Пособие от 04.07.2013
Автор: Сороговец Д.

Признание налоговой проверки незаконной


 

Материал помещен в архив

 

ПРИЗНАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ НЕЗАКОННОЙ

Единый порядок планирования и осуществления контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь установлен Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. в Указ № 510 на основании Указа Президента РБ от 16.10.2017 № 376 внесены изменения и дополнения.  

 

Порядок организации и осуществления контроля (надзора) в Республике Беларусь, а также права, обязанности контролирующих (надзорных) органов и организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - проверяемый субъект), определяются Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510 (далее - Положение).

Сфера контроля (надзора), осуществляемая Министерством по налогам и сборам РБ, инспекциями Министерства по налогам и сборам по областям, г.Минску, районам, городам и районам в городах (далее - налоговые органы), установлена п.15 перечня контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом № 510.

Проверки проверяемых субъектов вправе проводить только государственные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица (далее - структурные подразделения), территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства РБ на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в названный выше перечень (далее - контролирующие (надзорные) органы) (часть первая п.1 Указа № 510).

Понятие и виды налоговой проверки

Под налоговой проверкой понимается форма контроля, в ходе которого налоговый орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства, и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий.

В соответствии с Налоговым кодексом РБ (далее - НК) налоговые органы проводят следующие проверки:

1) камеральные проверки;

2) выездные проверки, в т.ч. дополнительные:

- проверки, проводимые при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления;

- проверки государственных органов, нотариальных контор;

- тематические оперативные проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (за исключением лиц, осуществляющих частную нотариальную, адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма);

- в целях выполнения обязательств, принятых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

- проверки, проводимые при прекращении деятельности представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь;

3) выездные встречные проверки плательщиков (иных обязанных лиц) (в рамках проведения проверок, указанных в подп.2.2 п.2 ст.69 НК).

Выездные проверки субъектов, не указанных в части первой п.2 ст.69 НК, проводятся в порядке, установленном Указом № 510.

Налоговые органы и их должностные лица обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством (проводить проверки в порядке, установленном законодательством) (подп.1.1 и 1.6 п.1 ст.82 НК).

Статьи 70-78 НК регламентируют правоотношения, связанные с проведением налоговыми органами проверок, не урегулированных Указом № 510.

Виды и порядок проведения налоговых проверок в соответствии с Указом № 510

В соответствии с Указом № 510 налоговые органы проводят следующие проверки:

1) плановые проверки;

2) внеплановые проверки.

Плановая проверка

Плановая проверка - это проверка, включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности в зависимости от отнесения субъекта к группе риска либо проводимая на основании решения или поручения Президента РБ, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала. Группы риска сформированы с учетом осуществляемого вида деятельности или результатов финансово-хозяйственной деятельности, от этого зависит периодичность проведения плановых проверок.

Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь формируются органами Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК) на полугодие на основании представленных республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, органами КГК, Генеральной прокуратурой РБ, Национальным банком РБ, Высшим Хозяйственным Судом РБ, Управлением делами Президента РБ, Национальным статистическим комитетом РБ, Национальной академией наук Беларуси, областными и Минским городским исполнительными комитетами, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте РБ, Государственной службой медицинских судебных экспертиз РБ, Оперативно-аналитическим центром РБ, Национальной государственной телерадиокомпанией РБ, республиканскими государственно-общественными объединениями (далее - государственные органы) сводных планов проверок.

Порядок составления сводных планов проверок определяется государственными органами.

Порядок формирования и исполнения координационных планов устанавливается КГК.

Проведение нескольких плановых проверок одного и того же субъекта в течение календарного года не допускается. Несколько органов могут осуществить плановую проверку одного проверяемого субъекта в течение календарного года только в форме совместной проверки, к проведению которой обязаны приступить в течение календарного месяца, указанного в координационном плане.

