


Материал помещен в архив
ПРИКАЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА: УДОБНО И ВЫГОДНО
Приказное производство
Приказным производством является вынесение хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон по заявлениям взыскателя о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника), либо признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются, либо заявлены на сумму до 100 базовых величин (далее - БВ) (примечание) (ст.220 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК)).
Данное средство судебной защиты высокоэффективно, имеет ряд преимуществ перед исковым производством.
Во-первых, заявление о возбуждении приказного производства рассматривается судом в срок не более 20 дней, в то время как общий срок рассмотрения дела в порядке искового производства - более 75 дней. Это дает возможность взыскателю раньше получить свои денежные средства и вовлечь их в оборот.
Во-вторых, более низкая ставка государственной пошлины делает более выгодным обращение с исками до 10 500 000 руб. в порядке приказного производства.
Размер требований |
Приказное производство |
Исковое производство |
До 100 БВ |
2 БВ (70 000 руб.) |
15 БВ (525 000 руб.) |
Более 100 БВ |
5 БВ (175 000 руб.) |
5 % от цены иска, но не менее 15 БВ (525 000 руб.) (при размере исковых требований от 100 до 1 000 БВ) |
В-третьих, возможность несоблюдения установленного Гражданским кодексом РБ (далее - ГК) обязательного претензионного порядка.
В-четвертых, дело в порядке приказного производства в отличие от искового рассматривается без вызова сторон в суд, что предотвращает несение обеими сторонами таких дополнительных затрат, как транспортные, командировочные расходы, экономит время сторон.
В-пятых, в состав требований может включаться взыскание основной суммы задолженности, неустойки (штрафа, пени) и процентов за пользование чужими денежными средствами в том случае, если они признаются должником. Немаловажно и то, что рассмотрение дел в порядке приказного производства без разбирательства и вызова сторон исключает возможность реализации полномочий хозяйственного суда по уменьшению неустойки на основании ст.314 ГК.
В-шестых, заявление о возбуждении приказного производства не может быть оставлено без движения или возвращено, при рассмотрении указанного заявления суд не может приостановить или отложить производство по делу.
В-седьмых, представителям сторон не нужно представлять дополнительные доказательства, по результатам рассмотрения заявления хозяйственный суд выносит определение о судебном приказе, которое является исполнительным документом и вступает в силу с момента его вынесения (срок не более 20 дней). В исковом производстве суд выдает судебный приказ после вступления судебного решения в силу, что обычно происходит по истечении 15-дневного срока на обжалование постановления суда в апелляционном порядке (с учетом максимальных пределов срока рассмотрения дела в порядке искового производства (без учета возможного приостановления, отложения производства по делу) приказ может быть выдан по истечении 90 дней).
В-восьмых, документами, подтверждающими задолженность должника или признание долга, может быть не только акт сверки расчетов, но и ответ на претензию, а также иные письменные доказательства, подписанные уполномоченным лицом должника. Кроме этого, доказательством того, что должник не оспаривает требования взыскателя, может быть бездействие (молчание) должника, в частности оставление претензии без ответа, если иное не вытекает из соглашения сторон.
В-девятых, в ХПК закреплена практика оценки возражений должника исходя из их мотивированности и обоснованности. Лишь представление отзыва с приложением документов, подтверждающих возражения против требований взыскателя, является основанием для отказа в выдаче определения о судебном приказе.
В-десятых, в случае отказа в принятии заявления о возбуждении приказного производства или отказа в вынесении определения о судебном приказе на всю сумму заявленных требований либо отмены определения о судебном приказе в порядке, установленном ст.226 ХПК, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату взыскателю (подп.1.3 п.1 ст.259 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК)).
В-одиннадцатых, отказ в принятии заявления о возбуждении приказного производства не лишает взыскателя права после устранения обстоятельств (не представлены документы, подтверждающие заявленное требование; не уплачена государственная пошлина; не соблюдены требования к форме и содержанию заявления; не приложены доказательства, подтверждающие направление копии заявления должнику), послуживших основанием для отказа в принятии заявления, вновь обратиться с заявлением о возбуждении приказного производства.
В-двенадцатых, в случае отказа в выдаче определения о судебном приказе предусматривается возможность упрощенного перехода из приказного производства в исковое. В частности, взыскатель вправе в течение 15 дней с момента получения определения направить в хозяйственный суд ходатайство о рассмотрении дела в порядке искового производства и документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном НК размере.
