Пособие от 25.03.2013
Автор: Богатко А., Богатко А.

Процедура закупки из одного источника: общая схема организации, проведения, оформления


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПРОЦЕДУРА ЗАКУПКИ ИЗ ОДНОГО ИСТОЧНИКА: ОБЩАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ

Законодательством о закупках определено, что комиссия, создаваемая заказчиком (организатором) при организации и проведении конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений (далее - комиссия), формируется для выполнения определенных задач при организации и проведении конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений (п.2 Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 (далее соответственно - постановление № 778, Положение о комиссии)).

Таким образом, обязанность определения комиссии как органа, ответственного за организацию и проведение закупок, не распространяется прямо на обязанность привлечения комиссии для организации и проведения процедур закупок из одного источника.

Однако п.3 Положения о комиссии установлено право заказчика (организатора) наделить полномочиями комиссию для организации и проведения процедуры закупки из одного источника.

Чтобы исключить возможность понимания и применения заказчиками (организаторами) законодательства о государственных закупках «как обычно», в рамках стереотипов, выработанных начиная с 2003 г., предлагается рассмотреть 2 варианта организации и проведения закупки из одного источника.

В первую очередь целесообразно обратить внимание на 2 термина, которые несут большую смысловую нагрузку в контексте Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон) и постановления № 778:

1) организация закупки - деятельность уполномоченного лица (комиссии или уполномоченного работника (работников) заказчика (организатора)), направленная на подготовку необходимых документов, совершение регламентированных действий по разработке документов, получение информации для целей проведения соответствующей процедуры государственной закупки;

2) проведение закупки - регламентированная последовательность действий уполномоченного лица (комиссии или уполномоченного работника (работников) заказчика (организатора)) после завершения действий (разработки документов) в рамках организации закупки, направленная на процедурную реализацию требований, установленных Законом и постановлением № 778, соответствующих каждому виду процедур государственных закупок.

Из указанного выше следует, что для того, чтобы организовать и провести процедуру закупки из одного источника, заказчику (организатору) необходимо заполнить пробелы, имеющиеся в Законе и постановлении № 778, в т.ч. Положении о комиссии, для целей определения:

• уполномоченных лиц, их прав, обязанностей, функций, взаимосвязей между ними;

• порядка совершения ими действий и формализации этих действий для целей организации и проведения де-юре (теоретически, связывая нормативные и локальные правовые акты) и де-факто (практически, с привязкой к конкретному заказчику (организатору)), с учетом:

- организационной структуры;

- степени подготовки работников;

- достаточности работников, загруженности их основными должностными обязанностями и возможности чисто физически качественно применять требования по государственным закупкам;

- реализации (или отсутствия таковой) требований ст.11 и (или) ст.12 Закона;

- других факторов, характерных для организации и проведения процедур закупок из одного источника, принимая во внимание их специфичность исходя из случая такой закупки, определенного приложением к Закону.

На основании изложенного предлагаем рассмотреть 2 общих (без привязки к конкретному случаю по приложению к Закону) варианта организации и проведения закупки, которые можно учитывать для целей разработки правил организации и проведения процедуры закупки из одного источника по каждому случаю, предусмотренному в приложении к Закону.

 

Вариант 1. Общая схема организации и проведения процедуры закупки из одного источника комиссией
 
Заявка
   
Принятие решения в форме приказа
   
Проведение переговоров
на осуществление
   
о включении в состав комиссии
   
с потенциальными поставщиками
закупки с учетом
     
работника (работников, специалистов
     
(подрядчиками, исполнителями)
требований ст.20
     
соответствующего профиля других
     
по итогам проведения исследований
Закона / согласование
     
организаций, в т.ч. государственных
     
конъюнктуры рынка / принятие
заявки
     
органов), обладающего(их) знаниями
     
решения по определению
   
     
по предмету закупки (п.9 Положения
     
наилучшего предложения /
     
о комиссии) / определение срока
     
оформление протокола с решением
Обоснование
     
организации и проведения процедуры
     
   
необходимости
     
закупки (ст.22 Закона)
     
применения закупки
     
   
     
