Алгоритм от 14.03.2014
Автор: Лисица Л.

Процедуры закупок при строительстве: подрядные торги


СОДЕРЖАНИЕ

 

Закупки при строительстве

Процедура подрядных торгов в форме закрытого конкурса

Алгоритм проведения процедуры подрядных торгов в форме открытого конкурса

   Шаг 1. Принятие решения о проведении подрядных торгов

   Шаг 2. Назначение конкурсной комиссии по проведению подрядных торгов

   Шаг 3. Разработка документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации, их утверждение

   Шаг 4. Извещение о подрядных торгах

   Шаг 5. Разработка и предоставление участниками предквалификационных документов, конкурсных предложений, а также предоставление конкурсного обеспечения

   Шаг 6. Предварительный квалификационный отбор участников

   Шаг 7. Проведение заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями, оформление протокола заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями

   Шаг 8. Изучение и оценка конкурсных предложений, оформление протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов

   Шаг 9. Письменное извещение претендентов о результатах подрядных торгов и размещение протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов

   Шаг 10. Возврат конкурсного обеспечения организатором подрядных торгов

   Шаг 11. Заключение договора

Признание подрядных торгов несостоявшимися

Проведение подрядных торгов по упрощенной схеме

Особенности проведения подрядных торгов

 

Материал помещен в архив

 

ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПОК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ

От редакции «Бизнес-Инфо»

Согласно письму Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.01.2016 № 04-3-05/472 «О применении норм законодательства при закупках товаров в строительстве», если закупки товаров (работ, услуг) при строительстве проводятся с 1 января 2016 г., то:

• государственные закупки (при бюджетном финансировании полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) необходимо производить в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;

• закупки за счет иных средств Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь полагает возможным производить в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и принятого в его развитие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».

В случае если задание на закупку товаров (работ, услуг) было утверждено в 2015 году, то согласно общим правилам, в соответствии с которыми определяется решение заказчика о закупке, процедуры продолжаются в 2016 году с учетом требований Указа № 591 и постановления № 88.

В данном материале рассматривается процедура закупки в строительстве при финансировании за счет собственных средств.

Закупки при строительстве

Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) установлены три процедуры закупок при строительстве:

1) подрядные торги;

2) торги;

3) переговоры.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

В развитие Указа № 591 было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», которым утверждено Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее - Положение № 88). В Положении № 88 описаны указанные процедуры.

Процедура подрядных торгов в форме закрытого конкурса

Подрядные торги - форма размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, предусматривающая выбор подрядчика или исполнителя на основе конкурса (п.2 Положения № 88).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 августа 2015 г. согласно абзацу 16 п.2 Положения № 88 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650 (далее - постановление № 650) подрядные торги - форма размещения заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, предусматривающая выбор подрядчика или исполнителя на основе конкурса.

 

Подрядные торги могут проводиться в форме открытого или закрытого конкурса.

Подрядные торги в форме закрытого конкурса проводятся при размещении заказов:

• по объектам специального назначения;

• взрывоопасным объектам строительства, находящимся на территории организаций и связанным с непрерывным производственным циклом;

• объектам строительства (включая проектирование), связанным с обеспечением безопасности движения поездов, развитием и эксплуатацией железнодорожного транспорта (автоматизация с механизацией сортировочных горок, устройство железнодорожной автоматики, электрификация участков железной дороги, переустройство и ремонт железнодорожных путей);

• объектам строительства, связанным с обеспечением энергетической безопасности экономики и жизнедеятельности населения на действующих энергетических объектах.

Особенности проведения подрядных торгов в форме закрытого конкурса приведены ниже.

 

Шаг 1
Принятие решения о проведении подрядных торгов
     
 
Шаг 2
Назначение конкурсной комиссии по проведению подрядных торгов
     
 
Шаг 3
Разработка документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации, их утверждение
     
 
Шаг 4
Извещение о подрядных торгах
     
 
Шаг 5
Разработка и предоставление участникам предквалификационных документов, конкурсных предложений, а также предоставление конкурсного обеспечения
     
 
Шаг 6
Предварительный квалификационный отбор участников
     
 
Шаг 7
Предварительное заседание конкурсной комиссии по вскрытию пакетов с конкурсным предложениями, оформление протокола заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями
     
 
Шаг 8
Изучение и оценка конкурсных предложений, оформление протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов
     
 
Шаг 9
Письменное извещение претендентов о результатах подрядных торгов и размещение протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов
     
 
Шаг 10
Возврат конкурсного обеспечения организатором подрядных торгов
     
 
Шаг 11
Заключение договоров

 

Обратите внимание!

