Комментарий от 10.04.2017
Автор: Жилевский Д.

Профессиональная деятельность по ценным бумагам. Комментарий к Инструкции о требованиях к условиям и порядку осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 76


 

Материал помещен в архив

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЦЕННЫМ БУМАГАМ.
Комментарий к Инструкции о требованиях к условиям и порядку осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 76

Во исполнение требования, указанного в абзаце 6 части первой ст.8 Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон № 231-З), Министерством финансов Республики Беларусь принято постановление от 31.08.2016 № 76 «О регулировании рынка ценных бумаг», утвердившее новую Инструкцию о требованиях к условиям и порядку осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам (далее - Инструкция № 76), которая заменила собой утратившую юридическую силу Инструкцию о порядке осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.09.2006 № 112 (далее - Инструкция № 112).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2017 г. абзац 6 части первой ст.8 Закона № 231-З на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2017 № 52-З (далее - Закон № 52-З) изложен в новой редакции: Министерство финансов Республики Беларусь разрабатывает и утверждает требования к условиям и порядку осуществления деятельности по каждому виду работ и услуг, составляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, а также определяет условия совмещения профессиональными участниками рынка ценных бумаг профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам с иной деятельностью, не относящейся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам.

С 29 мая 2019 г. Инструкция № 112 утратила силу постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2019 № 23.

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться Инструкцией № 76 с изменениями, внесенными постановлением Минфина от 15.12.2022 № 58.

 

В приведенной ниже таблице отражены концептуальные изменения, произошедшие в сфере регулирования профессиональной деятельности по ценным бумагам.

 

Справочно

Используемые сокращения:

Декрет Президента Республики Беларусь от 06.06.2001 № 15 «О некоторых мерах по повышению ответственности должностных лиц юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с использованием, привлечением денежных средств граждан» - Декрет № 15;

Указ Президента Республики Беларусь от 16.11.2006 № 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц» - Указ № 677;

Указ Президента Республики Беларусь от 22.04.2014 № 175 «О функционировании магазинов беспошлинной торговли» - Указ № 175.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2022 г. текст Указа № 175 изложен в новой редакции Указом от 28.02.2022 № 73, изменено название: «О магазинах беспошлинной торговли»;

 

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450, - Положение о лицензировании;

• Гражданский кодекс Республики Беларусь - ГК;

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях - КоАП.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь;

 

• Трудовой кодекс Республики Беларусь - ТК;

Закон Республики Беларусь от 12.03.1992 № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» - Закон 1512-XII;

Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» - Закон № 2020-XII;

Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» - Закон № 165-З;

Инструкция о порядке обращения ценных бумаг на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 76, - Инструкция о порядке обращения ценных бумаг № 76;

Инструкция о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.09.2006 № 112, - Инструкция о порядке совершения сделок с ценными бумагами № 112;

постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 08.04.2010 № 44 «О некоторых вопросах расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг и признании утратившим силу постановления Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2003 г. № 06/П» - постановление № 44;

перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140, - Перечень типовых документов.

 

Далее в таблице сравним нормы действующей Инструкции № 76 с нормами утратившей силу Инструкции № 112.

 

Нормы Инструкции № 112 (с учетом норм Закона № 1512-XII и иных нормативных правовых актов в некоторых случаях) Нормы Инструкции № 76 (с учетом норм Закона № 231-З и иных нормативных правовых актов в некоторых случаях) Комментарий
1. Термины и определения
Термины и определения, используемые в Инструкции № 112, указаны в п.3 Инструкции № 112. Отсылочные нормы к иным нормативным правовым актам отсутствуют Термины и определения, используемые в Инструкции № 76, указаны в абзацах 2, 3 части первой п.2 Инструкции № 76. Присутствуют отсылочные нормы к терминам и их определениям, указанным в Законе № 231-З и ТК В Инструкции № 76 указаны два термина, используемые в ней («сделка РЕПО» и «портфель ценных бумаг»). Касаемо остальных терминов есть указание на отсылочные нормы к Закону № 231-З и ТК.
В Инструкции № 112 было указано восемь терминов, используемых в ней, но отсутствовали отсылочные нормы.
В разрезе же самих терминов отметим, что в Инструкции № 76, как и в Законе № 231-З, отсутствуют указания на следующие термины и их определения, имевшиеся в Инструкции № 112: «клиент», «публичное объявление», «распоряжение», «счет управляющего». Определение таких терминов как «клиент», «распоряжение», «счет управляющего», полагаем, не имело в нормах Инструкции № 112 серьезного практического значения.
Стоит отметить, что определения терминов «брокерская деятельность» и «дилерская деятельность» в нормах Инструкции № 76 незначительно скорректированы, однако такая корректировка, полагаем, имеет важное значение с точки зрения соотношения с теорией гражданского права и в целом является верной
2. Основания отказа профессионального участника юридическому либо физическому лицу в выполнении работ и (или) оказании услуг
Профучастник обязан отказать юридическому либо физическому лицу в выполнении работ и предоставлении услуг в случае, когда такое выполнение работ и предоставление услуг может повлечь нарушение законодательства о ценных бумагах (часть вторая п.32 Инструкции № 112) Профессиональный участник отказывает юридическому либо физическому лицу в выполнении работ и (или) оказании услуг в случае, если такое выполнение работ и (или) оказание услуг может повлечь нарушение законодательства о ценных бумагах и (или) законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (часть вторая п.4 Инструкции № 76) При буквальном понимании указанных норм Инструкции № 76 и Инструкции № 112 можно сделать вывод, что вместо одного основания отказа профессионального участника юридическому либо физическому лицу в выполнении работ и (или) оказании услуг в данный момент введено два таких основания, а именно дополнительно указано, что если выполнение работ и (или) оказание услуг профессиональным участников может повлечь нарушение законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, то профессиональный участник также обязан отказать клиенту в выполнении работ и (или) оказании услуг.
Появление дополнительного основания отказа основано на нормах абзаца 3 части второй ст.1, ст.6 Закона № 165-З.
Однако, полагаем, в данном вопросе законодатель не последователен. Например, согласно абзацу 8 части четвертой ст.31 Закона № 231-З при заключении между брокером и клиентом договора комиссии или поручения в качестве существенного условия договора, помимо существенных условий, установленных законодательством, может быть включено любое условие по предложению клиента. Однако такое условие может в целом не противоречить законодательству о ценных бумагах и (или) законодательству о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, но противоречить гражданскому законодательству. В таком случае, учитывая риск негативных последствий для профессионального участника, последний также по логике должен отказать клиенту в выполнении работ и (или) оказании услуг.
Таким образом, будет более целесообразным перечень оснований, указанных в части второй п.4 Инструкции № 76, сделать открытым
3. Раскрытие профессиональным участником локальных нормативных правовых актов
В Инструкции № 112 норма отсутствовала Профессиональный участник раскрывает локальные нормативные правовые акты, регулирующие условия и порядок выполнения работ и оказания услуг брокером, дилером, доверительным управляющим, составляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, за исключением правил внутреннего контроля, определяющих порядок применения мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, путем их размещения на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет (п.5 Инструкции № 76)  Введена обязанность для профессионального участника раскрывать свои локальные нормативные правовые акты, регулирующие условия и порядок выполнения работ и оказания услуг брокером, дилером, доверительным управляющим. О каких именно локальных нормативных правовых актах идет речь можно судить исходя из содержания подп.3.1 п.3 Инструкции № 76.
Указанное требование не касается раскрытия правил внутреннего контроля, определяющих порядок применения мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, которые носят сугубо внутренний характер для профессионального участника.
Способ раскрытия локальных нормативных правовых актов - их размещение на официальном сайте профессионального участника в сети Интернет.
Введение указанной обязанности для профессионального участника является весьма важным шагом на пути к более открытой и прозрачной работе.
Выполнение данной обязанности, исходя из содержания п.5 Инструкции № 76, является безусловным для профессионального участника, однако вопрос о возможности ее выполнения, если профессиональный участник не имеет своего сайта, остался нерешенным. Более того, ни нормы Инструкции № 76, ни нормы ст.11.10 КоАП не устанавливают ответственности за невыполнение рассматриваемой обязанности профессиональным участником

