


Признается ли распространение коронавирусной инфекции форс-мажорным обстоятельством или существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, для освобождения сторон от исполнения договора государственной закупки?
ОТВЕТ
Распространение коронавируса непосредственно не является обстоятельством непреодолимой силы. Но форс-мажорными обстоятельствами могут признаваться ограничительные и другие меры, направленные на предотвращение распространения коронавируса и его последствий. Невозможность исполнения договора государственной закупки в каждом конкретном случае необходимо доказать. То же правило касается и признания коронавируса существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Вопрос квалификации событий как обстоятельств непреодолимой силы в каждом конкретном случае является предметом оценки.
![]() |
Справочно Позицию БелТПП, считать ли коронавирус форс-мажором, см. здесь. |
В Гражданском кодексе Республики Беларусь содержится правило о существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, которое, в свою очередь, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (п.1 ст.421 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
При наличии одновременно следующих условий ставится вопрос о таком изменении и расторжении договора:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
![]() |
Обратите внимание! Существенное изменение обстоятельств необходимо доказать совокупностью фактов, имеющихся в деятельности сторон договора. |
Тем не менее изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (часть третья п.17 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров»).
Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться подп.1.8 п.1 постановления № 395 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 28.12.2022 № 933. Скорректированы случаи изменения условий договора государственной закупки. Комментарий см. здесь. С 4 февраля 2024 г. в ч.1 п.1 ст.25 Закона слова «порядка» и «частью второй настоящего пункта» заменены соответственно словами «сроков и условий» и «настоящим пунктом» Законом от 31.01.2024 № 354-З. Комментарий см. здесь. |
31.03.2020
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор