Пособие - навигатор от 25.02.2016
Автор: Лукьяненко Т.

Простой на предприятии: порядок оформления


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ПРОСТОЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ

Простоем признается временное (сроком не более 6 месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т. д.) (ст.34 Трудового кодекса Республики Беларусь, далее - ТК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. часть первая ст.34 ТК Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З (далее - Закон № 219-З) дополнена уточняющей нормой, предусматривающей, что общая продолжительность простоев исчисляется за календарный год и не может превышать суммарно 6 месяцев. Данная норма позволит избежать имеющихся спорных ситуаций в части возможной продолжительности простоя за календарный год, в том числе когда простоев было несколько.

 

Простой - это приостановка работы на рабочем месте, участке, в цехе, в организации в связи с отсутствием сырья, материалов, инструментов, электрической и тепловой энергии, поломкой оборудования, возникшими как по вине работника, так и без его вины (часть вторая п.8 Инструкции о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.07.2005 № 86).

 

Основной признак Содержание Норма законодательства
Длительность Минимальная Начиная с 5 мин. - внутрисменные - менее смены или рабочего дня;
- целодневные (целосменные) - работа отсутствует на протяжении всего рабочего дня или смены;
- длительные - более одной смены или рабочего дня, но не более 6 месяцев
Часть десятая ст.133;
часть первая ст.34 ТК
Максимальная



6 месяцев
Виды простоя в зависимости от причин возникновения Внешние причины  
Внутренние причины (вина работника, вина нанимателя)


Обязанности работника при возникновении простоя Принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы (авария, простой и т. д.), и немедленно сообщать о случившемся нанимателю.
Если работник установил факт простоя, он должен представить руководителю структурного подразделения или организации докладную записку.
В ней нужно описать причину, вызвавшую простой, и по возможности внести свои предложения и рекомендации по ее устранению
Пункт 7 ст.53 ТК
Порядок оформления простоя Приказ о приостановке работы в связи с простоем Следует указать:
- дату начала простоя (окончания - если известна);
- причину возникновения;
- должности (профессии), Ф.И.О. работников (работника) или наименования структурных подразделений (подразделения) организации, в отношении которых объявляется простой;
- размер оплаты времени простоя со ссылкой на правовые нормы ТК;
- необходимость присутствия на рабочих местах работников, в отношении которых объявляется простой
Приказы подписываются уполномоченным должностным лицом нанимателя (руководителем организации или другим уполномоченным лицом), в обратном случае объявление простоя может быть признано незаконным  
Приказ об окончании простоя Следует указать:
- дату окончания простоя;
- должности (профессии), Ф.И.О. работников (работника) или наименования структурных подразделений (подразделения) организации, которые приступают к работе после простоя
Листок учета простоев и табель учета рабочего времени Простой относится к неотработанному рабочему времени. Для его учета применяется листок учета простоев, форма которого законодательством не определена. Возможно закрепление в локальных нормативных правовых актах (далее - ЛНПА) с указанием даты и времени начала и окончания простоя, Ф.И.О. и должностей (профессий) работников и причины простоя.

Справочно

Время занятости работников в период простоя на других работах в листок простоя не включается и оформляется выдачей разовых нарядов.


С учетом сведений из листка учета простоев составляется табель учета рабочего времени
Подписывает руководитель простаивающего подразделения, так как он отвечает за правильность указания периода простоя и его виновников  
Нахождение работника на рабочем месте На рабочем месте Такая норма не урегулирована в законодательстве.
Поскольку простой не относится ко времени отдыха, то сотрудники предприятия обязаны являться на работу и находиться на рабочем месте, если в приказе не указано иное
 
Вне рабочего места Иногда нанимателю невыгодно нахождение работника на работе, когда работы нет. Это связано с расходами, которые должен нести наниматель по обеспечению нахождения работника на своем рабочем месте: оплата электроэнергии, отопления и т. д. Поэтому полагаем, что инициатива об отсутствии работника во время простоя должна быть подкреплена ЛНПА организации  
Занятость работников во время простоя Временный перевод работника на другую работу в своей организации Статья 34 ТК
Временный перевод на работу к другому нанимателю


Оплата времени простоя По вине нанимателя и по не зависящим от нанимателя и работника обстоятельствам Не может быть ниже 2/3 установленной работнику тарифной ставки (оклада) Необходимым условием для оплаты простоя является требование о том, чтобы его начало и окончание было зафиксировано работодателем.
Наниматель может увеличить размер оплаты за время простоя не по вине работника по сравнению со ст.71 ТК, предусмотрев такую возможность в ЛНПА.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. в части первой ст.71 ТК (в редакции Закона № 219-З) слова «установленной» и «(оклада)» заменены словами «установленных» и «(тарифного оклада), оклада»
Части первая, третья ст.71 ТК
По вине работника Не оплачивается

 

25.02.2016

 

Талина Лукьяненко, DipIAS ICFM, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

По этой теме также см.:

Простой в организации, отпуск без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, неполное рабочее время по инициативе нанимателя: порядок оформления.