


Материал помещен в архив
ПРИНИМАЕМ РЕШЕНИЕ ОБ ИНДЕКСАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Введение
В трудовом законодательстве Республики Беларусь содержится достаточное количество норм, определяющих гарантию сохранности доходов работников в различных неблагоприятных ситуациях, возникших по тем или иным причинам.
В данном материале рассмотрим одну из таких гарантий, касающихся обеспечений сохранности заработной платы работников в условиях инфляции, - порядок индексации доходов работников и условия, дающие основания проводить индексацию, а также вариант единовременного повышения размера тарифной части заработной платы работника за счет повышения размера тарифной ставки 1-го разряда в организации в условиях необходимости индексации размера заработной платы работников.
По сути, тех, кто задумался о возможности использования норм трудового законодательства, касающихся индексации заработной платы с целью сохранения уровня своего дохода по отношению к уровню цен на продовольственные товары и продукты питания, в первую очередь волнуют 2 вопроса - в каких случаях необходимо нанимателю производить индексацию заработной платы и может ли работник потребовать ее проведения?
Инфляция
Инфляция как явление экономическое существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с момента возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однако такое определение инфляции нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
Инфляция в Республике Беларусь в начале 2011 г. прогнозировалась на уровне 7-8 %, что было предусмотрено проектом основных направлений денежно-кредитной политики на 2011 г. С учетом запланированной инфляции ожидалось, что ставка рефинансирования на конец 2011 г. составит 8-10 %, а ставки по новым кредитам нефинансовому сектору - 10-13 %.
На сегодняшний день, по прогнозам правительства, инфляция на конец года уже может составить 33-39 %.
Такая ситуация явилась результатом резкой девальвации, произошедшей в мае текущего года.
В таких сложных экономических условиях, когда государство еще не оправилось от последствий мирового финансового кризиса, остро ощущаются серьезные экономические потери доходов, обесценивающихся в связи с ростом инфляции со стремительной скоростью.
В первую очередь последствия инфляции отражаются на соотношении заработанных средств граждан с уровнем цен на жизненно важные и социально значимые товары.
В ситуации, когда инфляция становится уже неизбежным и необратимым явлением, правительству необходимо решить важную задачу: как сохранить социальные гарантии граждан, уровень их дохода к росту цен или как минимум платежеспособность населения.
Для этих целей, как правило, используется единственно верный путь - повышение заработной платы работников. Тем более что повышение зарплаты в условиях инфляции снимает напряженность в социально-трудовых отношениях, а соблюдение при этом всех законодательных требований способствует поддержанию высокого уровня оплаты труда в организации.
Когда наниматель обязан провести индексацию?
Согласно ст.57 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) заработная плата - вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.
В законодательстве Республики Беларусь для целей сохранения доходов работников в условиях инфляции предусмотрены нормы, в соответствии с которыми при определенно складывающихся условиях наниматель обязан провести индексацию заработной платы.
В частности, в соответствии с нормами ст.58 ТК индексация заработной платы осуществляется в связи с инфляцией, а также при несвоевременной ее выплате в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
Общий порядок индексации доходов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих на территории Республики Беларусь доходы в денежных единицах Республики Беларусь, в связи с инфляцией, вызываемой ростом цен на потребительские товары и услуги на территории Республики Беларусь, определен Законом РБ от 21.12.1990 № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» (далее - Закон об индексации).
Порядок индексации заработной платы также отражен в Инструкции о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 05.05.2009 № 57 (далее - Инструкция о порядке индексации).
Понятие индексации
Индексация представляет собой корректировку величины не имеющих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь из бюджетных источников (пособия, стипендии, заработная плата по месту работы, денежное довольствие) в целях частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией (ст.1 Закона об индексации).
В то же время физическим лицам, получающим денежные доходы на территории Республики Беларусь из других источников, возмещение потерь от инфляции может осуществляться за счет средств организаций по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).
Порядок индексации
Индексация может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов), пособий, стипендий, денежного довольствия.
При этом взысканные в соответствии с законодательством заработная плата, гарантийные и компенсационные выплаты индексируются на величину индекса потребительских цен независимо от источников за счет юридических и физических лиц, по вине которых возникла необходимость осуществления данных взысканий.
