


Материал помещен в архив
ПРИЗНАНИЕ И ПРИВЕДЕНИЕ В ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА В РОССИИ, УКРАИНЕ, АЗЕРБАЙДЖАНЕ, УЗБЕКИСТАНЕ, ПОЛЬШЕ, ЛИТВЕ, ЛАТВИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ
Порядок приведения в исполнение решений хозяйственных судов за рубежом регламентируется нормами международного права, а также национальным законодательством государств, на территории которых должно быть исполнено (признано, приведено в исполнение и исполнено) решение хозяйственного суда РБ.
Согласно ст.8 Конституции Республики Беларусь наше государство признает приоритет общепризнанных принципов международного права.
Основные принципы, которые положены в основу исполнения решений отечественных судов за рубежом, - принципы вежливости и взаимности. Указанные принципы закреплены во всех международных соглашениях и договорах, подписанных Республикой Беларусь в целях признания и исполнения решений белорусских хозяйственных судов за рубежом. Вместе с тем следует отметить, что ввиду их многочисленности подобные международные нормы права часто имеют некоторые отличия друг от друга, что обуславливает различный порядок приведения в исполнение решений хозяйственных судов Республики Беларусь в каждом конкретном иностранном государстве.
Разобраться в специфике исполнения в том или ином государстве призван помочь раздел III «Исполнение решений» Методических рекомендаций о правовой помощи при разрешении хозяйственных (экономических) споров и исполнении судебных постановлений с участием иностранных лиц, утвержденных постановлением Президиума ВХС РБ от 18.10.2006 № 90 (далее - Методические рекомендации). При возникновении необходимости разобраться в порядке исполнения решения хозяйственного суда Республики Беларусь следует руководствоваться в первую очередь им, поскольку в нем довольно детально описаны отличия и нюансы применения норм основных международных правовых актов, посвященных исполнению решений за рубежом.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 июня 2013 г. взамен Методических рекомендаций приняты Методические рекомендации о некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц и оказания правовой помощи, утвержденные постановлением Президиума ВХС РБ от 26.06.2013 № 25. |
Рассмотрим на примерах наиболее часто встречающихся в практике государств особенности исполнения на их территории решений хозяйственных судов Республики Беларусь.
На основании Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерации о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации от 17.01.2001 (далее - Соглашение от 17.01.2001) исполнение решений арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов РБ осуществляется в соответствии с национальным законодательством по месту предъявления исполнительного документа к исполнению.
В соответствии со ст.1 Соглашения от 17.01.2001 для исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации подача заявления о приведении в исполнение в порядке, предусмотренном ст.8 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992 (подписано в г.Киеве, далее - Киевское соглашение), не требуется, государственная пошлина за рассмотрение таких заявлений не уплачивается.
Таким образом, решения белорусских хозяйственных судов не подлежат признанию.
Соответственно, взыскатель Республики Беларусь самостоятельно направляет исполнительный документ - приказ хозяйственного суда в структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по месту нахождения должника либо его имущества с целью возбуждения исполнительного производства и его принудительного исполнения территориальным органам Министерства юстиции Российской Федерации.
Срок предъявления белорусского исполнительного документа к исполнению в Российской Федерации - 3 года. Государственная пошлина за возбуждение исполнительного производства не уплачивается.
Украина, Республика Казахстан, Азербайджанская Республика, Республика Узбекистан и другие государства - участники Киевского соглашения
Перечисленные государства подписали и ратифицировали Киевское соглашение. Стороны, находящиеся на территории государств - участников СНГ, подписавших указанное соглашение, должны соблюсти процедуру признания и приведения в исполнение решения суда государства - участника Киевского соглашения. Для этого взыскатель должен самостоятельно направить соответствующее ходатайство о признании и приведении в исполнение непосредственно в компетентный суд государства, где решение подлежит исполнению.
Определять компетентный суд следует в соответствии с национальным процессуальным кодексом государства - места исполнения решения суда.
Ходатайство излагается на русском языке или языке страны - места нахождения суда, который будет рассматривать ходатайство (по месту нахождения должника). К ходатайству прилагаются следующие доказательства:
• копия должным образом заверенного решения или решение;
• официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не усматривается из самого решения;
• доказательства извещения другой стороны о процессе;
• исполнительный документ (подп.4.1 п.4 раздела III Методических рекомендаций).
