Пособие от 30.09.2016
Автор: Андреева А.

Применение налоговых льгот, установленных Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6, реорганизованными организациями


СОДЕРЖАНИЕ

 

Место нахождения организаций

Льготы, установленные для организаций

Ограничения по применению льгот

Реорганизация организаций

   Слияние организаций

   Присоединение организаций

   Разделение организаций

   Выделение организаций

   Преобразование организаций

Практические ситуации

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ, УСТАНОВЛЕННЫХ ДЕКРЕТОМ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 07.05.2012 № 6, РЕОРГАНИЗОВАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее - Декрет № 6) предусмотрен ряд льгот для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

Место нахождения организаций

Сведения о месте нахождения юридического лица, изменении его места нахождения должны содержаться в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.5 Положения о Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2009 № 229, далее соответственно - Положение № 229, постановление № 229).

Следовательно, при определении места нахождения коммерческой организации для целей применения налоговых льгот, установленных Декретом № 6, необходимо руководствоваться данными о месте его нахождения, содержащимися в ЕГР.

 

Справочно

Дополнительно см. письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2013 № 2-3-15/10002 «О применении норм Декрета № 6», вопрос 3.

Льготы, установленные для организаций

При соблюдении условий, установленных Декретом № 6, коммерческие организации в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации (подп.1.1 п.1 Декрета № 6):

• вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль (коммерческие организации) и подоходный налог с физических лиц (индивидуальные предприниматели) соответственно в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;

• освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности (в том числе связанной со специфическими товарами (работами, услугами)), внесение в такое специальное разрешение (лицензию) изменений и (или) дополнений, продление срока его (ее) действия;

• вправе не исчислять и не уплачивать иные налоги, сборы (пошлины) (за исключением налога на добавленную стоимость, в том числе налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, патентной пошлины, утилизационного сбора, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и (или) перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента, если Декретом № 6 не предусмотрено иное);

• освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами - нерезидентами и физическими лицами - нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также от сдачи имущества в аренду.

Ограничения по применению льгот

С 30 сентября 2016 г. из числа коммерческих организаций, которые вправе применять льготы, предусмотренные Декретом № 6, исключены организации, созданные после 1 августа 2016 г. в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния, а также организации, реорганизованные после 1 августа 2016 г. путем присоединения к ним других организаций.

 

Справочно

См. Декрет Президента Республики Беларусь от 27.06.2016 № 2.

 

Вместе с тем для коммерческих организаций, возникших в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования, такие изменения не коснулись. Иными словами, организации, возникшие в результате преобразования, вправе пользоваться льготами, установленными Декретом № 6.

Реорганизация организаций

Для правильного понимания терминов, связанных с реорганизацией, обратимся к Закону Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII).

Хозяйственным обществом признается коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников (часть первая ст.1 Закона № 2020-XII).

Положения Закона № 2020-XII, регламентирующие правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ, распространяются на хозяйственные общества, состоящие из одного участника, если иное не предусмотрено Законом № 2020-XII и иными законодательными актами (часть вторая ст.3 Закона № 2020-XII).

Реорганизация хозяйственного общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (часть первая ст.15 Закона № 2020-XII). Аналогичная норма установлена п.1 ст.53 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК).

Хозяйственное общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм в порядке, определяемом законодательными актами (часть третья ст.15 Закона № 2020-XII; часть первая п.4 ст.53 ГК).

При реорганизации хозяйственного общества в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (часть четвертая ст.15 Закона № 2020-XII; часть вторая п.4 ст.53 ГК).

Слияние организаций

Слиянием хозяйственных обществ, хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм признается создание нового хозяйственного общества или юридического лица иной организационно-правовой формы путем передачи создаваемому в результате слияния новому юридическому лицу всех прав и обязанностей участвующих в слиянии хозяйственных обществ, хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм с прекращением их деятельности в порядке, установленном Законом № 2020-XII и иными законодательными актами (часть первая ст.16 Закона № 2020-XII).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 апреля 2021 г. ст.16 Закона № 2020-XII изложена в новой редакции Законом от 05.01.2021 № 95-З. Комментарий см. здесь.

 

При слиянии хозяйственных обществ, хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм права и обязанности каждого из них переходят в соответствии с передаточным актом к вновь возникшему хозяйственному обществу или возникшему юридическому лицу иной организационно-правовой формы (часть третья ст.16 Закона № 2020-XII; п.1 ст.54 ГК).