Право на индексацию денежных доходов возникает, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превысит 5-процентный порог. При этом индексация денежных доходов из бюджетных источников осуществляется на величину индекса потребительских цен с корректировкой по нормативу, устанавливаемому законодательством (ст.2 Закона об индексации).
На сегодняшний день в соответствии с нормами Указа Президента РБ от 28.01.2006 № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции» (далее - Указ № 55) данный норматив установлен в размере 100 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Советом Министров РБ и действующего на момент индексации.
При этом индекс потребительских цен рассчитывается Национальным статистическим комитетом РБ и ежемесячно (не позднее 20-го числа следующего месяца) публикуется в республиканских средствах массовой информации, в т.ч. нарастающим итогом с начала года и с момента предыдущей индексации (ст.11 Закона об индексации).
Индексированный доход выплачивается начиная со следующего месяца и производится по месту его получения.
Согласно постановлению Совета Министров РБ от 28.04.2011 № 553 «Об утверждении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах марта 2011 г. в расчете на один месяц» (далее - постановление № 553) бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения составляет 343 260 бел.руб.
Таким образом, принимая во внимание, что заработная плата в пределах норматива увеличивается на величину индекса потребительских цен, а сверх норматива - не индексируется, индексации подлежит лишь та часть заработной платы работников, которая не превышает 343 260 бел.руб., а часть доходов, превышающих эту сумму, не индексируется.
Следует отметить, что в соответствии с нормами Инструкции о порядке индексации размер индекса потребительских цен, применяемый при индексации, сохраняется на весь период до очередного превышения 5-процентного порога.
Источники индексации денежных доходов
В соответствии с нормами ст.4 Закона об индексации индексация денежных доходов населения осуществляется за счет источников, из которых производятся соответствующие выплаты.
Более детально данная норма рассмотрена в п.10 Инструкции о порядке индексации, согласно нормам которого в зависимости от категории граждан и места их трудовой деятельности или учебы индексация осуществляется за счет источников:
- работникам организаций, финансируемых из бюджета, а также лицам, указанным в подп.3.11 п.3 Инструкции о порядке индексации, - за счет бюджета;
- работникам структурных подразделений бюджетных организаций, содержащимся за счет привлекаемых внебюджетных источников, - за счет этих средств;
- студентам высших учебных заведений и учащимся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и профессионально-технического образования, аспирантам, клиническим ординаторам, докторантам, иностранным гражданам, обучающимся или проходящим стажировку в учреждениях образования и научных учреждениях в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, слушателям подготовительных отделений высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, курсантам первоначальной подготовки учреждений образования Министерства внутренних дел РБ, получающим стипендии за счет бюджета, - за счет бюджета;
- руководящим кадрам государственных органов, государственных организаций, лицам из их резерва, направляемым в Академию управления при Президенте РБ на переподготовку в очной форме получения образования, - за счет средств, предусмотренных в бюджете на финансирование государственного заказа;
- лицам, зарегистрированным в качестве безработных в органах по труду, занятости и социальной защите, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите - за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения;
- физическим лицам, получающим доходы из других источников, - за счет средств, предназначенных на их выплату.
Важно!
Индексация доходов, получаемых от выполнения работ по совместительству, производится с учетом размера проиндексированного дохода по основному месту работы.
Сумма проиндексированного дохода по основному месту работы и дохода по совместительству не должна превышать норматива индексации, установленного законодательством Республики Беларусь.
Виды доходов, подлежащих индексации
В соответствии с п.3 Инструкции о порядке индексации индексации подлежат следующие виды денежных доходов физических лиц, выплачиваемых из бюджетных источников:
- заработная плата со всеми предусмотренными законодательством надбавками, доплатами и премиями, за исключением выплат, носящих единовременный характер, и материальной помощи;
- пособия по безработице, предусмотренные Законом РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь»;
- стипендии студентам высших учебных заведений и учащимся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и профессионально-технического образования;
- стипендии аспирантам, клиническим ординаторам, докторантам;
- стипендии иностранным гражданам, обучающимся или проходящим стажировку в учреждениях образования и научных учреждениях в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
- стипендии руководящим кадрам государственных органов, государственных организаций, лицам из их резерва, направляемым в Академию управления при Президенте РБ на переподготовку в очной форме получения образования;
- стипендии работникам, направленным на повышение квалификации, переподготовку, стажировку в очной (дневной) форме обучения в другой населенный пункт;
- стипендии гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета;
- стипендии слушателям подготовительных отделений высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования;
- стипендии курсантам первоначальной подготовки учреждений образования Министерства внутренних дел РБ;
- денежное довольствие военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, резервистов, военнообязанных, суворовцев и воспитанников воинских частей;
- выплаты, осуществляемые на основе среднего заработка.