При этом официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не усматривается из самого решения, а также доказательства извещения другой стороны о процессе выдаются стороне судом, рассмотревшим дело, по ее запросу.
![]() |
Справочно Формы ходатайства о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, а также подтверждающих справок см. в приложениях к Методическим рекомендациям. |
![]() |
Обратите внимание! Если в соответствии с законодательством страны, суд которой будет рассматривать поданное ходатайство, рассмотрение облагается государственной пошлиной, к поданному заявлению необходимо приложить доказательства оплаты государственной пошлины. |
Украина
В Украине действует Закон Украины «О судебном сборе», который определяет правовые способы взимания судебного сбора, плательщиков, объекты и размеры ставок судебного сбора, порядок оплаты, освобождение от оплаты и возврат судебного сбора. Согласно данному нормативному акту судебный сбор взимается исключительно через учреждения банков и отделов связи по месту рассмотрения дела и зачисляется в специальный фонд Государственного бюджета Украины. Средства судебного сбора направляются на обеспечение совершения правосудия, укрепления материально-технической базы судов, включая создание и обеспечение функционирования Единой судебной информационной системы, веб-портала судебной власти, компьютерных локальных сетей, современных систем фиксирования судебного процесса, приобретение и обслуживание компьютерной и копировально-множительной техники и др.
![]() |
Справочно Размер судебного сбора за рассмотрение заявлений о выдаче исполнительного документа на основании решений иностранных судов в Украине составляет 0,1 минимальной заработной платы. Согласно Закону Украины «О государственном бюджете Украины на 2013 год» размер минимальной заработной платы составляет 1 147 гривны 00 копеек. Соответственно, размер пошлины составит 114,7 гривны (http://court.gov.ua/sud0117/tax/). |
Республика Казахстан
В Республике Казахстан в соответствии со ст.495 и 496 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) с подаваемых в суд заявлений о выдаче судом исполнительных листов по решениям иностранных судов размер государственной пошлины составляет 500 % от размера месячного расчетного показателя.
Фиксированные процентные ставки государственной пошлины исчисляются исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законодательным актом Республики Казахстан на день оплаты государственной пошлины, если иное не установлено Налоговым кодексом.
Согласно Закону «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы» с 1 января 2013 г. размер месячного расчетного показателя составляет 1 713 тенге. Соответственно, размер пошлины за выдачу исполнительного листа по решению иностранного суда составит 8 565 тенге (http://www.salyk.gov.kz/ru/taxpayer/naturalperson/statecustoms/Pages/rates.aspx).
Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение 3 лет с момента вступления решения в законную силу. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом Республики Казахстан.
Азербайджанская Республика
Компетентным судом в признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений о взыскании задолженности с субъектов хозяйствования Азербайджанской Республики является Верховный Суд Азербайджанской Республики (http://www.supremecourt.gov.az/).
![]() |
Обратите внимание! В приведении в исполнение решения может быть отказано по просьбе Стороны, против которой оно направлено, только если эта Сторона представит компетентному суду по месту, где испрашивается приведение в исполнение, доказательства того, что: а) судом запрашиваемого государства - участника СНГ ранее вынесено вступившее в законную силу решение по делу между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию; б) имеется признанное решение компетентного суда третьего государства - участника СНГ либо государства, не являющегося членом Содружества, по спору между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию; в) спор в соответствии с Киевским соглашением разрешен некомпетентным судом; г) другая Сторона не была извещена о процессе; д) истек 3-годичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению (ст.9 Киевского соглашения). |
Республика Узбекистан
Что касается Республики Узбекистан, то следует отметить, что действующий Хозяйственный процессуальный кодекс данной страны не регулирует вопросы признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений (http://supcourt.uz/ru/article/96/). В этой связи следует руководствоваться Киевским соглашением при направлении соответствующих заявлений.
![]() |
Справочно Примерную форму см. в приложении 5 к Методическим рекомендациям. |
Законодательством Республики Узбекистан не предусмотрена оплата государственной пошлины при обращении в компетентные суды Республики Узбекистан с ходатайством о признании и принудительном исполнении судебного постановления хозяйственного суда Республики Беларусь.