Приказное производство возбуждается на основании заявления о возбуждении приказного производства, которое подается взыскателем по общим правилам подсудности по месту нахождения должника.
Форма и содержание заявления должны соответствовать требованиям ст.221 ХПК; к заявлению следует приложить доказательства направления должнику копии данного заявления и копий документов, прилагаемых к заявлению и направляемых в хозяйственный суд, документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.
Примирительная процедура
При применении примирительной процедуры, как и в приказном производстве, представителям сторон не нужно представлять какие-либо дополнительные доказательства.
Примирительная процедура - конфиденциальный процесс, в котором нейтральная третья сторона - примиритель (специалист аппарата хозяйственного суда, обладающий соответствующей квалификацией) поможет разрешить конфликт, найти наиболее приемлемое решение проблемы, предоставив субъектам при этом возможность прийти к соглашению о примирении самостоятельно, позволит сэкономить время на судебных разбирательствах, уйти от возможных дополнительных расходов и урегулировать спор без участия судьи, сохранив при этом партнерские отношения.
Примирительная процедура имеет ряд преимуществ.
Во-первых, при подаче искового заявления одновременно с согласованным сторонами ходатайством о назначении примирителя допускается уплата государственной пошлины в размере 50 % от установленной ставки. При недостижении примирения по всем или отдельным требованиям и продолжении производства по делу истцом с учетом ранее оплаченной государственной пошлины производится ее доплата в установленном размере исходя из суммы заявленных требований, подлежащих рассмотрению в хозяйственном суде. Истцом представляются доказательства, подтверждающие основания исковых требований, и документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны исковые требования.
Пример 1
Цена иска - 30 000 000 руб. Государственная пошлина, рассчитанная в соответствии с приложением 16 к НК, составляет 1 500 000 руб. При наличии ходатайства о проведении примирительной процедуры сумма государственной пошлины - 750 000 руб.
В ходе примирительной процедуры стороны достигли соглашения в отношении 10 000 000 руб. Соответственно, в стадию искового производства стороны могут перейти в отношении оставшейся суммы, по которой не достигнуто соглашение, - 20 000 000 руб. Государственная пошлина при цене иска 20 000 000 руб., рассчитанная в соответствии с приложением 16 к НК, - 1 000 000 руб. С учетом оплаченной ранее суммы государственной пошлины в размере 750 000 руб. сумма доплаты - 250 000 руб.
Таким образом, если истец обратился в суд без ходатайства о проведении примирительной процедуры, сумма государственной пошлины - 1 500 000 руб. При наличии указанного ходатайства сумма государственной пошлины равна 1 000 000 руб. (750 000 руб. + 250 000 руб.).
Экономия - 500 000 руб.
Пример 2
Цена иска - 30 000 000 руб. Государственная пошлина, рассчитанная в соответствии с приложением 16 к НК, составляет 1 500 000 руб. При наличии ходатайства о проведении примирительной процедуры сумма государственной пошлины - 750 000 руб.
В ходе примирительной процедуры стороны достигли соглашения в отношении 25 000 000 руб. Соответственно, в стадию искового производства стороны могут перейти в отношении оставшейся суммы, по которой не достигнуто соглашение, - 5 000 000 руб. Государственная пошлина при цене иска 5 000 000 руб., рассчитанная в соответствии с приложением 16 к НК, - 525 000 руб. С учетом оплаченной ранее суммы государственной пошлины в размере 750 000 руб. возникает переплата государственной пошлины в размере 225 000 руб., которая в данном случае возврату не подлежит.
Однако если бы истец обратился в суд без ходатайства о проведении примирительной процедуры, то сумма государственной пошлины была бы равна 1 500 000 руб. При наличии указанного ходатайства сумма государственной пошлины - 750 000 руб.
В данном случае имеет место экономия в размере 750 000 руб.
Согласованное сторонами ходатайство о назначении примирителя может быть выражено:
- в отдельном документе;
- в виде условия хозяйственного договора, предусматривающего урегулирование споров по договору с участием примирителя;
- в претензии и в указанном в ответе на претензию согласии ответчика на проведение примирительной процедуры.
