


Материал помещен в архив
ПРОБЛЕМА ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ
С 1 февраля 2009 г. в Республике Беларусь действует заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования. Его введение связано со вступлением в силу Декрета Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее - Декрет № 1). На практике заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования означает, что регистрирующий орган при рассмотрении представленных документов не проверяет соответствие их содержания законодательству Республики Беларусь и соблюдение порядка создания (реорганизации) юридического лица или внесения изменений и (или) дополнений в его учредительный документ. Основаниями для неосуществления государственной регистрации могут быть лишь:
• непредставление в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
• оформление заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
• представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Таким образом, заявительный принцип, безусловно, упростил и ускорил процедуру государственной регистрации субъектов хозяйствования, повысил инвестиционную привлекательность Республики Беларусь, но и создал предпосылки для некоторых проблем. В настоящее время любые лица могут обратиться за государственной регистрацией изменения в устав действующего юридического лица. Такие изменения могут быть абсолютно любыми и даже полностью или в части изменять состав участников юридического лица (или его единственного собственника).
![]() |
Ситуация Гражданин Иванов, являющийся участником общества с ограниченной ответственностью «Р» (далее - общество, ООО «Р»), при обращении к директору общества за получением информации о деятельности общества узнал, что участником ООО «Р» он уже не является в связи с тем, что произвел отчуждение своей доли третьему лицу. Поскольку гражданин Иванов не продавал и никаким иным образом не производил отчуждение своей доли в уставном фонде ООО «Р», он обратился в правоохранительные органы. В ходе проверки выяснилось, что согласно данным Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей гражданин Иванов действительно не является участником ООО «Р», а участниками являются гражданин Петров (который и раньше являлся таковым) и гражданин Сидоров. Правоохранительным органам ООО «Р» представило копию договора купли-продажи, по которому гражданин Иванов продал свою долю в уставном фонде гражданину Сидорову. Проведенная экспертиза не смогла однозначно ответить на вопрос, выполнена ли подпись на договоре гражданином Ивановым или другим лицом. В возбуждении уголовного дела было отказано, а гражданину Иванову рекомендовано обратиться за защитой своих прав в суд. |
Какие же требования может предъявить в суд гражданин Иванов? Поскольку в соответствии с законодательством Республики Беларусь (часть первая п.3 ст.48 Гражданского кодекса РБ) для третьих лиц изменения в учредительные документы юридического лица приобретают силу с момента их государственной регистрации, очевидно, что именно такую государственную регистрацию необходимо оспаривать.
Рассмотрим содержание Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее - Положение), с точки зрения того, какие права в области оспаривания произведенной государственной регистрации предоставлены им заинтересованным лицам. Ранее (до 1 сентября 2011 г.) действовавшая редакция Положения предусматривала возможность «поворота» осуществленной государственной регистрации только в форме признания ее недействительной. Внесенные Декретом Президента РБ от 27.06.2011 № 5 изменения в Положение позволили также обжаловать в хозяйственном суде действия регистрирующего органа по государственной регистрации субъектов хозяйствования (изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей). При этом часть четвертая п.23 Положения предусматривает, что в хозяйственный суд с соответствующим заявлением могут обратиться любые лица, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления государственной регистрации.
Чем же данная норма может помочь гражданину Иванову? Рассмотрение в хозяйственном суде заявлений об обжаловании действий (бездействия) государственных органов осуществляется в соответствии с нормами главы 25 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК). С определенными проблемами, избрав данное направление защиты своих прав, гражданин Иванов столкнется еще на стадии подготовки заявления в суд: абзац 3 части первой ст.228 ХПК предусматривает, что заявление об обжаловании действий (бездействия) должно содержать указание на то, требования каких законодательных или иных нормативных правовых актов нарушены этими действиями (бездействием). В то же время, как упоминалось выше, действует заявительный принцип государственной регистрации, и регистрирующий орган не проверяет соответствие представленных документов и сведений законодательству Республики Беларусь и фактическим обстоятельствам. Это означает, что регистрирующий орган, осуществивший государственную регистрацию в случае представления полного пакета необходимых документов, никогда не сможет считаться нарушившим законодательство в данной процедуре (если это надлежащий регистрирующий орган). При непосредственном рассмотрении заявления об обжаловании действий регистрирующего органа хозяйственный суд также ограничится проверкой компетенции и соответствия самого действия по государственной регистрации законодательству (ст.229 ХПК).
Таким образом, предоставленное Положением заинтересованным лицам право обжалования осуществления государственной регистрации во многих случаях все равно не позволит им защитить (восстановить) свои нарушенные права и законные интересы. Более действенным способом защиты прав и законных интересов в такой ситуации может быть признание государственной регистрации недействительной. Такая возможность появилась со вступлением в силу Декрета № 1. Частью второй п.25 Положения предусмотрено, что государственная регистрация субъектов хозяйствования, осуществленная на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, признается недействительной по решению хозяйственного суда. При этом под представлением заведомо ложных сведений Положение понимает сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации (за исключением описок в словах, пропуска слов, букв, цифр, ошибок в арифметических расчетах и других подобных ошибок).