Положением № 88 предусмотрены особенности проведения подрядных торгов в форме закрытого конкурса:

• извещение о проведении подрядных торгов в форме закрытого конкурса и сообщение о результатах таких торгов не размещаются (не публикуются);

• организатор подрядных торгов самостоятельно определяет перечень участников, которые могут выполнить соответствующий заказ, и направляет им приглашения на участие в подрядных торгах в форме закрытого конкурса по форме согласно приложению 5 к Положению № 88.

 

Во всех остальных случаях подрядные торги проводятся в форме открытого конкурса.

Алгоритм проведения процедуры подрядных торгов в форме открытого конкурса

Шаг 1. Принятие решения о проведении подрядных торгов

Процедура подрядных торгов начинается с момента принятия решения о проведении подрядных торгов (размещении заказа на основе подрядных торгов). Принимает такое решение организатор подрядных торгов (его руководитель). Данное решение оформляется в виде приказа, распоряжения, иного локального нормативного правового акта (далее - ЛНПА) организатора подрядных торгов.

 

Обратите внимание!

При принятии решения о проведении подрядных торгов организатору подрядных торгов необходимо обеспечить его законность. В частности, если речь идет о хозяйственных обществах и если сделка (договор на выполнение работ, оказание услуг) подпадает под определение крупной сделки в соответствии с Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», следует соблюсти порядок принятия решения о совершении крупной сделки, иначе незаконность принятия решения о совершении крупной сделки может повлечь за собой признание подрядных торгов недействительными.

 

Организатор подрядных торгов вправе принять решение о проведении подрядных торгов только при наличии у него (за исключением строительства объектов под ключ) в совокупности:

• разрешительной документации на строительство объектов, выданной в установленном законодательством порядке;

• проектной, в т.ч. сметной, документации на строительство объектов, прошедшей государственную экспертизу и утвержденной в установленном порядке, кроме случаев, когда условиями подрядных торгов предусмотрена разработка проектной документации подрядчиком или в соответствии с нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами, эта разработка не является обязательной. Вместе с тем в случаях, когда организатор подрядных торгов может не иметь проектной документации, он (организатор подрядных торгов) должен все равно иметь предусмотренные законодательством документы для достоверного определения участниками объемов подлежащих выполнению работ и их стоимости (например, в случае текущего ремонта такими документами должны быть дефектный акт и смета).

Дополнительно заказчику (застройщику) рекомендуется заранее озаботиться получением выписки из регистрационной книги о правах (ограничения, обременениях прав) на земельный участок, на котором будет осуществляться строительство. Такая выписка является обязательным условием для заключения договора строительного подряда в соответствии с подп.8.1 п.8 Правил заключения и исполнения договора строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450.

Подрядные торги на выполнение работ при строительстве объектов под ключ организуются при наличии у их организатора разрешительной документации на строительство объектов, выданной в установленном законодательством порядке.

Шаг 2. Назначение конкурсной комиссии по проведению подрядных торгов

Организатор подрядных торгов должен:

• назначить лицо, ответственное за проведение подрядных торгов;

• создать конкурсную комиссию по проведению подрядных торгов (далее - конкурсная комиссия).

Лицом, ответственным за проведение подрядных торгов, может быть компетентное должностное лицо организатора подрядных торгов (назначение осуществляется путем принятия соответствующего приказа, распоряжения, иного ЛНПА организатора подрядных торгов) либо стороннее (привлеченное) лицо (физическое или юридическое), обладающее соответствующими знаниями и опытом (назначение осуществляется посредством заключения гражданско-правового договора). Лицо, ответственное за проведение подрядных торгов, - связующее звено между организатором подрядных торгов, конкурсной комиссией и претендентами. Кроме того, оно несет ответственность за соблюдение процедуры подрядных торгов.

