


Материал помещен в архив
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
Комментарий к постановлению Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 24.06.2016 № 173 и постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.06.2016 № 30
Законодательное регулирование
Нормативные правовые акты:
• Трудовой кодекс Республики Беларусь;
• перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее - Перечень № 200);
• Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан);
• Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее - Закон о внешней трудовой миграции).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2023 г. Закон о внешней трудовой миграции на основании Закона от 30.12.2022 № 233-З изложен в новой редакции; |
• Закон Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее - Закон об основах административных процедур);
• единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник. |
Обзор нововведений
17 августа 2016 г. вступили в силу нормативные правовые акты, принятые на основании ст.26 и 29 Закона о внешней трудовой миграции.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2023 г. действует Инструкция о порядке и условиях выдачи заключения о возможности осуществления иностранным гражданином или лицом без гражданства в Республике Беларусь трудовой деятельности, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты, МВД и Минэкономики от 01.06.2023 № 15/119/14. |
Принятые НПА | Действовавшие ранее НПА |
Инструкция о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 24.06.2016 № 173 (далее - Инструкция № 173) | Инструкция о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 07.07.2011 № 247 (далее - Инструкция № 247) |
Инструкция о порядке и условиях выдачи заключений о возможности привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства и осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.06.2016 № 30 (далее - Инструкция № 30) | Инструкция о порядке выдачи заключений о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранных граждан либо лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности на ее территории и о возможности осуществления иностранным гражданином либо лицом без гражданства, не имеющим разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 07.07.2011 № 63 (далее - Инструкция № 63) |
Инструкция № 173 по сравнению с Законом о внешней трудовой миграции (в редакции от 15.07.2016) принципиально нового ничего не внесла в отличие от Инструкции № 30.
Напомним, что выдача разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы (далее - разрешение) осуществляется Департаментом по гражданству и миграции при наличии заключения о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранцев для осуществления трудовой деятельности на ее территории комитета по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов (далее - орган по труду, занятости и социальной защите) (п.8 Инструкции № 173). Специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее - специальное разрешение) выдается в отношении иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, при наличии заключения о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь, выданного органом по труду, занятости и социальной защите, за исключением случая выдачи специального разрешения в отношении иностранца, привлекаемого в качестве руководителя коммерческой организации (абзац 2 п.16 Инструкции № 173).
Таблица | |
Условия невыдачи заключений | |
Орган по труду, занятости и социальной защите | |
по месту нахождения (жительства) нанимателя | по месту нахождения вакансии |
Выдает отрицательное заключение о возможности привлечения иностранцев для выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы в случае, если: - в заявлении нанимателя содержатся сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе недостоверные сведения о наименовании и кодах профессий рабочих (должностей служащих), по которым привлекаются иностранцы, в соответствии с ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 № 125 (далее - недостоверные сведения о наименовании и кодах профессий рабочих (должностей служащих), по которым привлекаются иностранцы); - нанимателем в течение 6 календарных месяцев, предшествовавших поступлению запроса Департамента по гражданству и миграции, не предоставлялись сведения о наличии свободного рабочего места (вакансии) (далее - вакансия) в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета (далее - управление), комитет по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, за исключением случаев, когда наниматель зарегистрирован в течение этих 6 календарных месяцев; - в течение 6 календарных месяцев, предшествовавших поступлению запроса Департамента по гражданству и миграции, имелись факты нарушения нанимателем законодательства о труде и занятости населения, а также информация о наличии у нанимателя задолженности по выплате заработной платы. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. вместо ОКРБ 006-2009 действует ОКРБ 014-2017 «Занятия», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.07.2017 № 33 |
Выдает отрицательное заключение о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности для выдачи специального разрешения в случае, если: - нанимателем не предоставлены в управление, комитет по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета сведения о вакансии, на которую привлекается иностранец; - сведения о вакансиях, заявленных нанимателем в управление, комитет по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, находились в автоматизированной информационной системе «Общереспубликанский банк вакансий» менее 15 рабочих дней, а для нанимателя, являющегося инвестором либо созданного с участием инвестора (инвесторов), и (или) нанимателя, привлекающего иностранца, являющегося высококвалифицированным работником, - менее 7 рабочих дней, предшествовавших получению запроса подразделения по гражданству и миграции; - в период нахождения в автоматизированной информационной системе «Общереспубликанский банк вакансий» вакансии, на которую привлекается иностранец, наниматель 3 и более раза отказал в приеме на работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам либо лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь, имеющим необходимую квалификацию, которые направлены для трудоустройства управлением, комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета; - в заявлении нанимателя о выдаче специального разрешения содержатся сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе недостоверные сведения о наименовании и кодах профессий рабочих (должностей служащих), по которым привлекаются иностранцы; - в течение 6 календарных месяцев, предшествовавших поступлению запроса подразделения по гражданству и миграции, имелись факты нарушения нанимателем законодательства о труде и занятости населения, а также информация о наличии у нанимателя задолженности по выплате заработной платы |
Ранее Инструкция № 63 в отличие от Инструкции № 30 не содержала конкретных условий выдачи заключения о возможности привлечения иностранных граждан и осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином в Республике Беларусь.
