Пособие от 15.10.2010
Автор: Демьянцева Н.

Приказное производство в гражданском процессе


 

Материал помещен в архив

 

ПРИКАЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Введение

Динамика роста темпов современной жизни обуславливает необходимость поиска и выработки новых средств, методов и способов деятельности в любой сфере. Не остаются в стороне и суды, которые, безусловно, одними из первых становятся свидетелями и непосредственными участниками любых изменений в жизни общества, политической и общественной жизни государства.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых и активизации уже известных методов организации работы с субъектами, обращающимися в суд за защитой своих нарушенных прав. Одним из таких средств выступает приказное производство в гражданском процессе, которое появилось в белорусской правоприменительной практике с 1999 г., что позволяет охарактеризовать данный правовой институт, с одной стороны, достаточно новым в отечественной цивилистике, но в то же время уже положительно зарекомендовавшим себя в результате применения.

В данном материале на основе анализа норм действующего законодательства и правоприменительной практики автор стремится ответить на ряд вопросов, касающихся сущности и правовой природы института приказного производства в гражданском процессе, выявить положительные и отрицательные стороны этого вида гражданского судопроизводства, а также предложить некоторые меры по совершенствованию норм действующего законодательства.

Сущность приказного производства

Приказное производство является одним из видов гражданского судопроизводства и существует наряду с исковым, административным и особым производствами.

Институт судебного приказа в гражданском судопроизводстве имеет долгую и сложную историю развития. Он существовал в римском праве, праве Англии, Австрии, Германии, России и других стран. Советское законодательство, основываясь во многом на дореволюционных правовых идеях, сохранило в гражданском процессе судебный приказ. Так, в Гражданском процессуальном кодексе (далее - ГПК) 1923 г. предусматривалось приказное производство, которое осуществлялось без участия сторон. Должник был лишен возможности представить свои возражения и доказательства, а сам судебный приказ мог быть обжалован только в кассационном порядке. В 1930-50-х гг. в процессуальном законодательстве Беларуси (как и в России) имели место отход от начал диспозитивности и состязательности, рост процессуальной активности суда, жесткая регламентация всех сфер гражданского оборота. Судебный приказ перестал быть значимым. Не находя применения на практике, этот институт не был закреплен и в ГПК 1964 г. Длительное время законодатель не обращался к приказному производству (примечание 1).

На сегодняшний день институт приказного производства учрежден в белорусском гражданском процессе ГПК, вступившим в силу с 1 июля 1999 г. Данный способ защиты гражданских прав обусловлен потребностями судебной практики, нецелесообразностью использования сложной гражданской процессуальной формы для рассмотрения и разрешения некоторых бесспорных требований, подтвержденных надлежащими документами (примечание 2).

Общий порядок гражданского судопроизводства в суде первой инстанции требует проведения судебного заседания, ведения протокола судебного заседания, присутствия сторон в процессе, вынесения судебного решения по делу, если оно рассмотрено по существу. Приказное производство представляет собой исключение из общих правил. Оно предлагает упрощенный способ рассмотрения дела, что, с одной стороны, способствует его ускорению, обеспечивает своевременную судебную защиту нарушенного права, с другой - уменьшает нагрузку на судью. В этом и состоит специфика приказного производства (примечание 3).

Как указано в п.1 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 29.06.2006 № 4 «О практике рассмотрения судами заявлений в порядке приказного производства» (далее - постановление Пленума ВС РБ № 4), приказное производство является самостоятельным видом гражданского судопроизводства, в котором судья в установленных законом случаях по заявлению взыскателя без проведения судебного заседания и вызова сторон на основании представленных документов возлагает обязанность на должника уплатить денежную сумму или передать движимое имущество.

Характерной особенностью приказного производства в гражданском процессе является то, что оно осуществляется в случаях, когда очевидна правомерность требования взыскателя к должнику.

Приказное производство подчиняется общим положениям гражданского судопроизводства (например, исчисление процессуальных сроков (глава 17 ГПК) - правилам подведомственности и подсудности гражданских дел в соответствии с главами 4 и 5 ГПК, и т.п.), если они не противоречат сущности этого вида судопроизводства.

Основными характерными чертами приказного производства, отличающими его от других видов гражданского судопроизводства, являются:

- ограничение принципов состязательности и равенства сторон. Это выражается в том, что рассмотрение и разрешение судом заявленных в приказном порядке требований происходит без вызова сторон. Иначе говоря, в приказном производстве отсутствует такая стадия процесса, как судебное разбирательство;

- ограничение принципа диспозитивности. Это выражается в том, что такие институты, как мировое соглашение, возражения на иск, подача встречного искового заявления, характерные для искового производства, при производстве в приказном порядке не используются;

- осуществление приказного производства только по определенным в ст.394 ГПК требованиям о взыскании денежной суммы или истребовании движимого имущества с должника;

- формирование выводов суда только исходя из письменных доказательств, подтверждающих заявленные требования;

- при удовлетворении заявленных требований вынесение судом определения о судебном приказе, а не решения;

- обращение особого внимания на возражение должника на определение о судебном приказе. Если от должника в суд поступает возражение, то определение о судебном приказе согласно ст.398 ГПК подлежит отмене.