Направление письменного
из одного источника
           
уведомления с предложением
   
     
Проведение заседания комиссии
     
о заключении соответствующего
     
по распределению обязанностей
     
договора с соблюдением требований
Годовой план /
     
для организации процедуры закупки
     
ст.24 Закона
корректировка
     
   
     
   
     
годового плана
                 
как подтверждение
     
Проведение исследований конъюнктуры
     
Заключение договора
     
наличия
     
рынка, в т.ч. и посредством получения
     
с поставщиком
     
необходимости
     
информации из Регистра
     
(подрядчиком,
     
и обеспеченности
     
производителей, сбытовых организаций
     
исполнителем)
     
финансированием
     
(официальных торговых
     
   
     
предмета закупки
     
представителей), размещенного
           
       
в информационной системе «Тендеры»,
     
Составление справки
 
Исполнение
       
с учетом ст.24 Закона
     
по закупке (ст.29
 
договора
               
Закона) /
     
               
формирование
     
               
дела по закупке
     
               
(ст.30 Закона)
     

 

Вариант 2. Общая схема организации и проведения процедуры закупки из одного источника уполномоченным работником
 
Заявка
   
Определение срока организации
   
Заключение договора
на осуществление
   
и проведения процедуры закупки
   
с поставщиком
закупки с учетом
     
(ст.22 Закона) / проведение исследований
     
(подрядчиком,
ст.20 Закона / 
     
конъюнктуры рынка, в т.ч. и посредством
     
исполнителем)
согласование
     
получения информации из Регистра
     
   
заявки
     
производителей, сбытовых организаций
     
   
     
(официальных торговых представителей),
     
Составление справки
     
размещенного в информационной системе
     
по закупке (ст.29
Обоснование
     
«Тендеры», с учетом требований ст.24 Закона /
     
Закона) / формирование
необходимости
     
проведение переговоров с потенциальными
     
дела по закупке
применения закупки
     
поставщиками (подрядчиками, исполнителями)
     
(ст.30 Закона)
из одного источника
     
по итогам проведения исследований
     
   
   
     
конъюнктуры рынка / принятие решения
     
     
по определению наилучшего предложения /
     
Исполнение договора
Годовой план /
     
оформление обоснования выбора поставщика
       
корректировка
     
(подрядчика, исполнителя)
       
годового плана
     
   
       
как подтверждение
             
наличия
     
Согласование обоснования выбора поставщика
       
необходимости
     
(подрядчика, исполнителя) в установленном
       
и обеспеченности
     
у заказчика (организатора) порядке
       
финансированием
     
   
       
предмета закупки
             
       
Направление письменного уведомления
       
       
с предложением о заключении соответствующего договора с соблюдением требований п.1 ст.24 Закона
       

 

Из представленных вариантов следует, что процесс реализации закупки из одного источника при организации и проведении комиссией более длинный и по срокам более продолжительный, чем при организации и проведении закупки уполномоченным работником, который принимает решения единолично, при этом обязательно их согласовывая в установленном порядке. На практике алгоритм организации и проведения закупки уполномоченным работником выглядит следующим образом.

Шаг 1. Поступление согласованной заявки (см. примерную форму). Ответственное лицо (заявитель) должно соблюсти требования ст.20 Закона при составлении заявки, принять во внимание наличие финансирования для закупки и наличие ее в годовом плане закупок (при необходимости инициировать внесение в него изменений и (или) дополнений) (п.2 ст.18 Закона).

Шаг 2. Определение сроков организации и проведения процедуры закупки (ст.22 Закона), проведение исследований конъюнктуры рынка и в процессе проведение переговоров с потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (требования определены термином «ориентировочная стоимость государственной закупки») (ст.1, п.3 ст.50 Закона).

Шаг 3. Оформление обоснования выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) (см. примерную форму), согласование его в установленном порядке. Данное обоснование составляется на бумажном носителе, а при возможности в электронном виде (при наличии на то технических возможностей заказчика (организатора)), что весьма удобно и приводит к существенному снижению трудозатрат со стороны уполномоченного работника, повышает скорость обработки информации, подготовки, проведения и оформления процедур закупок, в таком же виде согласовывается и по результатам согласования распечатывается.

Шаг 4. Направление предложения с соблюдением п.1 ст.24 Закона выбранному поставщику (подрядчику, исполнителю) о заключении договора.

