


Материал помещен в архив
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ИНСТРУКЦИИ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ БАНКАМИ И НЕБАНКОВСКИМИ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ВЫЯВЛЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)
Вопрос: Какова должна быть доля (количество акций) физического лица в уставном фонде организации, чтобы можно было определить его как конечного бенефициарного собственника?
Ответ: В соответствии с п.3 Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 (далее - Инструкция), конечный бенефициарный собственник - физическое лицо, которое напрямую либо опосредованно, через участие в других организациях, в конечном счете является собственником организации или иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые организацией.
Согласно ст.34 Закона РБ от 12.03.1992 № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» владельцем крупного пакета акций признается любое лицо, в собственности которого находится 5 и более процентов (от их общего количества) простых (обыкновенных) акций одного эмитента.
В соответствии с названным Законом и Инструкцией о порядке представления отчетности и раскрытия информации участниками рынка ценных бумаг, утвержденной постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров РБ от 16.12.2005 № 10/П, владелец крупного пакета акций обязан сообщать о своем приобретении центральному органу, осуществляющему контроль и надзор за рынком ценных бумаг, фондовым биржам, проводящим операции с акциями, а также эмитенту. Аналогичные требования предъявляются в случае приобретения данным лицом каждых дополнительных 5 % акций эмитента.
Согласно ст.56 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII (в редакции Закона РБ от 10.01.2006 № 100-З) «О хозяйственных обществах» аффилированным лицом хозяйственного общества признается физическое лицо, имеющее право единолично или совместно с другими его аффилированными лицами распоряжаться долей в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества в размере 20 и более процентов.
С учетом изложенного считаем возможным определять в качестве конечного бенефициарного собственника физическое лицо, владеющее долей (количеством акций) в уставном фонде организации, в т.ч. совместно со своими аффилированными лицами (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), дед, бабка, внуки, родные братья и сестры и родители супруга (супруги)), в размере, равном либо превышающем 20 %. Банк также может фиксировать в анкетах клиентов данные о владельцах крупных пакетов его акций.
Вопрос: Какие существуют способы и доступные для банка источники информации в отношении установления и идентификации конечных бенефициарных собственников клиентов, а также выгодоприобретателей по финансовой операции?
Ответ: В соответствии с п.3 Инструкции конечный бенефициарный собственник - физическое лицо, которое напрямую либо опосредованно, через участие в других организациях, в конечном счете является собственником организации или иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые организацией; выгодоприобретатель - лицо, по поручению, от имени и (или) в интересах которого действует лицо, совершающее финансовую операцию.
Пунктами 12 и 13 Инструкции установлена обязанность банков предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации конечных бенефициарных собственников клиентов, а также выгодоприобретателей по финансовой операции. Определение конечных бенефициарных собственников клиентов является новой для банковского законодательства нашей страны нормой, поэтому у Национального банка РБ пока отсутствуют практические наработки по ее реализации. Считаем, что прежде всего информацию о конечном бенефициарном владельце клиента, а также выгодоприобретателе по финансовой операции банк может получить от самого клиента и из других доступных источников: имеющихся информационных банков данных, путем направления запросов в государственные органы, получения необходимой информации от организаций, в т.ч. банков-корреспондентов, частных лиц, в Интернете.
Так, в отношении резидентов США можно использовать следующую возможность установления идентификационных данных организаций. В большинстве штатов США регистрацией юридических лиц занимаются секретари Штатов (Secretary of State), на официальных сайтах которых имеются поисковые системы (базы данных), позволяющие по наименованию юридического лица либо регистрационному номеру (UCC) проверить факт его регистрации в данном штате, а также установить идентификационные данные учредителей юридического лица, наличие налоговой отчетности и другие сведения.
Например, на сайте секретаря штата Орегон (www.sos.state.or.us) в разделе Corporation Division содержится база данных Business Name Search. Аналогичные либо похожие подразделы имеются на сайтах секретарей иных штатов США, выход на которые можно осуществить через официальные сайты штатов или с использованием какой-либо поисковой системы в Интернете.
Вопрос: Возможно ли при идентификации клиентов использовать анкеты, которые клиенты банка (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) заполняют при осуществлении банковских операций (в частности при кредитовании и размещении средств во вклады (депозиты))?
Ответ: Согласно п.14 Инструкции для каждой группы клиентов (физические лица, индивидуальные предприниматели, организации и банки-корреспонденты) банком самостоятельно разрабатываются специальные формы - анкеты клиентов, которые могут быть стандартной и расширенной формы.