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. нормы ст.11.10 КоАП содержатся в ст.12.7 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь.
4. Права брокера
Брокер вправе:
- совершать сделки со всеми видами ценных бумаг, в том числе сделки РЕПО, в соответствии с законодательством;
- до совершения сделок с ценными бумагами делать публичное объявление о покупке или продаже ценных бумаг клиента, в том числе в котировочной автоматизированной системе биржи и (или) в средствах массовой информации;
- проводить размещение ценных бумаг эмитента;
- оказывать услуги по оформлению договоров и регистрации сделок с ценными бумагами, в том числе регистрации договоров залога ценных бумаг;
- проводить анализ и делать прогноз конъюнктуры рынка ценных бумаг;
- оказывать консультационные услуги по вопросам выпуска, размещения и обращения ценных бумаг, а также давать рекомендации по оценке ценных бумаг;
- оказывать услуги по информационному обеспечению участников рынка ценных бумаг;
- выполнять функции оператора счета «депо»;
- выполнять прочие работы и услуги, связанные с осуществлением брокерской деятельности, не противоречащие законодательству (п.4 Инструкции № 112)
Брокер вправе:
- совершать сделки со всеми видами ценных бумаг, в том числе сделки РЕПО, в соответствии с законодательством;
- до совершения сделок с ценными бумагами размещать текст предложения о покупке ценных бумаг, подготовленный в соответствии с требованиями законодательства о ценных бумагах, и (или) объявлять о продаже ценных бумаг клиента;
- размещать по поручению эмитента эмиссионные ценные бумаги на организованном либо неорганизованном рынке;
- оказывать консультационные услуги, связанные с деятельностью на рынке ценных бумаг;
- оказывать услуги по оформлению договоров и регистрации сделок с ценными бумагами, в том числе регистрации договоров залога ценных бумаг;
- проводить анализ и делать прогноз конъюнктуры рынка ценных бумаг;
- оказывать услуги эмитенту по поддержанию цен на ценные бумаги этого эмитента;
- оказывать услуги по размещению информации на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг эмитентам и иным лицам, обязанным раскрывать информацию в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах;

