Пособие от 27.07.2016
Автор: Навойчик Ю.

Примеры нарушений, выявленных органами ведомственного контроля, которые повлекли завышение стоимости строительства объекта


 

Материал помещен в архив

 

ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ОРГАНАМИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, КОТОРЫЕ ПОВЛЕКЛИ ЗАВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТА

Завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилого дома или с привлечением льготных кредитов, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере до 150 % от суммы завышения.

То же деяние, совершенное заказчиком, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере до 50 % от суммы завышения (части 1 и 2 ст.21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.22.6 нового Кодекса. Комментарий см. здесь.

 

Пример 1

Порядок определения сметной стоимости строительства объекта и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении установлен одноименной Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 (далее - Инструкция № 51).

Инструкция № 51 обязательна для применения при составлении сметной документации на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки (п.2 Инструкции № 51).

Сметная стоимость строительства объекта на дату начала разработки сметной документации определяется на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и цен на ресурсы и (или) на основании укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта или стоимости объектов-аналогов (часть первая п.5 Инструкции № 51).

Локальные сметы (локальные сметные расчеты) составляются на отдельные виды работ, предусмотренные проектной документацией, и включают нормы затрат труда рабочих и машинистов в человеко-часах, нормы времени эксплуатации машин и механизмов в машино-часах, нормы расхода материалов, изделий и конструкций в физических единицах измерения и их стоимостное выражение, а также других расходов, относимых на строительство объекта (часть первая п.8 Инструкции № 51).

Объемы работ при составлении локальных смет (локальных сметных расчетов) определяются на основании проектной документации или дефектного акта и технической части сборников нормативов расхода ресурсов (п.10 Инструкции № 51).

Сборник № 5 нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы «Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов» (НРР 8.03.105-2012) утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.12.2011 № 450 (далее - Сборник № 5).

Согласно п.1.6 технической части Сборника № 5 погружение свай из стального проката (двутавры и швеллеры) следует определять по нормативам на погружение стальных шпунтовых свай соответствующей массы 1 м сваи.

В таблице 5-12 Сборника № 5 предусмотрена расценка Е5-12-10 «Погружение вибропогружателем стальных шпунтовых свай массой 1 м свыше 70 кг на глубину до 5 м».

Организацией в нарушение требований абзаца 2 п.2 ст.2, п.2 ст.53 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» были приняты от генподрядчика к оплате справки (акты) выполненных работ по погружению шпунтовых свай (шпунт типа Ларсен 5 с массой 1 м. п. 100 кг), в которых стоимость работ определена по расценке Е5-12-7 «Погружение вибропогружателем стальных шпунтованных свай массой 1 м до 70 кг на глубину до 5 м» вместо расценки Е5-12-10 «Погружение вибропогружателем стальных шпунтованных свай массой 1 м свыше 70 кг на глубину до 5 м», что повлекло завышение стоимости строительства объекта.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. вступил в силу приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.10.2016 № 238, которым утверждены:

1) нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении в соответствии с перечнем на следующие виды работ:

- строительные конструкции и работы;

- монтаж оборудования;

- ремонт объектов;

- реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям;

- пусконаладочные работы;

2) Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на пусконаладочные работы (НРР 8.01.402-2017).

С этой же даты вступил в силу приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2016 № 319, которым утверждены:

1) нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы Сборника 29 «Тоннели и метрополитены» (НРР 8.03.129-2017);

2) Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2017);

3) Сборник норм на строительство временных зданий и сооружений (НРР 8.01.102-2017);

4) Сборник норм на дополнительные расходы при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НРР 8.01.103-2017, часть I, часть II).

 

Пример 2

Стоимость материалов, изделий и конструкций, не вошедших в укрупненные группы материалов (до их включения в укрупненные группы), импортных материалов и индивидуальных изделий и конструкций, изготавливаемых по чертежам, спецификациям, индивидуальным заказам, определяется по действующим (текущим) ценам предприятий-изготовителей, сформированным в установленном порядке, а при отсутствии производителя на территории республики - по ценам первого поставщика на территории республики до включения их в перечень укрупненных групп (часть четвертая подп.2.4.3 п.2.4 Методических указаний по определению стоимости строительства в текущем уровне цен, расчету и применению индексов цен в строительстве, утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2007 № 444, далее - РСН 8.01.105-2007).

Текущая стоимость строительных материалов, изделий и конструкций определяется по объектам, проектно-сметная документация для строительства которых разработана в базисных ценах на 1 января 2006 г.:

• по средневзвешенным ценам - если наименование, характеристика и единица измерения полностью совпадают с приведенной в таблицах 1, 2 и 6 Сборника индексов изменения стоимости цен и тарифов в строительстве по регионам и в среднем по Республике Беларусь, книга 2 РУП «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве» (далее - Сборник индексов);

• по действующим (текущим) ценам организаций-изготовителей или организаций - поставщиков (импортеров) на территорию республики (по материалам, поставляемым из-за пределов республики при отсутствии производителя на территории республики), сформированным в установленном порядке и подтвержденным соответствующими бухгалтерскими документами - при отсутствии средневзвешенных цен (до их включения в перечень отслеживаемых материалов-представителей) (п.2 пояснительной записки Сборника индексов).

Стоимость сухих смесей, плит теплоизоляционных (из пенопласта полистирольного, полистиролбетонных) и другого принимается по ценам, приведенным в таблице 5 Сборника индексов в разрезе организаций-изготовителей.

Заготовительно-складские расходы определяются расчетом в размере 2,24 % (0,84 % - для металлоконструкций) от стоимости материалов по отпускным ценам и стоимости транспортных затрат, учтенных локальными сметами (ресурсно-сметными расчетами) (п.7.2 РСН 8.01.105-2007).

В нарушение подп.2.4.3 п.2.4 РСН 8.01.105-2007 подрядчиком была включена в акт формы С-2 и предъявлена к оплате заказчику стоимость материалов (клея для укладки плитки и клея для приклеивания утеплителя, плиты пенополистирольной теплоизоляционной ППТ-25А), отличная от отпускных цен предприятий-изготовителей.

В нарушение п.7.2 РСН 8.01.105-2007 подрядчиком в акте формы С-2 был предъявлен к оплате завышенный размер заготовительно-складских расходов, приходящийся на стоимость металлоконструкций ОГ-1 и ОГ-2 из нержавеющей стали (2,24 % вместо 0,84 %).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 мая 2018 г. в форме С-2 слова «М.П.» исключены на основании постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.04.2018 № 21.

 

27.07.2016

 

Юрий Навойчик, юрист