![]() |
Справочно В п.2 Ставок государственной пошлины, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 03.11.1994 № 533, установлены ставки лишь за рассмотрение заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, а также с заявлений об отмене решений третейского суда в размере 2 минимальных заработных плат (http://fmc.uz/legisl.php?id=stavki_gos_poshlin). Отсутствует указание на такой объект обложения государственной пошлиной и в ст.328 Особенной части Налогового кодекса Республики Узбекистан (http://supcourt.uz/ru/article/92/). |
Ходатайство о признании и принудительном исполнении решений хозяйственных судов РБ и прилагаемые к нему документы следует направлять в Высший Хозяйственный Суд Республики Узбекистан.
С 15 марта 2009 г. вступило в силу Соглашение между Министерством юстиции Республики Беларусь, Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь и Министерством юстиции Республики Польша о непосредственном сношении судов в области оказания правовой помощи от 13.02.2009.
Соглашение упростило порядок обращения в компетентные суды 2 государств в рамках ранее заключенного Договора между Республикой Беларусь и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам, подписанного в г.Минске 26 октября 1994 г. (далее - Договор с Польшей).
В соответствии со ст.54 Договора с Польшей на условиях, установленных в Договоре на территории договаривающихся государств, взаимно признаются и исполняются как решения по гражданским делам, так и мировые соглашения по имущественным спорам.
Согласно ст.56 Договора с Польшей ходатайство о признании и исполнении решения может быть подано как непосредственно в компетентный суд Польши, так и в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции. Суд, вынесший решение по делу в первой инстанции, направляет ходатайство компетентному суду Польши.
При этом в качестве компетентного суда при направлении ходатайства отечественным хозяйственным судом будет являться окружной суд Республики Польша, в округе которого просьба должна быть исполнена. Польский окружной суд, который получил просьбу об оказании правовой помощи, незамедлительно пересылает ее в суд, к компетенции которого относится исполнение просьбы.
![]() |
Справочно Перечень окружных польских судов с их реквизитами приведен в разъяснении ВХС РБ от 27.03.2009 № 02-41/772 «О новом порядке сношения с судами Республики Польша» (http://court.gov.by/economic-justice/international-cooperation/laws/acts-explanations/explanations/eb90ea171117d/docs/979l). |
Таким образом, поскольку отечественные хозяйственные суды вправе осуществлять сношения только с окружными судами Польши, а последние, в свою очередь, пересылают ходатайства о признании и приведении в исполнение в районные суды, более оперативным будет направление взыскателями самостоятельно необходимых документов напрямую в компетентные районные суды по месту нахождения должника.
К ходатайству необходимо приложить:
1) решение или его заверенную копию вместе с подтверждением, что решение вступило в законную силу и частично или полностью исполнено, а по делам об алиментных обязательствах, если решение не вступило в законную силу, вместе с подтверждением, что оно подлежит исполнению, если это не вытекает из самого решения;
2) документ, подтверждающий, что сторона, против которой было вынесено решение и которая не принимала участия в производстве дела, получила вызов о явке в судебное заседание в указанный срок и в надлежащем порядке в соответствии с законодательством РБ, а в случае ограниченной процессуальной дееспособности стороны - документ, подтверждающий, что эта сторона была надлежащим образом представлена;
3) заверенный перевод ходатайства и документов, перечисленных в подп.1 и 2 п.2 ст.56 Договора с Польшей, на польский язык. Переводы могут быть заверены официальным переводчиком, нотариусом;
4) копии ходатайства и копии приложений, указанных в подп.1 и 3 настоящего пункта, для вручения участникам производства дела (ст.56 Договора с Польшей).
Перечисленные подтверждающие документы по заявлению взыскателя выдает хозяйственный суд, вынесший решение.
![]() |
Справочно Рекомендуемые формуляры документов, выдаваемых хозяйственным судом, приведены в приложении 10 к Методическим рекомендациям. |
Кроме того, к ходатайству необходимо приложить документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.
В соответствии с Законом Республики Польша от 28.07.2005 «О судебных издержках по гражданским делам» (далее - Закон Польши от 28.07.2005) за рассмотрение заявлений о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов или иностранных арбитражей взимается пошлина в размере 300 злотых. Из-за отсутствия приложенного к ходатайству оригинала платежного документа, подтверждающего оплату государственной пошлины, польский суд своим определением оставляет производство по делу без движения на срок, установленный польским процессуальным законодательством.