Важно!
Согласно п.4 Инструкции о порядке индексации физическим лицам, получающим денежные доходы на территории Республики Беларусь из других источников, возмещение потерь от инфляции должно осуществляться нанимателями в соответствии с локальными нормативными правовыми актами (далее - ЛНПА). Такими актами могут быть: коллективный договор, положения по оплате труда, приказы, распоряжения и пр.
Индексация несвоевременно выплаченных сумм
Помимо индексации заработной платы по причине превышения 5-процентного порога индекса потребительских цен, исчисленного нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, вследствие инфляции главой 3 Инструкции о порядке индексации предусмотрена индексация заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае несвоевременной их выплаты.
При этом индексации подлежат заработная плата, все виды пенсий, стипендий и пособий, задержка выплаты которых составляет календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным законодательством, ЛНПА нанимателя, трудовым договором (контрактом) работника (далее - несвоевременно выплаченные суммы).
Индексацию несвоевременно выплаченных сумм производят организации независимо от форм собственности по месту их начисления.
В то же время индексации не подлежат суммы заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, своевременно не востребованные и не полученные их получателями.
Индексация несвоевременно выплаченных сумм осуществляется в полном размере за каждый месяц в отдельности путем их корректировки на индекс потребительских цен, рассчитанный нарастающим итогом за период задержки.
Как и в случае индексации, связанной с ростом потребительских цен, при индексации несвоевременно выплаченных сумм используется индекс потребительских цен, публикуемый Национальным статистическим комитетом РБ, а сама индексация осуществляется за счет источников, из которых они выплачиваются.
При несвоевременной выплате заработной платы индексация производится в соответствии с Указом Президента РБ от 30.08.1996 № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий».
Помимо индексации несвоевременно выплаченной заработной платы, наниматели несут ответственность в виде взыскания среднего заработка за каждый день задержки выплаты соответствующих сумм (ст.78 ТК).
От редакции: С 25 июля 2014 г. ст.78 ТК изложена в новой редакции Законом РБ от 08.01.2014 № 131-З. |
В аналогичном индексации несвоевременно выплаченных сумм порядке осуществляется индексация взысканных в соответствии с законодательством заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат. В данном случае взысканные в соответствии с законодательством заработная плата, гарантийные и компенсационные выплаты индексируются независимо от источников за счет средств юридических и физических лиц, по вине которых возникла необходимость осуществления указанных взысканий.
Следует отметить, что в случае возникновения споров по вопросам индексации, не нашедшие разрешения в течение месяца по месту выплат, подлежат рассмотрению в судебном порядке (ст.6 Закона об индексации).
При этом контроль за исполнением Закона об индексации обязаны осуществлять государственные органы, а также профсоюзы и объединения нанимателей в соответствии с законодательством.
Наниматели сферы материального производства имеют право осуществлять корректировку тарифной ставки 1-го разряда на индекс роста потребительских цен
Наниматели сферы материального производства (реального сектора экономики) вместо установленного порядка индексации заработной платы имеют право осуществлять корректировку тарифной ставки 1-го разряда на индекс роста потребительских цен, если он, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущего повышения этой ставки, превысит 5-процентный порог.
Данную корректировку наниматели осуществляют на основании коллективных договоров (соглашений) в соответствии с Инструкцией о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ, Минфина РБ, Минэкономики РБ от 24.02.2005 № 18/23/34 (далее - Инструкция № 18/23/34), которая является обязательной для применения в государственных коммерческих организациях и организациях с долей собственности государства 50 % и более в их уставном фонде.
При этом коммерческие организации с иностранными инвестициями, коммерческие организации без доли собственности государства в их имуществе, а также организации, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, для которых применение норм указанной Инструкции не является обязательным, могут повышать тарифную ставку 1-го разряда в рамках мероприятий по индексации заработной платы работников в соответствии с порядком, предусмотренным учредительными документами, соглашениями, уставами и другими ЛНПА, исходя из особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации.