Конкурсная комиссия создается по решению организатора подрядных торгов (решение оформляется путем принятия соответствующего приказа, распоряжения, иного ЛНПА организатора подрядных торгов).

В конкурсную комиссию должно входить не менее пяти человек - работников организатора подрядных торгов, в число которых в обязательном порядке включают юриста и специалистов по предмету заказа. В случае необходимости в состав комиссии могут быть включены работники соответствующего профиля других организаций и государственного органа (организации), в подчинении которых находится (в состав (систему) которых входит) организатор подрядных торгов. Персональный состав конкурсной комиссии формируется организатором подрядных торгов и утверждается его руководителем.

В составе конкурсной комиссии в обязательном порядке назначаются председатель, заместитель (заместители) председателя и секретарь конкурсной комиссии. При назначении конкурсной комиссии, определении ее состава организатор подрядных торгов определяет также полномочия ее членов.

Конкурсная комиссия действует в соответствии с требованиями Положения № 88, а также регламентом конкурсной комиссии. Регламент конкурсной комиссии должен быть разработан конкурсной комиссией или организатором подрядных торгов и утвержден соответственно председателем конкурсной комиссии или руководителем организатора подрядных торгов.

Конкурсная комиссия может создаваться в качестве временного органа для размещения заказов в рамках строительства одного объекта или для постоянной работы по организации и проведению подрядных торгов при строительстве объектов.

Шаг 3. Разработка документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации, их утверждение

Документация для предварительного квалификационного отбора участников разрабатывается и утверждается организатором подрядных торгов. Данная документация должна содержать информацию:

• о наименовании организатора подрядных торгов, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты;

• наименовании предмета заказа;

• сроках и порядке проведения предварительного квалификационного отбора участников;

• перечне показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников, а также о критериях и методике оценки квалификационных данных участников для их дальнейшего допуска к участию в подрядных торгах;

• сроке действия предквалификационных документов.

Положением № 88 отдельно регулируется перечень показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов:

• на выполнение проектных и изыскательских работ;

• выполнение отдельных видов строительных работ;

• закупку товаров;

• оказание инженерных услуг.

Требования к указанным перечням показателей сформулированы таким образом, что сократить данные перечни нельзя. Организатор подрядных торгов может лишь расширить перечень показателей, закрепленный в Положении № 88.

Характеризуя показатели, учитываемые в ходе предварительного квалификационного отбора участников, необходимо отметить, что одни из них сформулированы некорректно, другие нуждаются в конкретизации. В частности, в отношении размещения заказов на закупку товаров не понятно, у кого должна быть система управления качеством, соответствующая международным стандартам ИСО серии 9000: у изготовителя товаров или у их поставщика. Для гарантирования качества товаров желательно, чтобы система управления качеством была именно у изготовителя. Поэтому организатору подрядных торгов рекомендуется делать соответствующие уточнения в документации для предварительного квалификационного отбора участников.

Конкурсная документация разрабатывается и утверждается организатором подрядных торгов.

Конкурсная документация должна содержать сведения, сгруппированные в следующие разделы:

• «Предмет заказа»;

• «Проектная документация»;

• «Условия проведения подрядных торгов»;

• «Порядок представления участником конкурсного предложения»;

• «Условия заключения договора»;

• «Обязательства организатора подрядных торгов».

Положением № 88 регулируется, какая информация должна быть включена в каждый из указанных разделов. Положения сформулированы таким образом, что уменьшить объем указываемой информации в конкурсной документации нельзя, его можно только увеличить.

 

Обратите внимание!

Если организатор подрядных торгов хочет иметь право на внесение изменений в конкурсную документацию (изменение условий проведения подрядных торгов) или на отказ от проведения подрядных торгов, это необходимо указывать в конкурсной документации (раздел «Условия проведения подрядных торгов»).

 

Документация, а также вся корреспонденция, подготавливаемая организатором подрядных торгов, должна быть составлена на русском или белорусском языке.

Организатором подрядных торгов могут размещаться заказы на выполнение однородных работ, оказание однородных услуг при строительстве объектов в централизованном порядке для нескольких строящихся объектов. В этом случае в конкурсной документации указываются однородные работы, услуги, необходимые для строительства каждого объекта.

