Пособие от 11.11.2013
Автор: Бобкова О.

Принудительное изъятие земельного участка в случае неиспользования его по целевому назначению


 

Материал помещен в архив

 

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СЛУЧАЕ НЕИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

Правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и изъятием земельных участков, регулируются нормативно-правовыми актами, предусматривающими в т.ч. и обязанность землевладельцев и землепользователей освоить земельный участок в течение определенного промежутка времени.

Нарушение же земельного законодательства, а именно неиспользование земельного участка по целевому назначению, влечет такие правовые последствия, как принудительное изъятие участка и прекращение прав на него.

Обязанности землепользователей

Частью первой п.7 Указа Президента РБ от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее - Указ № 667) предусмотрено, что гражданин в течение 2 месяцев со дня принятия решения о предоставлении земельных участков или о переходе к созданным в результате реорганизации юридическим лицам прав на земельные участки, находящиеся в постоянном или временном пользовании, на которых отсутствуют зарегистрированные капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, а также со дня подписания документов, выражающих содержание сделок с недвижимым имуществом, или реорганизации юридического лица, влекущих переход к ним права на земельные участки для обслуживания этого имущества, за исключением случаев, указанных в частях второй и двенадцатой п.7 Указа № 667, обязаны в установленном порядке обратиться за государственной регистрацией этих земельных участков, прав, ограничений (обременений) прав на них.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 апреля 2020 г. следует руководствоваться Указом № 667 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 26.12.2019 № 485.

 

Аналогичное требование изложено и относительно аренды земельного участка.

При невыполнении требований об обращении за государственной регистрацией земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него в течение указанного в частях первой, второй, шестой, седьмой и девятой п.7 Указа № 667 срока решение о предоставлении земельного участка считается утратившим силу, если иное не установлено Президентом РБ.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение 6 месяцев, а гражданин в течение 1 года со дня государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него обязаны приступить к занятию данного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления (начать строительство и иное освоение земельного участка) (часть пятая п.7 Указа № 667).

 

Справочно

Под началом строительства понимается осуществление строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией, в т.ч. в отношении нежилых построек на придомовой территории на земельном участке, предоставленном для целей, связанных со строительством капитальных строений (зданий, сооружений).

Под началом иного освоения земельного участка понимается осуществление комплекса работ в соответствии с целевым назначением и условиями предоставления земельного участка, если земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством капитальных строений (зданий, сооружений) (примечания к части пятой п.7 Указа № 667).

 

При предоставлении земельного участка по результатам аукциона на право заключения договора аренды или аукциона по продаже земельного участка в частную собственность срок, в течение которого победитель такого аукциона обязан обратиться за государственной регистрацией в отношении этого земельного участка и приступить к его занятию, определяется в решении местного исполнительного комитета об изъятии земельного участка для проведения аукциона и предоставлении его победителю аукциона и не может превышать срока, установленного в части пятой п.7 Указа № 667, а если земельный участок предоставлялся для строительства капитального строения (здания, сооружения) - 6 месяцев (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) и 1 года (для граждан) со дня утверждения в установленном порядке проектной документации на строительство такого капитального строения (здания, сооружения).

 

Обратите внимание!

Сроки выполнения условий отвода земельного участка могут быть продлены соответствующими местными исполнительными комитетами путем принятия решения на основании заявления лица, поданного до истечения срока совершения указанных действий, но не ранее чем за 2 месяца до их истечения, при наличии уважительной причины, препятствующей выполнению условий отвода (болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина).

Основания для принудительного изъятия земельных участков

В соответствии с требованиями абзаца 6 части второй ст.60 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее - Кодекс), а также п.8 Указа № 667, если гражданин в течение 1 года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение 6 месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него либо в течение иного срока, установленного решением государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, принятым в соответствии с законодательными актами, не приступили к занятию данного участка, право частной собственности на земельные участки может быть прекращено при принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 января 2014 г. абзац 6 части второй ст.60 Кодекса на основании Закона РБ от 04.01.2014 № 107-З изложен в новой редакции.

 

Причем постановление суда о принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель, если иное не установлено законодательными актами, принимается на основании материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания от государственного органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель (как правило, это местные исполнительные комитеты), собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель.