Во-вторых, при подаче искового заявления одновременно с согласованным сторонами ходатайством о назначении примирителя в примирительной процедуре в исковом заявлении могут не указываться доказательства, подтверждающие основания исковых требований, а также к исковому заявлению могут не прилагаться документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны исковые требования.
В-третьих, в случае заключения соглашения о примирении в примирительной процедуре 50 % государственной пошлины будут возвращены истцу из бюджета (подп.2.1.4 п.2 ст.259 НК), следовательно, распределить между истцом и ответчиком нужно будет только оставшиеся 50 %.
В-четвертых, возможность неограниченного в пределах установленного месячного срока количества встреч с участием примирителя для обсуждения волнующих стороны вопросов.
В-пятых, отсутствие проигравшей стороны, поскольку выигрывают обе стороны.
В-шестых, при недостижении примирения всегда есть возможность в любой момент выйти из процедуры примирения и перейти к судебному разбирательству.
В-седьмых, в случае невыполнения условий заключенного соглашения в установленный срок у заинтересованной стороны есть право обратиться в суд за выдачей приказа на его принудительное исполнение.
Для проведения примирительной процедуры по делу одна или каждая из сторон должна заявить суду ходатайство об открытии примирительной процедуры.
Соглашение об урегулировании спора в примирительной процедуре подписывается руководителями сторон либо лицами, представившими примирителю доверенности с указанием специального полномочия на заключение соглашения об урегулировании спора в примирительной процедуре, и в случае соответствия его требованиям законодательства утверждается судьей с последующим прекращением производства по делу.
Такие ходатайства могут быть заявлены как устно в подготовительном судебном заседании, так и письменно.
Претензионный порядок
Согласно части второй п.2 ст.10 ГК до обращения в суд с иском по спорам между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями предъявление претензии является обязательным, если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором.
Использование претензионной стадии разрешения спора весьма эффективно. Если в ходе претензионной работы правильно расставить акценты и подобрать веские аргументы, свидетельствующие о том, что есть реальные шансы на возврат дебиторской задолженности, возможно, дело до суда не дойдет.
Преимущества претензионного порядка.
Во-первых, возможность самостоятельно договориться на взаимовыгодных условиях и, как следствие, сохранить партнерские деловые отношения и связи.
Во-вторых, возможность обращения в суд в упрощенном порядке (приказное производство) в случае признания должником претензии либо достижения согласованности для обращения к примирителю.
Претензия подписывается заявителем претензии или его представителем и направляется получателю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись. К претензии прилагаются копии документов, обосновывающие и подтверждающие предъявленные требования, либо выписки из них.
Срок для письменно уведомления заявителя претензии о результатах ее рассмотрения составляет 1 месяц, если иной срок не установлен законодательством или договором (см. приложение «Претензионный порядок урегулирования спора» к ХПК).
Согласно ст.314 ГК суду предоставлено право при решении вопроса об уменьшении неустойки учитывать действия сторон, направленные на добровольное досудебное урегулирование спора.
Частью шестой ст.133 ХПК суд наделен правом взыскания судебных расходов независимо от исхода дела не только со стороны, оставившей претензию без ответа в срок более месяца либо не выславшей истребованные документы, но и со стороны, отказавшейся либо уклонившейся от проведения переговоров.
Примечание. На момент написания данного материала размер БВ - 35 000 руб. (постановление Совета Министров РБ от 02.11.2007 № 1446).
15.03.2011 г.
Денис Дулуб, начальник отдела судебной практики хозяйственного суда Минской области, член общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»
От редакции: В Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15.12.1998 № 219-З на основании законов РБ от 03.07.2011 № 285-З (с 23 июля 2011 г.), от 30.12.2011 № 334-З (с 6 апреля 2012 г.) и от 25.11.2011 № 322-З (с 6 июня 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
В Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З на основании законов РБ от 03.07.2011 № 285-З (с 23 июля 2011 г.) и от 09.07.2012 № 388-З (с 18 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 13.12.2011 № 325-З (с 1 января 2012 г.), от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) и от 04.01.2012 № 337-З (с 19 марта 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
С 1 апреля 2012 г. п.1 постановления Совета Министров РБ от 02.11.2007 № 1446 «Об установлении размера базовой величины» на основании постановления Совета Министров РБ от 30.12.2011 № 1785 утратил силу.