Несмотря на общее сходство определения о судебном приказе с судебным решением, его следует отграничивать от судебного решения, выносимого по итогам искового производства. Так же, как и судебное решение, определение о судебном приказе выступает основанием для исполнения, однако, в отличие от судебного решения, - и исполнительным документом одновременно. Кроме того, определение о судебном приказе приобретает юридическую силу иначе, чем судебное решение. Его действие наступает после истечения сроков на заявление возражений должником (примечание 1).

В приказном производстве сторонами по делу являются:

- взыскатель - лицо, обратившееся в суд с соответствующим заявлением, содержащим определенные требования;

- должник - лицо, к которому взыскателем предъявлены требования о взыскании денежной суммы или имущества.

В качестве взыскателей и должников по делу могут выступать как юридические, так и физические лица.

В приказном производстве особая роль отводится суду, который путем осуществления властных полномочий рассматривает и разрешает в установленном порядке заявленные взыскателем требования к должнику (примечание 2).

Нормы гражданского права закрепили презумпцию вины должника, не исполнившего в установленный договором или законом срок обязанность или не совершившего определенные действия в пользу кредитора. Согласно принципу презумпции заявление кредитора на упрощенную процедуру разрешения соответствующих вопросов имеет приоритетное право. Таким образом, создается внешняя бесспорность требования кредитора, и целесообразнее принудить должника к исполнению при отсутствии спора о праве. В свою очередь, должник вправе возражать против предъявленных требований и добиваться рассмотрения дела в общеисковом производстве (примечание 1).

Перечень требований, которые могут рассматриваться в порядке приказного производства

Частью первой ст.394 ГПК установлен перечень требований, производство по которым может проводиться в приказном порядке. Так, в порядке приказного судопроизводства могут быть рассмотрены следующие заявления взыскателей.

1. Требования, основанные на нотариально удостоверенной сделке. Нотариальное удостоверение сделки согласно нормам ст.164 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) производится в обязательном порядке в случаях, указанных в законодательных актах, либо предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по законодательству для сделок данного вида эта форма не требовалась. Нормы Закона РБ от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» предоставляют сторонам по нотариально удостоверенной сделке право обратиться к нотариусу для совершения исполнительной надписи. Перечень документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов и должностных лиц, которым в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 28.12.2006 № 1737. Исходя из изложенного, законодательством предоставлено альтернативное право заинтересованным лицам по нотариально удостоверенной сделке обратиться либо в суд для получения определения о судебном приказе, либо к нотариусу за исполнительной надписью, а также в суд в общеисковом порядке. Необходимо отметить, что указанные документы являются исполнительными и обладают равной юридической силой. Таким образом, право выбора вида защиты нарушенного права имеет потерпевшая сторона.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июня 2018 г. следует руководствоваться перечнем № 1737 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2018 № 396.

 

2. Требование, основанное на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом. Протест векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта производится нотариусом в соответствии с Законом РБ от 13.12.1999 № 341-З «Об обращении переводных и простых векселей». Для получения платежа по векселю векселедержатель должен получить акцепт по векселю и предъявить вексель к платежу. В случае отказа от акцепта, платежа или недатирования акцепта составляется акт о протесте, о чем производится соответствующая запись в реестре нотариальных действий. С момента составления акта о протесте векселя в неплатеже у векселедержателя возникает право предъявить требование к любым обязанным лицам, включая плательщика, акцептовавшего вексель, но не оплатившего его. Если был совершен протест векселя в неакцепте, то у векселедержателя возникает право предъявить требование ко всем, кроме плательщика, не давшего согласия уплатить тратту (индоссантам, трассанту и авалисту).

Судьей в порядке приказного производства рассматриваются требования только по опротестованным векселям.

Кроме того, по требованию, основанному на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом, должен быть представлен подлинник векселя, а также акт о протесте векселя.

3. Требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей. В качестве обязательного условия по данному требованию ГПК устанавливает несвязанность предъявляемого требования с установлением материнства и (или) отцовства либо необходимостью привлечения третьих лиц. В данном случае в соответствии с абзацем 4 части второй п.4 постановления Пленума ВС РБ № 4 представляется копия свидетельства о рождении ребенка, справка с места жительства о нахождении ребенка на иждивении взыскателя, справка с места работы должника о его заработке и об отсутствии удержаний алиментов в пользу других лиц.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 марта 2017 г. следует руководствоваться п.4 постановления Пленума ВС РБ № 4 в редакции постановления Пленума Верховного Суда РБ от 30.03.2017 № 3.