В случае признания и принятия решения о приведении в исполнение белорусского судебного решения компетентный польский суд выносит соответствующий документ.
В соответствии со ст.57 Договора с Польшей в производстве дела о признании и исполнении судебного решения польский суд ограничивается проверкой, были ли выполнены условия, предусмотренные ст.54-56 Договора с Польшей.
При рассмотрении ходатайства о признании и исполнении решения хозяйственного суда Беларуси компетентный суд Польши может истребовать от сторон объяснений. Этот суд может также истребовать дополнительные объяснения от суда, вынесшего решение.
Основными нормативными актами, регулирующими процедуру принудительного исполнения судебных решений на территории Республики Польша, являются Гражданский процессуальный кодекс Республики Польша (часть третья) (далее - ГПК Республики Польша) и Закон Республики Польша от 29.08.1997 «О судебных исполнителях и исполнительном производстве» (далее - Закон Польши от 29.08.1997).
Основанием для принудительного исполнения судебного решения является исполнительный лист. Когда речь идет об исполнении решения иностранного суда на территории Польши, исполнительный лист выдается окружным судом после рассмотрения вопроса о признании и разрешении принудительного исполнения данного решения.
Исполнительное производство возбуждается на основании заявления взыскателя (http://ms.gov.pl/pl/ogloszenia/download,3985,/docs/6l, http://ms.gov.pl/pl/ogloszenia/download,3985,/docs/2l). К заявлению прилагаются оригинал документа о приведении в исполнение белорусского судебного решения и доверенность, если заявление подписано представителем взыскателя.
В заявлении указываются:
• наименование взыскателя, его адрес и банковские реквизиты;
• наименование должника, его адрес и номер налогоплательщика (NIP).
![]() |
Справочно Номер налогоплательщика можно найти в Интернете, например на сайте Главного статистического управления Республики Польша по адресу: http://www.stat.gov.pl/regon/ (номер REGON можно найти по наименованию юридического лица на сайте Министерства юстиции Республики Польша); |
• реквизиты исполнительного листа, выданного польским судом (наименование суда, дата вступления исполнительного листа в силу, номер).
В соответствии со ст.797 ГПК Республики Польша в заявлении необходимо указать действие, которое должно быть исполнено, и способ его исполнения.
В отличие от белорусского процессуального законодательства, в соответствии с которым возбуждение исполнительного производства бесплатно, в Законе Польши от 29.08.1997 ст.40.1 предусматривает право судебного исполнителя требовать у взыскателя предварительной оплаты своих расходов, возникающих в процессе исполнения судебного решения. Перечень видов таких расходов дан в ст.39 Закона Польши от 29.08.1997: на экспертов, на публикацию объявлений (рекламы) в прессе; транспортные расходы, расходы на хранение и страхование изъятого движимого имущества; стоимость доставки наличных денег почтой или банковским переводом; затраты на получение информации, необходимой для проведения исполнительного производства (делаются запросы в налоговые органы о банковских счетах должника, в регистрирующие органы - о недвижимости, о транспортных средствах; запросы в банк о движении денежных средств и т.п.); расходы на отправку корреспонденции.
![]() |
Справочно За рассмотрение жалобы на судебного исполнителя взимается пошлина в размере 100 злотых (ст.25 Закона Польши от 28.07.2005). |
Решения судов Республики Беларусь признаются в Литовской Республике на основании Договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между Литовской Республикой и Республикой Беларусь (г.Вильнюс, 20 октября 1992 г.) (далее - Договор с Литвой).
В части первой ст.809 Гражданского процессуального кодекса Литовской Республики (далее - ГПК Литвы) указано, что решения судов иностранных государств могут быть исполнены в Литве только после того, как их признает Апелляционный суд Литвы.
В соответствии с Договором с Литвой ходатайство о разрешении исполнения подается в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции. Ходатайство, поданное в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции, отправляется суду, компетентному вынести решение по ходатайству, т.е. апелляционному суду Литвы.