Организатор подрядных торгов вправе проводить подрядные торги одновременно по нескольким лотам. В этом случае разработка конкурсной документации, а также документации для предварительного квалификационного отбора участников осуществляется по каждому из лотов.

Шаг 4. Извещение о подрядных торгах

Организатор подрядных торгов после разработки документации для предквалификационного отбора участников и конкурсной документации размещает извещение о проведении подрядных торгов в информационной системе (ИС) «Тендеры» на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия (ИРУП) «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет. Такое извещение должно быть размещено не позднее чем за 30 календарных дней до проведения подрядных торгов. По желанию организатора публичных торгов извещение может быть дополнительно опубликовано в печатных изданиях, в т.ч. имеющих международное распространение.

Важно в извещении о проведении подрядных торгов указать следующую информацию:

• наименование организатора подрядных торгов;

• время, место и форму проведения подрядных торгов;

• время, место и порядок проведения предварительного квалификационного отбора участников;

• предмет и порядок проведения подрядных торгов, в т.ч. порядок участия в подрядных торгах и определения их победителя;

• условия приобретения (получения) конкурсной документации и документации для предварительного квалификационного отбора участников;

• цену заказа, применяемую в качестве стартовой;

• срок заключения договора по результатам проведения подрядных торгов;

• иную информацию, определяемую организатором подрядных торгов.

Неуказание (неполное указание) данной информации в извещении может повлечь за собой признание подрядных торгов недействительными.

Лица, желающие принять участие в подрядных торгах, направляют организатору подрядных торгов сообщение о своем согласии на участие в подрядных торгах и предварительном квалификационном отборе участников, а также получают (приобретают) документацию для предварительного квалификационного отбора и конкурсную документацию.

Шаг 5. Разработка и предоставление участниками предквалификационных документов, конкурсных предложений, а также предоставление конкурсного обеспечения

Участники разрабатывают предквалификационные документы и конкурсные предложения. При этом Положением № 88 не предъявлено особенных требований к составу и содержанию предквалификационных документов участников. Вместе с тем, исходя из анализа главы 3 Положения № 88, можно сделать вывод, что предквалификационные документы должны содержать информацию согласно требованиям и показателям, установленным организатором подрядных торгов в документации для предварительного квалификационного отбора участников.

В отношении конкурсных предложений участников Положение № 88 требует, чтобы они содержали:

• сопроводительное письмо, подтверждающее принятие условий, выдвинутых организатором подрядных торгов, и согласие участника на подписание договора;

• обоснование и расчет цены предложения участника с указанием метода ее определения;

• график производства работ;

• график платежей, за исключением случаев единовременной оплаты;

• предложения о внесении изменений и (или) дополнений (если таковые имеются) в представленный организатором подрядных торгов проект договора, если в разделе «Условия проведения подрядных торгов» организатором подрядных торгов предусмотрена возможность внесения изменений и (или) дополнений в проект соответствующего договора;

• сведения о системе контроля качества (при необходимости), например, для подрядчика обязательно наличие системы производственного контроля;

• сведения об участнике, документально подтверждающие его организационные и финансовые возможности выполнения обязательств, предусмотренных организатором подрядных торгов в конкурсной документации;

• иные документы, предусмотренные организатором подрядных торгов в конкурсной документации.

Предквалификационные документы (оригинал и две копии) и конкурсное предложение (оригинал и две копии) оформляются в письменном виде, прошиваются и пронумеровываются (предквалификационные документы отдельно от конкурсного предложения), каждый документ (оригинал или копия) подписывается руководителем участника или уполномоченным лицом и скрепляется печатью. Документы помещаются участниками в отдельные конверты (в один конверт - предквалификационные документы, в другой - конкурсное предложение) и направляются в конкурсную комиссию не позднее срока, установленного организатором подрядных торгов.

Конкурсное предложение и другие документы, представленные участником, могут быть составлены на иностранном языке при условии, что к ним будет прилагаться нотариально заверенный точный перевод на русский или белорусский язык. В этом случае преимущество будет иметь переведенная версия.