В то же время бюджетные организации и иные организации, получающие субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, могут повышать тарифную ставку 1-го разряда работникам организации в рамках проводимых мероприятий по индексации заработной платы работников в соответствии с Инструкцией № 18/23/34 в структурных подразделениях, приносящих прибыль (хозрасчетные), осуществляющие самостоятельный бухгалтерский учет согласно типовому плану счетов бухгалтерского учета для коммерческих организаций и составляющие соответствующую бухгалтерскую и статистическую отчетность, имеющие учетный номер плательщика, если это предусмотрено уставами, положениями, учредительными документами и другими ЛНПА названных организаций.
Меры ответственности
Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством (ст.465 ТК). В частности, ст.9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлено, что:
- нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо - до 100 базовых величин;
- иные нарушения законодательства о труде (кроме нарушений, предусмотренных ст.9.16-9.18 и частями первой и третьей ст.9.19 КоАП), причинившие вред работнику влекут наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.
Может ли работник требовать индексации?
Опираясь на нормы ст.42 Конституции Республики Беларусь как основного закона, определяющего социальные, экономические, политические и личные права граждан, которой гарантируется справедливая доля вознаграждения за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование, можно сделать вывод, что требовать индексацию своих доходов при возникновении оснований для этого имеет право любой гражданин Республики Беларусь.
Данное право может быть реализовано путем индивидуального или коллективного обращения работников к нанимателю, обращения в суд (в случае отказа нанимателя от проведения индексации доходов) или любыми иными доступными способами в рамках действующей Конституции Республики Беларусь и норм законодательства.
Следует отметить, что процедура индексации заработной платы сопряжена с разными трудностями в зависимости от причин, явившихся основанием для проведения индексации заработной платы, и условий, предусмотренных в организации в отношении формирования оплаты труда работников.
Рассмотрим возникающие при этом ситуации.
Вопрос: Работники коммерческой организации обратились к нанимателю с коллективной просьбой об индексации их доходов. Однако в ЛНПА организации подобных мер компенсации не предусмотрено.
Как в данном случае может поступить наниматель?
Ответ: Индексация заработной платы работников коммерческих организаций есть не обязанность, а право нанимателя, основанное на его восприятии степени критичности экономической ситуации и предварительных договоренностей с трудовым коллективом по данному вопросу, отражаемых в ЛНПА организации. Данный вывод исходит из норм ст.1 Закона об индексации и Инструкции о порядке индексации.
В соответствии с указанными документами физическим лицам, получающим денежные доходы на территории Республики Беларусь из других источников, не имеющих отношение к доходам из бюджетных источников (пособия, стипендии, заработная плата по месту работы, денежное довольствие), возмещение потерь от инфляции может осуществляться за счет средств организаций по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).
При этом наниматель организации, деятельность которой основана на хозрасчете, может самостоятельно принять решение об индексации доходов работников и осуществить ее как в порядке, предусмотренном для индексации доходов из бюджетных источников Законом об индексации и Инструкцией о порядке индексации, так и в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов), пособий, стипендий, денежного довольствия.
Также наниматель может принять решение об индексации размера доходов работников в полном объеме, превышающем установленный Указом № 55 размер 100 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Советом Министров РБ и действующего на момент индексации.
Вопрос: Организация приняла решение с 1 июня 2011 г. не применять порядок формирования тарифных ставок и окладов работников на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - ЕТС), предусмотренный Инструкцией о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 (далее - Инструкция № 60).
Как в данном случае осуществляется индексация заработной платы работников, если по итогам мая определен индекс роста потребительских цен, дающий право на эту индексацию?
Как выйти из этой ситуации, если в ЛНПА организации определено, что в случае возникновения оснований для индексаций заработной платы работников в связи с инфляцией индексация осуществляется посредством увеличения размера тарифной ставки 1-го разряда, применяемой для работников организации, на расчетную величину индекса роста потребительских цен?
Ответ: Законом об индексации и Инструкцией о порядке индексации определено, что индексации подлежат доходы физических лиц, не имеющих единовременный характер.