Такое же основание для прекращения права пожизненного наследуемого владения, права постоянного пользования и права аренды земельных участков предусмотрено ст.62, 64 Кодекса. Однако в этом случае права пожизненного наследуемого владения и постоянного пользования на земельные участки прекращаются по решению областного, Минского городского, городского (города областного, районного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией. А в случае аренды земельных участков вопрос о прекращении прав на него решается в зависимости от указания на возможность расторжения договора аренды в одностороннем порядке в самом договоре.

Если заинтересованные лица по истечении срока, указанного в предписании, не выполняют условия отвода земельного участка, местный исполнительный комитет принимает одно из следующих решений:

• о прекращении права пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком и об изъятии земельного участка;

• подаче в суд заявления о принудительном изъятии и прекращении права частной собственности на земельный участок;

расторжении договора аренды земельного участка, если право его расторжения в одностороннем порядке предусмотрено данным договором;

• подаче в суд заявления о расторжении договора аренды земельного участка.

Особенности рассмотрения гражданских дел по искам местных исполнительных и распорядительных органов о принудительном изъятии земельных участков и прекращении права собственности на них

Гражданские дела о принудительном изъятии земельных участков и прекращении права собственности на земельный участок возбуждаются судом в основном по заявлениям исполнительных и распорядительных органов. Хотя ст.81 Гражданского процессуального кодекса РБ (далее - ГПК) право заявлять такие иски в интересах органов местного управления предоставлено и прокурору.

Как показывает практика, заявленные иски разрешаются судом в зависимости от предоставленных обеими сторонами по делу доказательств того факта, что землепользователь, землевладелец своевременно приступил либо не приступил к освоению земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

 

Обратите внимание!

В качестве доказательств доводов сторон используются в основном составленные комиссией местного исполкома акты обследования земельных участков с приложением фото- и видеоматериалов, подтверждающих отсутствие каких-либо строительных работ на осматриваемом земельном участке, аналогичные фото- и видеоматериалы, предоставленные ответчиками в целях подтверждения обратного, показания свидетелей, переписка с исполнительным комитетом по вопросу продления срока освоения, иные документы, свидетельствующие о невозможности строительства, и другие доказательства.

 

Пример 1

В заявлении суду истец указал, что решением исполкома от 14.04.1994 Р. на праве частной собственности для строительства и обслуживания жилого дома предоставлен земельный участок в г.п.П. При неоднократном обследовании было установлено, что ответчик не приступил к освоению и целевому использованию земельного участка, в т.ч. и после получения письменного предписания от 29.03.2011. На основании изложенного исполнительный комитет просил изъять указанный земельный участок у Р. и прекратить право частной собственности на него.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано. В основу решения суд положил объяснения ответчика о том, что он приступил к освоению в течение первого года после выделения: заказал лес на срубы, а после перевода на работу в г.Минск не имел возможности продолжить строительство, в мае 2011 г. снял грунт под строительство, выкорчевал кусты, привез песок, а также представленный ответчиком акт сельского исполкома от 31.08.2011 о наличии строительных материалов на участке родителей ответчика.

На данное судебное постановление прокурором принесен надзорный протест в силу необоснованности принятого судом решения.

По делу было установлено, что в связи с неисполнением предусмотренной законодательством обязанности приступить в течение определенного времени к строительству жилого дома на предоставленном земельном участке Р. исполнительный комитет неоднократно (7 июля 2006 г., 19 июля 2007 г.) выносил предписания о необходимости целевого использования земельного участка, о возможности изъятия земельного участка, о чем предупреждал ответчика, предоставлял ему срок для устранения нарушения законодательства. Однако, несмотря на это, Р. на полученные предписания никак не реагировал, на протяжении длительного времени законные требования исполнительного комитета не выполнял, необходимые разрешения на строительство не получил, строительство дома начал, о чем свидетельствует акт обследования земельного участка комиссией исполкома от 25.03.2011. Исполнительный комитет 29 марта 2011 г. повторно установил для ответчика срок для устранения нарушений до 1 мая 2011 г., однако и в этот срок требования не были выполнены, что нашло отражение в актах обследования от 29.04.2011 и от 23.06.2011.

При этом пояснения ответчика не были подтверждены по делу достаточными, достоверными доказательствами и опровергались составленными комиссией исполнительного комитета актами, в которых отражены сведения о неосвоении Р. земельного участка по состоянию на июнь 2011 г.