Предквалификационные документы и конкурсные предложения регистрируются организатором подрядных торгов в порядке их поступления с указанием даты и времени. По требованию участника организатор подрядных торгов обязан выдать ему расписку с указанием даты и времени получения конкурсного предложения и предквалификационных документов.

Участник вправе отозвать свое конкурсное предложение и изменить его содержание не позднее срока подачи документов для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсного предложения.

В случае если организатором подрядных торгов предусмотрена обязанность предоставления участниками конкурсных обеспечений, то участник обязан предоставить соответствующее конкурсное обеспечение организатору подрядных торгов одновременно с представлением конкурсного предложения.

Конкурсное обеспечение предоставляется с целью обеспечения исполнения участников обязательств по участию в подрядных торгах и заключению договора по результатам их проведения. Конкурсное обеспечение может предоставляться в виде перечисления организатору подрядных торгов денежных средств, поручительства, банковской гарантии или в иной форме.

Размер конкурсного обеспечения устанавливается организатором подрядных торгов, однако в любом случае он не может превышать 5 % цены заказа.

Срок действия конкурсного обеспечения, предоставляемого участником, не может быть меньше срока действия конкурсного предложения.

Шаг 6. Предварительный квалификационный отбор участников

С 1 января 2014 г. процедура предварительного квалификационного отбора при размещении заказа на подрядных торгах стала обязательной.

Начинается процедура предварительного квалификационного отбора с разработки и утверждения организатором подрядных торгов документации для проведения предварительного квалификационного отбора участников. Далее организатор подрядных торгов приглашает участников, подавших заявку на участие в подрядных торгах, на предварительный квалификационный отбор и осуществляет их регистрацию.

Рассмотрение предквалификационных документов, представленных участниками, осуществляет конкурсная комиссия. Участники, представившие предквалификационные документы и зарегистрированные организатором подрядных торгов, имеют право присутствовать на заседании конкурсной комиссии при вскрытии конвертов с предквалификационными документами. При вскрытии таких конвертов конкурсная комиссия проверяет наличие всех документов, установленных для предварительного квалификационного отбора участников, и оглашает наименование и место нахождения каждого участника. Указанные данные вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с предквалификационными документами по форме согласно приложению 1 к Положению № 88.

Конкурсная комиссия имеет право изучать предквалификационные документы участников не более 5 рабочих дней со дня вскрытия конвертов. В отдельных случаях с согласия организатора подрядных торгов этот срок может быть продлен.

Конкурсная комиссия оценивает квалификационные данные участников с учетом критериев и методики их оценки, установленных организатором подрядных торгов.

По результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников оформляется протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников по форме согласно приложению 2 к Положению № 88. Данный протокол подписывается председателем и членами конкурсной комиссии и представляется организатору подрядных торгов для утверждения. Организатор подрядных торгов должен утвердить данный протокол в течение 1 рабочего дня со дня его представления.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. следует применять приложения 1 и 2 к Положению № 88 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108.

 

Далее организатор подрядных торгов извещает в письменной форме участников о результатах проведения предварительного квалификационного отбора, при этом такое извещение должно быть сделано в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников. Участнику, не прошедшему предварительный квалификационный отбор, выдается письменный мотивированный отказ в дальнейшем участии в подрядных торгах и его конкурсное предложение возвращается нераспечатанным.

Если по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников ни один из участников не признан прошедшим данный отбор или только один участник прошел предварительный квалификационный отбор, подрядные торги признаются несостоявшимися.

Далее процедура подрядных торгов проводится лишь в отношении участников, прошедших предварительный квалификационный отбор.

Шаг 7. Проведение заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями, оформление протокола заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями

После проведения предварительного квалификационного отбора участников в установленный организатором подрядных торгов день проводится заседание конкурсной комиссии по вскрытию пакетов с конкурсными предложениями. На данном заседании конкурсной комиссии вправе присутствовать участники, представившие конкурсные предложения и зарегистрированные организатором подрядных торгов.

Конкурсная комиссия вскрывает конверты с конкурсными предложениями участников, проверяет наличие требуемых документов и оглашает содержание основных пунктов предложений. Указанные данные по каждому участнику вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями по форме согласно приложению 3 к Положению № 88.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 августа 2015 г. следует руководствоваться формой согласно приложению 3 к Положению № 88 в редакции постановления № 650.