 

Так, на практике взыскатели при альтернативе выбора формы обращения с заявлением о взыскании алиментов предпочитают подавать заявления о возбуждении приказного производства (при наличии оснований для возбуждения приказного производства), поскольку алименты взыскиваются с даты подачи заявления, а определение о судебном приказе выносится в 3-дневный срок с предоставлением 10-дневного срока должнику для подачи возражений. В случае если от должника такие возражения не поступили и данное заявление было передано на исполнение, то исполнительный документ о взыскании алиментов поступает на исполнение с небольшой задолженностью.

Однако иногда взыскатель при использовании возможности взыскания алиментов в приказном порядке (без вызова сторон) злоупотребляет этим правом, зная о том, что у должника имеются другие несовершеннолетние дети или что должник на день обращения с заявлением о возбуждении приказного производства выплачивает алименты другому взыскателю, не сообщает об этом суду, что приводит к взысканию с должника алиментов в большем размере, чем это необходимо в соответствии с нормами гражданского законодательства. В этом случае важную роль в приказном производстве играют возражения, поступающие на определение о судебном приказе, позволяя должнику самостоятельно защищать свои конституционные права.

4. Требование о взыскании с граждан налогов и сборов (пошлин) в доход государства. В соответствии с п.1 ст.59 Общей части Налогового кодекса РБ (далее - НК) налоговый орган вправе обратиться в общий суд с иском (заявлением о возбуждении приказного производства) о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица). Подпунктом 1.7 п.1 ст.82 Общей части НК в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней установлена обязанность налоговых органов и их должностных лиц применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней. Исходя из вышесказанного следует, что при обращении налоговыми органами в суд к заявлению о возбуждении приказного производства должны быть приложены соответствующие документы, свидетельствующие о принятии мер по обеспечению исполнения налоговых обязательств. Такими документами применительно к данному требованию могут служить акт описи арестованного имущества, копии платежного требования. Вместе с тем, как свидетельствует практика, иногда до обращения в суд инспекции Министерства по налогам и сборам РБ (далее - ИМНС) не налагают арест на имущество должников, а такие заявления суд принимает к своему производству, поскольку наложение ареста не вызывается необходимостью в связи с незначительностью сумм, о взыскании которых ставился вопрос. Кроме того, ИМНС при обращении в суд с заявлениями о возбуждении приказного производства помимо основных требований просят суд в целях обеспечения исполнения заявленных требований временно ограничить должника в праве на выезд за пределы Республики Беларусь. В связи с тем, что на практике суммы, подлежащие взысканию, часто характеризуются малозначительными размерами, такие требования в большинстве случаев остаются неудовлетворенными. В качестве доказательств, подтверждающих факт, который относится к предмету доказывания, при взыскании задолженности по земельному налогу и налогу на недвижимость к заявлениям о возбуждении приказного производства должны прилагаться документы, указывающие, что лицо владеет землей и (или) недвижимостью, требования ИМНС о погашении задолженности с отметкой о вручении или корешок платежного извещения с подписью должника, расчет пени и санкции (примечание 4).

5. Требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы. Одной из особенностей при подаче заявления о возбуждении приказного производства по этому требованию является необходимость приложения к заявлению помимо прочих документов также документов, которые бесспорно подтверждают задолженность нанимателя перед работником. Такими документами, в частности, могут служить бухгалтерские ведомости о начислении работнику заработной платы.

6. Требование соответствующим органам о взыскании расходов по розыску ответчика или должника. В соответствии со ст.149, 487 ГПК судья обязан объявить розыск по искам о взыскании алиментов, о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, по требованиям, предъявленным в интересах государства. По другим категориям дел судья может объявить в розыск ответчика через территориальные органы внутренних дел после внесения заинтересованным лицом суммы необходимых расходов. Соответственно, территориальные органы внутренних дел вправе впоследствии предъявить к разыскиваемому лицу (должнику в приказном производстве) требование о возмещении понесенных расходов. Для вынесения определения о судебном приказе о взыскании расходов по розыску ответчика (должника) следует установить факт объявления должника в розыск судом, размер денежных средств, затраченных на розыскные мероприятия, а также то, что розыск производился за счет территориальных органов внутренних дел. Следовательно, к заявлению о возбуждении приказного производства должны быть приложены постановления судьи об объявлении розыска должника и расчет по его розыску.

7. Требование страховщика (страховой организации) о взыскании задолженности по договору страхования. Страховщик, заявляя требование о взыскании задолженности по договору страхования, должен предоставить сам договор страхования, а также расчет суммы, подлежащей взысканию.