- выполнять функции оператора счета «депо»;
- выполнять прочие работы и оказывать прочие услуги, связанные с осуществлением брокерской деятельности, не противоречащие законодательству (п.6 Инструкции № 76)
Дополнен перечень прав брокера при осуществлении брокерской деятельности. Так, дополнительно у брокера появилось право оказывать услуги эмитенту по поддержанию цен на ценные бумаги этого эмитента, а также право оказывать услуги по размещению информации на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг эмитентам и иным лицам, обязанным раскрывать информацию в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах (абзацы 8, 9 п.6 Инструкции № 76).
Право оказывать услуги эмитенту по поддержанию цен на ценные бумаги этого эмитента в целом не противоречит законодательству о ценных бумагах, однако при его реализации необходимо учитывать ограничение, установленное нормой части третьей ст.63 Закона № 231-З, согласно которой профессиональные участники не вправе в отношении эмиссионных ценных бумаг, допущенных к торгам на организованном рынке, манипулировать ценами (совершать действия, направленные на искусственное завышение, занижение либо поддержание цен).
Закрепление права оказывать услуги по размещению информации на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг эмитентам и иным лицам, обязанным раскрывать информацию в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах, в целом основано на нормах главы 10 Закона № 231-З, которая в определенных случаях обязывает участников рынка ценных бумаг раскрывать информацию на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг. Для эмитента использование указанной услуги профессионального участника выгодно как с финансовой стороны, так и со стороны сокращения временных затрат
5. Существенные условия договора, на основании которого брокер совершает сделки с ценными бумагами по поручению и в интересах клиента
Существенными условиями договоров поручения или комиссии, помимо существенных условий, установленных в соответствии с законодательством, являются:
- предмет договора, в том числе вид ценной бумаги с указанием ее категории и типа (в случае, если наличие категории и типа следует соответственно из вида и категории эмиссионной ценной бумаги), номинальной стоимости эмиссионной ценной бумаги, полного наименования юридического лица, осуществившего эмиссию (выдачу) ценных бумаг, сведений об отсутствии (наличии) ограничений и запретов на совершение сделок с ценными бумагами, являющимися предметом договора, об отсутствии (наличии) обременений этих ценных бумаг залогом;
- количество ценных бумаг;
- предельные уровни (минимальный и (или) максимальный) цены и (или) доходности сделок либо порядок их определения, при которых возможно исполнение сделок;
- размер вознаграждения брокера, порядок и форма расчетов (если иное не следует из законодательства и существа договора);
- ответственность за неисполнение обязательства;
- сроки, форма и порядок представления брокером клиенту информации об исполнении договора (часть первая п.7 Инструкции № 112);
- размер и порядок внесения денежных средств физическими лицами (только в договорах, заключаемых с физическими лицами);
- срок исполнения обязательства (только в договорах, заключаемых с физическими лицами);
- основания досрочного расторжения договора (только в договорах, заключаемых с физическими лицами);
- порядок возврата денежных средств физическим лицам в случаях неисполнения обязательства или досрочного расторжения договора (только в договорах, заключаемых с физическими лицами) (часть вторая п.2 ст.12 Закона 1512-XII; подп.1.1 п.1 Декрета № 15)
Существенными условиями договоров, на основании которых брокер совершает сделки с ценными бумагами по поручению и в интересах клиента, являются:
- предмет договора, в том числе вид ценной бумаги с указанием ее категории, типа (в случае, если наличие категории и типа следует соответственно из вида и категории ценной бумаги), номинальная стоимость ценной бумаги, полное наименование юридического лица, осуществившего эмиссию (выдачу) ценных бумаг;
- количество ценных бумаг;
- предельные уровни (минимальный и (или) максимальный) цены и (или) доходности сделок либо порядок их определения, при которых возможно совершение сделок;
- размер вознаграждения брокера, порядок и форма расчетов, если иное не следует из гражданского законодательства Республики Беларусь и существа договора;
- ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязательств;
- сроки, форма и порядок представления брокером клиенту отчета об исполнении договора;
- иные условия, определенные законодательными актами Республики Беларусь и республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, как существенные условия, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (часть четвертая ст.31 Закона № 231-З);
- информация об отсутствии (наличии) ограничений и запретов на совершение сделок с ценными бумагами, включая отсутствие (наличие) запрета на отчуждение акций акционерных обществ, в собственности которых находятся капитальные строения (здания, сооружения), расположенные в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и используемые или предназначенные для использования в качестве магазинов беспошлинной торговли;
- информация об отсутствии (наличии) обременений ценных бумаг залогом (абзац 2 части первой п.9 Инструкции № 76);
- размер и порядок внесения денежных средств физическими лицами (только в договорах, заключаемых с физическими лицами);
- срок исполнения обязательства (только в договорах, заключаемых с физическими лицами);
- основания досрочного расторжения договора (только в договорах, заключаемых с физическими лицами);
- порядок возврата денежных средств физическим лицам в случаях неисполнения обязательства или досрочного расторжения договора (только в договорах, заключаемых с физическими лицами) (подп.1.1 п.1 Декрета № 15)
Перечень существенных условий, которые в обязательном порядке должны быть отражены в договорах, на основании которых брокер совершает сделки с ценными бумагами по поручению и в интересах клиента, не претерпел существенных изменений, однако приведен в соответствие с требованиями иных действующих нормативных правовых актов.
Так, в качестве существенного условия в договоре должна быть отражена не только ответственность сторон в случае неисполнения обязательства, но в случае ненадлежащего исполнения обязательства. В этой части соблюдены нормы главы 25 ГК.
Помимо указанного, учтена и норма части второй п.1 ст.402 ГК: условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, также относятся к существенным условиям.
Учитывая требование, указанное в п.11 Указа № 175, стороны в договоре, на основании которого брокер совершает сделки с ценными бумагами по поручению и в интересах клиента, должны будут в обязательном порядке отразить сведения об отсутствии или наличии запрета на отчуждение акций акционерных обществ, в собственности которых находятся капитальные строения (здания, сооружения), расположенные в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и используемые или предназначенные для использования в качестве магазинов беспошлинной торговли.
Стоит отметить, что ограничение, установленное в п.11 Указа № 175, касается не всех эмиссионных ценных бумаг эмитента (владельца), а только эмитированных им акций
6. Обязательные реквизиты договора, на основании которого брокер совершает сделки с ценными бумагами по поручению и в интересах клиента