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка - это проверка, проводимая без включения ее в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

В течение срока, установленного в п.4 Указа № 510, налоговыми органами могут назначаться внеплановые проверки:

• по поручению Президента РБ;

• по поручению КГК при наличии у него информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве, либо совершении сделок (операций) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства, или совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций) на сумму, превышающую 1 000 базовых величин;

• по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также руководителей (их заместителей) этих органов по находящимся в их производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании террористической деятельности;

• для подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

• по вопросам соблюдения проверяемым субъектом порядка осуществления оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства (торговой посреднической деятельности). При этом проверка иной осуществляемой таким субъектом деятельности не проводится;

• для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям (далее - встречная проверка);

• для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки (далее - контрольная проверка);

• для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями (их заместителями) органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок (далее - дополнительная проверка);

• по заявлению проверяемого субъекта.

Проверки, на которые не распространяется действие Указа № 510

Необходимо отметить, что положения Указа № 510 не применяются в т.ч. при осуществлении:

• контроля (надзора) за соблюдением законодательства о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. проверок, проводимых при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления;

• обязательств, принятых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

• проверок государственных органов, нотариальных контор, за исключением проверок этих органов, контор, проводимых в рамках ведомственного контроля;

• проверок, проводимых по месту нахождения контролирующего (надзорного) органа на основании изучения документов и информации, полученных контролирующим (надзорным) органом в соответствии с законодательством, без истребования от проверяемого субъекта иных документов (камеральных проверок);

• проверок, проводимых при прекращении деятельности представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь;

• мероприятий при рассмотрении обращений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, включая обращения, подлежащие рассмотрению с выездом на место, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам для проверок;

• административных процедур по заявлениям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Основания для признания проверки незаконной

Основания для признания проверки незаконной установлены частью первой п.22 Указа № 510. Данные основания распространяются только на проверки, проводимые в соответствии с Указом № 510.

К таким основаниям относятся следующие.

1. Невнесение должностным лицом налогового органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги).

Невнесением записи в книгу проверок будет считаться отсутствие в книге какой-либо записи, позволяющей установить, что проводится проверка. В случае если отдельные графы книги заполнены, а другие нет, это можно квалифицировать как нарушение порядка оформления книги. Данный факт не может служить основанием для признания проверки незаконной.

Форма книги учета проверок, а также Правила ведения книги учета проверок утверждены постановлением Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383 (далее - Правила).

Книга учета проверок выдается лицом, ответственным за ее хранение, проверяющему (руководителю проверки) после предъявления им служебного удостоверения и предписания на проведение проверки (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты) (п.5 Правил).

Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления) (часть первая п.33 Положения).

Обязанность должностного лица налогового органа, проводящего выездную проверку, перед началом проведения такой проверки внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления), закреплена в части первой п.3 ст.711 НК.

В случае если проверка начинается с проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), служебное удостоверение и предписание на проведение проверки предъявляются проверяющим (руководителем проверки) проверяемому субъекту или его представителю после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг). Сведения о проведении проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг) вносятся в книгу учета проверок после предъявления проверяющими служебных удостоверений и предписаний на проведение проверки.

 

Обратите внимание!

В соответствии с п.7 Правил при осуществлении контроля (надзора), проверок и иных мероприятий, предусмотренных п.21 Указа № 510, в отношении проверяемых субъектов записи в книгу учета проверок этих субъектов не вносятся.

 

На практике имеют место случаи, когда проверяемые субъекты отказываются предъявить проверяющим книгу учета проверок либо она отсутствует вовсе.

В этом случае информация о непредставлении (отсутствии) книги учета проверок указывается проверяющими в акте (справке) проверки.

2. Нарушение должностным лицом установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение).

Плановая проверка может быть проведена только при включении ее в координационный план контрольной (надзорной) деятельности и только по истечении 2 лет со дня:

• государственной регистрации - организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;

• присвоения учетного номера плательщика - обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

• создания - представительств иностранных организаций;

• первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) - лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, выдачи свидетельства о регистрации - лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;

• первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма - лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

В предписании на проведение плановой проверки указываются в т.ч. основания проведения проверки (пункт координационного плана).