8. Требование арендодателя о взыскании задолженности по договору проката. При заявлении требования о взыскании задолженности по договору проката взыскателю необходимо предоставить сам договор проката, а также расчет суммы, подлежащей взысканию.

9. Требование о взыскании задолженности за пользование электроэнергией по договору энергоснабжения, задолженности за поставленный газ, за снабжение тепловой энергией через присоединенную сеть (отопление).

10. Требование о взыскании задолженности за услуги связи.

11. Требование о взыскании с нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков и членов их семей задолженности по оплате за пользование жилым помещением, техническое обслуживание и коммунальные услуги, по отчислениям средств на капитальный ремонт жилого дома.

Взыскатель при подаче заявления о возбуждении приказного производства по требованиям, предусмотренным пп.9-11, должен приложить к заявлению документы, подтверждающие факт заключения соответствующего договора, копию лицевого счета абонента и расчет задолженности.

Нередко складываются ситуации, когда на дату вынесения определения о судебном приказе должником погашена сумма долга в полном объеме, но взыскатель не ставит об этом в известность суд, в результате чего последний выносит определение о взыскании задолженности. В данном случае особая роль отводится должнику, который для предотвращения необоснованного взыскания суммы долга имеет право повторно обратиться в суд с возражениями на определение суда о судебном приказе.

12. Требование о взыскании в пользу территориальных медицинских объединений средств, затраченных на лечение потерпевших по рассмотренным уголовным делам. В данном случае к заявлению представляется необходимым приложить доказательства, подтверждающие вину должника в причинении повреждения вреда здоровью потерпевшего. Таким документом является копия приговора суда, вступившего в законную силу. Кроме того, должна быть приложена и справка-расчет затраченных медицинским учреждением средств на лечение.

13. Требование о взыскании задолженности в пользу Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН). Такое требование должно быть подтверждено доказательствами наличия задолженности перед ФСЗН и письменным расчетом.

14. Требование о взыскании с лица, неработающего либо работающего, но не в полном объеме возмещающего в течение 6 месяцев расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, либо с лица, место жительства которого неизвестно, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Исходя из положений п.9 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 19.12.2008 № 13 «О практике взыскания судами расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении» к заявлению о возбуждении приказного производства по данному требованию должны быть приложены документы, подтверждающие происхождение ребенка от обязанных лиц, документы, на основании которых ребенок находится в учреждении, подавшем заявление о взыскании расходов, а также расчет о размере расходов. Отсутствие хотя бы одного из указанных документов может служить основанием для отказа в принятии заявления. Специфической особенностью в данном случае является также тот факт, что в соответствии с нормами законодательства требования о взыскании расходов в порядке приказного производства могут быть предъявлены в суд также по месту нахождения взыскателя данных расходов, а также по месту жительства обязанного лица либо по месту нахождения детей на государственном обеспечении.

Данная норма ст.394 ГПК ускорила порядок взыскания расходов на содержание детей с должников, в связи с чем задолженность по текущим платежам за время со дня обращения заявителя в суд и до предъявления определения о судебном приказе к исполнению увеличивается незначительно. Соответственно, должники имеют возможность в короткий промежуток времени погасить задолженность по расходам на содержание детей.

Перечень требований, установленный ст.394 ГПК, которые могут рассматриваться в порядке приказного производства, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (часть вторая п.1 постановления Пленума ВС РБ № 4).

Возбуждение приказного производства

Приказное производство возбуждается путем подачи в суд заявления. Заявление может быть подано взыскателем, его представителями, а также прокурором, государственными органами, юридическими лицами и гражданами, от собственного имени защищающими права других лиц. Заявление о возбуждении приказного производства подается в суд по общим правилам подсудности, закрепленным в ст.46 ГПК. Иными словами, заявление о возбуждении дела подается в суд по месту жительства ответчика, если иное не установлено ГПК. Если ответчиком является юридическое лицо, заявление подается по месту его нахождения, указанному в уставе или ином учредительном документе. Специфическая особенность предусмотрена нормами гражданского процессуального законодательства в отношении заявлений о взыскании алиментов или об установлении материнства и (или) отцовства, а также о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. В таком случае действует правило подсудности по выбору истца. Так, частями третьей и четвертой ст.47 ГПК предусмотрено, что заявление о взыскании алиментов или об установлении материнства и (или) отцовства может предъявляться истцом также по месту его жительства, а заявление о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, может предъявляться истцом также по месту его нахождения либо по месту нахождения детей на государственном обеспечении. Также следует отметить, что в соответствии с частью восьмой ст.47 ГПК иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен также по месту исполнения договора. В связи с этим полагаем, что к данной категории дел могут быть отнесены и заявления о возбуждении приказного производства по требованиям, основанным на нотариально удостоверенных сделках.