К ходатайству прилагается его перевод на литовский язык. Также к ходатайству о разрешении исполнения необходимо приложить:
1) заверенную судом копию решения, официальный документ о вступлении решения в законную силу, если это не вытекает из текста самого решения;
2) документ, из которого вытекает, что ответчику, не принявшему участия в процессе, было своевременно и в надлежащей форме хотя бы 1 раз вручено уведомление о вызове в суд;
3) удостоверенные переводы вышеуказанных документов.
Исполнение решений судов регламентируется ст.583-779 ГПК Литвы, Законом Литовской Республики от 09.05.2002 № IX-876 «О приставах Литовской Республики» и Инструкцией по исполнению решений, утвержденной приказом Министерства юстиции Литовской Республики от 31.12.2002 № 432 (далее - приказ № 432).
С 1 января 2003 г. в Литовской Республике исполнение решений судов (арбитражей) передано в компетенцию частных приставов.
Исполнительные листы по признанным и разрешенным к исполнению в Литовской Республике решениям иностранных судов и арбитражей выдает Апелляционный суд Литвы и направляет взыскателю, если в прошении признать решение взыскатель указывает, что признание решения необходимо для исполнения в Литовской Республике (ст.774 ГПК Литвы).
Таким образом, после того, как конкретное решение иностранного суда или арбитража определением Апелляционного суда Литвы признано и разрешено к исполнению на территории Литовской Республики, взыскатель должен предоставить выданный исполнительный лист выбранному им судебному приставу, на территории деятельности которого должник имеет место жительства или находится юридическое лицо либо находится имущество должника.
К передаваемому для исполнения исполнительному листу прилагается копия определения, которым решение иностранного суда или арбитража признано и разрешено его исполнять в Литовской Республике (ст.775 ГПК Литвы).
В соответствии со ст.606 ГПК Литвы исполнительные листы по решениям судов могут быть представлены на исполнение в течение 10 лет с момента вступления в силу решения суда.
![]() |
Справочно Информацию об адресах контор судебных приставов Литвы см. на сайте http://www.antstoliai.lt/?act=antst&type=city. |
При системе частных приставов взыскатель при предъявлении исполнительного документа для исполнения должен авансировать приставу исполнительные расходы. Поэтому взыскатели, которые знают о безнадежности взыскания, к приставам не обращаются.
Исполнительные расходы подразделяются на:
• расходы администрирования дела;
• исполнительные расходы, связанные с выполнением отдельных исполнительных действий;
• вознаграждение судебному приставу за исполнение исполнительного документа (его части).
Взыскатель, предоставляя для исполнения исполнительный документ, обязан оплатить судебному приставу расходы администрирования дела. Расходы администрирования дела возвращаются взыскателю, если судебный пристав отказывается принять исполнительный документ.
Вознаграждение судебному приставу взыскивается с должника. Размеры исполнительных расходов установлены приказом № 432. Так, например, при взыскиваемой сумме от 4 000 до 5 000 литовских литов расходы администрирования дела составят 100 литов, а вознаграждение судебному приставу за исполнение исполнительного документа (при взыскании всей суммы) - 16 % от суммы, но не менее 680 литовских литов.
Правовые основания для признания и приведения в исполнение решений белорусских хозяйственных судов заложены в ст.50-56 Договора между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21.02.1994 (далее - Договор с Латвией).
Согласно ст.50 и 51 Договора с Латвией договаривающиеся стороны взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения учреждений юстиции по хозяйственным делам. Рассмотрение ходатайств о разрешении исполнения решений входит в компетенцию судов договаривающейся стороны, на территории которой должно быть осуществлено исполнение. Ходатайство о разрешении исполнения подается в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции, и в случае необходимости направляется суду, компетентному вынести решение по ходатайству. Также как и по Договору с Литвой, отношения между судами Республики Беларусь и Латвийской Республики осуществляются через центральные учреждения юстиции.
Реквизиты ходатайства определяются по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой должно быть осуществлено исполнение.
В соответствии со ст.636 Гражданского процессуального закона Латвийской Республики (далее - ГПЗ Латвии) постановление иностранного суда представляется для признания в течение 3 лет со дня вступления в законную силу. Ходатайство о признании постановления иностранного суда подсудно для рассмотрения районному (городскому) суду, на территории которого постановление подлежит исполнению (ст.637 ГПЗ Латвии).
