выполнение каких операций должно обеспечивать кассовое оборудование
КСА, предназначенные для реализации товаров, подлежащих маркировке, должны обеспечивать:
✓ считывание кода маркировки каждой единицы маркированного товара в отношении СИ и уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер УКЗ, и передачу в СКНО соответствующей информации.
Исключение - товары, маркированные КИЗ, нанесенными на товар до вступления в силу Указа № 243 в новой редакции;
✓ считывание (ввод) международного идентификационного номера товара (глобальный номер торговой единицы - Global Tradе Item Number (GTIN)) каждой единицы реализованного маркированного товара;
✓ выполнение на кассовом суммирующем аппарате кассовой операции регистрации продажи каждой единицы маркированного СИ и КИЗ;
✓ формирование информации о реализации маркированного СИ и УКЗ товара в Z-отчете (ч.1 п.101 Положения № 924/16 в редакции с 01.07.2025, подп.64.1.1, 64.2.1 п.64 Положения № 29/99, п.115 Положения № 10 в редакции с 01.07.2025).
![]() |
Пример 7 При покупке мороженого покупатель на кассе самообслуживания отсканировал только код маркировки. При реализации маркированного товара, в том числе через кассы самообслуживания, считыванию подлежит как код маркировки (или двумерный штриховой код DataMatrix, впечатанный в УКЗ), так и GTIN. Некоторые модели кассового оборудования, соответствующие новым требованиям, обеспечивают ведение дифференцированного учета данных о реализуемых товарах при считывании кода маркировки (информация о GTIN содержится в коде маркировки и при наличии технической возможности может быть считана). Информацию о наличии такой функции необходимо уточнять у поставщиков КСА и операторов программных касс. Таким образом, если кассовое оборудование организации позволяет вести дифференцированный учет маркированных товаров путем считывания СИ, то действия покупателя не приведут к нарушению установленных требований у организации. Считывание при реализации маркированного товара только GTIN является нарушением. Если средство маркировки не сканировано в связи с его отсутствием (повреждением), то такая реализация дополнительно является нарушением подп.2.3 п.2 Указа № 243. |
6. Как обеспечить дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке
Дифференцированный учет - это автоматизированный учет, предусматривающий наличие у субъекта хозяйствования информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товаров в торговых объектах (ч.3 приложения 3 к постановлению № 924/16).
Дифференцированный учет осуществляется с использованием GTIN, наносимого на товар (этикетку, упаковку) в виде машиночитаемых символик (штриховых идентификационных кодов). Источником данных о таком номере является межведомственная распределенная информационная система «Банк данных электронных паспортов товаров»
Субъекты хозяйствования, реализующие товары, не обязаны вести дифференцированный учет по всем товарам, ведение такого учета обязательно только в отношении товаров, подлежащих маркировке (абз.14 п.1 постановления Совмина и Нацбанка от 26.09.2024 № 704/22).
![]() |
Обратите внимание! Ведение дифференцированного учета данных по всем товарам обязательно для субъектов хозяйствования, осуществляющих продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 200 м2 и более (ч.1 п.10 Положения № 924/16). |
Согласно разъяснениям МНС дифференцированный учет может обеспечиваться в кассовом оборудовании двумя способами:
1) с использованием внутренней базы товаров (хранящейся в памяти КСА, программном обеспечении программной кассы или внешних носителях информации).
Для этого необходимо на кассовом оборудовании создать базу товаров и включить в нее сведения о количестве предлагаемых к реализации товаров, их наименовании, стоимости (цене), GTIN;
2) с использованием внешней базы товаров (в составе кассовой компьютерной системы (в отношении КСА) либо взаимодействующее с товарно-учетной системой субъекта торговли (в отношении программных касс), информация в которую может загружаться вручную или автоматизированным способом, в том числе путем информационного обмена с другими системами.
При этом способе кассовое оборудование должно обеспечивать передачу в системы следующих сведений:
• проданные и возвращенные товары;
• количество реализованных (возвращенных) товаров;
• наименование реализованного (возвращенного) товара;
• стоимость (цена) реализованного (возвращенного) товара;
• GTIN.