Конкретизация таких условий обусловлена требованиями ст.26 и 29 Закона о внешней трудовой миграции в редакции от 15.07.2016 и продолжает государственную политику по защите национального рынка труда.
Инструкция № 173 менее «удачная», чем Инструкция № 30, по следующим причинам:
• в отличие от Инструкции № 247 в ней нет четкого определения всех документов, которые наниматель должен предоставить в органы по гражданству и миграции, точнее, нет ссылок на нужные пункты Единого перечня. Кроме того, также упоминаются другие документы, предусмотренные Перечнем № 200 (например, в п.16 Инструкции № 173);
• введено много дублирующих норм и ссылок на Закон об основах административных процедур, хотя, полагаем, более полезно было бы описать правила заполнения приложений (заявлений) к Инструкции № 173.
В целом из анализа норм Инструкции № 173 можно сделать следующие выводы:
• нанимателю могут отказать не только в выдаче разрешения (специального разрешения), но и в приеме заявления. Последнее возможно в случае неправильного заполнения заявления, при отсутствии всех необходимых документов. При исправлении недочетов наниматель может вновь обратиться за разрешением (специальным разрешением). Основания отказа перечислены в ст.27 и 30 Закона о внешней трудовой миграции, а также в ст.25 Закона об основах административных процедур;
• продлить разрешение (специальное разрешение) можно только один раз. Данное положение не ново, так как уже закреплено Законом о внешней трудовой миграции в редакции от 15.07.2016. Как следует из Единого перечня (пп.16.8 и 16.10), продлеваются они на тот же срок, на который они первоначально были выданы. Новое в данном случае - срок, в течение которого наниматель обязан обратиться с соответствующим заявлением в органы по гражданству и миграции: не позднее чем за 15 дней и не ранее чем за 2 месяца до истечения срока действия ранее выданного разрешения (специального разрешения) (пп.12 и 23 Инструкции № 173).
Нововведением стала обязанность нанимателя внести изменения в специальное разрешение в случае изменения места нахождения (регистрации по месту жительства) нанимателя, которое должно быть заявлено в месячный срок со дня изменении места нахождения (регистрации по месту жительства) (п.25 Инструкции № 173).
В Инструкции № 173 также установлен запрет на внесение изменений:
• в разрешение по количеству, странам проживания и профессиям рабочих или должностям служащих привлекаемых для работы иностранцев (п.13 Инструкции № 173);
• в специальное разрешение по профессии рабочего или должности служащего иностранца (п.24 Инструкции № 173).
То есть если нужно внести изменения, следует получать новое разрешение (специальное разрешение).
Неясность. Нет пояснений о необходимости вносить изменения, если наименование профессии или должности привлеченного иностранца изменится вследствие изменения законодательства (квалификационных справочников).
Неясно также, если изменяется наименование нанимателя, следует ли соблюдать срок внесения изменений, указанный в п.25 Инструкции № 173, или нужно получать новое разрешение (специальное разрешение).
Увеличено количество приложений к Инструкции № 173, в частности, разработаны отдельные заявления об однократном продлении разрешения (специального разрешения) и заявление о выдаче специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, являющихся высококвалифицированными работниками.
![]() |
Обратите внимание! В заявлениях о выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и об однократном продлении срока действия разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы есть графы, в которых наниматель должен указать количество иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, которые на момент подачи заявления осуществляют у него трудовую деятельность. |
В заявления также включена графа, в которой указываются сведения о внесении платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства, - в случае внесения платы посредством использования такой системы.
12.09.2016
Владимир Самосейко, юрист