В соответствии со ст.52 Договора с Латвией предусмотрено, что к ходатайству о разрешении исполнения необходимо приложить:
1) заверенную судом копию решения, официальный документ о вступлении решения в законную силу, если это не вытекает из текста самого решения, а также справку в случае частичного исполнения решения;
2) документ, из которого вытекает, что не принявшему участия в процессе ответчику было своевременно и в надлежащей форме хотя бы 1 раз вручено уведомление о вызове в суд.
![]() |
Обратите внимание! Дополнительные требования устанавливаются ст.637 ГПЗ Латвии, в соответствии с которой надо также направить в суд заверенный перевод ходатайства и вышеупомянутых прилагаемых к нему документов на латышский язык; копии ходатайства и приложенных к нему документов для выдачи сторонам. |
В соответствии с ГПЗ Латвии процедура признания решения иностранного суда оплачивается пошлиной. За разрешение вопроса о признании решения белорусского суда на территории Латвии взыскатель должен будет заплатить 20 латвийских латов. Расходы за оплату пошлины после удовлетворения ходатайства о признании иностранного решения латвийский суд может возложить на ответчика.
В соответствии со ст.56 Договора с Латвией в признании судебного решения или в исполнении может быть отказано в следующих случаях:
1) если согласно законодательству Республики Беларусь решение не вступило в законную силу или не подлежит исполнению, за исключением случаев, если решение подлежит исполнению до вступления в законную силу;
2) если лицо, возбудившее ходатайство, или ответчик по делу не приняли участие в процессе в результате того, что им или их уполномоченным (представителям) не был своевременно и должным образом вручен вызов в суд;
3) если по тому же правовому спору между теми же сторонами на территории Латвийской Республики было уже ранее вынесено решение, вступившее в законную силу, или если учреждением Латвийской Республики было ранее возбуждено и прекращено производство этого дела;
4) если согласно положениям Договора с Латвией, а в случаях, не предусмотренных Договором с Латвией, согласно законодательству Латвийской Республики дело относится к исключительной компетенции ее учреждений;
5) если истек срок давности исполнения решения.
Принудительное исполнение судебных решений на территории Латвии осуществляют судебные исполнители. Их деятельность регулируется ГПЗ Латвии и Законом о судебных исполнителях Латвийской Республики.
По общему правилу исполнительный документ необходимо вручать судебному исполнителю, чье должностное место относится к тому участку, в пределах которого должник проживает, либо где находится его юридический адрес (при условии, что должник - юридическое лицо), либо где находится собственность должника или его рабочее место. Также каждый судебный исполнитель вправе принимать исполнительные документы в отношении должников, находящихся на той территории окружного суда, на которой работает судебный исполнитель.
![]() |
Справочно Список судебных исполнителей Латвии см. на сайте http://www.lzti.lv/lv/. |
Выданный латвийским судом исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению в течение 10 лет со дня вступления решения в законную силу (ст.546 ГПЗ Латвии).
Взыскатель, направляя приказ судебному исполнителю, должен, руководствуясь ст.570 или 572 ГПЗ Латвии, указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства, какие именно действия по исполнению должен произвести судебный исполнитель. Это своего рода формальность, так как, например, ст.572 ГПЗ Латвии содержит обобщенное описание порядка обращения взыскания на собственность должника - юридического лица: списание денежных средств со счета должника в банке, а в случае невозможности полного удовлетворения требований приказа за счет безналичных денежных средств - обращение взыскания на иное имущество. Статья 570 ГПЗ Латвии касается порядка обращения взыскания на собственность физических лиц. Заявление должно быть составлено на латышском языке.
Одновременно с подачей приказа взыскатель должен оплатить государственную пошлину в государственный бюджет Латвии в размере 2 латов. На практике латвийские судебные исполнители возвращают исполнительные документы только в случае, когда не оплачена пошлина. И хотя судебные исполнители в Латвии имеют право требовать от взыскателя авансировать расходы, связанные с исполнением решения, чаще всего они не прибегают к этой мере, а удерживают их с сумм, взыскиваемых с должника.
