Пособие от 13.07.2016
Автор: Смольский А.

Проблемы борьбы с криминальным банкротством


СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятие и характеристики криминального банкротства

Особенности выявления признаков криминального банкротства

 

Материал помещен в архив

 

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С КРИМИНАЛЬНЫМ БАНКРОТСТВОМ

В белорусском законодательстве определены различные виды неправомерных деяний при банкротстве, а также действий (бездействия), приводящих к банкротству, и установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за их совершение.

Наиболее жесткая реакция должна следовать на совершение общественно опасного деяния, характеризующегося признаками, предусмотренными Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее - УК), и запрещенное им под угрозой наказания. Однако в действительности уголовная ответственность за криминальное банкротство практически не наступает, хотя судьи, антикризисные управляющие, сотрудники правоохранительных органов, эксперты могут привести много конкретных примеров деяний, способствующих наступлению банкротства субъектов хозяйствования.

Такое положение связано с высокой латентностью данного вида преступлений, невниманием к ним со стороны работников правоохранительных, контролирующих и других государственных органов, недостаточно высоким уровнем компетентности и профессионализма, а также с несовершенством правового регулирования в сфере криминального банкротства.

Понятие и характеристики криминального банкротства

Понятие криминального банкротства отсутствует в уголовном законе, но на практике часто используется для описания группы общественно опасных деяний, связанных с созданием или увеличением неплатежеспособности должников либо совершенных в условиях их неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер. В УК содержит четыре статьи, которые характеризуют составы преступлений, ассоциируемых с банкротством:

ст.238 «Ложная экономическая несостоятельность (банкротство)»;

ст.239 «Сокрытие экономической несостоятельности (банкротства)»;

ст.240 «Преднамеренная экономическая несостоятельность (банкротство)» (примечание);

ст.241 «Препятствование возмещению убытков кредитору (кредиторам)».

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2023 г. ст.238 исключена, ст.239-241 УК изложены в новой редакции Законом от 13.12.2022 № 227-З.

 

Поскольку неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, - признак банкротства, эту группу преступлений часто определяют как криминальное банкротство.

Преступления, относимые к группе криминального банкротства, имеют общие характеристики и различия по своей объективной стороне:

• сокрытие банкротства и преднамеренное банкротство (несмотря на свои названия), а также препятствование возмещению убытков кредитору могут иметь место вне зависимости от того, возбуждено ли дело о банкротстве должника, в то время как ложное банкротство - только при рассмотрении судом дела о банкротстве должника, возбужденного на основании поданных последним документов;

• сокрытие банкротства, преднамеренное банкротство и препятствование возмещению убытков кредитору как оконченные преступления могут быть установлены только в случае последствий в виде причинения ущерба в крупном или особо крупном размере (состав преступления материальный), в то время как ложное банкротство может иметь место и при отсутствии последствий (состав преступления по части первой ст.238 УК простой формальный, по части второй ст.238 УК - материальный);

• сокрытие банкротства и препятствование возмещению убытков кредитору увязываются с наличием факта неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер, ложное банкротство - с отсутствием такого факта, преднамеренное банкротство - с наличием факта создания или увеличения неплатежеспособности должника;

• чтобы совершенные деяния рассматривались как преступления, необходимо наличие умысла в их совершении, а в случае ложного банкротства, преднамеренного банкротства и препятствования возмещению убытков кредитору - целей, указанных в диспозиции соответствующих статей.

Одна из проблем квалификации деяний, ассоциируемых с криминальным банкротством, заключается в отнесении их к уголовным преступлениям или административным правонарушениям, что увязывается с причинением существенного вреда (ущерба в крупном или особо крупном размере). Частью четвертой ст.11 УК установлено, что не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. При этом малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Статьей 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена административная ответственность за неправомерные деяния при принятии мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) или при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства). Характеристика некоторых соответствует признакам криминального банкротства.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. административная ответственность за вышеуказанные правонарушения КоАП от 06.01.2021 № 91-З не предусмотрена. Комментарий см. здесь.

