Пособие от 05.08.2019
Автор: Амельченя Ю.

Признание подрядных торгов в строительстве несостоявшимися: какие основания?


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПРИЗНАНИЕ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ НЕСОСТОЯВШИМИСЯ: КАКИЕ ОСНОВАНИЯ?

При строительстве с привлечением полностью либо частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, применяется ряд процедур закупок, в том числе подрядные торги (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 223)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2021 г. Указ № 223 утратил силу в связи с истечением срока действия. С этой даты отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь.

 

Указом № 223 установлены случаи обязательного проведения процедур закупок - подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, биржевых торгов (подп.1.4, 1.5 п.1), а в случае, когда их проведение не обязательно, заказчик может выбрать вид процедуры закупок, в том числе провести указанные выше торги или переговоры.

Одним из случаев необязательного применения подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, биржевых торгов является случай, когда указанные процедуры закупки в строительстве признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или отказался от заключения договора (подп.1.6 п.1 Указа № 223). Иными словами, если изначально вы подпадали под обязательное проведение, например, подрядных торгов, но они признаны несостоявшимися, то далее можно провести переговоры, то есть более «упрощенную» процедуру закупки.

Процедура закупки (подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, биржевые торги) - это регламентированная последовательность действий заказчика (организатора) и конкурсной комиссии (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры закупки до заключения договора либо отмены процедуры закупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено Указом № 223 (приложение 2 к Указу № 223).

Тем самым подрядные торги как процедура закупок могут быть признаны несостоявшимися. Однако Указ № 223 не содержит соответствующих оснований для признания подрядных торгов несостоявшимися: в подп.1.6 п.1 данного Указа приведена только общая норма. Сами основания установлены Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках.

 

Основания для признания несостоявшимися подрядных торгов:
     
    когда по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников ни один из участников не признан прошедшим данный отбор или только один участник прошел предварительный квалификационный отбор (часть пятая п.23 Положения № 88)
   
   
   
     
    когда руководителем организатора подрядных торгов (торгов) при обязательном соответствующем письменном обосновании не утвержден протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов) (абзац 2 части двадцатой п.36 Положения № 88)
   
   
   
     
    конкурсной комиссией при обязательном соответствующем письменном обосновании в указанном протоколе ни один из участников не признан победителем подрядных торгов (торгов) (абзац 3 части двадцатой п.36 Положения № 88)
   
   
   
     
    победитель подрядных торгов (торгов) отказался от заключения договора и организатором подрядных торгов (торгов) не предложено заключить договор второму по показателям после победителя подрядных торгов (торгов) участнику (абзац 4 части двадцатой п.36 Положения № 88)
   
   
   
     
    победитель подрядных торгов (торгов), а также второй по показателям после него участник отказались от заключения договора (абзац 5 части двадцатой п.36 Положения № 88)
   
   
   
     
    не подано ни одного конкурсного предложения с предквалификационными документами (абзац 6 части двадцатой п.36 Положения № 88)
   
     
    в подрядных торгах (торгах) принимал участие только один участник (абзац 7 части двадцатой п.36 Положения № 88)
   
     
    когда судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию договора, действуют более 30 календарных дней, подрядные торги признаются несостоявшимися и денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, возвращаются победителю подрядных торгов в течение 5 рабочих дней с даты признания подрядных торгов несостоявшимися (часть седьмая п.79 Положения № 88)
   
   
   
   
   

 

05.08.2019

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»