Само по себе снятие грунта на земельном участке и работы по его очищению от сорной растительности при отсутствии разработанной и согласованной в установленном законом порядке проектной документации на строительство жилого дома не являются основанием для констатации факта начала строительства в соответствии с законом, поскольку в силу требований ст.223 Гражданского кодекса РБ деятельность по созданию недвижимого имущества путем строительства капитального строения, если она осуществлена без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, признается самовольным строительством.

Доводам же ответчика о сложности строительства дома в связи с переводом на службу в г.Минск, женитьбой, строительством квартиры в г.Минске, а также особенностями работы дана оценка как несостоятельным ввиду достаточности срока, предоставленного для освоения выделенного ему земельного участка.

При таких обстоятельствах вынесенное по делу судебное постановление было отменено судом надзорной инстанции.

 

В свою очередь не только наличие либо отсутствие достаточных и достоверных доказательств нарушения ответчиками земельного законодательства имеет существенное значение для рассмотрения требований о принудительном изъятии земельных участков. Соблюдение предусмотренной законодательством процедуры прекращения прав на земельные участки также имеет определяющее значение.

Например, в соответствии с частями второй-четвертой п.7 Указа № 667 право на земельный участок возникает у гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации. Документы, удостоверяющие право на земельные участки, выданные до 1 февраля 2006 г., являются действительными и имеют одинаковую юридическую силу со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.

 

Обратите внимание!

Если документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, у граждан, не осуществляющих необходимые мероприятия по их освоению, отсутствуют, то право собственности на земельный участок у них в установленном законом порядке не возникло, следовательно, нет всех предусмотренных законом оснований для прекращения такого права в судебном порядке.

 

Пример 2

В заявлении суду сельский исполнительный комитет указал, что решением от 26.05.1994 предоставил К. на праве частной собственности для строительства и обслуживания жилого дома земельный участок в г.п.П. За оформлением правоустанавливающих документов данный гражданин не обращался. При неоднократном обследовании земельного участка установлено, что К. не приступил к его целевому использованию, в т.ч. и после получения соответствующего предписания. Принимая во внимание изложенное, сельский исполнительный комитет просил изъять указанный земельный участок у К., прекратив право частной собственности на него.

Решением суда заявленные требования удовлетворены.

Это решение было отменено в порядке надзора по следующим основаниям.

По делу установлено, что правоустанавливающие документы на участок ответчик действительно не оформил до настоящего времени.

При таких обстоятельствах нельзя говорить о возникновении у К. в установленном законом порядке права собственности на земельный участок, а следовательно, и о необходимости прекращения такого права в порядке, предусмотренном частью второй ст.60 Кодекса.

С учетом этого, а также требований ст.68 Кодекса, согласно которым при невыполнении требований об обращении в течение установленного законодательными срока за государственной регистрацией земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него, решение о предоставлении земельного участка подлежит признанию утратившим силу государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с его компетенцией, предусмотренной Кодексом и иными актами законодательства, принявшим это решение, решение суда первой инстанции было отменено, а производство по делу прекращено.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 августа 2016 г. следует руководствоваться ст.68 Кодекса в редакции Закона РБ от 18.07.2016 № 403-З.

 

Пунктом 8 Указа № 667 предусмотрено, что при невыполнении условий отвода земельного участка в установленные сроки местный исполнительный комитет не позднее 1 месяца со дня истечения соответствующего срока направляет гражданину, индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу предписание о необходимости выполнения условия отвода земельного участка (начала строительства, иного освоения земельного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления, перечисления платежей и др.). Срок, указанный в предписании, не может превышать 1 месяца.

 

Обратите внимание!

Нарушение исполнительными комитетами сроков направления предписаний также оценивается судом наряду с иными обстоятельствами по делу. Зачастую это служит препятствием для прекращения права собственности на земельный участок.

 

Пример 3

Судом отказано в удовлетворении искового заявления исполнительного комитета к гражданке Г. о принудительном изъятии земельного участка и прекращении права частной собственности на него в связи с неосвоением в установленный законодательством срок.

В обоснование своих исковых требований исполнительный комитет указал, что ответчица более года не осваивает предоставленный ей земельный участок, несмотря на направленные предписания.

Вместе с тем согласно п.7 Указа № 667 юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение 6 месяцев, а гражданин в течение 1 года со дня государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него обязаны приступить к занятию данного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления (начать строительство и иное освоение земельного участка). В судебном заседании установлено, что Г. земельный участок предоставлен решением сельского исполкома от 07.05.2012, право на него зарегистрировано 02.07.2012.