Таким образом, если наниматель принял решение об индексировании заработной платы работников в связи с инфляцией в размерах и порядке, предусмотренных в ЛНПА организации, то порядок формирования оплаты труда работников, а также применяемые системы оплаты труда не повлекут за собой особенностей в порядке индексации, если иное не предусмотрено в ЛНПА организации, так как для индексирования рассматриваются не отдельные элементы формирования заработной платы работников (тарифная ставка 1-го разряда, оклад и пр.), а сам доход работников в целом.
Что касается предусмотренных в ЛНПА организации условий, в соответствии с которыми в случае возникновения оснований для индексаций заработной платы работников в связи с инфляцией индексация осуществляется посредством увеличения размера тарифной ставки 1-го разряда, применяемой для работников организации, на расчетную величину индекса роста потребительских цен, в то время как порядок формирования оплаты труда работников организации изменился и отличается от порядка формирования оплаты труда на основе Инструкции № 60 (иными словами, при формировании тарифных ставок и окладов работников ЕТС в данной организации с 1 июня 2011 г. не применяется), то при переходе на новую систему формирования оплаты труда работников наниматель обязан привести в соответствие с ней все элементы договоренностей по трудовым отношениям с работниками, касающиеся в т.ч. и гарантий.
В противном случае предусмотренная в ЛНПА организации норма о порядке индексации заработной платы работников в связи с инфляцией, не адаптированная к новому порядку формирования оплаты труда работников организации, не может быть использована по причине отсутствия в новом порядке формирования оплаты труда работников элемента ее формирования, на который опирается предусмотренный в ЛНПА организации порядок индексации заработной платы работников в связи с инфляцией.
При этом следует отметить, что несовместимость 2 норм не исключает возможности осуществления индексации заработной платы работникам организации в связи с инфляцией посредством издания дополнительного приказа или распоряжения нанимателя.
Пересмотрите размеры ежемесячно производимых доплат к заработной плате работников, чья заработная плата за отработанную норму не достигала размера минимальной заработной платы
Особо следует отметить в сложившейся ситуации, что в соответствии с нормами ст.2 Закона РБ от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» (далее - Закон № 124-З) размер минимальной заработной платы в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.
От редакции: С 4 августа 2014 г. Закон № 124-З изложен в новой редакции на основании Закона РБ от 24.04.2014 № 134-З. Согласно части пятой ст.4 новой редакции Закона № 124-З месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции. |
Иными словами, размер минимальной заработной платы, установленный с 1 января 2011 г. Правительством РБ в размере 460 000 бел.руб. (постановление Совета Министров РБ от 20.12.2010 № 1844), также должен быть проиндексирован в порядке, определенном в Законе об индексации.
От редакции: Актуальный размер месячной минимальной заработной платы см. здесь. |
При этом индексация размера минимальной заработной платы, как и в случае с индексацией денежных доходов населения (заработной платы и пр.), осуществляется по нормативу, установленному Указом № 55, что позволяет сделать вывод о том, что размер минимальной заработной платы подлежит индексации только в части, не превышающей размер минимального потребительского бюджета в среднем на душу населения (343 260 бел.руб.), а сверх этой суммы индексация не осуществляется.
Согласно комментариям Министерства труда и социальной защиты РБ о порядке индексации доходов населения за апрель 2011 г., поскольку индекс потребительских цен за апрель к январю текущего года превысил 5-процентный порог, месячная минимальная заработная плата за апрель 2011 г. индексируется на 9,3 % и составляет 491 920 бел.руб. При этом минимальная часовая тарифная ставка за апрель 2011 г. составляет 2 900 бел.руб.
Также денежные доходы, получаемые из бюджетных источников (заработная плата; денежное довольствие военнослужащих срочной службы, курсантов военно-учебных заведений и суворовцев, заработная плата государственных служащих и приравненных к ним лиц, денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, государственные стипендии учащейся молодежи), за апрель 2011 г. индексируются на 11,9 %.
Пособия и стипендии безработным в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета индексируются на 52,1 %.
Аналогичные показатели за май 2011 г. составили:
- индекс роста потребительских цен за период январь-май - 25,4 %;
- минимальная заработная плата - 541 350 бел.руб. (часовая - 3 190 бел.руб.).