Анкета клиента банка может заполняться на бумажном носителе или в электронном виде. Сведения, указываемые в анкете клиента банка, могут фиксироваться и храниться в электронной базе данных банка, к которой (части которой) работникам банка, осуществляющим обслуживание клиентов, должен быть обеспечен оперативный доступ (пп.19, 20 Инструкции).
Таким образом, нормы Инструкции предусматривают возможность использования банками клиентских анкет различных форм. Единственным условием является наличие в них обязательного минимального перечня сведений, определенного приложением 1 к Инструкции.
Письмом Нацбанка РБ от 17.10.2007 № 23-14/114 «О совершенствовании управления кредитным риском в банках» в рамках идентификации и оценки кредитного риска указывалось на необходимость формирования информационной базы, в которой накапливаются сведения о должниках, получаемые из внутренних и внешних источников. Учитывая объем сведений, собираемых банком в рамках управления кредитным риском и в рамках идентификации клиента, целесообразно объединить эти информационные системы с целью исключения дублирования сведений, а также получения наиболее полной информации о клиенте и его деятельности.
Вопрос: Кто должен формировать перечень государств, определенных подп.24.3 п.24 Инструкции, - государственный орган (Министерство внутренних дел РБ, Комитет государственной безопасности РБ, Национальный банк РБ) или непосредственно банк? Какие источники должен использовать банк для получения данной информации?
Ответ: Согласно подп.24.3 п.24 Инструкции в качестве критерия, при наличии которого клиенту присваивается высокая степень риска, указан факт регистрации (проживания, нахождения) лица в государстве (на территории), о котором (которой) из международных источников известно, что оно (она) является иностранным государством (территорией) с повышенным уровнем коррупции, незаконным оборотом оружия, торговлей людьми, незаконной миграцией или в нем (на ней) незаконно производятся или переправляются наркотические вещества, а также разрешен свободный оборот наркотических веществ, кроме использования наркотических веществ исключительно в медицинских целях.
К общим категориям рисков, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма, относятся страновые (географические) риски и риски, обусловленные видами продуктов (услуг). Среди стран с повышенным уровнем риска международные эксперты выделяют следующие основные:
- страны, в отношении которых установлены санкции или эмбарго (ООН);
- страны, в которых не приняты законы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма или меры по их исполнению;
- страны, правительства которых финансируют или поддерживают террористическую деятельность (организации);
- страны, с высоким уровнем коррупции или других видов правонарушений;
- оффшорные зоны.
Перечень стран с повышенным уровнем риска каждый банк должен формировать для себя самостоятельно, исходя из особенностей своей деятельности и общедоступных источников информации. Например, в течение последних лет активно проводятся разнообразные исследования в области коррупции. Среди них можно привести индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index), составляемый Трансперенси Интернешнл (Transparency International, www.transparency.org) - некоммерческой независимой организацией по изучению и борьбе с коррупцией как в международном масштабе, так и в масштабе отдельных стран. Этот показатель является составным индексом, основанным на данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. Индекс восприятия коррупции за 2008 г. ранжирует 180 стран мира по шкале от 0 до 10 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять - наименьший.
Вопрос: Следует ли банкам относить к высокорисковым организациям те, учредители которых имеют в уставном фонде этих организаций долю более 25 % и при этом являются их руководителями (в частности частные унитарные предприятия)?
Ответ: В соответствии с подп.24.7 Инструкции к высокорисковому относится обслуживание организаций, руководители которых являются учредителями (участниками), имеющими долю в уставном фонде более 25 %, или собственниками других организаций.
В данном подпункте слова «учредителями (участниками), имеющими долю в уставном фонде более 25 %» и «собственниками» разделены союзом или, поэтому оба эти понятия относятся к словам «других организаций».
Таким образом, подп.24.7 п.24 Инструкции не касается частных унитарных предприятий, в т.ч. образованных бывшими индивидуальными предпринимателями в соответствии с Указом Президента РБ от 28.06.2007 № 302 «Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности», а также хозяйственных обществ, не имеющих большого управленческого аппарата или численности штата, в которых руководителями являются их собственники или учредители с преобладающей долей.
Вопрос: Попадают ли под определение высокорисковых все предприятия розничной торговли и общественного питания, в т.ч. государственной формы собственности (ГУМ, ЦУМ и т.д.)? По каким признакам оборот наличности можно признать интенсивным?
Ответ: Согласно подп.24.12 п.24 Инструкции к клиентам, работа с которыми сопряжена с высокой степенью риска, относятся организации, деятельность которых связана с интенсивным оборотом наличных денежных средств (сфера розничной торговли, общественного питания, розничной торговли топливом на АЗС и т.п.).