![]() |
Пример 8 Организация приобрела у иностранной компании товар, подлежащий маркировке, на котором отсутствует GTIN. Список товаров, которые могут не маркироваться штриховыми идентификационными кодами, содержится в п.23 Положения о товарной нумерации и штриховом кодировании товаров (продукции) в Республике Беларусь, утв. постановлением Совмина от 24.05.2000 № 748. Для таких товаров дифференцированный учет может обеспечиваться без наличия информации о его GTIN. Порядок такого учета организация определяет самостоятельно. Если на товаре отсутствует штриховой идентификационный код, в то время как сам товар не поименован в п.23 Положения № 748, организации следует обращаться в Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Беларуси для самостоятельного получения и нанесения на реализуемые товары GTIN. |
Таким образом, дифференцированный учет обеспечивает кассовое оборудование, которое после формирования (загрузки) базы полученных товаров и считывания GTIN в момент их продажи или возврата в автоматическом режиме формирует отчет о проданных и остатках нереализованных товаров с указанием их наименования, количества и стоимости.
Переход субъектов хозяйствования на использование кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет маркированных товаров, не влияет на порядок ведения бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей, соответственно, не требует изменения методов их учета и внесения изменений в учетную политику организации.
![]() |
Справочно Бухгалтерский учет товаров осуществляется по счету 41 «Товары»: • по первоначальной стоимости, которой является фактическая себестоимость, включающая стоимость запасов по ценам приобретения и другие затраты, непосредственно связанные с их приобретением; • по условной оценке (абз.6 подп.2.2 п.2, пп.7, 13 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Запасы», утв. постановлением Минфина от 28.12.2022 № 64). Реализованные товары могут оцениваться по: 1) по стоимости каждой единицы; 2) по средней стоимости; 3) по стоимости первых по времени поступления запасов (способ ФИФО) (ч.1 п.16 НСБУ № 64). Если учет товаров ведется по ценам приобретения, то в розничной торговле применяется количественно-стоимостной метод учета, если по розничным - либо стоимостной метод учета, либо в случаях, оговоренных законодательством, а также по решению самой организации - количественно-стоимостной метод учета (стр.3 таблицы п.7 Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций, составу и учету расходов на реализацию в организациях торговли и общественного питания, утв. приказом МАРТ от 10.06.2021 № 130). Положение № 924/16 не регулирует вопросы бухгалтерского учета и не содержит требований о применении количественно-стоимостного учета маркированных товаров. Таким образом, организации могут продолжать ведение бухгалтерского учета товаров выбранным способом и не менять его после обновления кассового оборудования. |
7. Передача информации
Одним из требований к кассовому оборудованию является его возможность обеспечивать передачу информации о коде маркировки или уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер УКЗ, в СККО (абз.4 ч.1 п.101 Положения № 924/16 в редакции с 01.07.2025).
В некоторых случаях, когда продавец реализует маркированные товары без использования кассового оборудования, необходимая информация передается в СККО посредством API.
Такой способ передачи информации предусмотрен при:
• реализации товаров, когда прием платежей за товар осуществляется только в безналичном порядке через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, иные платежные агрегаторы и без непосредственного обслуживания работниками организации покупателя, связанного с приемом платежа (чч.4, 5 п.1 Положения № 924/16 в редакции с 01.07.2025);
• получении платежа за реализуемые товары от платежного агрегатора (ч.1 п.45 Положения № 924/16 в редакции с 01.07.2025).
Согласно разъяснениям МНС, такой способ передачи информации о реализованном товаре возможен, когда оплата за товар поступает в магазине, а товар вывозится покупателем (или службой доставки организации) с места его хранения (склада).
Для передачи информации в СККО по API необходимо для эксплуатируемой товарно-учетной системы разработать программное обеспечение API в соответствии с документом РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» «Инструкция API», размещенном на сайте организации. В последствии, при реализации маркированного товара с использованием программного обеспечения API необходимо передавать в СККО сообщения о продаже маркированного товара (либо при его возврате).
![]() |
Справочно С Рекомендациями для субъектов хозяйствования по обеспечению передачи информации о реализации товаров, подлежащих маркировке СИ, и (или) товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке УКЗ, посредством открытого интерфейса программирования приложений можно ознакомиться на сайте МНС в разделе «Налоговый контроль / Контроль за приемом средств платежа и использованием кассового и иного оборудования / Документы». |
8. Административная ответственность
За нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров, подлежащих маркировке с 1 июля 2025 г. будет применяться административная ответственность в виде штрафа:
• в размере до 50 БВ;
• на ИП - до 100 БВ;
• на юридическое лицо - до 200 БВ (п.1 ст.13.15 КоАП).