В Инструкции № 112 норма отсутствовала Обязательными реквизитами договора, на основании которого брокер совершает сделки с ценными бумагами по поручению и в интересах клиента, являются:
- полное наименование и место нахождения (для юридических лиц), фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания), указанные в документе, удостоверяющем личность (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей) сторон, их учетный номер плательщика (при его наличии) или для нерезидентов - иной идентификационный номер (при его наличии), наименование страны, резидентом которой является нерезидент;
- отметка о согласии эмитента, осуществляющего покупку акций собственной эмиссии, являющегося клиентом брокера, совершающего сделку в интересах такого эмитента, на представление информации о нем и условиях совершения сделки акционеру этого эмитента, являющемуся другой стороной договора либо клиентом профессионального участника, совершающего сделку по продаже акций в интересах такого акционера, а также на представление такой информации налоговому органу для целей применения налоговых льгот
(часть вторая п.9 Инструкции № 76)
Нормы Инструкции № 112 не содержали такого понятия как «обязательные реквизиты договора» (на основании которого брокер совершает сделки с ценными бумагами по поручению и в интересах клиента).
Появление указанного понятия в нормах Инструкции № 76 основано на норме части пятой ст.31 Закона № 231-З.
Стоит отметить, что понятие «обязательные реквизиты договора» не тождественно понятию «существенные условия договора». Дело в том, что условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством, на что указывает норма п.3 ст.391 ГК. То есть для согласования условий договора и последующего их отражения в нем необходима согласованная воля сторон такого договора. В свою очередь, реквизиты договора не подлежат согласованию между сторонами в силу того, что они существуют объективно и их отражение в договоре не меняет их сущности и формы
7. Обязанности брокера
Брокер обязан:
- сохранять коммерческую тайну обо всех сделках, совершенных во исполнение договора поручения или комиссии, а также сохранять в тайне сведения о таких сделках;
- требовать от представителей клиента подтверждения их полномочий на представление интересов клиента;
- действовать на наиболее выгодных для клиента условиях;
- представить по требованию клиента сведения о ценах, в том числе о рыночных ценах, рассчитанных в порядке, установленном постановлением № 44, на ценные бумаги определенного выпуска по сделкам, совершенным с этими ценными бумагами в течение последних 60 календарных дней, предшествовавших дате подписания договора с клиентом;
- потребовать письменное заявление, подтверждающее опубликование (неопубликование) в средствах массовой информации либо объявление (необъявление) иным образом, делающим доступным неопределенному кругу лиц, в том числе путем подачи заявки на покупку акций в БЕКАС, текста предложения о покупке (скупке) акций при выполнении поручений клиентов, являющихся лицами, указанными в пп.17 и 181 Инструкции о порядке совершения сделок с ценными бумагами № 112;
- исполнять поручения клиента в порядке их поступления в полном соответствии с полученными от него указаниями;
- до совершения сделки с ценными бумагами во исполнение поручения клиента потребовать от клиента представления документов, предусмотренных абзацами 2, 4, 9-15 части первой п.13 Инструкции о порядке совершения сделок с ценными бумагами № 112, подтверждающих соответствие поручений клиента законодательству о ценных бумагах;
- уведомлять клиента о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании в срок не позднее пяти рабочих дней с момента приостановления действия или аннулирования лицензии;
- в случае возникновения конфликта интересов (получение выгоды клиентом влечет обратный эффект для профучастника либо наоборот), в том числе связанного с осуществлением брокером дилерской деятельности, немедленно уведомлять клиента о возникновении такого конфликта и предпринимать все необходимые меры для его разрешения в пользу клиента;
- совершать сделки с ценными бумагами по поручению клиента в приоритетном порядке по отношению к дилерской деятельности брокера;
- выполнять поручения клиента по продаже акций, в отношении которых областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет имеют преимущественное право на приобретение в соответствии с частью первой подп.1.4 п.1 Указа № 677 (далее - акции, в отношении которых облисполкомы, Минский горисполком имеют преимущественное право на приобретение), после проверки соблюдения клиентом преимущественного права на приобретение данных акций облисполкомами, Минским горисполком, за исключением случаев документального подтверждения акционером отсутствия преимущественного права на приобретение отчуждаемых акций облисполкомами, Минским горисполкомом;
- отказывать в подаче заявки на продажу акций в торговую систему биржи в случае отчуждения акций, в отношении которых облисполкомы, Минский горисполком имеют преимущественное право на приобретение, с нарушением этого преимущественного права;
- выполнять поручения клиента по заключению договоров мены, предусматривающих передачу акций закрытого акционерного общества Республики Беларусь, после получения отказа других акционеров и самого общества от приобретения данных акций либо неполучения согласия на их приобретение в порядке реализации акционерами преимущественного права на приобретение акций (права общества на приобретение акций), установленном в частях первой-пятой и седьмой ст.73 Закона № 2020-XII, за исключением случаев письменного подтверждения клиентом соблюдения требований законодательства при заключении договоров мены, предусматривающих передачу акций закрытого акционерного общества;
- обеспечить хранение документов и их копий, полученных в соответствии с требованиями абзацев 3, 6, 8 п.10 Инструкции № 112, главы 19 Перечня типовых документов (п.10 Инструкции № 112).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 апреля 2021 г. в ч.1 ст.73 Закона № 2020-XII внесены изменения Законом от 05.01.2021 № 95-З. Комментарий см. здесь.
С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться гл.20 Перечня типовых документов в ред. постановления Минюста от 30.08.2022 № 115. Комментарий см. здесь
Брокер:
- не использует в личных целях и не передает третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, информацию о сделках, совершенных во исполнение договора поручения или комиссии;
- сохраняет коммерческую тайну о сделках, совершенных во исполнение договора поручения или комиссии, а также сохраняет в тайне сведения о таких сделках;
- требует от представителей клиента документального подтверждения их полномочий по представлению интересов клиента;
- действует на наиболее выгодных для клиента условиях;
- представляет клиенту сведения о рассчитанных в установленном законодательством о ценных бумагах порядке ценах, в том числе рыночных, на ценные бумаги определенного выпуска по сделкам, совершенным с этими ценными бумагами в течение последних шестидесяти календарных дней, предшествовавших дате подписания договора с клиентом.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 августа 2018 г. сведения предоставляются в течение последних 180 календарных дней, предшествовавших дате подписания договора с клиентом (подп.12.5 п.12 Инструкции № 76 в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 25.05.2018 № 38 (далее - постановление № 38));

