Комментарий от 29.02.2016
Автор: Дубовик Э., Будник Н.

Принудительное взыскание денежных средств из электронных кошельков и иные нововведения в исполнительном производстве. Комментарий к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.11.2015 № 201 «О внесении дополнений и изменений в Инструкцию по исполнительному производству»


СОДЕРЖАНИЕ

 

Расширение полномочий судебных исполнителей

Исполнительные действия вне юрисдикции судебного исполнителя

Исполнение отдельных исполнительных документов

Взыскание средств из электронного кошелька должника и у оператора электросвязи

Реализация арестованного имущества с электронных торгов

Перечисление взыскателем средств сверх суммы взыскиваемой задолженности

Трудоустройство должников по алиментам и расходам на содержание детей

Основания окончания исполнительного производства по взысканию сумм в доход государства

 

Материал помещен в архив

 

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЗЫСКАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЗ ЭЛЕКТРОННЫХ КОШЕЛЬКОВ И ИНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ.
Комментарий к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.11.2015 № 201 «О внесении дополнений и изменений в Инструкцию по исполнительному производству»

С 13 декабря 2015 г. вступили в силу изменения и дополнения, внесенные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.11.2015 № 201 в Инструкцию по исполнительному производству, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 № 40 (далее - Инструкция № 40).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 мая 2017 г. следует руководствоваться Инструкцией по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 (далее - Инструкция № 67).

 

Инструкция № 40 касается деятельности судебных исполнителей, исполняющих судебные постановления судов, которые ранее имели статус судов общей юрисдикции. С 2014 года таким статусом обладают все суды Республики Беларусь, за исключением Конституционного Суда Республики Беларусь.

 

Обратите внимание!

В настоящее время законодателем не принята единая Инструкция, которая бы регламентировала деятельность судебных исполнителей, исполняющих судебные постановления всех судов общей юрисдикции, в том числе судов, рассматривающих экономические дела. Судебные исполнители, исполняющие судебные постановления вышеупомянутых судов, руководствуются сегодня Инструкцией по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.11.2009 № 21 (далее - Инструкция № 21).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 сентября 2017 г. Инструкция № 21 признана утратившей силу на основании постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2017 № 12.

Расширение полномочий судебных исполнителей

К ранее имевшимся постановлениям, которые могут выносить судебные исполнители, добавились постановления о (об):

изменении места совершения исполнительных действий;

исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок;

приостановлении исполнительного производства;

возобновлении исполнительного производства;

обращении взыскания на денежные средства, причитающиеся должнику, от третьих лиц;

обращении взыскания на электронные деньги, находящиеся на электронном кошельке должника;

приостановлении полностью или частично операций по текущим (расчетным) счетам;

приводе должника;

розыске должника;

перечислении разницы между стоимостью передаваемого имущества и остатком задолженности по исполнительному производству (соответствующие изменения внесены в п.10 Инструкции № 40).

Таким образом, ранее действовавший перечень расширен и конкретизирован. При этом следует отметить, что некоторые виды постановлений заимствованы из п.10 Инструкции № 21. Например, постановление об обращении взыскания на денежные средства, причитающиеся должнику от третьих лиц. Данные постановления особенно эффективны при работе с юридическими лицами.

Принципиально новым стало введение понятия «постановление об обращении взыскания на электронные деньги, находящиеся в электронном кошельке должника».

У судебных исполнителей также появилась возможность вынесения ими постановлений о приводе должника.

Так, при неявке без уважительных причин должника, вызванного в установленном порядке в орган принудительного исполнения к судебному исполнителю, он может быть подвергнут приводу, который является мерой процессуального воздействия. Судебный исполнитель выносит постановление о приводе должника по установленной форме. Исполнение данного постановления осуществляют территориальные органы внутренних дел (часть первая п.55 Инструкции № 40).

 

Обратите внимание!

Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до 16 лет, беременные женщины и временно нетрудоспособные лица (часть третья п.55 Инструкции № 40).