 

Однако понятия вреда и ущерба не раскрыты в действующем законодательстве (хотя косвенное определение реального ущерба дано в части второй ст.14 Гражданского кодекса Республики Беларусь), отсутствуют методики определения их размера (за исключением вреда, причиненного государственному имуществу). Возможность определить размер ущерба антикризисному управляющему или эксперту, как это предусмотрено пп.7 и 24 Инструкции о порядке определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору, а также подготовки экспертных заключений по этим вопросам, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 04.12.2012 № 107 (далее - Инструкция), представляется нереальной в связи с отсутствием методик и преобладанием подхода к пониманию ущерба как правовой категории. В случае ложного банкротства не вполне ясно, кому и каким образом может быть причинен ущерб. И наконец, размер ущерба может быть установлен только при завершении ликвидационного производства, когда становится очевидно, что имущества у должника больше нет и требования конкретных кредиторов в определенных суммах не могут быть удовлетворены. Иногда ясность в этом вопросе появляется только через годы после совершения деяний, соответствующих признакам криминального банкротства. С учетом категории преступлений и сроков давности, установленных ст.12 и 83 УК и составляющих от 2 (препятствование возмещению убытков кредитору) до 5 лет (остальные виды криминального банкротства), шансы привлечь виновных в их совершении к уголовной ответственности снижаются.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2023 г. действует Инструкция о порядке определения антикризисным управляющим наличия (отсутствия) признаков сокрытия банкротства, преднамеренного банкротства, препятствования проведению расчета с кредиторами, подготовки справки по этим вопросам, утв. постановлением Минэкономики от 10.05.2023 № 8.

 

Возможность привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений в соответствии с частями 1 и 3 ст.7.6 КоАП ограничивается сроком в 3 года. Поэтому только своевременное выявление и расследование может привести к получению должной правовой оценки деяний, ассоциируемых с криминальным банкротством.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ч.1 и 3 ст.7.6 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарий см. здесь.

Особенности выявления признаков криминального банкротства

Выявление признаков криминального банкротства проводится в соответствии с Инструкцией.

Инструкция определяет порядок и отдельные способы проведения исследования по выявлению признаков криминальных банкротств и не является полноценной методикой. Качество такого исследования во многом определяет уровень профессионализма и компетентности аналитика, наличием достаточного опыта выполнения подобных работ, а также объемом и качеством предоставленной информации.

При проведении исследования часто необходимо изучить широкий спектр вопросов деятельности субъекта хозяйствования, затрагивающих бухгалтерский учет, финансы, планирование, организацию, производство, снабжение, сбыт и другие за несколько лет, и проанализировать значительное количество документов. Поэтому необходимо либо сознательно ограничить круг исследуемых документов, расширяя его по мере надобности (например, как предложено в Инструкции, на основе выявления периодов, в которых произошло существенное ухудшение платежеспособности), либо анализировать документы по тем фактам, которые уже установлены ранее (например, указаны в актах проверок или аудиторских заключениях).

Обязанность по выявлению признаков криминальных банкротств возложена на временных (антикризисных) управляющих (ст.42, 77 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»). Однако возможности выполнения этой обязанности управляющими весьма ограниченны:

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2023 г. действует Закон № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». Комментарии см. здесь.

 

• для управляющих выявление признаков криминального банкротства - работа, активное выполнение которой может привести к увеличению сроков рассмотрения дела и негативно сказаться на вознаграждении;

• управляющие часто физически не располагают временем, которое необходимо для детального исследования большого объема материалов;

• управляющие не всегда обладают достаточными знаниями в области экономики, необходимыми для получения обоснованных выводов.

Поэтому детальное исследование сделок, действий или бездействия, которые могут рассматриваться как запрещенные законом или совершенные с нарушениями иного законодательства, - задача экспертов, специалистов или сотрудников органов уголовного преследования.