Шаг 5. Составление справки о процедуре закупки (ст.29 Закона) и формирование дела по итогам процедуры закупки (ст.30 Закона).

 

Примерная форма составления заявки на государственную закупку

 

 

_______________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество       

_______________________________________

лица, согласующего закупку)              

 

ЗАЯВКА
на государственную закупку

 

Структурное подразделение (служба, отдел, группа) ______________________________

________________________________________________________________________________

Заявитель (должность, фамилия, инициалы) _____________________________________

________________________________________________________________________________

1. _________________________________________________________________________.

     (наименование предмета закупки)

1.1. Код ТН ВЭД ТС - _______________________________________________________.

1.2. Подвид  ОКРБ 007-2007  (9-значный код)  и наименование  в соответствии  с ним -

_______________________________________________________________________________.

1.3. Количество (объем), единица измерения - __________________________________.

1.4. Место  применения  (использования,  выполнения,  оказания),  цель  (назначение) -

_______________________________________________________________________________.

1.5. Информация о наличии в годовом плане государственных закупок _____________.

1.6. Информация о включении в годовой план государственных закупок (его дополнении и (или) изменении) с указанием даты, основания ______________________.

2. Основные потребительские и экономические показатели предмета закупки с учетом требований ст.20 Закона (описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, включая при необходимости технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, должно давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых (выполняемых, оказываемых) иным способом только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем)) (примечание):

2.1. ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

2.2. Объем (количество) предмета закупки - _____________________________________.

2.3. Срок (сроки) поставки (выполнения, оказания) - _____________________________.

2.4. Место поставки предмета закупки (выполнения, оказания) или приобретения иным способом - _____________________________________________________________________.

2.5. Гарантийный срок на товары (работы, услуги) - ______________________________

_______________________________________________________________________________.

2.6. Гарантийный срок эксплуатации товара, срок службы товара - _________________.

3. Дата востребованности в предмете закупки - __________________________________.

 

Заявитель    
________________________
_________________
_______________________
             (должность)
(подпись)
(фамилия, инициалы)     
     
«___» __________ 20___ г.    
     
Согласовано:    
________________________
_________________
_______________________
             (должность)
(подпись)
(фамилия, инициалы)     
     
«___» __________ 20___ г.    
     
________________________
_________________
_______________________
             (должность)
(подпись)
(фамилия, инициалы)     
     
«___» __________ 20___ г.    
     
________________________
_________________
_______________________
             (должность)
(подпись)
(фамилия, инициалы)     
     
«___» __________ 20___ г.    
     
Принято к исполнению (передано уполномоченному работнику):
     
________________________
_________________
_______________________
             (должность)
(подпись)
(фамилия, инициалы)     
     
«___» __________ 20___ г.    

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2012 № 83.

С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин.

 

Примечание. При описании технических показателей (характеристик) предмета государственной закупки должны использоваться характеристики, требования, символы и термины в соответствии с техническими регламентами, техническими кодексами установившейся практики, стандартами, техническими условиями.

Технические показатели (характеристики) не должны содержать ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя).

Если такие ссылки вызваны отсутствием конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки, то технические показатели (характеристики) должны содержать слова «или аналог».

Исключение составляют случаи, когда использование аналогов недопустимо в целях обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (выполненными работами, оказанными услугами). Обоснование необходимости обеспечения совместимости в таком случае должно прилагаться к заявке на закупку.

Допускается объединять в предмете государственной закупки или его части (лоте) технологически и функционально связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), за исключением товаров (работ, услуг), включая однородные товары (работы, услуги), сведения о части которых составляют государственные секреты.

Не допускается разделять объем (количество) предмета государственной закупки, за исключением случаев, предусмотренных п.4 ст.20 Закона, если таким образом можно избежать проведения соответствующего вида процедур государственных закупок, определенного ст.17 Закона.

 

Примерная форма обоснования выбора поставщика (подрядчика, исполнителя)
 
«___» ___________ 20__ г. Общая стоимость закупки (с НДС)   Количество базовых величин  
Обоснование выбора процедуры закупки
Срок проведения процедуры С «___» ________ 20___ г.
___ часов ____ минут
По «___» _________ 20__ г.
___ часов ____ минут
Окончательный срок для подачи предложений До «___» ________ 20___ г. ___ часов ___ минут
Наименование валюты, используемой для указания цены за единицу товара (работы, услуги)  
Источник финансирования закупки
Критерии оценки предложений (если предусмотрено более одного критерия оценки)          
Потребность в предмете закупки (количество, объем)   Остаток на складе (товаров)   Цена последнего получения (товаров), стоимость последнего выполнения (оказания) работ (услуг)   Дата последнего получения (выполнения, оказания)  

Способ оценки предложений (при использовании более одного критерия оценки) _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

 

Исследование конъюнктуры рынка

Полное наименование и адреса потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которым направлены запросы о предоставлении предложения Способ направления Лицо, принявшее запрос Примечание
       
       

 

Информация по результатам проведения исследований конъюнктуры рынка

Полное наименование и адреса потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которыми направлены предложения Количество (объем) предложений предмета закупки Цена за единицу товара (работы, услуги) Стоимость Условия оплаты Условия поставки (согласно Инкотермс 2010) Срок поставки (выпол-нения, оказания)
             
             
Результаты сравнения предложений  
Прошу согласовать выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключить договор на следующих условиях:
Наименование выбранного поставщика (подрядчика, исполнителя)  
Юридический (почт.) адрес, тел.  
Общая сумма договора (валюта)   Условия оплаты  
Условия поставки (согласно Инкотермс 2010)   Срок поставки (выполнения, оказания)  
Срок вступления в силу договора и срок его действия  
Транспортные расходы (сумма и сторона, которая несет транспортные расходы)  
Упаковка, маркировка, средства пакетирования (наименование, ГОСТ, ТУ)  
Качество и комплектность товаров (объем работ, услуг) (наименование нормативных документов, ГОСТ, ТУ и т.д.)  
Иной результат процедуры  
Предложения по иному результату процедуры  
Обоснование предложений  
Информация о поступивших жалобах и результатах их рассмотрения (если это имело место)  

 

___________________________________
_______________
_______________________
(должность уполномоченного работника)
                        (примечание)
(подпись)
(фамилия, инициалы)     

 

Главный бухгалтер (бухгалтер) __________________ /____________________/

«____» _____________ 20___ г.

 

Заместитель руководителя ______________________ /____________________/

«____» _____________ 20___ г.

 

Юрист (работник заказчика (организатора), обладающий профессиональными навыками организации и проведения процедур государственных закупок (ст.11 Закона))

______________________ /____________________/

«____» _____________ 20___ г.

 

Заявитель _____________________ ____________________ /________________/

«____» _____________ 20___ г.

 

Примечание. Уполномоченный работник несет ответственность за достоверность указанных в обосновании сведений, соблюдение порядка организации и проведения процедуры закупки, а также за результаты оценки предложений и выбор поставщика (подрядчика, исполнителя).

Главный бухгалтер (бухгалтер) несет ответственность за совершение платежей по договору в случае его заключения. Не несет ответственности за достоверность указанных в обосновании сведений, а также за результаты оценки предложений и выбор поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заместитель руководителя отвечает за своевременность утверждения результатов процедуры закупки и выступает гарантом оплаты по договору в случае его заключения. Не несет ответственности за достоверность указанных в обосновании сведений, а также за результаты оценки предложений и выбор поставщика (подрядчика, исполнителя).

Юрист (работник заказчика (организатора), обладающий профессиональными навыками организации и проведения процедур государственных закупок (ст.11 Закона)) несет ответственность за проверку правильности проведения процедуры закупки уполномоченным работником, применения предусмотренных критериев и способа оценки (при наличии).

Заявитель несет ответственность за обоснованность заявки на государственную закупку, требований к предмету закупки, даты востребованности в предмете закупки, а также за подтверждение обоснованности выбора уполномоченным работником предлагаемого выбранным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предмета закупки.

 

25.03.2013

 

Антон Богатко, юрист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» и общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская компания «МАиС», заместитель директора общества с дополнительной ответственностью «ИПМ-Консалт центр права»
Анна Богатко, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» в г.Минске