


Материал помещен в архив
ПРИОБРЕТАЕМ УСЛУГИ У ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРАВИЛЬНО ИСЧИСЛЯЕМ НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И НАЛОГ НА ДОХОДЫ
![]() |
Ситуация Основным видом деятельности организации «А» является производство медицинской мебели. Большая часть продукции (более 80 %) поставляется на экспорт. Основными покупателями являются Россия и Казахстан. Однако организацией «А» планируется расширение рынков сбыта, в т.ч. на рынки стран Европейского союза. Одним из условий поставки продукции в европейские страны является наличие СЕ - сертификации на продукцию. СЕ - сертификация отдельных видов продукции возможна при подтверждении процесса производства продукции требованиям стандартов ISO 13485:2003, ISO 9001:2008. С этой целью организацией «А» заключен договор с организацией «В» - резидентом Российской Федерации, согласно которому организация «В» оказывает организации «А» услуги по сертификационному аудиту на соответствие требованиям стандартов ISO 13485:2003, ISO 9001:2008. В приложениях к договору услуги расписаны детально и указана их стоимость (цифры условные): • консультационные услуги по подготовке технической документации - 80 000 руб.; • предварительный аудит организации в соответствии с требованиями ISO 13485:2003, ISO 9001:2008 - 100 000 руб.; • сертификационный аудит предприятия на соответствие требованиям стандартов ISO 13485:2003, ISO 9001:2008 - 400 000 руб.; • услуги по выдаче копий сертификатов соответствия требованиям стандартов ISO 13485:2003, ISO 9001:2008 - 50 000 руб.; • услуги по проставлению апостиля на копиях сертификатов соответствия требованиям стандартов ISO 13485:2003, ISO 9001:2008 - 53 000 руб. Необходимо ли в данной ситуации исчислить НДС при приобретении услуг у организации-нерезидента и по каким услугам? Необходимо ли исчислить налог на доходы? |
Налог на добавленную стоимость исчислять не следует
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 Налогового кодекса РБ (далее - НК) (п.1 ст.92 НК).
Статьей 5 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 установлено, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами. Таковым является Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. вышеназванное Соглашение и Протокол утратили силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст.4 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом (ст.2 Протокола).
Местом реализации работ, услуг признается:
• территория государства - члена Таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено подп.1)-4) п.1 ст.3 Протокола (подп.5) п.1 ст.3 Протокола);
• территория государства - члена Таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются консультационные услуги (подп.4) п.1 ст.3 Протокола).
Таким образом, местом реализации всех услуг, за исключением консультационных, на основании подп.5) п.1 ст.3 Протокола будет являться территория Российской Федерации. Следовательно, НДС по указанным услугам исчислять не следует.
Что касается обложения НДС консультационных услуг, то в данной ситуации необходимо, по мнению автора, учитывать следующее.
В случае если налогоплательщиком (плательщиком) выполняются, оказываются несколько видов работ, услуг, порядок налогообложения которых регулируется Протоколом, и реализация одних работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ, услуг, то местом реализации вспомогательных работ, услуг признается место реализации основных работ, услуг (ст.5 Протокола).
Учитывая то, что данные консультационные услуги оказываются в рамках одного договора на оказание услуг по сертификационному аудиту на соответствие требованиям стандартов ISO 13485:2003, ISO 9001:2008 и стоимость основной работы по сертификационному аудиту значительно превышает стоимость консультационной услуги, можно сделать вывод о том, что консультационная услуга носит вспомогательный характер по отношению к реализации услуг по сертификационному аудиту. Соответственно, местом реализации консультационных услуг, как и основных услуг, будет также являться Российская Федерация.
Таким образом, местом реализации услуг по подтверждению соответствия процесса производства международным стандартам, а также услуг, носящих вспомогательный характер по отношению к реализации других услуг, оказанных российской организацией, территория Республики Беларусь не признается. Следовательно, организации «А» исчисление налога на добавленную стоимость при приобретении этих услуг производить не следует.
Налог на доходы исчислять не следует
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются, в частности, доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь от оказания консультационных, бухгалтерских, аудиторских, маркетинговых, юридических, инжиниринговых услуг (за исключением доходов от услуг, оказываемых белорусским организациям и белорусским индивидуальным предпринимателям в целях подтверждения соответствия процесса производства, продукции, иных объектов требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации и (или) требованиям, установленным законодательством иностранного государства или международными стандартами) (ст.146 НК).
Таким образом, по налогу на доходы объект налогообложения отсутствует.
10.02.2014
Ольга Володина, экономист