В свою очередь предписание, которое необоснованно выдано землеустроительной службой районного исполнительного комитета, а не сельским исполнительным комитетом, датировано 10 мая 2013 г., т.е. до истечения годичного срока, установленного законодательством для начала реального освоения предоставленного ответчице земельного участка. Кроме того, к моменту подачи искового заявления Г. уже возвела фундамент на своем земельном участке.

 

Еще одно немаловажное обстоятельство - выяснение вопроса о получении ответчиками письменных предписаний от местных исполнительных комитетов о необходимости принятия мер к устранению допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель в определенный срок, поскольку именно в зависимости от действий собственников земельных участков после официального указания на допущенные нарушения законодатель определяет возможность принудительного изъятия земельных участков за нарушение законодательства об охране и использовании земель.

 

Пример 4

Решением исполкома от 19.01.2010 Б. в частную собственность для строительства и обслуживания жилого дома предоставлен земельный участок в агрогородке Р. Поскольку ответчица с указанного времени не приступила к целевому использованию земельного участка, сельский исполнительный комитет просил изъять у нее земельный участок, прекратив право частной собственности на него.

Решением суда иск исполнительного комитета удовлетворен.

В кассационном порядке ответчицей это решение было обжаловано как незаконное в силу неполучения предписания, в котором исполнительный комитет устанавливал срок для устранения нарушений земельного законодательства и начала освоения участка. Решение было отменено судебной коллегией по следующим основаниям.

По делу установлено, что, помимо акта от 31.08.2011, составленного комиссией сельского исполнительного комитета о неосвоении ответчицей предоставленного ей земельного участка, в материалах дела имеется адресованное ответчице предписание от 01.03.2011 о необходимости освоения участка до 28 марта 2011 г. Вместе с тем данных о получении предписания Б. нет. Об отсутствии данных о получении ответчицей предписания указывал и исполнительный комитет в судебном заседании.

При таких обстоятельствах решение суда о прекращении права собственности ответчицы на земельный участок не соответствовало требованиям законодательства и было отменено, в удовлетворении иска отказано.

 

Имеют место также ситуации, когда лица, не занимающиеся освоением земельного участка в установленные сроки и получившие предписание об устранении допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель, отчуждают находящийся на праве собственности участок.

 

Обратите внимание!

В таких случаях судебная практика в настоящее время исходит из общего принципа, согласно которому если совершенная с землей сделка не запрещена законодательством и оснований для признания договора отчуждения недействительным не имеется, то обязанность по освоению земельного участка возникает уже у нового собственника, оформившего такое право в установленном порядке.

 

Правовых оснований для изъятия участка у предыдущего собственника, распорядившегося принадлежащим ему имуществом до прекращения права собственности, не имеется.

 

Пример 5

Сельский исполнительный комитет обратился в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и прекращении права частной собственности гражданина С. на него.

По делу было установлено, что свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок получено С. 26 декабря 2006 г., мероприятий по освоению участка до обращения в суд ответчик не производил даже после получения соответствующего предписания. Однако 24 июня 2011 г. в ходе судебных слушаний С. заключил договор купли-продажи этого участка, продав его Т. Договор и переход права собственности были зарегистрированы в органах по государственной регистрации и земельному кадастру.

Покупатель был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица и подтвердил обстоятельства приобретения земельного участка и намерение использовать его по целевому назначению (строительство и обслуживание жилого дома). Представитель исполнительного комитета в судебном заседании заключенный договор не оспаривал и подал в суд заявление об отказе от предъявленного к С. иска.

Определением суда принят отказ исполнительного комитета от иска и производство по гражданскому делу прекращено.

Особенности исчисления и уплаты государственной пошлины

В соответствии с подп.1.44 п.1 ст.257 Налогового кодекса РБ (далее - НК) районные, городские, сельские, поселковые исполнительные комитеты освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, по заявлениям о прекращении у юридического лица, гражданина или индивидуального предпринимателя права частной собственности на земельный участок или о расторжении с юридическим лицом, гражданином или индивидуальным предпринимателем договора аренды земельного участка в случае, если эти юридическое лицо, гражданин или индивидуальный предприниматель не приступили к занятию данного участка (не начали строительство или иное освоение земельного участка) в сроки, установленные законодательством.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. НК на основании Закона РБ от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь.

В части налогообложения материал актуален на дату его написания.

 

Таким образом, в случае удовлетворения подобных исков исполнительных комитетов государственная пошлина и иные судебные расходы взыскиваются с ответчиков в доход государства (ст.142 ГПК).

Причем согласно приложению 14 к НК исковые заявления имущественного характера оплачиваются государственной пошлиной в размере 5 % цены иска, т.е. в рассматриваемом случае исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Судебная практика по делам о признании решений исполнительных комитетов об изъятии земельных участков недействительными

Имели место случаи, когда местными органами исполнительной власти не всегда соблюдались требования земельного законодательства в части надлежащего выполнения возложенных на них функций по изъятию земельных участков и соблюдения установленной процедуры, что в итоге приводило к ущемлению прав и законных интересов граждан и восстановлению этих прав в судебном порядке.

В свою очередь, граждане обращались с исками в суд, полагая, что все предусмотренные законодательством требования по освоению земельного участка, переданного на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, были ими соблюдены, однако не всегда их позиция подтверждалась достаточными и достоверными доказательствами.

Требования граждан о признании недействительными решений исполнительных комитетов о прекращении права пожизненного наследуемого владения и постоянного пользования земельными участками рассматриваются в порядке искового производства, поскольку при подаче гражданами соответствующих жалоб на решения исполнительных комитетов, на основании которых осуществляется государственная регистрация прекращения права, между сторонами фактически возникает спор о наличии или отсутствии права на землю, что в силу требований п.10 части первой ст.165 ГПК будет основанием для оставления заявления, поданного в порядке производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, без рассмотрения.

Исковое заявление о признании недействительным решения сельского исполнительного комитета об изъятии земельного участка

  Суд Липеньского района
   
Истец:  
Иванов Иван Иванович,
проживающий по адресу: ул.Незанская, 2-4,
г.Минск
   
Ответчик:  
Липеньский сельский
исполнительный комитет

 

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании недействительным решения сельского исполнительного комитета от 06.03.2012 № 222

 

Решением Липеньского сельского исполнительного комитета от 02.11.2010 № 31 мне был предоставлен в пожизненное наследуемое владение земельный участок площадью 0,24 га для строительства и обслуживания жилого дома, расположенный по адресу: Липеньский район, д.Богатово, ул.Садовая.

По моему заявлению государственная регистрация создания земельного участка и права пожизненного наследуемого владения была произведена 6 декабря 2010 г., в тот же день мною было получено свидетельство о государственной регистрации.

В течение 1 года со дня получения свидетельства о государственной регистрации я должен был приступить к освоению земельного участка. Однако в силу неблагоприятных погодных условий зимой начать строительство жилого дома было затруднительно.

В дальнейшем, а именно 27 июля 2011 г., мною был заключен договор на выполнение проектных и изыскательских работ для строительства объектов. Проект жилого дома, который я впоследствии передал в исполнительный комитет для его утверждения, был изготовлен 18 августа 2011 г.

Решением сельского исполкома от 23.08.2011 мне дано разрешение на проведение проектно-изыскательских работ и строительство жилого дома, после чего на участке мной были начаты работы. Учитывая, что проектом жилого дома предусмотрено наличие подвала, мной был снят плодородный слой почвы на всей площади дома, вручную выкопаны яма для подвала, а также по всему периметру дома траншеи для заливки фундамента.

Несмотря на это, 28 декабря 2011 г. я получил от сельского исполнительного комитета предупреждение о том, что если я не приступлю к строительству индивидуального жилого дома, земельный участок у меня будет изъят.

В кратчайшие сроки мной был найден человек, который помог в заливке фундамента. По технологии изначально необходимо было залить подвал и лишь затем заливать фундамент. В начале января 2012 г. подвал был залит, и несколько дней раствор должен был устояться. Позже изменились погодные условия: выпал снег и резко понизилась температура воздуха, в связи с чем выполнение последующих работ было невозможным, поэтому работы на участке я прекратил до весны.

Несмотря на то что я приступил к строительству, я получил по почте решение сельского исполкома от 06.03.2012 № 222, в соответствии с которым мое право пожизненного наследуемого владения на земельный участок было прекращено.

