


Материал помещен в архив
ПРОХОЖДЕНИЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА ПРЕДМЕТ НАХОЖДЕНИЯ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ, ИЛИ КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ НЕЗАКОННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, представляет повышенную общественную опасность. Каждое четвертое дорожно-транспортное происшествие совершается по вине водителей в нетрезвом состоянии. Это объясняется тем, что под влиянием алкоголя или наркотиков нарушаются важнейшие функции организма водителя, снижается реакция, возникает излишняя самоуверенность, пренебрежительное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
До 11 августа 2011 г. алкогольное опьянение фиксировалось, если абсолютная концентрация этилового спирта в выдыхаемом воздухе была 0,5 и более промилле. Если этот показатель был меньше, то незначительная концентрация (от 0,1 до 0,49 промилле) была допустима. Но с вышеуказанной даты состоянием алкогольного опьянения признается наличие абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации 0,3 и более промилле или наличие паров абсолютного этилового спирта в концентрации 150 и более микрограммов на 1 л выдыхаемого воздуха (абзац 3 п.3 Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 497 (далее - Положение № 497)).
Все это указывает на несомненную актуальность этого вопроса. Однако с введением нормы, которая снизила предельно допустимую концентрацию алкоголя в крови, проблем стало только больше.
Существует несколько вариантов привлечения водителей к ответственности по ст.18.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) (за управление либо передачу управления транспортным средством лицом (лицу), находящемуся в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 октября 2013 г. следует руководствоваться ст.18.16 КоАП с изменениями, внесенными Законом РБ от 12.07.2013 № 60-З. |
В данной статье подробно рассмотрены эти случаи, а также возможные меры по противодействию нарушениям требований законодательства со стороны инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции (далее - ДПС).
Порядок прохождения медицинского освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения
Согласно ст.8.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) в случае выявления инспектором ДПС у водителя признаков алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, он обязан на месте остановки транспортного средства отстранить такого водителя от управления транспортным средством.
Далее в соответствии со ст.10.14 ПИКоАП физическое лицо, отстраненное от управления транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, подлежит освидетельствованию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Освидетельствование проводится должностным лицом органа, ведущего административный процесс, а при необходимости - с участием врача или иного специалиста.
![]() |
Обратите внимание! Законодательство четко указывает на то, что сначала освидетельствование проводится на месте и только при необходимости инспектор может предложить пройти проверку в больнице с участием врача. |
Общий порядок прохождения освидетельствования определен Положением № 497 и Инструкцией о порядке действий должностного лица по доставлению физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего на освидетельствование в организацию здравоохранения, утвержденной постановлением МВД РБ от 15.07.2011 № 256 (далее - Инструкция № 256).
Возможные нарушения при применении Положения № 497
Основную массу нарушений инспекторы ДПС допускают на стадии применения Положения № 497.
![]() |
Обратите внимание! Согласно п.2 Положения № 497 освидетельствование физических лиц осуществляется в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, и проводится должностным лицом органа, ведущего административный процесс, следователем, лицом, производящим дознание. |
Действия и признаки, наличие которых является достаточным основанием полагать, что физическое лицо находится в состоянии опьянения, определяются в соответствии с перечнем согласно приложению 1 к Положению № 497.
Согласно данному приложению к таким действиям и признакам относятся:
1) заявление физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего о потреблении им алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
2) заявление иного физического лица о потреблении физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
3) сообщение должностного лица государственного органа или иной организации, общественного объединения о потреблении физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
4) признание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего о потреблении алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
5) запах алкоголя изо рта;
6) затруднения при сохранении равновесия;
7) нарушения речи;
8) выраженное изменение окраски кожных покровов лица;
9) покраснение глаз, сужение или расширение зрачков глаз;
10) шатающаяся походка;
11) спонтанные движения глаз в горизонтальном направлении при их крайнем отведении в сторону (нистагм).
Согласно п.11 Положения № 497 достаточными основаниями полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, является одновременное наличие 3 и более действий и (или) признаков, указанных выше.
В соответствии с п.4 Положения № 497 первоначальное освидетельствование проводится должностным лицом органа, ведущего административный процесс, с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин).