В частности, увеличение размера минимальной заработной платы обязывает нанимателя пересмотреть размеры ежемесячно производимых доплат к заработной плате работников, чья заработная плата за отработанную норму не достигала размера минимальной заработной платы.
Рассмотрим данную ситуацию.
Вопрос: В январе 2011 г. заработная плата рабочего, формирование оплаты труда которого основано на бригадной сдельной форме оплаты труда с учетом распределения сдельного приработка на основе применения коэффициента трудового участия (далее - КТУ), в связи с тем что ему был установлен низкий размер КТУ, составила 426 450 бел.руб.
Может ли заработная плата рабочего, рассчитанная с учетом понижающего КТУ, быть ниже минимальной заработной платы, установленной Правительством РБ?
Ответ: Согласно ст.3 Закона № 124-З минимальная заработная плата - это минимальная государственная гарантия работнику за полную выработку установленных ему норм (времени, труда и пр.). Меньше этого размера допускается платить только в том случае, если работник не выработал установленную ему норму.
От редакции: Указанная в ст.3 Закона № 124-З старой редакции норма вытекает из определения минимальной заработной платы, данного в абзаце 2 ст.1 новой редакции Закона № 124-З. |
Данная норма также закреплена в письме Минтруда и соцзащиты РБ от 14.05.2011 № 03-03-14/2251П «О порядке определения размера доплаты до минимальной заработной платы». В частности, данным письмом предусмотрено, что минимальная заработная плата применяется как государственный минимальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда и является низшей границей оплаты труда работников.
Таким образом, начисленная за месяц заработная плата работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного размера минимальной заработной платы.
Минимальная заработная плата с 1 января 2011 г. установлена в размере 460 000 бел.руб.
Применение к работнику понижающего КТУ не означает, что данным работником не выполнена норма труда, установленная на текущий период, так как основания применения КТУ могут касаться аспектов трудовой деятельности работников, не связанных с их производительностью и выполнением доведенных норм труда.
Исходя из анализа условий ситуации можно сделать вывод, что фактически заработанную заработную плату данного работника за январь, сложившуюся в этот период в размере, меньшем уровня минимальной заработной платы на 33 550 бел.руб. (460 000 - 426 450), наниматель обязан повысить на эту сумму, доплатив до установленного уровня минимальной заработной платы.
При этом наниматель может пересмотреть состав заработной платы данного работника, увеличив ему размер тарифной части заработной платы единовременно с целью уменьшения вероятности возникновения подобных ситуаций в дальнейшем.
В случае если подобная ситуация повторилась в апреле и работник снова получил фактическую заработную плату в размере января (426 450 бел.руб.), то в этом случае наниматель будет обязан доплатить работнику до размера минимальной заработной платы уже 65 470 бел.руб., поскольку индекс потребительских цен за апрель к январю текущего года превысил 5-процентный порог, и месячная минимальная заработная плата за апрель 2011 г. индексируется на 9,3 %, составив 491 920 бел.руб.
Вопрос: В начале 2011 г. работник подал иск в суд на своего бывшего нанимателя, предметом которого было взыскание с нанимателя суммы заработной платы, не выплаченной работнику в день увольнения, и среднего заработка за каждый день задержки в соответствии со ст.78 ТК.
К моменту вынесения судом решения о необходимости выплаты нанимателем своевременно не выплаченной при увольнении заработной платы работнику и взыскания с нанимателя в пользу работника среднего заработка за каждый день просрочки рост индекса потребительских цен превысил 5-процентный порог.
Имеет ли право работник дополнительно потребовать от нанимателя индексирования этих сумм?
Ответ: В данной ситуации необходимо руководствоваться нормами ЛНПА организации, касающимися порядка индексации доходов работников этой организации, так как Законом об индексации и Инструкцией о порядке индексации определено, что физическим лицам, получающим денежные доходы на территории Республики Беларусь из других источников, не имеющих отношение к доходам из бюджетных источников (пособия, стипендии, заработная плата по месту работы, денежное довольствие), возмещение потерь от инфляции может осуществляться за счет средств организаций по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).
В случае если в ЛНПА организации предусмотрены нормы, которые указывают на необходимость индексации заработной платы работникам этой организации, то работник, получивший окончательный расчет после увольнения, вправе претендовать на индексацию выплаченных ему сумм, обратившись с письменной просьбой к нанимателю.