Кроме того, ст.39 и 567 ГПЗ Латвии предусмотрено, что взыскатель должен оплатить расходы, связанные с исполнением решения суда, в размере, достаточном для начала процедуры принудительного исполнения. В дальнейшем, в процессе исполнения, в соответствии с расчетами судебного исполнителя взыскателю, возможно, придется дополнительно оплачивать расходы, связанные с исполнением решения.
В целом расходы, связанные с исполнением решения, состоят из вознаграждения судебного исполнителя и расходов, необходимых судебному исполнителю для исполнения должностных действий.
![]() |
Справочно Размер вознаграждения определяется в соответствии с таксой. Таксы установлены Кабинетом Министров Латвийской Республики в Правилах от 28.12.2004 № 1075 «О таксах должностного вознаграждения присяжных судебных исполнителей». За каждое должностное действие присяжного судебного исполнителя уплачивается должностное вознаграждение. Так, например, за составление и отправку или выдачу постановления или повестки взимается 5,25 лата; за составление акта об исполнительных действиях по исполнению исполнительного документа или составление акта констатации - 5,25 лата; за составление акта описи имущества и совместного имущества с целью раздела или по делу о наследстве в соответствии с количеством описанных позиций до 10 позиций - 26 латов, от 11 до 50 позиций - 46,90 лата; за проведение публичного аукциона независимо от результата аукциона - 93,70 лата и т.п. Для более детального изучения вопроса о таксах должностного вознаграждения присяжных судебных исполнителей в Латвии см. http://court.gov.by/print/economic-justice/international-cooperation/laws/acts-explanations/explanations/c73e9802e76f/docs/5279l. |
Если после возбуждения исполнительного производства судебный исполнитель констатирует, что должник исполнил свои обязательства до подачи исполнительного документа, таксы удерживают со взыскателя.
Статья 5521 ГПЗ Латвии предусматривает, что если исполнительный документ предъявлен взыскателем без оплаты государственной пошлины и других расходов, связанных с исполнением решения, то судебный исполнитель должен указать взыскателю, что именно он должен сделать, и установить срок для исправления недостатков, который не может составлять меньше чем 10 дней. Если пошлина и расходы будут перечислены в пределах установленного срока, то исполнительное производство считается возбужденным со дня, когда исполнительный документ поступил судебному исполнителю. Если взыскатель в пределах определенного ему срока не выполняет указания судебного исполнителя, то исполнительный документ считается непредъявленным и возвращается взыскателю.
Государства, с которыми отсутствуют подписанные международные соглашения
В случае отсутствия соглашения о правовой помощи между Республикой Беларусь и иностранным государством, т.е. если государства не договорились о взаимных гарантиях признания и приведения в исполнение судебных решений, испрашивать признания и принудительного исполнения судебных постановлений хозяйственных судов РБ возможно только со ссылкой на общепризнанные в международном праве принципы взаимности и вежливости.
Ходатайство о признании и принудительном исполнении решения хозяйственного суда РБ в государстве, с которым Республика Беларусь не состоит в договорно-правовых отношениях по вопросам признания и принудительного исполнения решений, следует оформлять в соответствии с требованиями национального законодательства страны исполнения.
![]() |
Справочно Примерная форма изложена в приложении 5 к Методическим рекомендациям. |
К ходатайству следует приложить судебное решение, исполнение которого испрашивается; официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению; документ, подтверждающий соглашение сторон по делам договорной подсудности; доказательства извещения другой стороны в процессе; иные документы, относящиеся к данному исполнению. Ходатайство и все документы, прилагаемые к нему, должны сопровождаться официально заверенным переводом на государственный язык государства, в котором должно происходить исполнение. Перевод и заверение ходатайства и документов осуществляются в соответствии с правилами, изложенными в подп.1.2 п.1 раздела II Методических рекомендаций. Документы излагаются или переводятся, как правило, на государственный язык запрашиваемого государства.
![]() |
Обратите внимание! Направляемые документы подвергаются процедуре легализации, порядок которой урегулирован Инструкцией об организации работы по осуществлению консульской легализации официальных документов в Республике Беларусь и за пределами Республики Беларусь, утвержденной постановлением МИД РБ от 16.08.2010 № 16. Исключение составляют государства, подписавшие Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов, заключенную в г.Гааге 5 октября 1961 г. В этом случае заверение производится путем проставления апостиля. |
11.06.2013
Сергей Белявский, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»