 

Ранее при наличии необходимости привода должника судебным исполнителем вносилось представление судье о вынесении соответствующего определения. При этом практика показывает, что часто судьи отказывали в вынесении указанных определений. Теперь ответственность за вынесение постановления о приводе полностью ложится на судебного исполнителя. С одной стороны, это облегчает судебному исполнителю работу по взысканию имеющейся задолженности и дисциплинирует должников, с другой - данное положение также может повлечь злоупотребления со стороны должностных лиц органов принудительного исполнения.

Только практика покажет целесообразность передачи указанных полномочий от суда органам принудительного исполнения.

 

Обратите внимание!

Постановление судебного исполнителя может быть обжаловано взыскателем или должником либо опротестовано прокурором в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу), а в случае несогласия с его решением - в суд по месту исполнения исполнительного документа в порядке, установленном ст.479 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 мая 2017 г. следует руководствоваться частью первой ст.124 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 439-З).

Исполнительные действия вне юрисдикции судебного исполнителя

Изменения коснулись также порядка совершения исполнительных действий в случае нахождения имущества должника в пределах юрисдикции другого органа принудительного исполнения.

В частности, при получении в процессе исполнения исполнительного документа, по которому проверка имущественного положения не завершена, информации о месте нахождения должника и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, вне юрисдикции органа принудительного исполнения, в котором осуществляется исполнение:

• в пределах одной области (г. Минска) - судебный исполнитель направляет представление главному судебному исполнителю по соответствующей области (г. Минску) за письменным разрешением на исполнение исполнительного документа на всей территории соответствующей области (г. Минска);

• на территории различных областей (г. Минска) - судебный исполнитель должен обратиться к Главному судебному исполнителю Республики Беларусь за письменным разрешением на исполнение исполнительного документа на всей территории Республики Беларусь (часть четвертая п.14 Инструкции № 40).

В случае получения отказа на исполнение исполнительного документа вне юрисдикции органа принудительного исполнения судебным исполнителем выносится постановление о совершении отдельного исполнительного действия (часть пятая п.14 Инструкции № 40). Перечень таких отдельных исполнительных действий изложен в части шестой п.14 Инструкции № 40.

Части седьмая и восьмая п.14 Инструкции № 40 регламентируют порядок действий судебного исполнителя в случаях, когда в отношении одного и того же должника будет установлено наличие имущества, на которое может быть обращено взыскание, в юрисдикции нескольких органов принудительного исполнения.

Схожим с прежним остался порядок действий исполнителя в случае, если в процессе исполнения исполнительного документа изменилось место жительства (место пребывания) или место нахождения должника (часть девятая п.14 Инструкции № 40).

Кроме того, изменен перечень исполнительных действий принудительного характера, изложенный в п.20 Инструкции № 40.

Исполнение отдельных исполнительных документов

При предъявлении на исполнение постановлений органов внутренних дел в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта к представлению о принудительном взыскании штрафа обязательно прикладываются документы, подтверждающие надлежащее извещение лица, подвергнутого административному взысканию, о необходимости уплаты штрафа. В случае отсутствия документов, подтверждающих надлежащее извещение лица, подвергнутого административному взысканию, о необходимости уплаты штрафа исполнительный документ подлежит возврату (часть четвертая п.37 Инструкции № 40).

Внесены изменения в основания возвращения исполнительного документа взыскателю. Ранее одним из таких оснований являлось открытие в отношении должника конкурсного производства, теперь данный пункт предусматривает, что по данному основанию не подлежат возврату исполнительные документы о взыскании задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, и компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, по выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов (абзац 11 части второй п.42 Инструкции № 40).

Основания обязательного приостановления судебным исполнителем исполнительного производства дополнены таким, как возбуждение судом, рассматривающим экономические дела, в отношении должника производства по делу об его экономической несостоятельности (банкротстве), за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, а также задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда работников должника и лиц, работающих у должника по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, по выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов (абзац 9 п.51 Инструкции № 40).