- проверяет наличие размещенного на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг текста предложения о покупке либо скупке акций (для лиц, обязанных размещать такой текст);
- исполняет поручения клиента в порядке их поступления в полном соответствии с полученными от него указаниями;
- до совершения сделки с ценными бумагами в рамках исполнения поручения клиента требует от клиента или его представителя документы, указанные в подп.12.8.1-12.8.11 п.12 Инструкции № 76;
- уведомляет клиента об аннулировании, прекращении либо приостановлении действия лицензии (составляющие работы и услуги - брокерская деятельность) в срок не позднее пяти рабочих дней с даты аннулирования, прекращения либо приостановления действия указанной лицензии;
- в случае возникновения конфликта интересов, в том числе связанного с осуществлением брокером дилерской деятельности, немедленно уведомляет клиента о возникновении такого конфликта и принимает необходимые меры по его разрешению в пользу клиента;
- совершает сделки с ценными бумагами по поручению и в интересах клиента в первоочередном порядке по сравнению со сделками, совершаемыми в рамках дилерской деятельности (при совмещении брокерской и дилерской деятельности);
- выполняет поручение клиента по продаже акций, в отношении которых облисполкомы, Минский горисполком имеют преимущественное право на приобретение в соответствии с частью первой подп.1.4 п.1 Указа № 677, после проверки соблюдения клиентом преимущественного права на приобретение указанных акций облисполкомами, Минским горисполкомом, за исключением случаев документального подтверждения акционером отсутствия такого права;
- отказывает в подаче заявки на продажу акций в торговую систему организатора торговли ценными бумагами в случае отчуждения акций, в отношении которых облисполкомы, Минский горисполком имеют преимущественное право на приобретение, с нарушением такого преимущественного права;
- выполняет поручение клиента по заключению договоров мены, предусматривающих передачу акций закрытого акционерного общества Республики Беларусь, после получения отказа других акционеров и самого общества от приобретения данных акций либо неполучения согласия на их приобретение в порядке реализации акционерами преимущественного права на приобретение акций (права общества на приобретение акций), установленном в частях первой-пятой и седьмой ст.73 Закона № 2020-XII, за исключением случаев письменного подтверждения клиентом соблюдения требований законодательства при заключении указанных договоров мены;
- обеспечивает хранение документов и их копий, полученных в соответствии с требованиями подп.12.3, 12.8 п.12 Инструкции № 76, главы 19 Перечня типовых документов (п.12 Инструкции № 76).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 августа 2018 г. п.12 Инструкции № 76 на основании постановления № 38 дополнен тремя позициями:
•  разрешение Национального банка на совершение сделок с акциями банка (в случаях, если клиенту-нерезиденту необходимо получение такого разрешения в соответствии с банковским законодательством Республики Беларусь) (подп.12.8.12 п.12 Инструкции № 76);
•  согласия специализированного депозитария инвестиционного фонда на распоряжение имуществом акционерного инвестиционного фонда, предназначенным для инвестирования, имуществом паевого инвестиционного фонда (подп.12.8.13 п.12 Инструкции № 76);
•  согласия специализированного депозитария выделенных активов на распоряжение денежными средствами и иным имуществом, входящим в состав выделенных активов (подп.12.8.14 п.12 Инструкции № 76)
В обязанности брокера вменено не использовать в личных целях и не передавать третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, информацию о сделках, совершенных во исполнение договора поручения или комиссии.
Полагаем, что указанная обязанность в части запрета на передачу третьим лицам информации о сделках, совершенных во исполнение договора поручения или комиссии, полностью охватывается действием нормы подп.12.2 п.12 Инструкции № 76. Поэтому считаем целесообразным сформулировать обязанность, указанную в подп.12.1 п.12 Инструкции № 76, следующим образом: «не использует в личных целях информацию о сделках, совершенных во исполнение договора поручения или комиссии».
Претерпела некоторые изменения обязанность брокера при исполнении поручений клиентов, обязанных публиковать (размещать) текст предложения о покупке либо скупке акций, проверять наличие такого текста. Ранее брокер должен был потребовать от клиента не сам текст предложения о покупке либо скупке акций, а письменное заявление клиента, оформленное в свободной форме, подтверждающее опубликование (неопубликование, объявление, необъявление) такого текста. В соответствии же с подп.12.6 п.12 Инструкции № 76 брокер теперь самостоятельно должен проверить наличие размещенного клиентом текста предложения о покупке либо скупке акций на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг, созданном в соответствии с абзацем 4 части четвертой ст.8 Закона № 231-З.
Отметим, что в абзаце 8 п.10 Инструкции № 112 законодатель использовал отсылочные нормы в части указания на документы, которые клиент должен представить, для того чтобы брокер мог проверить соответствие поручений клиента законодательству о ценных бумагах. Однако в подп.12.8 п.12 Инструкции № 76 законодатель уже не использует отсылочные нормы, а напрямую указывает на перечень документов, которые клиент должен представить брокеру. Полагаем, что такой подход законодателя выглядит не совсем рациональным, поскольку только перегружает текст Инструкции № 76.
Ранее брокер обязан был уведомить клиента о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании. Теперь же брокер дополнительно должен проинформировать клиента также о прекращении действия лицензии, так как одним из лицензируемых видов деятельности является брокерская деятельность. Отметим, что понятия «приостановление» и «аннулирование» лицензии не тождественны понятию «прекращение действия лицензии», что следует из анализа норм пп.76-78, 88 Положения о лицензировании
8. Права дилера
Дилер вправе:
- совершать сделки со всеми видами ценных бумаг, в том числе сделки РЕПО, в соответствии с законодательством;
- до совершения сделок с ценными бумагами делать публичное объявление, в том числе в котировочной автоматизированной системе биржи и (или) в средствах массовой информации;
- оказывать консультационные услуги по вопросам выпуска, размещения и обращения ценных бумаг, а также давать рекомендации по оценке ценных бумаг;
- выполнять прочие работы и услуги, связанные с осуществлением дилерской деятельности, не противоречащие законодательству
(п.13 Инструкции № 112)
Дилер вправе:
- совершать сделки со всеми видами ценных бумаг, в том числе сделки РЕПО, в соответствии с законодательством;
- до совершения сделок с ценными бумагами размещать текст предложения о покупке ценных бумаг, подготовленный в соответствии с требованиями законодательства о ценных бумагах, и (или) объявлять публичную оферту о продаже ценных бумаг (п.14 Инструкции № 76)
Из имевшихся прав дилера исключено право оказывать консультационные услуги по вопросам выпуска, размещения и обращения ценных бумаг, а также давать рекомендации по оценке ценных бумаг.
Исключение указанных услуг обусловлено, полагаем, тем, что они являются составляющей частью брокерской деятельности, на что указывает абзац 5 п.6 Инструкции № 76.
Более того, перечень прав дилера теперь носит закрытый характер
9. Смежные действия, не относящиеся к дилерской деятельности
К дилерской деятельности не относятся:
- покупка лицами, не являющимися профучастниками, ценных бумаг при условии их последующей продажи не ранее 30 дней с даты покупки;
- покупка и (или) продажа лицами, не являющимися профучастниками, ценных бумаг при посредничестве профучастника (в соответствии с договором поручения, комиссии или доверительного управления);
- передача лицом, не являющимся профучастником, облигаций эмитенту таких облигаций в процессе погашения (выкупа) данного выпуска облигаций;
- приобретение ценных бумаг в целях получения дохода в виде процента и (или) дисконта либо дивиденда;
- совершение эмитентом сделок с ценными бумагами собственного выпуска (п.16 Инструкции № 112)
Помимо действий с ценными бумагами, указанных в части третьей ст.30 Закона № 231-З, к дилерской деятельности не относятся:
- покупка лицами, не являющимися профессиональными участниками, ценных бумаг при условии их последующей продажи не ранее 30 дней с даты покупки;
- передача лицом, не являющимся профессиональным участником, облигаций эмитенту таких облигаций в процессе выкупа (досрочного выкупа) данного выпуска облигаций;
- передача облигаций эмитенту таких облигаций в процессе погашения (досрочного погашения) данного выпуска облигаций;
- совершение эмитентом сделок с ценными бумагами собственной эмиссии;
- совершение клиринговой организацией от своего имени и за свой счет сделок с ценными бумагами в целях обеспечения завершения расчетов, в том числе с использованием имущества гарантийных фондов клиринговой организации (п.17 Инструкции № 76)
Расширен перечень действий, смежных по своему характеру с дилерской деятельностью профессионального участника, однако ею не являющихся в силу прямого указания на это в законодательстве.
Стоит отметить, что перечень таких действий закреплен не только в Инструкции № 76, но и Законе № 231-З.
Исходя из практики этот перечень дополнен следующими действиями:
- эмиссия юридическими лицами эмиссионных ценных бумаг;
- совершение Национальным банком Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с возложенными на них функциями в пределах их компетенции, определенной в установленном порядке, сделок с ценными бумагами, а также осуществление работ и услуг, связанных с такими сделками и (или) реализацией прав, удостоверенных ценными бумагами (абзацы 4, 5 части третьей ст.30 Закона № 231-З);
- передача облигаций эмитенту таких облигаций в процессе погашения (досрочного погашения) данного выпуска облигаций;
- совершение клиринговой организацией от своего имени и за свой счет сделок с ценными бумагами в целях обеспечения завершения расчетов, в том числе с использованием имущества гарантийных фондов клиринговой организации (абзацы 4, 6 п.17 Инструкции № 76)
10. Несогласие профессионального участника - доверительного управляющего с указаниями, содержащимися в распоряжении вверителя
Несогласие управляющего с указаниями, содержащимися в распоряжении, оформляется заявлением с возложением на вверителя риска наступления возможных отрицательных имущественных последствий исполнения управляющим указаний распоряжения (часть вторая п.19 Инструкции № 112) В случае несогласия с указаниями, содержащимися в распоряжении вверителя, за исключением случаев, когда такое распоряжение может повлечь нарушение законодательства о ценных бумагах и (или) законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, доверительный управляющий составляет заявление о возложении на вверителя риска наступления возможных отрицательных имущественных последствий исполнения доверительным управляющим таких указаний и направляет его вверителю (часть вторая п.19 Инструкции № 76) Ранее, если профессиональный участник, являющийся доверительным управляющим, был не согласен с указаниями, содержащимися в распоряжении вверителя, в том числе, если такое несогласие было основано на предположении доверительного управляющего о том, что указание вверителя противоречит законодательству, то в любом случае доверительный управляющий обязан был оформить соответствующее заявление, адресованное вверителю.
В Инструкции № 76 подход законодателя базируется на том, что если указание вверителя может повлечь нарушение законодательства о ценных бумагах и (или) законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, то оформлять соответствующее заявление не требуется. В этом случае доверительный управляющий должен отказать вверителю на основании абзаца 3 п.30 Инструкции № 76.
Полагаем, что если указание вверителя противоречит иному законодательству, нежели законодательству о ценных бумагах или законодательству о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, то доверительному управляющему все-таки необходимо оформить соответствующее заявление в адрес вверителя
11. Объекты доверительного управления
Объектами доверительного управления могут быть только акции и облигации (часть первая п.21 Инструкции № 112) Объектами доверительного управления могут быть:
- ценные бумаги;
- денежные средства, предназначенные для приобретения ценных бумаг в целях последующего доверительного управления этими ценными бумагами;
- денежные средства и ценные бумаги, получаемые в процессе доверительного управления этими ценными бумагами (часть первая ст.33 Закона № 231-З)
В Инструкции № 76 не содержится указание на объекты доверительного управления, поскольку данные нормы законодатель закрепил в Законе № 231-З.
В данный момент объектами доверительного управления могут быть не только акции и облигации, как это было ранее, но и иные ценные бумаги, признаваемые таковыми в соответствии со ст.144 ГК.
Более того, в целях расширения возможностей как самих профессиональных участников - доверительных управляющих, так и вверителей, законодатель счет возможным расширить перечень объектов доверительного управления, включив в него объекты, напрямую связанные с процессом обращения ценных бумаг, а именно:
- денежные средства, предназначенные для приобретения ценных бумаг в целях последующего доверительного управления ими (то есть речь идет о целевых денежных средствах вверителя);
- денежные средства и ценные бумаги, получаемые в процессе доверительного управления этими ценными бумагами (то есть речь идет о побочных объектах, появляющихся в процессе доверительного управления ценными бумагами).
Стоит отметить, что, несмотря на то что в части первой п.21 Инструкции № 112 в качестве объектов доверительного управления указаны только акции и облигации, нормы Инструкции № 112 все-таки косвенно указывали на то, что объектами доверительного управления могут быть денежные средства, - данный вывод следует из буквального прочтения нормы п.27 Инструкции № 112
12. Существенные условия договора доверительного управления ценными бумагами
Существенными условиями договора доверительного управления ценными бумагами являются:
- предмет договора, в том числе вид ценной бумаги с указанием ее категории, типа (в случае, если наличие категории и типа следует соответственно из вида и категории ценной бумаги), номинальной стоимости ценной бумаги, полного наименования юридического лица, осуществившего эмиссию (выдачу) ценных бумаг, сведений об отсутствии (наличии) ограничений и запретов на совершение сделок с ценными бумагами, являющимися предметом договора, об отсутствии (наличии) обременений этих ценных бумаг залогом;
- количество ценных бумаг;
- форма осуществления доверительного управления и пределы использования ценных бумаг, переданных в доверительное управление;
- права и обязанности сторон;
- размер вознаграждения доверительного управляющего, порядок и форма расчетов (если иное не следует из законодательства и существа договора);
- ответственность за неисполнение обязательства;
- срок действия договора (часть первая п.24 Инструкции № 112);
- размер и порядок внесения денежных средств физическими лицами (только в договорах, заключаемых с физическими лицами);
- срок исполнения обязательства (только в договорах, заключаемых с физическими лицами);
- основания досрочного расторжения договора (только в договорах, заключаемых с физическими лицами);
- порядок возврата денежных средств физическим лицам в случаях неисполнения обязательства или досрочного расторжения договора (только в договорах, заключаемых с физическими лицами) (часть вторая п.2 ст.12 Закона 1512-XII; подп.1.1 п.1 Декрета № 15);
- наименование юридического лица (имя гражданина), в интересах которого осуществляется управление имуществом (вверителя или выгодоприобретателя) (подп.3 п.1 ст.899 ГК)
Существенными условиями договора доверительного управления ценными бумагами являются:
- предмет договора, в том числе вид ценной бумаги с указанием ее категории, типа (в случае, если наличие категории и типа следует соответственно из вида и категории ценной бумаги), номинальная стоимость ценной бумаги, полное наименование юридического лица, осуществившего эмиссию (выдачу) ценных бумаг;
- количество ценных бумаг;
- пределы использования ценных бумаг, переданных в доверительное управление, форма осуществления доверительного управления;
- права и обязанности сторон;
- размер вознаграждения доверительному управляющему, порядок и форма расчетов, если иное не следует из гражданского законодательства Республики Беларусь и существа договора;
- ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязательств;
- срок действия договора;
- иные условия, определенные законодательными актами Республики Беларусь и республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, как существенные условия, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (часть седьмая ст.33 Закона № 231-З);
- информация об отсутствии (наличии) ограничений и запретов на совершение сделок с ценными бумагами, включая отсутствие (наличие) запрета на отчуждение акций акционерных обществ, в собственности которых находятся капитальные строения (здания, сооружения), расположенные в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и используемые или предназначенные для использования в качестве магазинов беспошлинной торговли;
- информация об отсутствии (наличии) обременений ценных бумаг, в том числе залогом;
- порядок уведомления доверительного управляющего об изменениях, происходящих в праве собственности вверителя на объекты доверительного управления;
- порядок уведомления доверительного управляющего об отказе выгодоприобретателя от своих прав по договору (часть первая п.24 Инструкции № 76);
- размер и порядок внесения денежных средств физическими лицами (только в договорах, заключаемых с физическими лицами);
- срок исполнения обязательства (только в договорах, заключаемых с физическими лицами);
- основания досрочного расторжения договора (только в договорах, заключаемых с физическими лицами);
- порядок возврата денежных средств физическим лицам в случаях неисполнения обязательства или досрочного расторжения договора (только в договорах, заключаемых с физическими лицами) (подп.1.1 п.1 Декрета № 15);
- наименование юридического лица (имя гражданина), в интересах которого осуществляется управление имуществом (вверителя или выгодоприобретателя) (подп.3 п.1 ст.899 ГК)
Отметим, что в Инструкции № 112 определялось, что объектом доверительного управления могут быть только акции и облигации (часть первая п.21 Инструкции № 112), соответственно, исходя из этого наименование договора, посредством которого осуществлялось доверительное управление, определялось как договор доверительного управления ценными бумагами. В норме части первой ст.33 Закона № 231-З указано, что объектом доверительного управления у профессионального участника также могут быть денежные средства, связанные с использованием ценных бумаг. Однако и в нормах Закона № 231-З, и в нормах Инструкции № 76 законодатель продолжает именовать такой договор договором доверительного управления ценными бумагами, хотя его объектом непосредственно сами ценные бумаги не являются.
Если анализировать перечень существенных условий договора доверительного управления ценными бумагами, то можно сделать вывод, что такие условия адаптированы только под доверительное управление ценными бумагами, а не денежными средствами. Исходя из изложенного следует, что, расширив перечень объектов доверительного управления при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, законодатель, к сожалению, не конкретизировал порядок доверительного управления денежными средствами, связанными с использованием ценных бумаг.
Как и в случае с договором, на основании которого брокер совершает сделки с ценными бумагами по поручению и в интересах клиента, законодатель в отношении договора доверительного управления ценными бумагами учел:
- требования норм главы 25 ГК в части ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязательств;
- требования нормы части второй п.1 ст.402 ГК в части указания на то, что условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, также относятся к существенным условиям;
- требования нормы п.11 Указа № 175.
Исходя из практики применения договора доверительного управления ценными бумагами законодатель дополнил перечень существенных условий такого договора в части обязательного указания в договоре на порядок уведомления доверительного управляющего об изменениях, происходящих в праве собственности вверителя на объекты доверительного управления, и об отказе выгодоприобретателя от своих прав по договору, поскольку указанные положения договора имеют важное значение при реализации сторонам своих прав
13. Обязательные реквизиты договора доверительного управления ценными бумагами
В Инструкции № 112 норма отсутствовала Обязательными реквизитами договора, заключаемого между вверителем и доверительным управляющим, являются:
- полное наименование и место нахождения (для юридических лиц), фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания), указанные в документе, удостоверяющем личность (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей) сторон, их учетный номер плательщика (при его наличии) или для нерезидентов - иной идентификационный номер (при его наличии), наименование страны, резидентом которой является нерезидент;
- отметка о согласии эмитента, осуществляющего покупку акций собственной эмиссии, являющегося вверителем, на предоставление информации о нем и условиях совершения сделки акционеру этого эмитента, являющемуся другой стороной договора либо клиентом профессионального участника, совершающего сделку по продаже акций в интересах такого акционера, а также на предоставление такой информации налоговому органу для целей применения налоговых льгот (часть вторая п.24 Инструкции № 76)
Как и в случае с договором, на основании которого брокер совершает сделки с ценными бумагами по поручению и в интересах клиента, законодатель, руководствуясь частью восьмой ст.33 Закона № 231-З, определил для договора доверительного управления ценными бумагами обязательные реквизиты
14. Основания возврата объектов доверительного управления
При расторжении (прекращении) договора или аннулировании лицензии управляющий передает вверителю (выгодоприобретателю) объекты доверительного управления. Срок такой передачи не может превышать пяти рабочих дней с момента прекращения действия договора или аннулирования лицензии (часть шестая п.24 Инструкции № 112) При расторжении (прекращении) договора или аннулировании, прекращении действия лицензии (составляющие работы и услуги - деятельность по доверительному управлению ценными бумагами) доверительный управляющий передает вверителю (выгодоприобретателю) объекты доверительного управления. Срок такой передачи не может превышать пяти рабочих дней с даты расторжения (прекращения) договора или аннулирования, прекращения действия лицензии (составляющие работы и услуги - деятельность по доверительному управлению ценными бумагами) (часть шестая п.24 Инструкции № 76) Учитывая нормы пп.76-78, 88 Положения о лицензировании, законодатель уточнил, что основанием для возврата профессиональным участником - доверительным управляющим объектов доверительного управления вверителю (выгодоприобретателю) также должно являться прекращение действия лицензии (работы и услуги, составляющие деятельность по доверительному управлению ценными бумагами).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. Указом Президента Республики Беларусь от 02.09.2019 № 326 внесены изменения в п.76 и утратили силу пп.77 и 78 Положения о лицензировании. Комментарий см. здесь
15. Права и обязанности вверителя, права выгодоприобретателя
Вверитель имеет право:
- на получение отчета о деятельности управляющего;
- требовать устранения любых нарушений и препятствий в осуществлении права собственности на переданные управляющему объекты доверительного управления в соответствии с законодательством;
- расторгнуть договор в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных законодательством или договором (п.32 Инструкции № 112).
Вверитель обязан:
- до заключения договора уведомить управляющего и выгодоприобретателя о правах третьих лиц на объекты доверительного управления, в том числе о праве залога;
- уведомлять управляющего обо всех изменениях, происходящих в праве собственности вверителя на объекты доверительного управления;