Внеплановая налоговая проверка может быть назначена:

• по поручению Президента РБ, Премьер-министра РБ;

• Председателем КГК и его заместителями, председателями КГК областей, начальниками управлений Департамента финансовых расследований КГК по областям, по Минской области и г.Минску в пределах их компетенции;

• Генеральным прокурором РБ и его заместителями, прокурорами областей, г.Минска и приравненными к ним прокурорами в пределах компетенции;

• руководителем налогового органа, уполномоченным им заместителем в пределах компетенции налогового органа.

Основаниями для назначения внеплановой налоговой проверки руководителем налогового органа (в т.ч. территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем могут быть:

1) реорганизация проверяемого субъекта, проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства);

2) проведение дополнительной проверки;

3) поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);

4) получение доказательств по делу об административном правонарушении;

5) необходимость подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

6) необходимость проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, представленных в налоговый орган в течение сроков, определенных налоговым законодательством;

7) необходимость оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности (внеплановая тематическая оперативная проверка);

8) проведение встречной проверки;

9) необходимость проверки факта неосуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних 6 месяцев подряд (в целях признания задолженности такого субъекта безнадежным долгом и ее списания);

10) проведение контрольной проверки;

11) заявление проверяемого субъекта.

Таким образом, нарушение должностным лицом налогового органа порядка назначения проверки, несоблюдение установленных оснований для назначения проверки влекут признание проверки незаконной.

Порядок признания налоговой проверки незаконной

Для признания налоговой проверки незаконной по основаниям, указанным в части первой п.22 Указа № 510, проверяемые субъекты вправе обратиться с заявлением (жалобой) в вышестоящий налоговый орган (к руководителю налогового органа, если вышестоящий налоговый орган отсутствует).

Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано проверяемым субъектом в течение 10 дней со дня начала проверки и рассматривается налоговым органом (руководителем налогового органа) в срок не позднее 10 дней со дня его получения.

Пропуск срока подачи заявления (жалобы) - основание для отказа в его рассмотрении.

Решение о признании проверки незаконной принимается вышестоящим налоговым органом (руководителем налогового органа, если вышестоящий налоговый орган отсутствует), в т.ч. по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта.

Признание проверки незаконной влечет недействительность ее результатов, а если проверка не завершена - также ее прекращение, за исключением случаев установления в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления.

Копия решения по заявлению (жалобе) в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту, а также в органы КГК или прокуратуру при принятии решения о признании проверки незаконной.

В случае несогласия с решением вышестоящего налогового органа (руководителя налогового органа) об отказе в признании проверки незаконной в 10-дневный срок со дня получения такого решения, а если ответ заявителем в установленные сроки не получен, - со дня истечения указанных в части третьей п.22 Указа № 510 сроков рассмотрения вышестоящим налоговым органом (руководителем налогового органа) жалобы (заявления) о признании проверки незаконной и направления ответа по ней, действия (бездействие) должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы проверяемым субъектом в общий либо хозяйственный суд в соответствии с установленной подведомственностью.

Подача заявления (жалобы) о признании проверки незаконной или обжалование действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, указанных в части первой п.22 Указа № 510, в суд не приостанавливает проведения проверки.

Следует отметить, что предметом рассмотрения как в хозяйственном, так и в общем суде может быть заявление проверяемого субъекта об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налогового органа, названных в части первой п.22 Указа № 510, только при наличии решения вышестоящего налогового органа (руководителя налогового органа) об отказе в признании проверки незаконной. При отсутствии такого решения судья хозяйственного суда в соответствии со ст.162 Хозяйственного процессуального кодекса РБ, а судья общего суда в соответствии со ст.248 Гражданского процессуального кодекса РБ оставляют заявление без движения. В случае непредставления в установленный судом срок соответствующего решения вышестоящего налогового органа (руководителя налогового органа) поданное заявление возвращается заявителю.