В части второй п.7 Положения № 497 сказано, что должностное лицо составляет протокол процессуального действия, удостоверяющий обстоятельства и факты, установленные должностным лицом в ходе освидетельствования, и на основании результатов использования им приборов и (или) экспресс-тестов выносит заключение.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 июля 2020 г. следует руководствоваться пп.4, 7 и 8 Положения № 497 в редакции постановления Совета Министров РБ от 27.07.2020 № 437. |
Ход и результаты первоначального освидетельствования должны фиксировать понятые (не менее 2 лиц).
Можно выделить следующие типичные нарушения Положения № 497 со стороны сотрудников ДПС:
1) не составляется протокол процессуального действия, в котором не отражается совокупность достаточных оснований для проведения освидетельствования;
2) не проводится первоначальное освидетельствование прибором или экспресс-тестом при наличии вышеуказанных приборов;
3) проводится только 1 проба с использованием прибора «Алкотест 203»;
4) проводится 2 пробы с интервалом 3-5 мин (установленный в интервал - 15 мин);
5) все процессуальные действия осуществляются в отсутствие понятых.
Все названные нарушения говорят о нелегитимности проведения освидетельствования на предмет нахождения водителя в состоянии алкогольного опьянения, и результаты последующего освидетельствования не могут быть положены в основание привлечения лица к административной ответственности за данное правонарушение, так как являются недопустимым доказательством.
Также следует иметь в виду, что прибор «Алкотест 203», которым в большинстве случаев проводится первоначальное освидетельствование, оснащен полупроводниковым датчиком, который кроме этанола (этиловый спирт) реагирует и на другие химические соединения, в т.ч. и на химические элементы, содержащиеся в табачном дыме. Поэтому перед тем как делать пробу для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, ни в коем случае нельзя курить и при возможности следует тщательно прополоскать полость рта.
Также стоит отметить, что прибор «Алкотест 203» подлежит государственной поверке, по результатам которой выдается свидетельство, которое представляет собой лист формата А5 с указанием в нем номера прибора, даты поверки и срока действия прибора.
Свидетельство государственной поверки всегда находится у инспектора ДПС вместе с прибором «Алкотест 203», поэтому при необходимости его можно потребовать предъявить.
Направление гражданина в специализированное медицинское учреждение
Пунктом 2 Инструкции № 256 установлены случаи, при наличии которых физическое лицо должно быть доставлено инспектором ДПС в организацию здравоохранения для прохождения освидетельствования. Перечислим их:
1) совершены действия и (или) должностным лицом обнаружены признаки, наличие которых является достаточным основанием полагать, что физическое лицо находится в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
2) у должностного лица отсутствует прибор, предназначенный для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующий требованиям технических нормативных правовых актов (далее - прибор);
3) проведение освидетельствования физического лица с использованием прибора в целом не представляется возможным в силу сложившихся обстоятельств (из-за тяжести состояния физического лица, необходимости специальных знаний при проведении освидетельствования и др.);
4) по итогам проведения освидетельствования физического лица с использованием прибора должностным лицом получен результат, указывающий на наличие абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе в концентрации, отличающейся в большую или меньшую сторону от значения 0,3 промилле в пределах погрешности прибора, либо в концентрации менее 0,3 промилле, и наличие одновременно 3 и более действий и (или) признаков, указанных в приложении 1 к Положению № 497;
5) физическое лицо по итогам проведения освидетельствования с использованием прибора письменно выражает несогласие с заключением, отраженным должностным лицом в протоколе процессуального действия.
![]() |
Обратите внимание! Данный перечень является исчерпывающим, по другим основаниям направить в специализированное медицинское учреждение инспектор ДПС не имеет права. |
Первое, на что следует обратить внимание, это в какое учреждение доставлено физическое лицо и какой врач будет проводить освидетельствование.
Согласно п.8 Положения № 497 при необходимости проведения освидетельствования с участием врача или иного специалиста должностное лицо обеспечивает доставление физического лица в государственную организацию здравоохранения, имеющую специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств и состояния опьянения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В связи с принятием вышеназванной нормы с 1 марта 2016 г. постановлением Совета Министров РБ от 26.02.2016 № 158 п.8 Положения № 497 изложен в новой редакции. С 1 октября 2019 г. согласно части третьей п.320 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (в редакции Указа Президента РБ от 02.09.2019 № 326), не требуется получения лицензии: |
То есть по прибытии в учреждение здравоохранения физическое лицо имеет полное право потребовать копию лицензии для проверки. В соответствующей лицензии должно быть четко прописано, что данное учреждение здравоохранения имеет право оказывать услуги по освидетельствованию. Если такой записи нет, то физическое лицо вправе потребовать, чтобы его отвезли в другое учреждение. Если для г.Минска это не вполне актуально, то применение данной нормы в областях и городах районного подчинения позволяет избежать нарушений со стороны инспекторов ДПС и соответствующих врачей.