Взыскание средств из электронного кошелька должника и у оператора электросвязи

Инструкция № 40 дополнена нормами, которые касаются обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся в электронном кошельке и у оператора электросвязи, при наличии с ним договора на оказание таких услуг.

Так, для установления наличия за должником электронного кошелька судебный исполнитель направляет соответствующий запрос в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию и при подтверждении информации о наличии у должника электронного кошелька судебный исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на электронные деньги, находящиеся на электронном кошельке должника. Соответствующие требования содержатся в п.601 Инструкции № 40.

При установлении информации о заключенном должником договоре об оказании услуг электросвязи судебным исполнителем в порядке, предусмотренном ст.501 ГПК, направляется запрос оператору электросвязи о размере причитающихся должнику денежных средств на момент получения запроса, в котором также запрещается производить любые расчеты с должником и указывается на необходимость перечислять причитающие должнику денежные средства полностью либо частично на депозитный счет органа принудительного исполнения (часть первая п.602 Инструкции № 40).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 мая 2017 г. обращение взыскания на денежные средства и иное имущество, причитающиеся должнику от третьих лиц, регулируется ст.77 Закона № 439-З.

 

При необходимости судебный исполнитель вправе принять меру по обеспечению исполнения исполнительного документа и запретить оператору электросвязи выполнять обязательства по заключенному с должником договору об оказании услуг электросвязи (часть вторая п.602 Инструкции № 40).

Реализация арестованного имущества с электронных торгов

Некоторые изменения коснулись и процедуры реализации арестованного имущества путем проведения торгов (глава 14 Инструкции № 40). Теперь требования главы 14 не распространяются на порядок ведения исполнительного производства при реализации имущества с электронных торгов (п.1231 Инструкции № 40). Это связано с тем, что постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 17.11.2015 № 196 утверждена Инструкция о порядке ведения исполнительного производства при реализации имущества с электронных торгов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 мая 2017 г. порядок проведения электронных торгов регулируется главой 20 Инструкции № 67.

 

Перечисление взыскателем средств сверх суммы взыскиваемой задолженности

Пунктом 1291 дополнена и глава 16 Инструкции № 40 (оставление имущества за взыскателем).

До передачи взыскателю имущества, стоимость которого превышает сумму задолженности перед данным взыскателем, он обязан перечислить на соответствующий счет органа принудительного исполнения разницу между стоимостью передаваемого имущества и остатком задолженности (часть первая п.1291 Инструкции № 40).

Трудоустройство должников по алиментам и расходам на содержание детей

Обязанность по трудоустройству возлагается на обязанных лиц соответствующим судебным постановлением на весь период взыскания расходов либо до полного погашения задолженности по платежам. Если обязанное лицо в период исполнения судебного постановления прекратило работу у нанимателя, к которому оно было направлено органом по труду, занятости и социальной защите, то вынесенное ранее судебное постановление направляется судебным исполнителем органу по труду, занятости и социальной защите для повторного принятия мер к его исполнению и трудоустройству обязанного лица (часть четвертая п.157 Инструкции № 40).

Основания окончания исполнительного производства по взысканию сумм в доход государства

Теперь доказательством исполнения исполнительных документов указанной категории помимо представления должником в орган принудительного исполнения оригинала квитанции об уплате денежной суммы в доход государства для последующего приобщения данной квитанции к материалам исполнительного производства может также служить информация, полученная из автоматизированных информационных систем (баз данных) государственных органов и иных организаций, справка финансового органа о зачислении денежных средств в бюджет и другие доказательства (часть вторая п.187 Инструкции № 40).

Данная корректировка, полагаем, позволит учитывать добровольную уплату постановленных к взысканию сумм в доход государства, в том числе штрафов, и в случае утери должником квитанции об их уплате.

 

29.02.2016

 

Эвелина Дубовик, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Юридическая компания Соломон»

Наталья Будник, специалист финансово-аналитического сектора унитарного предприятия «Юридическая компания "ПартнерКонсалт"»