В соответствии с Методологией к Рекомендации 5 ФАТФ (примечание) финансовые учреждения могут применять сокращенные или упрощенные меры надлежащей проверки клиента, когда риск отмывания денег или финансирования терроризма низкий, в т.ч. когда информация о личности клиента и его бенефициарного собственника доступна из открытых источников или когда в отношении клиента организован дополнительный контроль со стороны государства. Как пример клиентов, для которых риск может быть ниже, Методология ФАТФ приводит государственные администрации или предприятия.
Исходя из этой позиции считаем, что предприятиям розничной торговли и общественного питания государственной формы собственности банк вправе изначально присвоить низкую степень риска. Для остальных клиентов интенсивность оборота наличных денег в их деятельности определяется индивидуально, для чего могут быть использованы как абсолютные показатели в числовом выражении, так и относительные - в процентах.
Аналогичным образом для каждого клиента (группы клиентов) индивидуально определяются такие показатели и характеристики, как оборот, среднемесячный оборот, значительная сумма, незначительная финансовая операция и т.п., упомянутые в п.32 Инструкции.
Вопрос: Каким условиям должен соответствовать банковский продукт для отнесения его к продукту с использованием интернет-технологий?
Ответ: Из подп.26.5 п.26 Инструкции следует, что к финансовым операциям с повышенной степенью риска относятся финансовые операции, проводимые с использованием интернет-технологий.
По нашему мнению, к интернет-технологиям относятся финансовые операции, совершаемые клиентами с использованием:
- интернет-банкинга (управление банковским счетом через Интернет);
- электронных денег;
- банковских пластиковых карточек, когда они являются средством платежа за товары (услуги) через Интернет.
Система дистанционного банковского обслуживания «Клиент-Банк», а также частные платежные системы Western Union, Money Gram, «Стриж» и т.п. относятся к иным видам банковских продуктов.
Вопрос: Согласно подп.32.31 п.32 Инструкции одним из признаков подозрительности является внесение клиентом в ранее согласованную схему проведения финансовой операции непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, касающихся направления движения денежных средств или иного имущества.
Как правильно определить составляющие условия «непосредственно перед началом»?
Ответ: Рекомендация 13 ФАТФ предусматривает обязанность финансового учреждения немедленно информировать подразделение финансовой разведки при подозрении или наличии разумных оснований подозревать, что средства являются доходом от преступной деятельности или связаны с финансированием терроризма.
Если исходить из заданного вопроса, то налицо непонимание сути представления специальных формуляров по сомнительным операциям клиентов. Пунктом 32 Инструкции определены критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, т.е. в терминологии Инструкции - финансовые операции, вызывающие подозрения. Целью установления такого перечня является не автоматическое направление специальных формуляров по финансовым операциям при их формальном соответствии признакам подозрительности, а его использование в качестве методологической помощи для работников банка, которые проводят финансовые операции клиентов, анализируют представленные клиентом документы, заполняют специальные формуляры и составляют сообщения о подозрительных финансовых операциях. Для отнесения финансовой операции, вызывающей подозрения, к финансовой операции, подлежащей особому контролю, банк должен руководствоваться:
- сведениями о проводимой финансовой операции, необходимыми для понимания сути и деталей совершения финансовой операции;
- сведениями о совершенных за предыдущий период финансовых операциях с целью подтверждения оснований отнесения либо неотнесения проводимой финансовой операции к подлежащей особому контролю;
- сведениями, полученными в ходе идентификации клиента, для понимания сущности и характера его деятельности.
При проведении финансовой операции, которая соответствует критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций, определенными Инструкцией и правилами внутреннего контроля, операционным работником банка составляется сообщение ответственному должностному лицу, содержащее сведения о финансовой операции. После рассмотрения необходимых документов по такой финансовой операции ответственным должностным лицом принимается решение о направлении либо ненаправлении по ней специального формуляра. В процедуре принятия решения важно отметить наличие именно обоснованных подозрений для отнесения (неотнесения) финансовой операции к подозрительной, а также комплекта документов, анализируя которые можно сделать вывод о необходимости направления (ненаправления) специального формуляра.
Вопрос: Относится ли критерий 1 000 базовых величин к сумме кредита или к сумме досрочного погашения?
Ответ: Признаком подозрительности, определенном подп.32.37 п.32 Инструкции, является досрочное (в течение небольшого периода после получения) погашение кредита на сумму более 1 000 базовых величин, если условия деятельности клиента и информация, которой в отношении данного клиента располагает банк, не позволяют определить источник финансирования кредиторской задолженности. При этом критерий 1 000 базовых величин относится к словам «досрочное погашение».