Учитывая тот факт, что взыскиваемая с нанимателя сумма среднего заработка за каждый день просрочки окончательного расчета при увольнении по своему составу является заработной платой работника за неотработанное не по его вине время, то можно сделать вывод, что работник имеет право претендовать и на индексацию этих сумм наравне с индексацией своевременно не выплаченной заработной платы.
В случае отказа нанимателя от удовлетворения требования работника последний может обратиться с повторным иском в суд.
В случае когда в ЛНПА организации не содержится норм, дающих право работникам этой организации претендовать на индексацию их заработной платы, за работником все равно сохраняется право обращения в суд с требованием к нанимателю об индексации суммы несвоевременно выплаченной заработной платы при увольнении и сумм среднего заработка за каждый день просрочки. В этом случае решение будет принимать суд.
Пример 1
В организации 10 июля 2011 г. ликвидируется задолженность по выплате заработной платы работнику за май 2011 г. в размере 2 500 000 бел.руб.
Последний индекс потребительских цен, сообщенный Министерством статистики и анализа РБ, за май 2011 г. (нарастающим итогом к апрелю 2011 г.) составил 113,14 %.
Коэффициент инфляции будет равен 1,131 4 (113,14 / 100).
Размер проиндексированной заработной платы составит 2 828 500 бел.руб. (2 500 000 х 1,131 4).
Пример 2
В организации, финансируемой за счет средств бюджета, возникла необходимость индексации заработной платы работников за май 2011 г.
При этом индексация размера заработной платы работников осуществляется по нормативу, установленному Указом № 55, что позволяет определить сумму индексации для всех работников исходя из размера минимального потребительского бюджета в среднем на душу населения (343 260 бел.руб.):
343 260 / 100 х 113,14 - 343 260 = 388 364 - 343 260 = 45 104 бел.руб.,
где 113,14 - индекс потребительских цен в мае 2011 г. к апрелю 2011 г. по данным Национального статистического комитета РБ.
Следует отметить, что сверх суммы размера минимального потребительского бюджета заработная плата индексироваться не будет.
Таким образом, работники организации, финансируемой за счет средств бюджета, в результате индексации заработной платы, связанной с превышением уровня инфляции 5-процентного порога, за май 2011 г. должны получить на 45 104 бел.руб. больше.
28.06.2011 г.
Алексей Пархимович, ведущий экономист по труду
От редакции: С 29 июня 2011 г. постановление Минтруда и соцзащиты РБ, Минфина РБ и Минэкономики РБ от 24.02.2005 № 18/23/34 «Об утверждении Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ, Минфина РБ и Минэкономики РБ от 09.06.2011 № 41/38/88 утратило силу.
C 29 июня 2011 г. постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и их отдельных положений» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 14.06.2011 № 43 утратило силу.
В постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 05.05.2009 № 57 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий» на основании постановлений Минтруда и соцзащиты РБ от 27.06.2011 № 51 (с 24 ноября 2011 г.), от 25.11.2011 № 123 (с 1 января 2012 г.) и от 19.06.2013 № 63 (с 1 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В 2011-2013 гг. действие части четвертой ст.16, ст.17, части четвертой ст.18, части третьей ст.19, части второй ст.22, части восьмой ст.24 и ст.26 Закона РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» на основании законов РБ от 15.10.2010 № 173-З (с 1 января 2011 г.), от 30.12.2011 № 329-З (с 1 января 2012 г.) и от 26.10.2012 № 430-З (с 1 января 2013 г.) приостановлено.
В 2011-2013 гг. действие части четвертой ст.13 Закона РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» на основании законов РБ от 15.10.2010 № 176-З (с 1 января 2011 г.), от 30.12.2011 № 331-З (с 1 января 2012 г.) и от 26.10.2012 № 432-З (с 1 января 2013 г.) приостановлено.
В Закон РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» на основании законов РБ от 13.12.2011 № 325-З (с 1 января 2012 г.), от 30.05.2013 № 28-З (с 16 июня 2013 г.) и от 04.01.2014 № 106-З (с 12 апреля 2014 г.) внесены изменения и дополнения.
С 28 августа 2013 г. в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З внесены изменения и дополнения.