- по согласованию с управляющим в течение пяти дней с момента получения уведомления об отказе выгодоприобретателя от своих прав по договору назначить нового выгодоприобретателя (п.33 Инструкции № 112).
Выгодоприобретатель имеет право:
- на получение выгод по договору;
- требовать от управляющего исполнения принятых им на себя обязательств, в том числе по представлению отчетов управляющим (п.36 Инструкции № 112)
В Инструкции № 76 нормы отсутствуют Несмотря на то что в Инструкции № 76 отсутствуют нормы о правах и обязанностях вверителя, правах выгодоприобретателя, перечень таких прав и обязанностей не претерпел существенной трансформации, поскольку содержится в иных нормах законодательства.
Так, право вверителя на получение отчета о деятельности доверительного управляющего (абзац 2 п.32 Инструкции № 112) вытекает из п.4 ст.903 ГК. Более того, данное право вверителя в нормах Инструкции № 76 трансформировано в соответствующую обязанность доверительного управляющего, что следует из абзаца 8 п.32 Инструкции № 76.
Право вверителя требовать устранения любых нарушений и препятствий в осуществлении права собственности на переданные управляющему объекты доверительного управления в соответствии с законодательством (абзац 3 п.32 Инструкции № 112) вытекает из нормы ст.285 ГК. В нормах Инструкции № 76 данное право вверителя трансформировано в соответствующую обязанность доверительного управляющего, что следует из абзаца 10 п.32 Инструкции № 76.
Право вверителя расторгнуть договор в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных законодательством или договором (абзац 4 п.32 Инструкции № 112) вытекает из нормы п.3 ст.420, подп.5 п.1 ст.907 ГК.
Обязанность вверителя до заключения договора уведомить доверительного управляющего о праве залога на объекты доверительного управления (абзац 2 п.33 Инструкции № 112) вытекает из нормы п.2 ст.902 ГК. Более того, в самом договоре доверительного управления ценными бумагами стороны в качестве существенного условия должны указать информацию об отсутствии (наличии) обременений ценных бумаг, в том числе залогом (абзац 3 части первой п.24 Инструкции № 76).
Обязанность вверителя уведомлять доверительного управляющего обо всех изменениях, происходящих в праве собственности вверителя на объекты доверительного управления (абзац 3 п.33 Инструкции № 112), хоть напрямую и не указана в законодательстве, однако вытекает из понимания нормы ст.897 ГК, поскольку по общему правилу вверителем имущества, передаваемого в доверительное управление, является собственник, и только в ограниченных случаях, указанных в ст.909 ГК, - иное лицо.
Обязанность вверителя по согласованию с доверительным управляющим в течение 5 дней с момента получения уведомления об отказе выгодоприобретателя от своих прав по договору назначить нового выгодоприобретателя (абзац 4 п.33 Инструкции № 112) трансформирована в Инструкции № 76 в соответствующую обязанность доверительного управляющего, на что указывает абзац 11 п.32 Инструкции № 76.
Право выгодоприобретателя на получение выгод по договору (абзац 2 п.36 Инструкции № 112) не требует дополнительного закрепления в нормах законодательства, поскольку это подразумевается исходя из его правового статуса.
Право выгодоприобретателя требовать от доверительного управляющего исполнения принятых им на себя обязательств, в том числе по представлению отчетов (абзац 3 п.36 Инструкции № 112) частично трансформирована в соответствующую обязанность доверительного управляющего, что следует из абзаца 8 п.32 Инструкции № 76
16. Сделки, не подлежащие обособленному учету у профессионального участника
Подлежат обособленному учету:
- сделки, совершенные профучастником от своего имени и за свой счет;
- договоры поручения, комиссии, доверительного управления;
- сделки, совершенные во исполнение договоров поручения, комиссии, доверительного управления;
- сделки, совершенные на внебиржевом рынке, зарегистрированные профучастником, по которым профучастник не выступает стороной по сделке.
Требование части первой п.56 Инструкции № 112 распространяется на учет:
- сделок, совершенных профучастником как на биржевом, так и на внебиржевом рынке со всеми видами ценных бумаг, в том числе сделок с ценными бумагами, выпущенными профучастником, за исключением сделок, совершаемых профучастником при размещении ценных бумаг собственного выпуска;
- сделок по передаче ценных бумаг в залог;
- соглашений об изменении или о расторжении совершенных сделок (п.56 Инструкции № 112)
Обособленному учету подлежат:
- сделки, совершенные профессиональным участником от своего имени и за свой счет;
- договоры поручения, комиссии, доверительного управления ценными бумагами;
- сделки, совершенные в рамках исполнения договоров поручения, комиссии, доверительного управления ценными бумагами;
- зарегистрированные профессиональным участником сделки, совершенные на неорганизованном рынке, по которым профессиональный участник не выступает стороной.
Требование части первой п.35 Инструкции № 76 распространяется на учет:
- сделок, совершенных профессиональным участником как на организованном, так и на неорганизованном рынке со всеми видами ценных бумаг, в том числе сделок с ценными бумагами, эмитированными (выданными) этим профессиональным участником, за исключением сделок, совершаемых профессиональным участником при размещении и погашении ценных бумаг собственной эмиссии, а также сделок с акциями и облигациями, совершаемых на неорганизованном рынке, которые не подлежат обязательной регистрации брокером или депозитарием;
- договоров залога ценных бумаг;
- соглашений об изменении или о расторжении совершенных сделок (п.35 Инструкции № 76)
В п.35 Инструкции № 76 указан перечень сделок, подлежащих обособленному учету у профессионального участника, при этом такому учету подлежат по общему правилу сделки, совершенные профессиональным участником как на организованном, так и на неорганизованном рынке со всеми видами ценных бумаг. Однако законодатель сделал дополнение, согласно которому, если профессиональный участник совершает сделки, связанные с погашением ценных бумаг собственной эмиссии, а также сделки с акциями и облигациями, которые не подлежат обязательной регистрации брокером или депозитарием, то он не обязан учитывать требования части первой п.35 Инструкции № 76 в отношении таких сделок.
Отметим, что в настоящий момент не подлежат обязательной регистрации брокером или депозитарием сделки, совершаемые Национальным банком Республики Беларусь и республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом в соответствии с возложенными на них функциями в пределах их компетенции (часть пятая ст.24 Закона № 231-З).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2017 г. часть пятая ст.24 Закона № 231-З на основании Закона № 52-З изложена в новой редакции. Изменения не повлияли на суть материала.

Не подлежит обязательной регистрации брокером или депозитарием переход прав на ценные бумаги в следующих случаях:
- наследования;
- изменения или прекращения прав и (или) обязанностей по решению суда или по решению ликвидационной комиссии;
- обмена акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, на именные приватизационные чеки «Имущество», а также при льготной продаже государством акций за денежные средства по цене на 20 % ниже номинальной стоимости;
- пропорционального распределения акций среди акционеров;
- обмена акций на иностранные депозитарные расписки при погашении иностранных депозитарных расписок;
- передачи ценных бумаг в пределах одного собственника (часть первая п.8 Инструкции о порядке обращения ценных бумаг № 76).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 августа 2018 г. постановлением № 38 часть первая п.8 Инструкции о порядке обращения ценных бумаг № 76 дополнена случаем, при котором сделки с акциями, облигациями и инвестиционными проектами, совершаемыми на неорганизованном рынке, не подлежат обязательной регистрации брокером или депозитарием:
 передачи ценных бумаг в результате реорганизации юридического лица (абзац 8 части первой п.8 Инструкции о порядке обращения ценных бумаг № 76)

 

10.04.2017

 

Дмитрий Жилевский, юрист, начальник юридической службы открытого акционерного общества «Завод сборного железобетона № 1»