При реорганизации юридических лиц в форме слияния нескольких юридических лиц вновь созданному юридическому лицу присваивается УНП, а прекратившие деятельность юридические лица исключаются из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц) (далее - Государственный реестр), присвоенные им УНП признаются недействительными (абзац 2 п.9 Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 96 (далее - Инструкция № 96)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 мая 2022 г. следует руководствоваться п.9 Инструкции № 96 в  ред. постановления МНС от 31.03.2022 № 14.

 

Присоединение организаций

Присоединением к хозяйственному обществу признается прекращение деятельности одного или нескольких присоединяемых хозяйственных обществ и (или) одного или нескольких юридических лиц иных организационно-правовых форм с передачей прав и обязанностей последних хозяйственному обществу, к которому осуществляется присоединение (часть первая ст.17 Закона № 2020-XII).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 апреля 2021 г. ст.17 Закона № 2020-XII изложена в новой редакции Законом № 95-З.

 

При присоединении к хозяйственному обществу другого хозяйственного общества и (или) юридического лица иной организационно-правовой формы права и обязанности последних переходят в соответствии с передаточным актом к хозяйственному обществу, к которому осуществляется присоединение (часть третья ст.17 Закона № 2020-XII; п.2 ст.54 ГК).

В случае присоединения юридического лица к другому юридическому лицу за последним сохраняется ранее присвоенный УНП, а присоединенное юридическое лицо исключается из Государственного реестра, присвоенный ему УНП признается недействительным (абзац 5 п.9 Инструкции № 96).

Разделение организаций

Под разделением хозяйственного общества понимается прекращение его деятельности с передачей прав и обязанностей вновь возникшим хозяйственным обществам и (или) юридическим лицам иных организационно-правовых форм (часть первая ст.18 Закона № 2020-XII).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 апреля 2021 г. ст.18 Закона № 2020-XII изложена в новой редакции Законом № 95-З.

 

При разделении хозяйственного общества все его права и обязанности переходят в соответствии с разделительным балансом к вновь возникшим хозяйственным обществам и (или) юридическим лицам иных организационно-правовых форм (часть третья ст.18 Закона № 2020-XII; п.3 ст.54 ГК).

При реорганизации в форме разделения юридического лица каждому из вновь созданных юридических лиц присваивается УНП, а реорганизованное юридическое лицо исключается из Государственного реестра, присвоенный ему УНП признается недействительным (абзац 4 п.9 Инструкции № 96).

Выделение организаций

Выделение из хозяйственного общества - создание одного или нескольких новых хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм с передачей им части прав и обязанностей реорганизованного хозяйственного общества без прекращения его деятельности (часть первая ст.19 Закона № 2020-XII).

При выделении из хозяйственного общества одного или нескольких хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм права и обязанности реорганизованного хозяйственного общества переходят в соответствии с разделительным балансом к каждому из возникших хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм (часть пятая ст.19 Закона № 2020-XII; п.4 ст.54 ГК).

При реорганизации юридических лиц в форме выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц каждому из вновь созданных юридических лиц присваивается УНП, а за реорганизованным юридическим лицом сохраняется ранее присвоенный УНП (абзац 3 п.9 Инструкции № 96).

Преобразование организаций

Хозяйственное общество одной формы или одного вида может преобразовываться в хозяйственное общество другой формы или другого вида либо в хозяйственное товарищество, производственный кооператив или унитарное предприятие в порядке, установленном Законом № 2020-XII и иными законодательными актами, за исключением хозяйственного общества, состоящего из одного участника, которое может быть преобразовано в хозяйственное общество другой формы или другого вида либо в унитарное предприятие (часть первая ст.20 Закона № 2020-XII).

Следовательно, реорганизация в форме преобразования - это изменение организационно-правовой формы юридического лица.

При преобразовании хозяйственного общества его права и обязанности переходят в соответствии с передаточным актом к вновь возникшему хозяйственному обществу другой формы или другого вида либо юридическому лицу иной организационно-правовой формы, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему хозяйственному обществу другой формы или другого вида либо юридическому лицу иной организационно-правовой формы (часть третья ст.20 Закона № 2020-XII; п.5 ст.54 ГК).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 апреля 2021 г. следует руководствоваться ст.20 Закона № 2020-XII с изменениями, внесенными Законом № 95-З.

С 28 апреля 2021 г. при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу (п.5 ст.54 ГК в ред. Закона № 95-З).