В силу части второй ст.395 ГПК в заявлении о возбуждении приказного производства должны быть указаны:

- наименование суда, в который подается заявление;

- фамилия, собственное имя, отчество (наименование) взыскателя и должника, их место жительства (место пребывания) или место нахождения;

- требования взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано;

- ссылка на документы, подтверждающие обоснованность требований;

- перечень прилагаемых документов;

- стоимость движимого имущества, если требование связано с его истребованием.

Представление заявителем копии заявления по числу ответчиков (должников), как это установлено в части второй ст.242 ГПК для искового порядка, в приказном производстве не предусмотрено. Если заявление подается представителем взыскателя, то к заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий его полномочия.

Согласно части третьей ст.395 ГПК заявление должно быть оплачено государственной пошлиной в случаях, предусмотренных законодательными актами, за исключением случаев освобождения от уплаты государственной пошлины. Так, п.8 приложения 14 к Особенной части НК закреплено, что заявления о возбуждении приказного производства оплачиваются по ставкам, установленным п.1 указанного приложения, т.е. по ставкам, установленным по исковым заявлениям:

- по заявлениям имущественного характера (за исключением исковых заявлений о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении) - в размере 5 % цены иска;

- по заявлениям о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, - в размере 1 базовой величины с каждого обязанного лица.

В соответствии с п.8 постановления Пленума ВС РБ № 4 при отсутствии оснований для оставления заявления без движения и для отказа в принятии заявления судья в течение 3 дней после поступления заявления обязан его рассмотреть и вынести определение о судебном приказе. В приказном производстве не выносятся определения: о возбуждении приказного производства; о назначении дела к судебному разбирательству; о прекращении производства по делу; об оставлении заявления без рассмотрения по основаниям, указанным в ст.164, 165 ГПК. Наличие обстоятельств для прекращения производства по делу либо оставления заявления без рассмотрения является основанием для вынесения в соответствии со ст.396 ГПК определения об отказе в принятии заявления.

После получения заявления о возбуждении приказного производства проверяется наличие права на обращение за судебной защитой и устанавливаются возможные препятствия для реализации этого права, а также наличие оснований для оставления заявления без движения, т.е. фактически выполняются действия, соответствующие стадии возбуждения дела.

При наличии в заявлении недостатков судья, руководствуясь правилами ст.111 ГПК, оставляет его без движения и предоставляет срок для их исправления, если недостатки не являются основанием для отказа в принятии заявления в силу ст.396 ГПК. В этом случае срок рассмотрения заявления исчисляется согласно части второй ст.248 ГПК - со дня исправления недостатков.

Вопрос о достаточности письменных документов для вынесения определения о судебном приказе разрешается судьей в каждом конкретном случае в зависимости от характера заявленного требования. До вынесения судьей определения о судебном приказе заявитель может отказаться от поданного заявления о возбуждении приказного производства. В этом случае поданное заявление и приложенные к нему документы возвращаются взыскателю без вынесения определения.

Отказ в принятии заявления о возбуждении приказного производства

Отказ в принятии заявления о возбуждении приказного производства допускается по основаниям, указанным в ст.396 ГПК. Помимо случаев, предусмотренных ст.245, 246 ГПК, судья отказывает в принятии заявления, если:

- заявленное требование не предусмотрено ст.394 ГПК;

- место жительства или место нахождения должника находятся вне пределов Республики Беларусь;

- не представлены документы, подтверждающие заявленное требование;

- усматривается наличие спора о праве, который невозможно разрешить на основании представленных документов;

- заявление не оплачено государственной пошлиной.

Об отказе в принятии заявления судья в 3-дневный срок со дня поступления заявления в суд выносит определение, которое обжалованию (опротестованию) не подлежит.

В приказном производстве не допускается вынесение определений об отказе в вынесении определения о судебном приказе, поэтому при наличии оснований, указанных в ст.396 ГПК, судья выносит определение об отказе в принятии заявления о возбуждении приказного производства.

Отказ в принятии заявления о возбуждении приказного производства не препятствует возможности предъявления взыскателем иска по тому же требованию в порядке искового производства. В этом случае государственная пошлина, уплаченная взыскателем, засчитывается в счет подлежащей уплате пошлины по исковому заявлению либо может быть возвращена заявителю в порядке и по основаниям, предусмотренным ст.259 Особенной части НК.

Повторное обращение с заявлением о возбуждении приказного производства допускается лишь в случае устранения заявителем причин, которые ранее послужили основанием к отказу в принятии заявления.

Таким образом, судья при поступлении в суд заявления о возбуждении приказного производства в течение 3 дней после поступления заявления обязан вынести одно из 3 определений:

- об отказе в принятии заявления;

- об оставлении заявления без движения;

- о судебном приказе.