С учетом того, что в соответствии с п.18 Положения в заявлении о государственной регистрации субъекты хозяйствования подтверждают, помимо прочего, что:
• представленные учредительный документ либо изменения и (или) дополнения, вносимые в него, соответствуют определенным законодательством требованиям для юридического лица данной организационно-правовой формы;
• порядок создания юридического лица либо внесения изменений и (или) дополнений в его учредительный документ соблюден,
основанием для признания государственной регистрации недействительной будут как несоответствие фактических сведений, представленных в регистрирующий орган (в нашем примере - изменение состава участников ООО «Р» в результате продажи гражданином Ивановым своей доли в уставном фонде данного юридического лица гражданину Сидорову), так и любое нарушение порядка создания или внесения изменений и (или) дополнений в учредительный документ (несформированный уставный фонд (кроме случаев, установленных законодательными актами), несогласованное наименование юридического лица, отсутствие решения уполномоченного органа о внесении изменений в устав, указание в качестве предполагаемого места нахождения юридического лица несуществующего помещения и пр.).
Однако проблемой реализации данного способа защиты нарушенных прав и законных интересов (т.е. признания государственной регистрации недействительной в судебном порядке) является то, что заинтересованные лица не отнесены к числу субъектов, которые могут обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании государственной регистрации юридического лица (изменений и (или) дополнений, вносимых в его учредительный документ) недействительной. К таким субъектам в соответствии с частями четвертой и пятой п.25 Положения относятся: органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции.
Таким образом, гражданин Иванов или иные заинтересованные лица, считающие, что осуществленная государственная регистрация нарушает их права и (или) законные интересы, должны обратиться в уполномоченные органы, разъяснить им ситуацию, представить соответствующие доказательства, и только если уполномоченный орган обнаружит основания для признания государственной регистрации недействительной, он обратится в хозяйственный суд с соответствующим иском.
На практике большинство указанных органов отвечают, что данный вопрос находится вне их компетенции, некоторые (например, прокуратура) направляют обращение для рассмотрения в регистрирующий орган, а регистрирующий орган отвечает, что при осуществлении государственной регистрации нарушений законодательства Республики Беларусь им самим допущено не было. Отметим, что ранее (до 1 сентября 2011 г.) регистрирующие органы также были отнесены к числу субъектов, которые могут обратиться в хозяйственный суд с иском о признании государственной регистрации недействительной. Однако лицам, подобным гражданину Иванову, они отвечали, что само заинтересованное лицо должно обращаться в суд (обосновывая свою заинтересованность), а регистрирующий орган будет выступать соответчиком по данному делу. При этом самостоятельное обращение в суд заинтересованного лица, исходя из норм законодательства, не могло быть рассмотрено в силу отсутствия права на предъявление такого иска.
Данная проблема могла быть во многом решена, если бы перечень лиц, имеющих право в соответствии с п.25 Положения обращаться в хозяйственный суд с иском о признании государственной регистрации недействительной, был дополнен лицами, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления государственной регистрации. Такой вариант предусматривался одним из проектов Декрета № 5, однако в окончательной его редакции эта норма отсутствует.
С учетом изложенного полагаем, что заинтересованные лица должны быть включены в число субъектов, которые обладают правом обращения в хозяйственный суд с иском о признании государственной регистрации юридического лица (изменений и (или) дополнений в его учредительный документ) недействительной. Это позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов граждан и субъектов хозяйствования, против которых недобросовестные лица используют преимущества заявительного принципа государственной регистрации.
Однако, помимо законодательных способов защиты, необходимо еще на стадии создания юридического лица или существования других правоотношений, тем или иным образом связанных с государственной регистрацией, заранее прорабатывать проекты учредительных документов, обращая особое внимание на диспозитивные нормы законодательства и используя предоставленные ими возможности для урегулирования отношений между конкретными лицами с учетом их договоренностей, вкладов и пр. Гражданину Иванову из нашего примера следовало при подготовке и утверждении устава включить в него положение о нотариальной форме договора отчуждения доли в уставном фонде. В таком случае у недобросовестного гражданина Сидорова, возможно, вообще бы не возникло желание подделывать договор, и в любом случае такое установление облегчило бы достижение цели защиты прав гражданина Иванова.
10.09.2012 г.
Евгения Четверикова, магистр юридических наук, заместитель директора, руководитель отдела корпоративной, налоговой и валютной практики общества с ограниченной ответственностью «Компания «Юридические технологии»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президента РБ от 24.01.2013 № 2 (с 1 мая 2013 г.), от 21.02.2014 № 3 (с 8 марта 2014 г.) и от 28.02.2017 № 2 внесены дополнения и изменения. |