При освидетельствовании специальным стационарным прибором можно потребовать соответствующий сертификат о государственной поверке данного прибора.
Если после взятия пробы прибор покажет пограничное состояние (0,27-0,29 промилле), работник медицинского учреждения предложит сдать биологические образцы (как правило, кровь или мочу).
![]() |
Обратите внимание! Сдача биологических образцов - это право гражданина, а не обязанность. |
Многие этого не знают, чем зачастую злоупотребляют инспекторы ДПС. А между тем содержание алкоголя в крови всегда выше, чем в выдыхаемом воздухе. Поэтому, если прибор показал пограничное состояние, то от сдачи биологических образцов лучше всего отказаться. Освидетельствование было пройдено путем взятия пробы для определения концентрации паров этилового спирта в выдыхаемом воздухе и после этого никто не вправе требовать сдачи крови или мочи.
![]() |
Обратите внимание! Также следует помнить о том, что после освидетельствования, если гражданин не согласен с его результатами, у него есть 2 часа на переосвидетельствование в других медицинских учреждениях. Не стоит также забывать о том, что согласно ст.62 Конституции Республики Беларусь каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в т.ч. право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей. |
![]() |
Справочно Право на получение юридической помощи является одним из важнейших элементов механизма обеспечения прав и свобод личности. Оказавшись в проблемной жизненной ситуации, не имея специальных юридических знаний и навыков, человек нуждается в квалифицированной помощи профессионала для осуществления и защиты своих интересов. Согласно ст.2.8 ПИКоАП физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право на защиту. Это право оно может осуществлять как лично, так и с помощью защитника в порядке, установленном ПИКоАП. Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязаны разъяснить физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, предоставленные ему права и принять меры к тому, чтобы оно имело фактическую возможность использовать все установленные ПИКоАП средства и способы для своей защиты. Согласно ст.4.5 ПИКоАП в качестве защитника в административном процессе могут участвовать адвокаты, являющиеся гражданами Республики Беларусь; адвокаты, являющиеся гражданами других государств, - в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. По ходатайству физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в качестве защитника по постановлению органа, ведущего административный процесс, может быть допущен один из близких родственников либо законных представителей лица, в отношении которого ведется административный процесс. |
Таким образом, в момент первоначального освидетельствования физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право требовать, чтобы при освидетельствовании присутствовал его защитник (если у него заключен договор об оказании юридической помощи - то адвокат, если нет - то может один из близких родственников). Также следует помнить, что до приезда защитника проведение любых процессуальных действий запрещено, а если таковые все же проводились, то их следует признавать незаконными.
Кроме того, следует учитывать, что доставление в учреждение здравоохранения - это есть по сути административное задержание, т.е. фактическое кратковременное ограничение свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс.
В этом случае инспектор ДПС обязан составить протокол об административном задержании и направлении в учреждение здравоохранения на освидетельствование.
Однако на практике в 99,9 % случаев такой протокол не составляется. А все это есть грубое нарушение ПИКоАП.
Протокол административного задержания
Согласно ст.8.5 ПИКоАП в протоколе административного задержания физического лица указываются:
• дата и место его составления;
• должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, составившего протокол;
• сведения о личности задержанного;
• основания, место и время его фактического задержания.
При этом задержанному разъясняется установленное п.5 части 1 ст.4.1 ПИКоАП право пригласить защитника. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается соответствующая запись с указанием мотивов отказа. Копия протокола вручается задержанному по его просьбе.
Однако, как уже отмечалось выше, инспекторы ДПС не составляют данного процессуального документа и защитник, как правило, не привлекается.
Рекомендации по поведению граждан при нарушении законодательства со стороны инспекторов дорожно-патрульной службы
Далее дадим рекомендации по возможному поведению в различных ситуациях.