Порядок вынесения и содержание определения о судебном приказе

В соответствии со ст.397 ГПК определение о судебном приказе выносится в 3-дневный срок со дня поступления заявления в суд.

В определении должны быть указаны:

- номер производства и дата вынесения определения;

- наименование суда, фамилия, собственное имя, отчество судьи, вынесшего определение;

- фамилия, собственное имя, отчество (наименование) взыскателя и должника, их место жительства (место пребывания) или место нахождения;

- нормативный акт, на основании которого удовлетворено требование;

- размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или обозначение движимого имущества, подлежащего истребованию, с указанием его стоимости;

- размер неустойки (штрафа, пени), если ее взыскание предусмотрено законодательством или договором;

- сумма государственной пошлины, подлежащей взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход государства, а также размер издержек, связанных с рассмотрением дела;

- перечень документов, которые подтверждают требования взыскателя.

В определении о судебном приказе о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, кроме сведений, предусмотренных пп.1-4, 7 части второй ст.397 ГПК, указываются дата и место рождения должника, место его работы, фамилия, собственное имя, отчество и дата рождения каждого ребенка, на содержание которого присуждены алименты, размер платежей, взыскиваемых ежемесячно с должника, и срок их взыскания.

В определении о судебном приказе о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, должны быть решены вопросы трудоустройства лиц, обязанных возмещать эти расходы, неработающих либо работающих, но не в полном объеме возмещающих в течение 6 месяцев расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Судья вправе определением разрешить вопрос об исправлении описок и явных счетных ошибок в определении о судебном приказе.

Определение о судебном приказе согласно п.2 ст.462 ГПК является исполнительным документом. Поэтому его резолютивная часть должна соответствовать пп.5-7 части второй ст.397 ГПК. В определении о взыскании алиментов, а также в определении о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, кроме того, должны быть изложены сведения, указанные соответственно в частях третьей и четвертой ст.397 ГПК.

В соответствии со ст.397 ГПК составление мотивировочной части определения не требуется. Однако с учетом особенностей приказного производства в определении должна быть изложена сущность требования взыскателя, перечень представленных документов, нормативный акт, на основании которого удовлетворено требование. В резолютивной части определения, наряду с взысканием основной суммы долга, если об этом поднимается вопрос в заявлении и приведен расчет, следует разрешить вопрос и о взыскании неустойки (штрафа, пени), если их взыскание предусмотрено законодательством или договором. В приказном производстве не установлено распределение судебных расходов, по этой причине в резолютивной части определения необходимо разрешить вопрос о государственной пошлине, а другие судебные расходы могут быть взысканы отдельным определением.

В определении судья не вправе решать вопрос об уменьшении размера неустойки (штрафа, пени), а также взыскании процентов в соответствии со ст.366 ГК.

Определение о судебном приказе не подлежит обжалованию и опротестованию в кассационном порядке, но может быть обжаловано в порядке надзора (примечание 4).

Отмена определения о судебном приказе

Статьей 398 ГПК установлено, что в течение 3 дней после вынесения определения о судебном приказе судья направляет его копию должнику с уведомлением о вручении.

Уведомление должника о вынесении в отношении его определения о судебном приказе о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, направляется судом по последнему известному месту жительства должника и считается надлежащим.

Должник вправе в 10-дневный срок со дня получения копии определения направить в суд возражения против заявленного требования с использованием любых средств связи.

Судья отменяет определение о судебном приказе, если от должника в установленный срок поступят возражения против заявленного требования, о чем выносит определение. В определении об отмене определения о судебном приказе судья разъясняет, что заявленное требование взыскателя может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения об отмене определения о судебном приказе направляются сторонам не позже 3 дней после его вынесения.

Если в установленный срок от должника не поступит в суд возражение, судья выдает взыскателю определение о судебном приказе, заверенное печатью суда, для предъявления его к исполнению.

По просьбе взыскателя определение о судебном приказе может быть направлено для исполнения непосредственно судом.

Суд по собственной инициативе направляет для исполнения определение о судебном приказе в случаях взыскания денежных сумм в доход государства, взыскания расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, взыскания алиментов, о чем извещает взыскателя в течение 3 дней.

Для взыскания государственной пошлины с должника в доход государства отдельный экземпляр определения о судебном приказе, заверенный печатью суда, направляется для исполнения непосредственно судом.

Определение о судебном приказе о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в котором решены вопросы трудоустройства лица, неработающего либо работающего, но не в полном объеме возмещающего в течение 6 месяцев расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в течение 3 рабочих дней после его вынесения направляется в органы внутренних дел и комитет по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета по месту жительства этого лица, а в случае, когда место жительства данного лица неизвестно, - по месту нахождения суда для подбора организации в целях его трудоустройства.