Вопрос: Каким законодательным документом должен руководствоваться банк, расторгая договор с клиентом?
Ответ: Пунктом 35 Инструкции к должным действиям банка в отношении клиента, осуществляющего подозрительные операции, отнесено в т.ч. и прекращение договорных отношений с клиентом в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенным с ним договором. Согласно ст.420 Гражданского кодекса РБ субъекты гражданских правоотношений вправе расторгнуть заключенный договор по соглашению сторон либо в судебном порядке.
В качестве примера уместно привести практический опыт российской банковской системы, поскольку в Российской Федерации, как и в Республике Беларусь, договор банковского счета является публичной офертой и банк не вправе в одностороннем порядке отказать клиенту в открытии счета и обслуживании. В связи с этим Ассоциацией российских банков подготовлен и направлен в адрес кредитных организаций меморандум (пакет документов) о том, как разорвать отношения с клиентом, совершающим подозрительные финансовые операции. К числу таких мер отнесены: установление в договоре на расчетно-кассовое обслуживание обязанности клиента представлять по требованию банка документы и сведения по проводимым финансовым операциям, тарифная политика, разговор с клиентом.
В настоящее время Национальным банком РБ рассматривается вопрос о возможном внесении изменений в Банковский кодекс РБ для наделения банков правом в одностороннем порядке (без применения судебных процедур) расторгать договоры банковского счета, если у них возникают подозрения, что операция проводится (счет используется) в целях «отмывания» денег или финансирования терроризма. Таким правом наделены банки развитых западных стран, а также наших стран-соседей - Украины, Латвии.
Вопрос: Каковы особенности заполнения анкет представительств иностранных организаций в Республике Беларусь?
Ответ: Среди клиентов, которых идентифицирует банк с заполнением анкет, имеются представительства иностранных организаций в Республике Беларусь. Согласно ст.1 Закона РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» находящиеся в Республике Беларусь филиалы и представительства иностранных организаций являются резидентами. У представительств есть свой учетный номер налогоплательщика, юридический адрес на территории республики и текущие (расчетные) счета в банке. Головная организация имеет другой юридический адрес за пределами Республики Беларусь и создается в соответствии с законодательством иностранных государств.
В анкетах представительств иностранных организаций помимо их идентификационных данных следует предусмотреть также указание идентификационных данных (наименование, регистрационный номер, дату регистрации, наименование регистрирующего органа, юридический адрес, основные виды деятельности, сведения о руководителе, главном бухгалтере и т.п.) самих иностранных организаций, расположенных за пределами Республики Беларусь.
При обновлении идентификационных данных представительства (головной организации) желательно сохранять информацию обо всех проведенных реорганизациях и перерегистрациях.
Примечание. ФАТФ (FATF - Financial Action Task Force on Money Laundering) - межправительственная организация, устанавливающая стандарты и разрабатывающая политику в области борьбы с «отмыванием» денег и финансированием терроризма.
17.12.2008 г.
Анжелика Хаданович, главный экономист Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь
От редакции: В Банковский кодекс РБ от 25.10.2000 № 441-З на основании законов РБ от 08.07.2008 № 369-3 (с 1 января 2009 г.), от 15.07.2008 № 397-3 (с 1 января 2009 г.), от 03.06.2009 № 23-З, от 31.12.2009 № 114-З (с 1 января 2010 г.) и от 14.06.2010 № 132-З (с 23 сентября 2010 г.) внесены изменения и дополнения.
В Закон РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» на основании законов РБ от 15.07.2009 № 43-З (с 24 июля 2009 г.) и от 14.06.2010 № 132-З (с 23 сентября 2010 г.) внесены изменения и дополнения.
В Закон РБ от 12.03.1992 № 1512-ХII «О ценных бумагах и фондовых биржах» на основании законов РБ от 04.01.2010 № 109-З (с 5 февраля 2010 г.) и от 16.07.2010 № 172-3 (с 1 января 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
С 3 февраля 2011 г. в Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» на основании Закона РБ от 15.07.2010 № 168-З внесены изменения и дополнения.
В постановление Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 «Об утверждении Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности» на основании постановлений Правления Нацбанка РБ от 26.06.2009 № 86 и от 31.08.2010 № 375 внесены изменения и дополнения.
С 1 мая 2011 г. постановление Комитета по ценным бумагам при Совете Министров РБ от 16.12.2005 № 10/П «О некоторых вопросах представления отчетности и раскрытия информации участниками рынка ценных бумаг» на основании постановления Минфина РБ от 21.12.2010 № 157 утратило силу.