Однако антикризисный управляющий, эксперт или специалист могут выявить лишь признаки криминального банкротства, определенные факты (недостоверность сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер; несоответствие действительности сведений о платежеспособности; искажения бухгалтерской отчетности; действия (бездействие), приведшие к созданию или увеличению неплатежеспособности; несоответствие законодательству действий (бездействия); сокрытие, отчуждение, повреждение или уничтожение имущества субъектом, неплатежеспособность которого имеет или приобретает устойчивый характер), но не определить наличие или отсутствие умысла в их совершении, целей, которые при этом преследовались, и размер ущерба.

При определении наличия или отсутствия признаков криминального банкротства анализируются документы (перечень приведен в п.5 Инструкции) за период продолжительностью не менее 2 лет, предшествовавших дате проведения исследования. Хотя в этом перечне не нашли отражения особенности документации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, работающих по упрощенной системе налогообложения, антикризисным управляющим или экспертом, знающим эти особенности, необходимые документы могут быть запрошены через суд или орган уголовного преследования.

Инструкцией определены:

• признаки каждой из разновидностей криминального банкротства;

• исследования, которые должны быть произведены для выявления наличия или отсутствия этих признаков;

• выводы, которые могут быть сделаны в результате исследования.

Основная особенность подходов к выявлению признаков криминального банкротства, установленных Инструкцией, - опора на формальные параметры платежеспособности: показатели текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и обеспеченности обязательств активами (определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» и Инструкцией о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140/206), а также величину чистых активов. Причина этого - в существующем понятийном аппарате, который увязывает банкротство должника не с объективными обстоятельствами, юридическими фактами, а с представлением о степени неплатежеспособности должника, которое формируется на основе бухгалтерской отчетности. Хотя предполагается, что это представление также объективно, в действительности это не так, в первую очередь из-за несоответствия учетной и реальной стоимости активов.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2023 г. действует постановление Минэкономики и Минфина от 07.08.2023 № 16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства».

 

Лица, проводящие исследование, часто сосредотачиваются на форме, а не на содержании явлений, ограничиваются расчетом и анализом показателей платежеспособности и чистых активов, и в случае отсутствия существенности их изменения, которая определена Инструкцией, делают вывод об отсутствии признаков криминального банкротства. Одна из основных проблем связана с достаточно часто встречающейся недостоверностью данных бухгалтерской отчетности, которые могут не соответствовать данным бухгалтерского учета и (или) реальному положению дел.

Еще одна проблема заключается в отсутствии (непредставлении) документов отчетности или учета, вследствие чего делается вывод о невозможности получить ответ на вопросы о наличии или отсутствии признаков криминального банкротства.

Применительно к таким ситуациям следует сказать, что, когда формой (показателями как отражением состояния имущества, капитала и обязательств) подменяется содержание (сделки, действия и бездействие, которые привели к такому состоянию), практически невозможно получить верные выводы. Концентрация внимания на исследовании показателей платежеспособности и чистых активов (расчет, анализ, определение существенности их изменения) без анализа сделок, совершенных субъектом хозяйствования, неприемлема, так как может привести только к выводу об отсутствии признаков криминального банкротства и противоречит целям охраны собственности, прав юридических лиц, общественных и государственных интересов, декларируемых уголовным законом.

Одна из основных проблем борьбы с преступлениями, связанными с созданием и увеличением неплатежеспособности, банкротством субъектов хозяйствования состоит в несовершенстве норм УК, определяющих виды и признаки криминального банкротства. Поэтому анализ зарубежного опыта в сфере борьбы с криминальным банкротством может помочь усовершенствовать отечественное законодательство.

 

Примечание. В дальнейшем будет использоваться один термин - банкротство. В действующем гражданском законодательстве понятия экономической несостоятельности и банкротства рассматриваются как самостоятельные (хотя и с общим признаком в виде неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер), в уголовном законе различия между ними не проводится.

 

13.07.2016

 

Алексей Смольский, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации и управления Белорусского государственного экономического университета, судебный эксперт