Копия определения о судебном приказе направляется в течение 3 дней после его вынесения должнику с уведомлением о вручении. Уведомление о вручении копии определения о судебном приказе с указанием времени вручения и подписью лица, получившего документ, приобщается к материалам приказного производства. При направлении копии определения о судебном приказе в сопроводительном письме должнику следует разъяснять, что при несогласии с заявленным требованием он вправе в соответствии с частью третьей ст.398 ГПК в 10-дневный срок со дня получения копии определения направить в суд обоснованное возражение, используя для этого любые средства связи.

Возражения могут быть направлены представителем должника при наличии документов, подтверждающих его полномочия.

В случае подачи возражений по истечении установленного частью третьей ст.398 ГПК 10-дневного срока они возвращаются должнику, и ему разъясняется право на обжалование определения о судебном приказе в порядке надзора. Применительно к части первой ст.154 ГПК указанный срок может быть восстановлен по заявлению должника при наличии уважительных причин. В связи с этим представляется, что суд должен удостовериться в получении должником копии определения о судебном приказе.

Вопрос об отмене определения о судебном приказе в порядке, предусмотренном ст.398 ГПК, может быть разрешен по возражению должника. Рассмотрение вопроса об отмене определения о судебном приказе по заявлению взыскателя или инициативе судьи законом не предусмотрено.

В силу части четвертой ст.398 ГПК основанием к отмене определения о судебном приказе являются возражения должника. К ним, в частности, относятся указания на:

- рассмотрение судьей в приказном производстве требований, не указанных в ст.394 ГПК;

- наличие препятствий для принятия заявления о возбуждении приказного производства (ст.396 ГПК);

- полное или частичное оспаривание должником взысканных сумм;

- погашение должником суммы долга до предъявления заявления.

Поступившие от должника возражения рассматриваются судьей, также как и заявление, без вызова сторон и проведения судебного заседания.

По результатам рассмотрения возражений судья обязан вынести определение об отмене определения о судебном приказе либо об отклонении возражений должника и выдаче определения для предъявления к исполнению.

Копии определения об удовлетворении возражений и отмене определения о судебном приказе, а также определения об отказе в удовлетворении возражений должны быть направлены сторонам в течение 3 дней после их вынесения.

В определении об отмене определения о судебном приказе должно быть разъяснено, что требование взыскателя может быть рассмотрено в порядке искового производства. Немедленное исполнение определения о судебном приказе, в т.ч. и по требованию о взыскании алиментов, не допускается, так как согласно части четвертой ст.398 ГПК определение о судебном приказе выдается для предъявления его к исполнению по истечении 10-дневного срока со дня получения копии определения должником.

Поскольку определение о судебном приказе одновременно является исполнительным документом, то выписка исполнительных листов не производится. Для предъявления к исполнению оно выдается взыскателю после истечения 10-дневного срока, исчисленного со дня, указанного в уведомлении о вручении его копии должнику. По просьбе взыскателя определение может быть направлено для исполнения непосредственно судом.

Определения о судебном приказе исполняются по тем же правилам, которые установлены для других исполнительных документов в разделе IX ГПК.

Если с должника взыскана государственная пошлина в доход государства, то отдельный экземпляр определения суд направляет для его исполнения в этой части с соблюдением правил, установленных ст.483 ГПК. Судья вправе, не затрагивая существа содержащихся в определении о судебном приказе требований, разрешить вопросы об исправлении описок и явных счетных ошибок, а также отсрочить или рассрочить исполнение определения и изменить способ и порядок его исполнения.

При обнаружении обстоятельств, установленных ст.325 ГПК, судья применительно к правилам названной статьи выносит частное определение (п.17 постановления Пленума ВС РБ № 4).

Заключение

Проведенный в материале анализ норм действующего законодательства, а также судебной практики позволяет сделать вывод о том, что институт приказного производства в гражданском процессе в полной мере соответствует современным тенденциям развития общества, а также способствует соблюдению принципа процессуальной экономии.

При соблюдении правил приказного производства права и интересы личности не нарушаются. Вместе с тем обеспечивается динамизм и повышается эффективность судебной защиты.

Ускоренный характер приказного производства позволяет сократить временной промежуток между нарушением права субъекта и вынесением законного решения о защите этого права, что делает его гораздо более привлекательным в применении для заявителей по сравнению с исковым производством.