Шаг 8. Изучение и оценка конкурсных предложений, оформление протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов

Конкурсная комиссия изучает конкурсные предложения участников, при этом максимальный срок изучения конкурсных предложений должен составлять не более 45 рабочих дней со дня вскрытия конвертов, а по объектам строительства жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения - не более 10 рабочих дней. В отдельных случаях при соответствующем обосновании конкурсной комиссии и с согласия организатора подрядных торгов этот срок может быть продлен.

При изучении конкурсных предложений конкурсная комиссия может запросить у участника уточняющую (но не дополняющую предложение) информацию. На участника возлагается обязанность такую информацию конкурсной комиссии представить. С учетом того что Положением № 88 не регулируется срок представления участником уточняющей информации, рекомендуется в соответствующем запросе конкурсной комиссии указывать срок, в течение которого такая информация должна быть получена, при этом данный срок должен быть разумным.

Если у конкурсной комиссии возникают сомнения в достоверности представленных участником сведений, она вправе произвести дополнительную их проверку с участием специалистов либо назначить проведение экспертизы. Участник отстраняется от участия в подрядных торгах в любой момент до заключения договора, если организатор подрядных торгов обнаружит, что участником представлена недостоверная информация. По результатам принятия решения об отстранении участника от участия в предварительном квалификационном отборе или подрядных торгах оформляется протокол, а отстраненный участник уведомляется о таком решении в течение 3 рабочих дней.

Конкурсная комиссия оценивает предложения участников с учетом критериев и методики, приведенных в конкурсной документации.

Результаты проведения подрядных торгов подводятся на заседании конкурсной комиссии с оформлением протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов по форме согласно приложению 4 к Положению № 88. Данный протокол подписывается председателем и членами конкурсной комиссии и представляется организатору подрядных торгов для утверждения. Решение об утверждении или неутверждении данного протокола должно быть принято организатором подрядных торгов в течение 3 рабочих дней с даты его представления. В случае неутверждения данного протокола организатор подрядных торгов составляет письменное обоснование.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 августа 2015 г. следует руководствоваться формой согласно приложению 4 к Положению № 88 в редакции постановления № 650.

 

При отказе победителя подрядных торгов от заключения соответствующего договора их организатор вправе не проводить повторные подрядные торги, а предложить заключить договор второму по показателям после победителя подрядных торгов участнику.

Организатор подрядных торгов вправе принять решение о проведении повторных подрядных торгов или о проведении переговоров в случаях, если:

• руководителем организатора подрядных торгов при обязательном соответствующем письменном обосновании не утвержден протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов;

• конкурсной комиссией при обязательном соответствующем письменном обосновании в указанном протоколе ни один из участников не признан победителем подрядных торгов;

• победитель подрядных торгов отказался от заключения договора и организатором подрядных торгов не предложено заключить договор второму по показателям после победителя подрядных торгов участнику;

• победитель подрядных торгов, а также второй по показателям после него участник отказались от заключения договора.

Организатор подрядных торгов вправе в этих же случаях принять решение об отмене проведения подрядных торгов, если проведение подрядных торгов в соответствии с законодательством необязательно.

Шаг 9. Письменное извещение претендентов о результатах подрядных торгов и размещение протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов

После утверждения организатором подрядных торгов протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов организатор в течение 3 рабочих дней с даты утверждения данного протокола извещает в письменной форме участников о результатах проведения подрядных торгов.

Дополнительно организатор подрядных торгов в течение 3 рабочих дней с даты утверждения протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов размещает данный протокол в ИС «Тендеры» на официальном сайте ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

Шаг 10. Возврат конкурсного обеспечения организатором подрядных торгов

Конкурсное обеспечение возвращается предоставившему его участнику не позднее 4 рабочих дней со дня:

• отмены процедуры проведения подрядных торгов;

• отзыва участником конкурсного предложения до истечения срока его действия, если такой отзыв допускается в соответствии с конкурсной документацией;

• отзыва участником конкурсного предложения до окончания установленного организатором подрядных торгов срока подачи предквалификационных документов и конкурсных предложений;

• отказа участнику в дальнейшем участии в подрядных торгах по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников;

• признания подрядных торгов несостоявшимися;

• непризнания участника победителем подрядных торгов.