1. В последнее время участились случаи, когда инспекторы ДПС требуют от водителей перегнать якобы неправильно припаркованный автомобиль, а потом начинают утверждать, что водитель был пьян и привлекают его по ст.18.16 КоАП. Абсурдность ситуации заключается в том, что водитель действует исключительно по требованию инспектора ДПС и в его действиях отсутствует вина в виде умысла или неосторожности. В такой ситуации действия следующие: если вам позвонили по домашнему или мобильному телефону, в домофон или иным образом попытались с вами связаться и сообщили, что ваш автомобиль якобы неправильно припаркован и его следует перепарковать, а вы не уверены в своем состоянии, во-первых, попросите предъявить весомые доказательства неправильной парковки транспортного средства, а во-вторых, если инспекторы ДПС все же настаивают на перепарковке, скажите, что вы не уверены в своем состоянии, и дайте им ключи от автомобиля, чтобы они сами его перепарковали.
2. Если не согласны с содержанием протокола - не подписывайте. В протоколе об административном правонарушении, в акте освидетельствования во всех графах ставьте фразу «не согласен» и отмечайте все нарушения, описанные выше.
3. Не признавайте вину, как бы инспекторы ДПС на этом не настаивали. Признание вины - это в 99 % случаев привлечение к ответственности и невозможность в дальнейшем обжалования.
Новой формой пресечения законного права на обжалование вынесенного постановления по делу со стороны органа, ведущего административный процесс, является следующий способ. В момент рассмотрения дела в органе Государственной автомобильной инспекции на подпись могут дать бумагу следующего содержания:
«…Гражданин А. вину во вменяемом правонарушении признал полностью, в содеянном раскаялся. На вопрос, не является ли его признание вынужденным, он заявил, что не является, а имеющиеся в деле доказательства не оспаривает и исследовать их не желает. Лицу, в отношении которого ведется административный процесс, было разъяснено, что отказ от исследования доказательств влечет недопустимость обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении по этому основанию…».
Данная запись может содержаться и в самом тексте постановления. Поэтому никогда не стоит подписывать подобных документов, так как в дальнейшем обжаловать вынесенное постановление будет нельзя. Ни суд, ни прокуратура не примет соответствующих мер, если под подобной записью будет стоять подпись лица, в отношении которого ведется административный процесс.
4. Требуйте адвоката. Профессиональный юрист поможет в сложной жизненной ситуации и пресечет нарушения в самом начале административного процесса.
5. Требуйте понятых. Если в присутствии 2 посторонних граждан инспектор ДПС начнет утверждать, что гражданин якобы пьян, а на самом деле он абсолютно нормально выглядит и четко говорит, то, безусловно, понятые это увидят и отразят в протоколе процессуального действия.
6. Носите с собой видеокамеру. Если инспектор ДПС начинает утверждать, что имеются признаки опьянения, то следует снять на видеокамеру свое лицо, записать свою речь, чтобы позже была возможность доказать, что вы были абсолютно адекватны.
7. В случае если инспектор ДПС отказывается проводить освидетельствование на месте или же составлять протокол перед отправкой в медицинское учреждение, найдите как можно больше свидетелей, чтобы зафиксировать данное нарушение. Не забывайте также записывать все на видеокамеру.
8. При общении с инспекторами ДПС соблюдайте все меры предосторожности: не выходите из автомобиля и по возможности привлеките как можно больше людей в качестве свидетелей.
Это далеко не исчерпывающий перечень возможных мер поведения, так как каждая жизненная ситуация своеобразна и индивидуальна.
![]() |
Обратите внимание! 19 июня 2013 г. Палата представителей Парламента РБ приняла в 2 чтениях проект закона об усилении мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Законопроект предусматривает конфискацию автомобиля за повторное в течение года управление в состоянии алкогольного опьянения. При этом конфискация будет распространяться в т.ч. на не принадлежащий самому пьяному водителю автомобиль, за исключением угона. Кроме того, будут увеличены штрафы за езду в нетрезвом состоянии с 15-35 до 50-100 базовых величин. Срок лишения свободы за ДТП в состоянии опьянения, в котором причинено тяжкое телесное повреждение или погиб человек, составит от 6 месяцев до 7 лет. За гибель 2 и более человек в ДТП по вине нетрезвого водителя - от 4 до 10 лет лишения свободы. При этом никаких альтернативных вариантов наказаний за такие преступления не вводится (http://afn.by/news/i/181516). |
15.07.2013
Павел Латышев, юрист