В то же время нельзя не отметить, что достаточно многочисленному кругу субъектов хозяйствования и физических лиц нашей страны правовой институт приказного производства как средство и способ защиты нарушенных прав на сегодняшний день недостаточно хорошо известен и понятен. В связи с этим такие социальные группы в случае нарушения их прав продолжают обращаться в суд в исковом порядке, несмотря на то, что в ряде случаев возникшее правоотношение возможно разрешить в приказном порядке, т.е. более простым, быстрым и бесконфликтным способом, который порой помимо восстановления нарушенных прав уменьшает вероятность возникновения конфликтных ситуаций, избавляя стороны от необходимости высказывать друг другу взаимные претензии в судебном заседании и тем самым нередко сохраняя партнерские и деловые отношения между сторонами.

В качестве одного из средств популяризации такого способа рассмотрения дел в суде, как приказное производство, представляется возможным на законодательном уровне закрепить фиксированную сумму уплачиваемой государственной пошлины при подаче заявления о возбуждении приказного производства, установив зависимость ее размера от размера суммы заявляемых имущественных требований. В качестве примера можно привести предусмотренные в п.4 приложения 16 к Особенной части НК ставки государственной пошлины, уплачиваемой при подаче заявлений о возбуждении приказного производства в хозяйственные суды. Такая мера представляется особенно актуальной на фоне последствий мирового финансового кризиса, выразившихся, в частности, в снижении уровня доходов населения. Таким образом, указанная мера позволит создать помимо ускоренного характера с точки зрения временных затрат еще одно весомое преимущество по сравнению с обращением в порядке искового производства - финансовое.

Также существенной мерой, требующей пристального рассмотрения, является возможность расширения перечня требований, дела по которым могут быть рассмотрены в порядке приказного производства. В частности, речь идет о делах о взыскании задолженностей по потребительским кредитам, так как в большинстве случаев условия кредитных договоров по потребительским кредитам не требуют привлечения поручителей в качестве средства обеспечения исполнения обязательств. На этом основании отсутствует необходимость привлекать в судебное заседание иных лиц, а бесспорность предъявляемого к одному должнику требования в таком случае может подтверждаться представлением суду копии кредитного договора и расчета суммы задолженности с начисленными штрафными санкциями, если это предусмотрено договором.

Другой категорией дел, по которым возможно поставить вопрос о включении их в перечень требований, которые могут быть рассмотрены в порядке приказного производства, являются некоторые требования, предъявляемые в порядке регресса. В частности, это регрессные требования поручителя к кредитополучателю по делам о взыскании задолженности по кредиту, когда сумма задолженности по решению суда взыскана с солидарного должника (поручителя) и погашена им в полном объеме. В данном случае требования могут быть подтверждены копией кредитного договора, копией решения суда, на основании которого с заявителя взыскана сумма задолженности, а также документ, подтверждающий погашение поручителем задолженности, взысканной судом.

Также целесообразным представляется введение указания паспортных данных должника в качестве обязательного требования к форме заявления о возбуждении приказного производства, поскольку с внедрением в судах автоматизированной информационной системы ведения возбужденных исполнительных производств возникает ряд сложностей с внесением сведений о возбужденных на основании определений о судебном приказе исполнительных производствах. В связи с тем что определение о судебном приказе выносится в 3-дневный срок и без вызова сторон, установить паспортные данные должника суду не представляется возможным. Вместе с тем определения о судебном приказе, направляемые на исполнение, возвращаются в направивший их суд с постановлением судебного исполнителя на основании части пятой ст.484 ГПК как ненадлежаще оформленные.

 

Примечание 1. Гражданский процесс. Особенная часть: учебник / Под общ.ред. Т.А.Беловой, И.Н.Колядко, Н.Г.Юркевича. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2007.

Примечание 2. Тихиня В.Г. Виды гражданского судопроизводства в Республике Беларусь. - Мн.: Право и экономика, 2008.

Примечание 3. Таранова Т.С. Гражданский процесс. Особенная часть: Курс лекций. - Мн.: БГЭУ, 2005.

Примечание 4. О судебной практике рассмотрения судами заявлений в порядке приказного производства (по материалам обзора) // «Судовы веснiк». - 2006. - № 3 - С.35-36.

 

15.10.2010 г.

 

Наталья Демьянцева, юрист

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.), от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.), от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.), от 26.10.2012 № 431-З (с 1 января 2013 г.), от 31.12.2013 № 96-З (с 1 января 2014 г.), от 30.12.2014 № 224-З, от 30.12.2015 № 343-З и от 13.06.2016 № 372-З (с 1 июля 2016 г.) внесены изменения и дополнения.

В Гражданский процессуальный кодекс РБ от 11.01.1999 № 238-З на основании законов РБ от 04.01.2012 № 337-З (с 19 марта 2012 г.), от 13.07.2012 № 411-З (с 20 января 2013 г.) и от 01.07.2014 № 175-З (с 21 июля 2014 г.), от 05.01.2016 № 356-З (с 27 февраля 2016 г.) и от 24.10.2016 № 439-З (с 16 мая 2017 г.) внесены изменения и дополнения.