Данное решение сельского исполнительного комитета считаю незаконным. Исполнительным комитетом не были учтены все обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия подобного решения, потому оно является необоснованным.

В соответствии с примечанием к части пятой п.7 Указа Президента РБ от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» под началом строительства понимается осуществление строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией, в т.ч. в отношении нежилых построек на придомовой территории на земельном участке, предоставленном для целей, связанных со строительством капитальных строений (зданий, сооружений), а под началом иного освоения земельного участка понимается осуществление комплекса работ в соответствии с целевым назначением и условиями предоставления земельного участка, если земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством капитальных строений (зданий, сооружений).

Полагаю, что я в соответствии с нормами вышеназванного Указа до направления мне предписания исполнительным комитетом приступил к освоению земельного участка, а после вынесения начал строительство жилого дома. Поэтому считаю, что решение сельского исполкома от 06.03.2012 № 222 об изъятии земельного участка недействительно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.6 Гражданского процессуального кодекса РБ и ст.16 Гражданского кодекса РБ,

ПРОШУ:

1. Признать решение сельского исполкома от 06.03.2012 № 222 об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: Липеньский район, д.Богатово, ул.Садовая, недействительным.

2. Вызвать в судебное заседание и опросить свидетеля Васильева Ивана Ивановича, проживающего по адресу: Липеньский район, д.Богатово, ул.Парникова, 3.

 

Приложение:

1. Копия решения исполкома о выделении земельного участка на 1 л.

2. Копия свидетельства о государственной регистрации на 1 л.

3. Договор на выполнение проектных и изыскательских работ для строительства объектов на 2 л.

4. Копия решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ на 1 л.

5. Копия решения исполкома об изъятии земельного участка на 1 л.

6. Квитанции об оплате государственной пошлины на 1 л.

 

Дата Подпись
И.И.Иванов

 

Причины, которые служат основанием для признания судом недействительными решений исполнительных комитетов о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, разнообразны.

 

Обратите внимание!

В основу большинства решений судов, которыми были удовлетворены требования граждан о признании недействительными решений сельских исполнительных комитетов об изъятии земельных участков и прекращении вещных прав на них, положены доказательства, подтверждающие начало производства гражданами строительных работ на предоставленных земельных участках (оформление проектной документации, ограждение участка, снятие плодородного слоя почвы, возведение фундамента и др.).

 

Пример 6

Районным судом удовлетворено исковое заявление Ю. к сельскому исполнительному комитету об отмене решения от 08.05.2011 «Об изъятии земельных участков, прекращении права пожизненного наследуемого владения» в части изъятия у истицы земельного участка, расположенного в д.О.

В судебном заседании было установлено, что решением исполкома от 09.01.2010 Ю. предоставлен земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения для строительства и обслуживания жилого дома. Государственная регистрация возникновения у истицы права на земельный участок произведена 1 февраля 2010 г. Впоследствии по заявлению Ю. была разработана и согласована в установленном законом порядке проектная документация на строительство жилого дома, решением исполкома от 29.08.2010 истице дано разрешение на строительство, в сентябре заключен договор с подрядной организацией на произведение строительных работ. В августе 2011 г. комиссией исполнительного комитета был составлен акт о неосвоении земли в силу отсутствия на участке признаков ведения соответствующей деятельности, направлено предписание и затем принято решение об изъятии у Ю. земельного участка.

Однако в ходе судебного заседания истицей предоставлены доказательства того факта, что исполнительный комитет поверхностно подошел к проверке выполнения ею предписания и к моменту принятия исполнительным комитетом решения она возвела на земельном участке фундамент, т.е. приступила к непосредственному его освоению, что подтвердили опрошенные в ходе судебного заседания свидетели. Акты исполнительного комитета о неосвоении участка признаны судом недостоверными доказательствами в силу нарушения процедуры их составления и неподтверждения подписавшими их лицами обстоятельств осмотра участка.

 

Решения исполнительного комитета об изъятии участка и прекращении права на него могут отменяться по искам заинтересованных лиц и в силу несоблюдения исполнительными комитетами предусмотренной законодательством процедуры прекращения прав на земельные участки, описанной выше при обзоре дел по искам местных исполнительных и распорядительных органов о принудительном изъятии земельных участков и прекращении права собственности на них.

 

11.11.2013

 

Ольга Бобкова, старший прокурор отдела по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам прокуратуры Минской области