 

В ГК и в Законе № 2020-XII, когда речь идет о реорганизации в форме преобразования, используется термин «вновь возникшее юридическое лицо» и «вновь возникшее хозяйственное общество».

Однако исходя из положений п.16 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение № 1), в связи с реорганизацией в форме преобразования осуществляется не государственная регистрация коммерческих организаций, а государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы преобразуемых коммерческих организаций (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров).

Коммерческие организации обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае (часть первая п.22 Положения № 1):

• изменения наименования;

• смены собственника имущества или изменения состава участников организации.

 

Справочно

Непредставление учредительных документов для государственной регистрации в случаях и сроки, установленные законодательством, влечет наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (часть первая ст.23.64 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.24.43 нового Кодекса.

 

Изменения в уставе, зарегистрированные в установленном порядке, отражаются в ЕГР (подп.2.1 п.2 постановления № 229 и п.5 Положения № 229).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 сентября 2017 г. в подп.2.1 п.2 постановления № 229 внесено изменение постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2017 № 584. Изменение не повлияло на суть материала.

 

В случае преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида за вновь созданным юридическим лицом сохраняется ранее присвоенный УНП (абзац 6 п.9 Инструкции № 96).

Таким образом, при смене организационно-правовой формы организации УНП организации не изменяется, первоначальная дата ее регистрации остается прежней.

Практические ситуации

Рассмотрим на практических ситуациях возможность применения льгот реорганизованными организациями.

 

Ситуация 1

Организация «А» зарегистрирована в 2009 году в сельском населенном пункте Минского района.

Организация «Б» зарегистрирована в г. Заславле в 2008 году. Деятельность организаций осуществлялась по месту их нахождения (регистрации).

В мае 2016 г. путем слияния организаций «А» и «Б» образована организация «С».

Организация «С» зарегистрирована в г. Заславле и занимается оказанием услуг и производством продукции.

 

Организация «С» вправе пользоваться льготами, установленными Декретом № 6, поскольку реорганизация произошла до 1 августа 2016 г.

Если бы реорганизация была проведена после 1 августа 2016 г., то организация «С» прав на применение таких льгот не имела бы.

 

Ситуация 2

Организация «А» создана в 2015 году и находится в сельской местности. Организация «Б» создана в 2008 году и также находится в сельской местности. Поскольку истекло 7 лет с момента создания, организация «Б» льготами, установленными Декретом № 6, не пользуется.

Организация «Б» присоединена к организации «А» в июне 2016 г. После присоединения организация «А» осталась с тем же наименованием, тем же УНП и местом нахождения.

 

Организация «А» вправе применять льготы, установленные Декретом № 6, поскольку реорганизация произошла до 1 августа 2016 г.

Если бы реорганизация была проведена после 1 августа 2016 г., то организация «А» прав на применение таких льгот не имела бы.

 

Ситуация 3

Организация «А», зарегистрированная в агрогородке в 2009 году, в августе 2016 г. разделилась на две организации - «Б» и «В».

 

Организации «Б» и «В» не вправе применять установленные Декретом № 6 льготы, поскольку данные организации возникли в результате разделения и это разделение произошло после 1 августа 2016 г.

 

Ситуация 4

Из организации «А», зарегистрированной в сельском населенном пункте в 2009 году, в мае 2016 г. выделена организация «Б». Организация «Б» зарегистрирована также в сельской местности и занимается производством продукции.

 

Организация «Б», созданная путем выделения, имеет право на льготы, установленные Декретом № 6, поскольку ее выделение произошло до 1 августа 2016 г.

Если бы такое выделение произошло после 1 августа 2016 г. прав на льготы организация «Б» не имела бы.

 

Ситуация 5

Общество с ограниченной ответственностью «А» зарегистрировано 18 мая 2015 г. в г. Дзержинске Минской области и занимается строительством.

В сентябре 2016 г. оно преобразовано в закрытое акционерное общество «А».

 

Закрытое акционерное общество «А» вправе применять льготы, установленные Декретом № 6, в течение 7 лет с момента регистрации ООО «А», то есть с 18 мая 2015 г. по 31 декабря 2021 г. (часть вторая подп.1.1 п.1 Декрета № 6, вопрос 3 письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 08.11.2012 № 2-3-13/2265 «О применении норм Декрета № 6).

 

30.09.2016

 

Анна Андреева, экономист