Установленный 10-дневный срок для обжалования в суде действий (бездействия) должностных лиц как налоговых органов, так и иных контролирующих (надзорных) органов относится к специальным пресекательным срокам.

Из п.19 постановления Пленума ВХС РБ от 02.12.2005 № 29 «О некоторых вопросах, связанных с применением сроков исковой давности» следует, что такой срок не может быть восстановлен или продлен хозяйственным судом, если законодательством не установлено иное. При установлении в судебном заседании факта пропуска указанного срока хозяйственные суды отказывают в удовлетворении исковых требований.

Необходимо отметить, что при проведении налоговыми органами проверок, указанных в п.2 ст.69 НК, проверка не может быть признана незаконной по тем же основаниям, что указаны в части первой п.22 Указа № 510, так как НК не содержит норм, позволяющих признать проверку незаконной. В данном случае действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы в соответствии с главой 11 НК.

Пунктом 1 ст.86 НК предусмотрено, что действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, которому должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены, и (или) в общий либо хозяйственный суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц налогового органа в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.

Жалоба на действия (бездействие) должностного лица налогового органа подается вышестоящему должностному лицу, которому должностное лицо, действия (бездействие) которого обжалуются, непосредственно подчинено.

Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа может быть подана в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу налогового органа в течение 30 календарных дней со дня совершения действий (бездействия) должностными лицами налогового органа.

Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа, которому должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены.

Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа подается в письменной форме. К жалобе должны быть приложены обосновывающие ее документы.

Жалоба плательщика (иного обязанного лица) рассматривается вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа в месячный срок со дня ее получения.

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностного лица налогового органа вышестоящее должностное лицо вправе:

• удовлетворить жалобу;

• оставить жалобу без удовлетворения.

Решение по жалобе в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется плательщику (иному обязанному лицу) заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. Копия решения в такой же срок направляется в налоговый орган, решение или действия (бездействие) должностных лиц которого были обжалованы.

Аналогичный порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица налогового органа по основаниям, не указанным в части первой п.22 Указа № 510, при проведении проверки в соответствии с нормами Указа № 510 предусмотрен главой 9 Положения.

Ответственность за совершение деяний, повлекших признание проверки незаконной

Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется в т.ч. в соответствии с принципами:

• законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;

• ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора) (п.3 Положения).

Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение должностных лиц налоговых органов к установленной законодательными актами ответственности.

Административная ответственность

Статьей 23.79 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена ответственность за совершение деяний, повлекших признание проверки незаконной.

В частности, совершение должностным лицом налогового органа, назначившим проведение проверки, деяний, повлекших признание проверки незаконной, т.е. деяний, предусмотренных частью первой п.22 Указа № 510, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

По состоянию на 28 августа 2013 г. предусмотрена ответственность за невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) либо нарушение порядка назначения проверки (абзац 1 ст.23.79 КоАП, в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З).

 

Право составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст.23.79 КоАП, принадлежит должностным лицам органов КГК, прокурорам (п.16 части первой ст.3.30, п.7 части второй ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее - ПИКоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. следует руководствоваться п.16 части 1 ст.3.30 ПИКоАП с изменениями, внесенными Законом РБ от 08.01.2018 № 95-З.  

Дисциплинарная ответственность

Совершение должностным лицом налогового органа деяний, повлекших признание проверки незаконной, рассматривается как ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Уголовная ответственность

Необоснованное назначение должностным лицом налогового органа проверки, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность по части второй ст.424 Уголовного кодекса РБ (далее - УК), а в случае совершения данного преступления должностным лицом, занимающим ответственное положение, - по части третьей ст.424 УК.

Санкция ст.424 УК предусматривает ответственность за это преступление по части второй в виде лишения свободы на срок от 2 до 6 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а по части третьей - в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

 

04.07.2013

 

Дмитрий Сороговец, главный специалист отдела методического обеспечения противодействия наиболее опасным видам преступлений государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»