Победителю подрядных торгов конкурсное обеспечение возвращается в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора по результатам проведения подрядных торгов.

Конкурсное обеспечение не возвращается в случаях:

• отказа участника, признанного победителем подрядных торгов, от заключения договора;

• непредоставления заказчику (организатору подрядных торгов) обеспечения исполнения договора или предоставления такого обеспечения с нарушением условий его предоставления, если такая обязанность установлена в соответствии с условиями конкурсной документации;

• изменения или отзыва участником конкурсного предложения после истечения срока окончания представления предквалификационных документов и конкурсных предложений.

Шаг 11. Заключение договора

По результатам проведения подрядных торгов заключается соответствующий договор с учетом главы 12 Положения № 88 и требований законодательства Республики Беларусь.

Признание подрядных торгов несостоявшимися

Положением № 88 предусмотрено, что подрядные торги признаются несостоявшимися, если:

• руководителем организатора подрядных торгов при обязательном соответствующем письменном обосновании не утвержден протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов;

• конкурсной комиссией при обязательном соответствующем письменном обосновании в указанном протоколе ни один из участников не признан победителем подрядных торгов;

• победитель подрядных торгов отказался от заключения договора и организатором подрядных торгов не предложено заключить договор второму по показателям после победителя подрядных торгов участнику;

• победитель подрядных торгов, а также второй по показателям после него участник отказались от заключения договора;

• не подано ни одного конкурсного предложения с предквалификационными документами;

• в подрядных торгах принимал участие только один участник.

При наличии хотя бы одного из вышеуказанных оснований конкурсной комиссией составляется в произвольной форме протокол о признании подрядных торгов несостоявшимися. Организатор подрядных торгов обязан в течение 3 рабочих дней с даты подписания такого протокола известить всех участников о признании подрядных торгов несостоявшимися. Кроме того, извещение о признании подрядных торгов несостоявшимися должно быть размещено в ИС «Тендеры» на официальном сайте ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет, а также опубликовано в печатных средствах массовой информации, в которых ранее было опубликовано извещение о проведении подрядных торгов.

Проведение подрядных торгов по упрощенной схеме

Положением № 88 предусмотрена возможность проведения подрядных торгов по упрощенной схеме с учетом следующих особенностей:

• организатор подрядных торгов имеет право одновременно с размещением (публикацией) извещения о проведении подрядных торгов направить предполагаемым участникам приглашения в письменной и (или) электронной формах;

• срок представления организатором подрядных торгов документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации участникам должен составлять не более одного рабочего дня после выполнения ими условий приобретения (получения) такой документации;

• организатор подрядных торгов вправе представить участнику в соответствии с законодательством документацию для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсную документацию по указанному им электронному адресу;

• сроки подготовки и подачи участниками предквалификационных документов и конкурсных предложений должны составлять не менее 15, но не более 30 календарных дней с даты размещения (публикации) извещения или рассылки приглашений;

• конкурсная комиссия должна провести предварительный квалификационный отбор участников и определить победителя подрядных торгов в срок не позднее 10 рабочих дней после проведения первого ее заседания.

Вместе с тем провести подрядные торги по упрощенной схеме можно лишь в случае возникновения необходимости срочного размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг, если такая необходимость предусмотрена Правительством Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами. По данной упрощенной схеме проводится также размещение заказов на закупку товаров при строительстве.

Особенности проведения подрядных торгов

Положением № 88 дополнительно предусмотрены особенности проведения подрядных торгов:

• на строительство жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройство и озеленение (глава 6 Положения № 88);

• на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ (глава 7 Положения № 88);

• по выбору субподрядных организаций (глава 9 Положения № 88);

• на оказание инженерных услуг (глава 10 Положения № 88).

 

14.03.2014

 

Лилия Лисица, управляющий партнер юридического бюро Лисицы Лилии / ООО «Правовой стандарт» / ООО «Аудиторский и бухгалтерский стандарт», старший преподаватель частного учреждения образования «БИП - Институт правоведения»